Скачать презентацию Культурно-историческая теория психики человека ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ Скачать презентацию Культурно-историческая теория психики человека ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ

ВЫГОТСКИЙ_КУЛЬТУРНО_ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.pptx

  • Количество слайдов: 2

Культурно-историческая теория психики человека ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Лев Семенович Выготский Культурно-историческая теория психики человека ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Существует принципиальное отличие человека от животного: человек овладел природой с помощью орудий. 2. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. 3. В качестве орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее универсальной системой знаков является речь. 4. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Культурно-историческая теория психики человека Появление данной концепции было обусловлено научными спорами по вопросу, с Культурно-историческая теория психики человека Появление данной концепции было обусловлено научными спорами по вопросу, с каких позиций подходить к изучению человека. Доминировали два подхода: “биологический” и “идеальный”. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у живот -ных. Это высшие психические функции – сложные психические процессы, сформированные при жизни человека, социальные по происхождению и характеризующие высший этап в развитии психики (подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. , обобщенно – сознание). I часть концепции “Человек и природа”: Тезис 1: при переходе от животных к человеку произошло важное изменение отношений субъекта со средой – человек действует на природу и видоизменяет ее. Тезис 2: существуют механизмы изменения природы человеком – это создание орудий труда, развитие материального производства. II часть концепции “Человек и его собственная психика”: Тезис 1: овладевая природой человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Тезис 2: человек овладел своим поведением и природой с помощью специальных (психологических) орудий – знаков. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий. III часть концепции “Человек и его речь”: первыми словами в процессе совместного труда были слова-приказы, обращенные к другим людям. Затем человек научился направлять их на себя и управлять своим поведением. Этот процесс является формой интериоризации деятельности. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его внутреорганизующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Интериоризация – процесс переноса (преобразования) внешних действий (структур) во внутренний план.