Скачать презентацию ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА конец XIX начало XX века Скачать презентацию ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА конец XIX начало XX века

презент.Аиерика.pptx

  • Количество слайдов: 75

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА конец XIX начало XX века ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА конец XIX начало XX века

Карта Латинской Америки Карта Латинской Америки

Список государств Антигуа и Барбуда Аргентина Боливия Бразилия Венесуэла Гаити Гватемала Гондурас Доминиканская республика Список государств Антигуа и Барбуда Аргентина Боливия Бразилия Венесуэла Гаити Гватемала Гондурас Доминиканская республика Колумбия Коста Рика Куба Мексика Никарагуа Панама Перу Сальвадор Уругвай Чили Эквадор

Содержание • Введение (Культура Доколумбовой Америки, Латиноамериканская художественная куль тура 9 20 века) 1 Содержание • Введение (Культура Доколумбовой Америки, Латиноамериканская художественная куль тура 9 20 века) 1 • Архитектура ( Ацтеки, Майя, Империя Инков; архитектура 19 20 века) • Скульптура • Монументальная живопись • Живопись • Графика

Введение Освободительные войны, волной прокатившиеся в первые десятилетия 19 в. в испанских колониях, открыли Введение Освободительные войны, волной прокатившиеся в первые десятилетия 19 в. в испанских колониях, открыли новую эпоху в истории Латинской Америки. В 1810— 1820 х гг. одна за другой освобождались от испанского господства и завоевывали независимость страны Центральной и Южной Америки; в 1820 х гг. добилась независимости и португальская колония Бразилия. Развитие художественных культур стран Латинской Америки, пошедшее начиная с первых десятилетий 19 в. каждое по своему руслу, обладает вместе с тем значительными общими чертами. Мексиканская революция 1910— 1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступления молодого мексиканского пролетариата, коммунистическое движение, развившееся под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, оказали решающее влияние на содержание и формы нового искусства Мексики, сформировали новый тип художника — политического борца.

Культура Доколумбовой Америки К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена Культура Доколумбовой Америки К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Месоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения. Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли. Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в I тыс. до н. э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т. д. Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н. э. и существовали до XVI в. н. э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н. э. ), и поздний, или постклассический (X XVI вв. н. э. ).

Латиноамериканская художественная куль тура 19 20 века К концу XIX века почти вся Латинская Латиноамериканская художественная куль тура 19 20 века К концу XIX века почти вся Латинская Америка была во влечена международный капиталистический рынок, в и это не могло ни сказаться на развитии художественной культуры, кото рая остепенно попадает под влияние п модернизма. Некоторые художественные направления, "завезенные" из Европы, например, импрессионизм, не получают здесь широкого развития. В силу всего этого латиноамериканская художественная куль тура арактеризуется в целом тем, что является х результирующей встречи различных культур. В результате смещения их рож дается метисная" художественная " культура, которая является наиболее адекватным художественным самовыражением народов континента: культура, которая адаптировала импортированные художественные модели к своей социальной реальности. Латиноамериканские критики отмечают в художественной культуре последнего столетия постепенно сформировавшееся противоречие между производством и художественными идеями, между практикой и субъективными намерениями. На протяже нии этого периода происходит процесс художественного заим ствования, пересадки европейских художественных школ в куль туру тех народов, которые находятся на "деревенском" уровне развития, который существенно отличал их от того культурного контекста, в котором были рождены эти художественные школы. Это естественно приводит к самоизоляции латиноамериканских художников, тяготеющих к европейскому и североамериканско му "авангарду". Латиноамериканская художественная культура не сущест вует как нечто гомогенное, ей, напротив, присущи множествен ность и разнообразие различных элементов. [Колёсов Михаил Семёнович «Философия и культура Латинской Америки» ]

АРХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРА

Архитектура АЦТЕКОВ После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн Архитектура АЦТЕКОВ После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Теночтитлан. Возникший город государство быстро разрастался и к началу XVI в. превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5 6 млн человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок» , внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков. Первыми из европейцев, увидевших этот город, были испанский завоеватель Эрнан Кортес со своими солдатами, вошедшие в город 8 ноября 1519 года. Вскоре они захватили город и 13 августа 1521 года, город Теночтитлан перешел во владения Испании. Испанцы разрушили город до основания, Теночтитлана возвышается Мехико. Город ацтеков Теночтитлан был основан в 1325 г. и располагался в долине Мехико

Архитектура Майя Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим Архитектура Майя Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I XV вв. н. э. на территории юго восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыло иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных. храм Надписей в Паленке три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста

Империя Инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Империя Инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века). Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Циклопические сооружения из колоссальных камней (крепость Саксайуаман) сменились постройками из тщательно обтесанных глыб гранита (крепость Писак). Особенностями архитектуры является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвие ножа) подгонка каменных блоков (часто неправильной формы и очень различных размеров) друг к другу без использования строительных растворов наклонённые внутрь стены со скруглёнными углами и лёгкие соломенные крыши. Благодаря этим особенностям здания обладали феноменальной сейсмостойкостью. крепость Саксайуаман крепость Писак Каллакаса , цитадель.

Архитектура Латинской Америки 19 20 века Архитектура стран Латинской Америки ко времени войн за Архитектура Латинской Америки 19 20 века Архитектура стран Латинской Америки ко времени войн за национальное освобождение пришла со своими прочными традициями, сложившимися в колониальное время. Сохраняется тип городского ансамбля с характерной для него геометрической сеткой улиц и прямоугольной главной площадью, украшенной торжественными и пышными соборами и дворцами светских и церковных властей. Создавая свою государственность по образцу буржуазных республик или монархий Европы, страны Латинской Америки черпали оттуда и соответствующую типологию зданий и архитектурные формы. Правительственный дворец, здания для государственных учреждений — таковы главные темы, к которым прежде всего обратилась новая архитектура независимых стран. К концу 19 века столицы Аргентины, Уругвая, Бразилии превращаются в современные капиталистические города со всеми свойственными им вопиющими контрастами трущоб и богатых кварталов. Архитектура наиболее развитых стран принимает международные стандарты буржуазного зодчества. Важным явлением в архитектурной жизни латиноамериканских стран 20 века было сложение национальных кадров зодчих. Их вгляды и интересы формируются в значительной мере под воздействием передовых идей демократизма и национальной независимости. Стремясь порвать с эклектикой, господствовавшей в предшествующий период, зодчие Латинской Америки обращаются к опыту так называемой «новой архитектуры» Европы и США и воспринимают от нее методы рационального строительства из железобетона, функциональное понимание архитектуры, отрицание «исторических стилей» , стремление идейно художественно претворить новую строительную технику и материалы. [Б. Р. Виппер «Введение в историческое изучение искусства» ]

Колонии Испании и Португалии (Пиренейский полуостров) В эпоху ранней и зрелой готики архитектура Пиренейского Колонии Испании и Португалии (Пиренейский полуостров) В эпоху ранней и зрелой готики архитектура Пиренейского полуострова точно следовала французским образцам. Сохранение романского стиля архитектурных планов и пристрастие к исламским декоративным элементам привели к формированию оригинальных стилистических вариантов. Национальный испанский стиль платереско. Португальский стиль мануэлито Монастырь Сан Эстебан, Саламанка (Хоакин и Альберто Чурригера). (платереско) Клуатры Монастыря иеронимитов в Лиссабоне, построенные в стиле мануэлино в 1520 х гг.

Архитектор А. В. Аледжадиньо Церкви Бразилии В Бразилии самая «европейская» архитектура из всей Латинской Архитектор А. В. Аледжадиньо Церкви Бразилии В Бразилии самая «европейская» архитектура из всей Латинской Америки. До начала 20 века приглашались архитекторы из Европы итальянцы, испанцы, французы. Колониальная архитектура главным образом религиозная.

Церковь в Лиссабоне 19 век Церковь Франсуа Дасиз конец 19 века Церковь в Лиссабоне 19 век Церковь Франсуа Дасиз конец 19 века

Театр «Опера» Мехико конец 19 века Кафедральный собор Альмудена в Мадриде 1884 г. маркиз Театр «Опера» Мехико конец 19 века Кафедральный собор Альмудена в Мадриде 1884 г. маркиз Франсиско де Кубас

Колониальная фазенда Колониальное градостроительство Колониальная фазенда Колониальное градостроительство

Авенида де Майо , 1889 г. в Буэнос Айресе (Аргентина) Хаотичный и быстрый рост Авенида де Майо , 1889 г. в Буэнос Айресе (Аргентина) Хаотичный и быстрый рост крупных городов в Латинской америке вызвал уже в конце 19 в. . потребность в градостроительных мерах. Образцом для этих работ служила обычно реконструкция Парижа, проведенная при префекте Османе. В 1889 г. создается улица Авенида де Майо в Буэнос Айресе. Она придала центру города представительный облик. Это пример градостроительной работы, которая давала тон развитию городской архитектуры Латинской Америки с характерными для нее размахом и редкой для Европы масштабностью. Такие градостроительные работы охватывали собой, однако, лишь парадный центр городов, и были произведены лишь в нескольких латиноамериканских столицах.

Дворец Национального конгресса Аргентины, 1897 1946 гг. , архитектор Витторио Меана (Буэнос Айрес) В Дворец Национального конгресса Аргентины, 1897 1946 гг. , архитектор Витторио Меана (Буэнос Айрес) В 1862 г. президент Аргентины Бартоломео Митре поручил архитектору Хонасу Ларгиа соорудить здание для Национального конгресса. Строительство было завершено в 1864 году. Было подано 28 архитектурных проектов от художников из Франции, Италии, Австрии, Уругвая, Аргентины, Норвегии. 8 января 1896 было объявлено о победе итальянца Витторио Меано. Дворец Национального конгресса Аргентины выполнен в стиле неоклассицизма. Характерной особенностью здания является купол, который достигает 80 метров высоты. Сначала купол был покрыт медью, которая со временем получила зеленоватый оттенок. Купол венчает корона с химерами. Парадный вход во Дворец украшают две мраморные кариатиды и шесть колонн коринфского ордера, которые держат треугольный фронтон.

Национальный капитолий 1925— 1929 гг. архитектор Р. Отеро. Гавана (Куба) В 20 е годы Национальный капитолий 1925— 1929 гг. архитектор Р. Отеро. Гавана (Куба) В 20 е годы 20 века возрастает и влияние североамериканской архитектуры. Особенно сильным это влияние было в архитектуре Кубы. Под явным влиянием североамериканских образцов сооружается грандиозный неоклассический Национальный капитолий. Здание гаванского Капитолия было спроектировано в 1912 году как здание правительства. По своим внешним очертаниям здание в стиле ренессанса, как и здание американского Капитолия в Вашингтоне, напоминает собо Святого Петра в Риме. Собор Святого Петра в Риме. Арх. : Браманте , Рафаэль , Микеланджело , Бернини. 1506 1564 гг. Капитолий — местопребывание Конгресса США в Вашингтоне. 1793 1800 гг.

Театр «Колон» в Буэнос Айресе 1857 1908 гг. Франческо Тамбурини (аргентинский инженер), Витторио Меано, Театр «Колон» в Буэнос Айресе 1857 1908 гг. Франческо Тамбурини (аргентинский инженер), Витторио Меано, Итало Армеллини, Хулио Дормаль Гран Опера в Париже 1862 1875 гг. Шарль Гарнье Огромное здание театра «Колон» занимает целый квартал аргентинской столицы Буэнос Айреса. Это одно из красивейших сооружений Южной Америки, архитектурный облик которого впитал в себя черты различных стилей. Построенное по образцу европейских оперных театров, и прежде всего парижской Гранд опера, здание театра «Колон» гармонично сочетает элементы французского и итальянского ренессанса, которые доведены здесь до удивительного совершенства С первых лет своего существования театр «Колон» вошел в число ведущих театров мира

Интерьер театра «Колон» в Буэнос Айресе Роспись потолка в театре «Колон» художник Р. Сольди Интерьер театра «Колон» в Буэнос Айресе Роспись потолка в театре «Колон» художник Р. Сольди Интерьер Гран Опера в Париже Интерьер театра «Колон» в Буэнос Айресе Прекрасный фасад — лишь малая часть этого удивительного сооружения. Наибольший восторг вызывает необычно пышное убранство интерьеров — широкие мраморные лестницы, обилие скульптуры и позолоты, полы, украшенные венецианской мозаикой, красные и розовые мраморные колонны и хрустальные люстры. Зрительный «Золотой зал» имеющий превосходную акустику. Партер окружают семь ярусов балконов с ложами. Росписи потолка, с которого в зал спускается громадная хрустальная люстра, выполнены художником Р. Сольди.

Министерство здравоохранения и образования в Рио де Жанейро. 1937— 1943 гг. Архитекторы О. Нимайер, Министерство здравоохранения и образования в Рио де Жанейро. 1937— 1943 гг. Архитекторы О. Нимайер, Л. Коста, А. Рейди, К. Лео, Т. Морейра. Поворотной датой в истории новой бразильской архитектуры можно считать 1937 г. , когда Оскар Нимейер и целая группа его коллег архитекторов — Л. Коста (р. 1902), , Афонс Эдуард Рейди (р. 1909) Р. Бурле Маркс (р. 1909), Ж. Морейра (р. 1904), Э. Васконселус (р. 1912)—при участии приехавшего в Бразилию Ле Корбюзье начинает в Рио де Жанейро строительство здания Министерства образования. Это было первое крупное здание нового типа, представляющеесобой 14 этажный корпус, возведенный на десятиметровых опорах. В своей общей композиции, в строгих геометрических формах объемов он обнаруживает несомненное влияние творчества Ле Корбюзье, давшего определенную сумму международных стандартов архитектуры. Вместе с тем в архитектуре этого здания сказались и начала, специфические для Бразилии. Особое внимание зодчих привлекла задача защиты внутренних помещений от солнца. Плоский параллелепипед здания остеклен с двух своих больших сторон. Его северная сторона, обращенная к солнцу, сплошь закрыта солнцезащитными асбестовыми жалюзи в стальном обрамлении. Ритмика этих жалюзи, по существу, и формирует художественную выразительность фасада. Второй местной особенностью стало введение облицовки из глазурованной плитки— азулежо.

Комплекс зданий Национального конгресса. 1957 1960 гг. Архитектор Оскар Нимейер. Бразилиа. Принципы органического слияния Комплекс зданий Национального конгресса. 1957 1960 гг. Архитектор Оскар Нимейер. Бразилиа. Принципы органического слияния здания с пейзажем, свободной планировки и композиции объемов, методы уникального строительства с помощью монолитного железобетона, относительная независимость от рационально экономических задач в ведении строительных работ. Бразильские архитекторы смело и прогрессивно решают пластическую сторону архитектуры, свободно используют асимметрию, вводят сложные изогнутые формы, разнообразящие облик здания, придавая ему яркую художественную выразительность, свободную от отвлеченной машинной сухости «классического» функционализма, мыслящего логическими категориями, а не человеческими переживаниями.

Музей современного искусства — музей в городе Нитерой, Бразилия; архитектор Оскар Нимейер. 1996 г. Музей современного искусства — музей в городе Нитерой, Бразилия; архитектор Оскар Нимейер. 1996 г. Музей в городе Нитерой, Федеративная Республика Бразилия; знаменитое архитектурное творение Оскара Нимейера в стиле модернизма. Здание строилось в течение пяти лет. Сам Оскар Нимейер так описал своё произведение: «Когда то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства» . Из панорамного окна музея, расположенного на самом берегу залива Гуанабара, открывается прекрасный вид через залив на Рио де Жанейро, статую Христа и Сахарную Голову. Диаметр трёхэтажной «тарелки» составляет 50 метров, в то время как диаметр колонны, на которой она установлена, — всего лишь 9 метров.

Проект строительства Бразилиа , получивший название «пилотный план» был разработан архитектором Лусио Костой. Большинство Проект строительства Бразилиа , получивший название «пилотный план» был разработан архитектором Лусио Костой. Большинство административных и общественных зданий в городе построено по проекту известного бразильского архитектора Оскара Нимейера. В 1987 году город включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лусиу Коста. Генеральный план города Ле Корбюзье Бразилиа. 1957 г. «Современный город 1. Площадь Лусиу Коста. Генеральный план города Ле Корбюзье Бразилиа. 1957 г. «Современный город 1. Площадь Трех властей; на 3 миллиона жителей» 2. Министерства; 3. Собор. 4. Административные здания, банки Бразилиа построена (1957— 1960) по распоряжению и конторы, торговый центр; президента Бразилии Жуселину Кубичека специально 5. Жилые кварталы; как столица в центральной части Бразилии. 6. Зона отдыха и развлечений. Генеральный план составил архитектор Л. Коста 7. Спортивные сооружения; с использованием идей Ле Корбюзье. Главным архитектором 8. Железнодорожный вокзал; административных и общественных зданий стал О. Нимейер. 9. Кладбище; 10. Аэропорт; 11. Дворец президента; 12. Лесопарк.

СКУЛЬПТУРА Латиноамериканская скульптура в 19 — начале 20 в. не дала сколько нибудь заметных СКУЛЬПТУРА Латиноамериканская скульптура в 19 — начале 20 в. не дала сколько нибудь заметных достижений. После отдельных классицистических произведений, подобных конной статуе Карла IV, созданной в Мехико в 1803 г. М. Тольса по строгим канонам триумфального ампирного искусства, скульптура почти столетие были представлена академическими работами приезжих мастеров и их местных подражателей. Национальная и патриотическая тематика нередко воплощалась в безликих формах космополитического академизма.

Эйтор да Сильва Коста, Карлос Освальд Ста туя Христа Искупи теля Эйтор да Сильва Коста, Карлос Освальд Ста туя Христа Искупи теля

Армандо Гонсалес. Девочка с голубем. Бронза. 1951 г. Армандо Гонсалес. Девочка с голубем. Бронза. 1951 г.

Композиция Прихожане расположена во дворе лютеранского собора в Рио де Жанейро. Композиция Прихожане расположена во дворе лютеранского собора в Рио де Жанейро.

Ф. Ботеро Натюрморт с арбузом 1976 77 г. г. Эрмитаж Ф. Ботеро Натюрморт с арбузом 1976 77 г. г. Эрмитаж

Ф. Ботеро Римский воин Ф. Ботеро Рука (Мадрид) Ф. Ботеро Римский воин Ф. Ботеро Рука (Мадрид)

 Ф. Ботеро Адам Ф. Ботеро Кот (Барселона) Ф. Ботеро Адам Ф. Ботеро Кот (Барселона)

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Монументальная живопись Латинской Америки уходит своими корнями в древние цивилизации индейцев доколумбовской МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Монументальная живопись Латинской Америки уходит своими корнями в древние цивилизации индейцев доколумбовской эпохи. (инков, майя, ацтеков). Во второй половине 19 в. национальная тематика завоевывает творчество большинства художников. Исторические и батальные картины становятся основным жанром академической живописи. Но главную роль в это время стало играть течение, утвержденное художниками, которые осваивали опыт реалистических школ европейского искусства и впитывали идеи, рожденные национально освободительными и демократическими движениями конца 19 — начала 20 в. Наибольшего подъема реалистические течения достигли в тех странах, где особенно прочной была связь с культурой Европы, и стилистика европейского искусства была в них определяющей. Мексиканская революция 1910— 1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступления молодого мексиканского пролетариата, коммунистическое движение, развившееся под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, оказали решающее влияние на содержание и формы нового искусства Мексики, сформировали новый тип художника — политического борца.

Ацтекский рисунок, Кодекс Борджиа Пещера рук в Рио Пинтурас, Санта Крус, Аргентина — (около Ацтекский рисунок, Кодекс Борджиа Пещера рук в Рио Пинтурас, Санта Крус, Аргентина — (около 7300 до н. э. ) Настенная роспись "Отсекающий голову", культура Моче, Храм Луны, Перу. Настенные росписи, культура Моче, Храм Луны, Перу.

Настенная роспись майя. Великая богиня настенная роспись, Теотиуакан, Мексика Настенная роспись майя, Гватемала, доклассический Настенная роспись майя. Великая богиня настенная роспись, Теотиуакан, Мексика Настенная роспись майя, Гватемала, доклассический период (1– 250 гг. н. э Настенная роспись майя, Бонампак, Мексика, 580– 800 гг. н. э.

 В большинстве стран Латинской Америки в первой половине и середине 19 в. образуется В большинстве стран Латинской Америки в первой половине и середине 19 в. образуется несколько течений нового профессионального изобразительного исскусства. Классицизм, принесенный учениками Ж. Л. Давида в живопись Бразилии (Ж. Б. Дебре), Кубы (X. Б. Вермай), или классицистический романтизм работавшего в Аргентине и Чили Р. Монвуазена становятся господствующими главным образом в тех странах, где не было мощной культуры колониального времени, а также там, где, как в Бразилии, классицистические тенденции уже были развиты на рубеже 18— 19 вв. местными мастерами. Во 2 й пол. 19 в. ведётся борьба за создание нац. художеств, школы. Её возгла вили художники реалисты Э. Сиво рщ Э. Скьяффино (1858— 1935), Э. де ла Каркова (1867— 1927). При их участии создаются Общество поощрения художеств (1878) с художеств. школой и Национальным музей изящ ных искусств (1895). «Наполеон обращается к войскам при Абенсберг» Ж. Дебре 1810 г Р. Монвуазен

 Среди основоположников этого искусства, революционность и демократичность которого накапливались в предреволюционные годы, а Среди основоположников этого искусства, революционность и демократичность которого накапливались в предреволюционные годы, а острое чувство национального характера укреплялось перед угрозой вторжения хищного северного соседа Мексики, следует назвать также живописца и графика С. Эррана (1887— 1918). Он обратился к теме народа и осуществил первые опыты монументального ее решения, хотя его искусство находилось под сильным влиянием салонной испанской живописи рубежа 19— 20 вв. Большую роль в развитии идей нового искусства сыграл пейзажист доктор Атль (X. Мурильо; 1875— 1964), выдвинувший в 1906 г. призыв обратиться к национальной истории, к общественному искусству. Однако творчество пионеров демократического искусства в 1900— 1910 е гг. имело еще локальный, мексиканский характер. На передовые рубежи прогрессивного искусства мира Мексика вышла после буржуазно демократической революции 1910— 1917 гг. А. Берни «Окупанты» 1923 г Д. А. Сикейрос «Портрет буржуазии» 1927 г.

О. Клементе «Катарсис» Фреска дворца изящных искусств 1935 г. «Мигель Идальго освободитель» 1935 г О. Клементе «Катарсис» Фреска дворца изящных искусств 1935 г. «Мигель Идальго освободитель» 1935 г

Д. Ривера Роспись Национальной подготовительной школы 1928 г Д. Ривера Роспись Сельскохозяйственная школа 1934 Д. Ривера Роспись Национальной подготовительной школы 1928 г Д. Ривера Роспись Сельскохозяйственная школа 1934 г

Д. Ривера фреска в национальной сельскохозяйственной шк. в Чапинго 1926 27. Д. Ривера. фреска. Д. Ривера фреска в национальной сельскохозяйственной шк. в Чапинго 1926 27. Д. Ривера. фреска. сбор сахарного тросника. дворец Кортеса 1929 30 гг

Д. Ривера «Портрет Ангелины» П. Пикассо Д. Ривера «Портрет Ангелины» П. Пикассо

Д. Ривера П. Сезанн Д. Ривера П. Сезанн

П. Гоген «Таитянки» начало 20 века. Д. Ривера «Сбор калл» начало 20 века П. Гоген «Таитянки» начало 20 века. Д. Ривера «Сбор калл» начало 20 века

ЖИВОПИСЬ В большинстве стран Латинской Америки в первой половине и середине 19 в. образуется ЖИВОПИСЬ В большинстве стран Латинской Америки в первой половине и середине 19 в. образуется несколько течений нового профессионального изобразительного искусства. Вместе с тем в искусстве ряда стран отчетливо проявлялись традиции колониальной эпохи. Целое течение в 19 в. составило здесь искусство наивно непосредственного портрета. Во второй половине 19 в. национальная тематика завоевывает творчество большинства художников. Исторические и батальные картины становятся основным жанром академической живописи. Но главную роль в это время стало играть течение, утвержденное художниками, которые осваивали опыт реалистических школ европейского искусства и впитывали идеи, рожденные национально освободительными и демократическими движениями конца 19 — начала 20 в. Наибольшего подъема реалистические течения достигли в тех странах, где особенно прочной была связь с культурой Европы, и стилистика европейского искусства была в них определяющей.

Элизеу Висконти. «Балерины и фавн» 57 x 86, 1914 г. (Бразилия) «Giuventù» Элизеу Висконти Элизеу Висконти. «Балерины и фавн» 57 x 86, 1914 г. (Бразилия) «Giuventù» Элизеу Висконти 1898 г. (Бразилия)

Мейрелис, Виктор. «Первая месса в Бразилии» 1861 г. (Бразилия) Мейрелис, Виктор. «Первая месса в Бразилии» 1861 г. (Бразилия)

Мейрелис, Виктор. «Исследование для военно морского сражения Риачуэло» 1868 1872 (Бразилия) Мейрелис, Виктор. «Исследование для военно морского сражения Риачуэло» 1868 1872 (Бразилия)

Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, «Гитарист» . 1893 г. (Бразилия) Ж. Ф. ди Алмейда Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, «Гитарист» . 1893 г. (Бразилия) Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор, «Отдых натурщицы» . 1882 г. (Бразилия)

Фрида Кало «Автопортрет с обезьянкой» 1938 г. (Мексика) Фрида Кало. «Две Фриды» 1939 г. Фрида Кало «Автопортрет с обезьянкой» 1938 г. (Мексика) Фрида Кало. «Две Фриды» 1939 г. (Мексика)

Кандиду Портинари «Работник кофе» , 1939 г. (Бразилия) Кандиду Портинари «Мальчик» , 1947 г. Кандиду Портинари «Работник кофе» , 1939 г. (Бразилия) Кандиду Портинари «Мальчик» , 1947 г. (Бразилия)

Амарал Тарсила Ду «Рыбак» 1924 г. 66 х75, холст, масло. (Бразилия) Амарал Тарсила Ду Амарал Тарсила Ду «Рыбак» 1924 г. 66 х75, холст, масло. (Бразилия) Амарал Тарсила Ду «Рабочие» 1933 г. 150 х205, холст, масло. (Бразилия)

 «Слезы Крови» Освальдо Гуаясамин 1973 г. (Эквадор) Освальдо Гуаясамин 1976 г. (Эквадор) «Слезы Крови» Освальдо Гуаясамин 1973 г. (Эквадор) Освальдо Гуаясамин 1976 г. (Эквадор)

Ибере Камарго «Идиотки» холст, масло, 200 х289, 1991 г. (Бразилия) Ибере Камарго «Велосепедист» 1989 Ибере Камарго «Идиотки» холст, масло, 200 х289, 1991 г. (Бразилия) Ибере Камарго «Велосепедист» 1989 г. (Бразилия)

Ф. Ботеро «В ванной» 1989 г. (Колумбия) Ф. Ботеро «Колумбийская семья» 1999 г. (Колумбия) Ф. Ботеро «В ванной» 1989 г. (Колумбия) Ф. Ботеро «Колумбийская семья» 1999 г. (Колумбия)

 «Роса Сарате, Обезглавленный Цветок» Освальдо Гвайясамин, холст, масло. 1987 г. (Эквадор) «Роса Сарате, Обезглавленный Цветок» Освальдо Гвайясамин, холст, масло. 1987 г. (Эквадор) "Женщина в шляпе (Дора Маар)» Пабло Пикассо. холст, масло, 1938 г. (Испания)

ГРАФИКА Станковая живопись явно отставала от монументального искусства. В период 10 х — середины ГРАФИКА Станковая живопись явно отставала от монументального искусства. В период 10 х — середины 40 х гг. только началось развитие демократической графики. Кроме Мексики, где сформировалась Мастерская народной графики, можно назвать еще Аргентину, графики которой образовали в 30 х гг. прогрессивное объединение «Боэдо» . Самым важным явлением в странах Латинской Америки, вступавших в период капитализма, было зарождение, в противовес буржуазной культуре, национальной демократической художественной культуры. Это искусство развилось в Мексике в годы, когда против режима П. Диаса поднималось освободительное движение крестьянских масс, а в городах формировался и вступал в классовые битвы мексиканский пролетариат. Когда совершилась революция, графическое искусство в Мексике только зарождалось, и все же у него сложная и богатая предыстория. Начатки его связаны с монументальной, стенной живописью, и это одна из важнейших особенностей мексиканской графики XX века. Первоистоки ее видны в иллюстрировании древних индейских рукописей и в рисунках на керамике. .

Графика Южной Америки в доколониальный период Изображение правителя майя в парадном костюме. Стела из Графика Южной Америки в доколониальный период Изображение правителя майя в парадном костюме. Стела из штата Чьяпас, Мексика, 600— 800 гг. н. э. Амазония, племена Бразилии Дерево, кожа и позвонки анаконды, кости боа, челюсти пираньи, чешуя арапаймы, волокна пальмы

Хосе Гуадалупе Посада Начало Южной Американской графике положено крупнейший мексиканский гравер XIX века – Хосе Гуадалупе Посада Начало Южной Американской графике положено крупнейший мексиканский гравер XIX века – Хосе Гуадалупе Посадой. Он работал как художник в газетах, сначала в провинциальных городах, затем в Мехико. Резал по дереву бытовые сцены, иллюстрации, карикатуры, всего им выполнено свыше 15 тысяч гравюр. Особенно характерны для него «калаверы» – разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. В годы революции социальная направленность творчества Посады становится особенно активной, его гравюры призывают к борьбе, гневно осуждают реакционеров и предателей. Актуальность и отзывчивость искусства Посады – пример для всей последующей национальной графики. Его фигуру и творчество воскресили в 1920 х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, на творчество которых он заметно повлиял. Тема «калавер» проходит через все искусство Мексики от древней керамической и каменной скульптуры до фресок Диего Риверы. В этой игре жизни и смерти мексиканцы издавна видели воплощение собственной судьбы, выражение непреходящей традиции. Хосе Гвадалупе Посада - Калаверы (гротескные изображения персонажей в виде наряженных скелетов): слева - "Крестьянская пара", справа - "Господская пара". Гравюра на дереве.

Могила сироп, Хосе Гуадалупе Посада (Мексика) Британские художники братья Чепмен (Европа Современное искусство) Могила сироп, Хосе Гуадалупе Посада (Мексика) Британские художники братья Чепмен (Европа Современное искусство)

 Мастерская народной графики Боевую позицию в передовом искусстве заняла Мексиканская мастерская народной графики, Мастерская народной графики Боевую позицию в передовом искусстве заняла Мексиканская мастерская народной графики, организованная в 1937 г. Художники мастерской обращаются к революционной истории Мексики и современной жизни (альбом «Образы Мексиканской революции» , 1947), к внутренним и международным событиям. В 40— 50 х гг. они активно участвуют в изобличении североамериканского империализма, в борьбе за мир, против атомной катастрофы и т. д. , завоевывают одно из первых мест в Европе и Америке высоким идейно художественным содержанием плакатов и графических серий. Лучшие произведения участников этого мексиканского коллектива появились в послевоенные годы. Особенно значительны коллективный альбом гравюр «Образы мексиканской революции» (1947), гравюры Мендеса к фильмам «Мексиканская девушка» и «Рио Эскондидо» и другие. Основной техникой для художников Мастерской является гравюра на линолеуме, однако многие выдающиеся работы выполнены ими в литографии и в других графических материалах. Роль Мастерской народной графики не ограничивается пределами Мексики. К Мастерской примкнуло немало художников иностранцев. Ее пример дал в 50 е гг. толчок развитию гравюры в других странах Латинской Америки.

 Леопольдо Мендес (1902 1969) Один из наиболее известных представителей Мексиканской мастерской. Работы Леопольдо Леопольдо Мендес (1902 1969) Один из наиболее известных представителей Мексиканской мастерской. Работы Леопольдо Мендеса отличаются яркой социальной направленностью. Его произведения созданы в технике черно белой литографии, гравюры на линолеуме. Своеобразный стиль Мендеса отличается эмоциональностью и выразительностью, для него характерен особый динамизм штриха, использование контраста белого и черного цветов. 1917 1920 гг Учился сначала в Академии Сан Карлос. 1920 1922 гг продолжил учебу в так называемой «Художественной школе небом» 1922 1925 гг работал художником иллюстратором в ряде буржуазных газет и журналов. 1926 г. начал профессионально заниматься графикой. В том же году его первые гравюры печатают в периодических изданиях, выходят его первые плакаты. В гравюре «Казнь» Леопольдо Мендес стремиться передать красоту человеческого подвига. Герой этой работы – мексиканский индеец, храбро идущий на смерть во имя своих убеждений.

Особенностями композиции работ Леопольде Мендес. а является пространственное выстраивание динамичного пейзажа, который способен как Особенностями композиции работ Леопольде Мендес. а является пространственное выстраивание динамичного пейзажа, который способен как подавить человека, так и подчиниться его воле. Особенно ярко это прослеживается в работе «Я жажду» , пустынный, выжженный солнцем пейзаж которой полон напряженного динамизма. Леопольде Мендес. «Я жажду!» . Из серии «Рио Эскондидо» . Гравюра на линолеуме. 1948 г.

Пабло О'Хиггинс пробовал свои силы в монументальной живописи, в плакате, гравюре, но самая значительная Пабло О'Хиггинс пробовал свои силы в монументальной живописи, в плакате, гравюре, но самая значительная область его творчества — станковая литография. Герой творчества О'Хиггинса — мексиканский народ. Образы человека в его искусстве сочетают живую характерность с обобщением типа и формы, несущим в себе высокое, полное уважения и достоинства представление о народе. В литографиях О'Хиггинса главным художественным средством является тоновое пятно; даже линия вплетается в тональную систему изображения. Пабло О'Хиггинс. Прачка. Литография. 1950 е гг.

Сикейрос Хосе Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 г. в мексиканском городе Камрго, Сикейрос Хосе Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 г. в мексиканском городе Камрго, провинция Чиуауа. В 1911 г. поступил в Академию художеств Сан Карлос в Мехико. Возглавляет «Национальную лигу борьбы против фашизма и войны» . С 1919 по 1922 г. Сикейрос жил во Франции и Испании. Он неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967). Как художника его увлекают поиски нового стиля, свободного от этнографизма и подражания древности. Сикейрос придовал своим образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Давид Альфаро Сикейрос. Рыдание. Пироксилин. 1939 г. Нью Йорк. Музей современного искусства.

Забастовка Забастовка". Пироксилин. 1945. Фрагмент росписи в Национальном музее истории во дворце Чапультепек в Мехико. «Забастовка» . 1898 г. Линогравюра. (Франция)

Бустос Артуро Гарсия Годы жизни(1926 2011)Мексиканский график и живописец. Основатель революционной группы молодых художников, Бустос Артуро Гарсия Годы жизни(1926 2011)Мексиканский график и живописец. Основатель революционной группы молодых художников, влившийся в 1945 г. в Мастерскую народной графики. Автор полных экспрессии гравюр на линолеуме (серия «Свидетельство о Гватемале» , 1957), росписей школы в Темиско (1948). А. Гарсиа Бустос. «Политические заключённые в Гватемале» . Линогравюра. 1957.

Артуро Гарсиа Бустос. Земля в руках крестьянина. Из серии «Свидетельство о Гватемале» . Гравюра Артуро Гарсиа Бустос. Земля в руках крестьянина. Из серии «Свидетельство о Гватемале» . Гравюра на линолеуме. 1957 г. (Мексика)

Американское искусство продолжало крепнуть и развиваться в духе подлинной реалистической традиции, обновленной и переработанной Американское искусство продолжало крепнуть и развиваться в духе подлинной реалистической традиции, обновленной и переработанной на основе идей и задач нового времени. Очень ярко этот новый реализм 20 в. выразился в политической графике 20— 40 х гг. , достигшей наибольшей остроты в прямой и резкой критике основ капиталистической системы. Роберт Майнор. Капитализм: «Эй, вы берете шестую часть мира? !» . Рабочий: «Да, и дело еще не закончено» . Рисунок для газеты «Дейли уоркер» . 1924 г.

 «Клуб друзей гравюры» Особо значимую роль в послевоенном реалистическом искусстве Бразилии, Аргентины и «Клуб друзей гравюры» Особо значимую роль в послевоенном реалистическом искусстве Бразилии, Аргентины и Уругвая сыграли объединения графиков, созданные по примеру мексиканской Мастерской народной графики. Э. Полео. «Обручённые» . 1956. Грубер Коррея М. «Полицейское насилие» Анна Бриес. Лесорубы. Гравюра на линолеуме. 1950 е гг.

Кандидо Портинари (1903— 1962) Реалист, прочно связанный с жизнью народа своей страны. Портинари выступил Кандидо Портинари (1903— 1962) Реалист, прочно связанный с жизнью народа своей страны. Портинари выступил в Бразилии пионером демократической монументальной живописи. Главная тема искусства Портинари — труд сельскохозяйственных рабочих на бразильских плантациях. Портинари постепенно выработал свой стиль с присущим ему интересом к богатому перспективно пространственному построению, яркому цвету и сочетанием мощи объемной формы с мягкостью светотеневых переходов и артистической виртуозностью линии. Все это позволяет художнику в таких рисунках, как например, «Голова индианки» (1940), создать образ, поражающий монументальной силой и одновременно острой, живой характерностью. В середине 40 х гг. Кандидо Портинари создает произведения, посвященные голодным походам трудящихся Бразилии. «Тирадентис» . Фрагмент росписи в колледже г. Катагуазис. 1948— 49 Кандидо Портинари. Голова индианки. Рисунок. 1940 г.

Монументальная живопись Сикейроса, Риверы, Ороско, а также мексиканская графика во многом послужили образцом для Монументальная живопись Сикейроса, Риверы, Ороско, а также мексиканская графика во многом послужили образцом для других национальных художественных школ Латинской Америки, энергично отыскивавших в 20 в. самостоятельные пути своего развития. Художники многих стран, работающие в области политической графики, часто обращаются и будут обращаться к опыту мастеров мексиканской графики, остросоциальной, гражданственной направленности их искусства. Адольфо Кинтеро. Мать индианка из Мескиталя. Гравюра на линолеуме. 1957 г. Л. Мендес. «Факелы» . Линогравюра. 1947 А. Бельтран. «Всемирный конгресс сторонников мира» . Линогравюра. 1951