Скачать презентацию Культура Японии Отличительные черты искусства Японии — Скачать презентацию Культура Японии Отличительные черты искусства Японии —

Япония.pptx

  • Количество слайдов: 67

Культура Японии Культура Японии

Отличительные черты искусства Японии: - лаконизм; - простота; - незавершенность формы; - ценилась естественная Отличительные черты искусства Японии: - лаконизм; - простота; - незавершенность формы; - ценилась естественная красота материала.

Периоды развития Японской культуры: 1. Древнейший (первобытно-общинный) период, IV тыс. до н. э. – Периоды развития Японской культуры: 1. Древнейший (первобытно-общинный) период, IV тыс. до н. э. – VI в. н. э. ; 2. Раннее средневековье (эпохи нара и хэйан), VII – XII вв. ; 3. Зрелое средневековье (периоды Камакура, Муромати, Момояма), XII – XVII вв. ; 4. Позднее Средневековье (период Эдо), первая треть XVII – нач. XX.

1. Древнейший (первобытно-общинный) период, IV тыс. до н. э. – VI в. н. э. 1. Древнейший (первобытно-общинный) период, IV тыс. до н. э. – VI в. н. э. Период IV – I тыс. до н. э. называется Дзёмон (след веревки), название связано с распространением глиняных ритуальных горшков, декор на которые наносился при помощи травяной веревки. Изображали стилизованные пики гор, завитки морских волн, зигзаги молний, знаки солнца и луны, в дальнейшем появились изображения змей, драконов, звериных морд. Создавались также глиняные статуэтки, изображающие богинь плодородия, каменные фигурки, с треугольным туловищем и круглой головой. Дзёмон — культура охотников и собирателей. Центрами культуры были остров Хоккайдо и северная часть острова Хонсю.

Керамические сосуды периода Дзёмон Керамические сосуды периода Дзёмон

Глиняные статуэтки периода Дзёмон. Изображают людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа Глиняные статуэтки периода Дзёмон. Изображают людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа «снежных очков» .

При раскопках находят много фигурок типа «космонавт» . При раскопках находят много фигурок типа «космонавт» .

 Фигурка женщины в треугольном шлеме. Фигурка женщины в треугольном шлеме.

В V в. до н. э. – IV в. н. э. в результате переселения В V в. до н. э. – IV в. н. э. в результате переселения на Японские острова азиатских земледельческих племен формируется культура Яёй. Пришедшие племена принесли с собой навыки возделывания риса, животноводства, ткачества, выплавки меди и бронзы. В этот период почитание сил природы оформилось в религиозномифологическую систему, получившую впоследствии название «синто» . Религия синто ( «путь духов» ) сложилась на базе древних японских верований, в которых большое место занимало почитание духов предков. Согласно религии синто, мир полон духов, которые скрыты во всех вещах и явлениях природы. Они олицетворяют весь окружающий человека мир — землю, горы, лес, скалы, камни. Связь человека с духами нерасторжима, а самая прочная связь — это связь с духами предков. Этот культ предков впоследствии стал основой культа божеств — покровителей семьи, рода, общины и всей страны. В I—II веках н. э. на острове Хонсю образовалось первое японское государство «Ямато» . К периоду образования государства Ямато относится и сложение культа богини Аматэрасу, и возведение посвященного ей святилища в Исэ — главного синтоистского храма в Японии.

По своей архитектуре комплекс Исэ очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку По своей архитектуре комплекс Исэ очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку — это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут перекрещенные балки. Главное здание святилища Найку в синтоистском ансамбле Исэ. Около III в. н. э.

2. Раннее средневековье (эпоха нара), VII в. В середине 6 века в Японию проникает 2. Раннее средневековье (эпоха нара), VII в. В середине 6 века в Японию проникает буддизм. Начинается сооружение буддийских храмов. Тип этих построек имеет свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в. ) близ Нара. Окраска колонн красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возведены постройки, система подкровельных кронштейнов явились новшеством в японском зодчестве. Храмовый комплекс Хорюдзи. 7 в. Кондо (Золотой зал).

Храмовый комплекс Хорюдзи. 7 в. Пагода. Храмовый комплекс Хорюдзи. 7 в. Пагода.

Алтарный ансамбль храма Кондо монастыря Хорюдзи Алтарный ансамбль храма Кондо монастыря Хорюдзи

Триада Сяка-Нёрай, 623 г. , Скульптор Тори. Бронза. VII в. Храм Кондо монастыря Хорюдзи. Триада Сяка-Нёрай, 623 г. , Скульптор Тори. Бронза. VII в. Храм Кондо монастыря Хорюдзи. Сяка-Нёрай (Будда Шакья-Муни): жесты рук: не испытывать страх и подающий благо с предстоящими босацу (бодхисаттвами) Якусё и Якудзё. Характерные черты изображения: - фронтально, застыло, схематизировано, плоские драпировки, - пропорции: большие головы и кисти рук, - вогнутые нимбы фокусируют свет, на нимбах – мотив облаков.

Триада Сяка-Нёрай, 623 г. , Скульптор Тори. Бронза. VII в. Храм Кондо монастыря Хорюдзи. Триада Сяка-Нёрай, 623 г. , Скульптор Тори. Бронза. VII в. Храм Кондо монастыря Хорюдзи. Фрагмент.

Создание самых мощных буддийских ансамблей восходит к 8 в. и соответствует времени утверждения централизованного Создание самых мощных буддийских ансамблей восходит к 8 в. и соответствует времени утверждения централизованного феодального государства и появления первой японской столицы — Нара (Хэйдзё-кё). В четкой симметрии плана ансамбля Тодайдзи, в простоте и мощи всех его конструкций выразился величавый пафос идеалов времени. Храмовый комплекс Тодайдзи 8 в. Дайбуцудэн (Зал большого Будды). Реконструкция 17 в.

8 век стал временем расцвета японской пластики. По своим пропорциям скульптура этого периода была 8 век стал временем расцвета японской пластики. По своим пропорциям скульптура этого периода была тождественна человеческой фигуре, божественная суть образа подчеркивалась преувеличенными масштабами, величавостью, которая выражалась в надменно поднятой голове, безразличном взгляде, идеальных чертах лица. Складывается иконографический канон в изображении Будды: миндалевидные узкие глаза с полуопущенными веками, прямой нос, плотно сжатые губы, круглый овал полного лица. Большой Будда – Дайбуцу. Храм Тодайдзи.

Распространение буддизма сопровождалось возникновением литературных произведений, первым из которых стали «Кодзики» ( «Записи деяний Распространение буддизма сопровождалось возникновением литературных произведений, первым из которых стали «Кодзики» ( «Записи деяний древности» ). В них отражены история страны, представления о богах и божественном происхождении японских императоров, описаны основные занятия и обычаи жителей разных областей Японии. Как повествует «Кодзики» , богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала: «Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня» . Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани. Эти три символа японского народа, японской культуры, японской государственности передавались с незапамятных времен от поколения к поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства. В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друга: синто ( «путь небесных божеств» ) — народная языческая религия японцев; дзэн — наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн — это одновременно доктрина и стиль жизни) бусидо ( «путь воина» ) — эстетика самурайства, искусство меча и смерти. Яшма — древнейший символ идей синто, в основе которого лежит культ предков. Зеркало — символ чистоты, бесстрастия и самоуглубления, как нельзя лучше выражает идеи дзэн. Меч ( «душа самурая» , как гласит древняя японская пословица) — символ бусидо. В конце 8 века появился первый сборник стихотворений-вака (вака или танка – японский короткий стих, состоящий из 5 строк) «Манъёсю» ( «Коллекция из десяти тысяч листьев» ). Основная тема стихотворений – благоговейное отношение к природе, любовь между девушкой и юношей. Вершины распростертых гор Как будто белым полотном покрыты, Иль, может быть, Цветы расцветшей сливы Их белизной заставили сверкать?

Раннее средневековье (эпоха хэйан), VIII - XII вв. Кризис централизованного феодального государства в 8 Раннее средневековье (эпоха хэйан), VIII - XII вв. Кризис централизованного феодального государства в 8 в. и переход земли из рук государства в частное владение способствовали возникновению культурных очагов в провинциях. Особенность периода состояла в выдвижении на первый план сект эзотерического (тайного) буддизма, в первую очередь секты Дзёдо (буквально Чистая земля). Конечной целью человеческого существования объявлялась не нирвана (сатори), а возрождение в западном раю Чистой земли, которой правит будда Амида-нёрай. Приобщение к Чистой земле Амиды-нёрай было возможно еще при жизни человека через переживание красоты, поэтому искусство стало играть ведущую роль. Сформировался особый тип восприятия – аварэ, «вздох» восхищения перед внезапно открывшейся красотой с оттенком печали. Возникла особая эстетика – моно-но-аварэ (грустное очарование вещей). Стремление запечатлеть наслаждение от созерцания ускользающей красоты наиболее полно воплотилось в форме стихотворения – танка. В конце 9 в. была создана повесть «Исэ-моногатари» , автор Аривара Нарихира. Эстетика «аварэ» пронизывает всю повесть, ставшую своеобразным «вздохом» с оттенком невысказанной грусти: Как будто аромат душистой сливы Мне сохранили эти рукава, Лишь аромат … Но не вернется та, Кого люблю, о ком тоскую … Эстетика моно-но-аварэ затронула и архитектурные формы. Храмы-дворцы Амиды-нёрай представляли собой прообраз рая на земле. Они строились в уединенных горах, их размеры были невелики, расположение подчинялось рельефу местности.

Павильон Феникса в монастыре Бёдоин близ Киото. Павильон Феникса в монастыре Бёдоин близ Киото.

Монастырь Бёдоин, феникс. Монастырь Бёдоин, феникс.

Стилевыми особенностями хэйанской скульптуры стали символика и живописное начало, проявившееся в сложном ракурсе фигур Стилевыми особенностями хэйанской скульптуры стали символика и живописное начало, проявившееся в сложном ракурсе фигур и динамизме образа, который возникал благодаря развевающимся драпировкам и тщательно проработанным деталям, создающим игру светотени. Например, Фудо Мёо – доброе божествоохранитель. Фудо Мёо на горе Коя

Фудо Мёо. В буддийском пантеоне после будд и бодхисаттв на третьей ступени находятся видья-раджи, Фудо Мёо. В буддийском пантеоне после будд и бодхисаттв на третьей ступени находятся видья-раджи, что означает Владыка секретного знания, японцы называют их Мёо, это божества, защищающие разумных существ от демонов.

Традиционно Фудо Мёо изображают сидящим на огромном камне, за спиной у него языки пламени, Традиционно Фудо Мёо изображают сидящим на огромном камне, за спиной у него языки пламени, в правой руке меч, в левой сеть, выражение лица грозное. Он считается также богом огня. Неподвижно сидя среди пламени, Фудо Мёо символизирует стойкость. Одет в лохмотья, имеет один клык, который направлен вверх, а другой направлен вниз. Его статуи, как правило, размещены вблизи водопадов и глубоко в горах, в пещерах. Несмотря на свой грозный вид, его роль заключается в помощи всем живым существам, показывая им учения Будды. Его считают покровителем и помощником в достижении цели.

Амида-нёрай на лотосе. В храме Феникса помещается главная святыня храма – статуя Амиды-Нёрай, сидящего Амида-нёрай на лотосе. В храме Феникса помещается главная святыня храма – статуя Амиды-Нёрай, сидящего на лотосовом троне под пышным резным балдахином на фоне великолепного нимба. Статуя приписывается мастеру 11 века Дзётё. В его мастерской впервые началось изготовление скульптуры в технике ёсэги, когда фигура собиралась по частям, в отличие от более ранней техники вырезания статуи из цельного куска дерева.

Статуя Амиды-Нёрай. 1252 г. Статуя Амиды-Нёрай. 1252 г.

Нисхождение Амиды. Живопись на шелке. 13 в. Монастырь Дзэнриндзи. Нисхождение Амиды. Живопись на шелке. 13 в. Монастырь Дзэнриндзи.

В светской живописи акцент делался на передачу определенного эмоционального состояния, на своеобразное «погружение» в В светской живописи акцент делался на передачу определенного эмоционального состояния, на своеобразное «погружение» в мир героев. Сцены представлялись увиденными как бы сверху, благодаря вариациям света создавалось нужное настроение. Фудзивара Такайоси, иллюстрации к роману «Гэндзи-моногатори»

Фудзивара Такайоси. Иллюстрация к произведению Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари» . Фрагмент свитка. 1 -я половина Фудзивара Такайоси. Иллюстрация к произведению Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари» . Фрагмент свитка. 1 -я половина 12 в. Япония, частное собрание.

3. Зрелое средневековье (периоды Камакура, Муромати, Момояма), XII – XVII вв. Со 2 -й 3. Зрелое средневековье (периоды Камакура, Муромати, Момояма), XII – XVII вв. Со 2 -й половины XII в. началась эпоха господства феодального военного сословия – буси (самураев). Самурайская эстетика бусидо (путь воина) опиралась на культ воли, чести, вассальной преданности сюзерену и находилась в тесной связи с буддийским учением дзен. Согласно дзен природа являлась «космическим телом» Будды, приобщение к которому через самоуглубление и прозрение обеспечивало гармонию духа и постижение истины. Для этого требовалась индивидуальная дисциплина и тренировка духа через тренировку тела. Для храмовых комплексов этого периода было характерно наличие 2 ворот, крытых галерей, опоясывавших двор по периметру, расположение центральных зданий (дом божества со статуей и храма для проповедей) по одной оси. Храмовые постройки сооружались на каменном фундаменте, перекрывались 2 – 3 -х ярусной кровлей, которая поддерживалась резными кронштейнами. Здания были многоярусными и декоративными. Наиболее типичными образцами архитектуры данного времени являются феодальные замки-дворцы. Например, замок Химэдзи «Замок белой цапли» .

 В замковый комплекс Химэдзи входит 83 здания. Первоначальный замок постройки 1333— 1346 годов В замковый комплекс Химэдзи входит 83 здания. Первоначальный замок постройки 1333— 1346 годов не раз переходил от одного самурайского клана к другому, особенно во время гражданской войны 1467— 1477 годов. К концу XVI века, когда он оказался в руках военачальника Тоётоми Хидэёси, замок был изрядно потрёпан междоусобицами и требовал капитального ремонта. Именно в промежутке между 1601 и 1609 годами появились почти все его нынешние сооружения, над которыми на высоту 45 метров вознеслась семиярусная главная башня. Затеянное семейством Тоётоми обновление замка было закончено к 1618 году и привело к появлению целой грозди вспомогательных башенок, а также к перепланировке прилегающей территории. Обширный сад вокруг замка разбит в виде спиралевидного лабиринта со множеством тупиков, с тем, чтобы вынудить нападавших на протяжении часов блуждать кругами, в то время как по ним будет вестись стрельба из тэнсю (башня). На территории замка проходили съёмки многих кинолент. В одном из первых фильмов «бондианы» , «Живёшь только дважды» , он предстал в виде секретной школы ниндзя, где ведутся разработки ракетного оружия. Акира Куросава снимал здесь такие шедевры, как «Тень воина» и «Ран» . В 2003 году в Химэдзи снимали историческую картину «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли.

Замок Химэдзи (Замок белой цапли), 1601 -09 Замок Химэдзи (Замок белой цапли), 1601 -09

Замок Химэдзи (Замок белой цапли), 1601 -09 Замок Химэдзи (Замок белой цапли), 1601 -09

Кинкакудзи (Золотой павильон) храма Рокуондзи. Трёхэтажная деревянная постройка с широкими верандами и двумя загнутыми Кинкакудзи (Золотой павильон) храма Рокуондзи. Трёхэтажная деревянная постройка с широкими верандами и двумя загнутыми кровлями. Первый ярус предназначался для жилых помещений, второй – для занятий музыкой и поэзией, третий – для молитвы. Павильон был построен в 1397 г. как вилла для отдыха сёгуна Асикага Ёсимицу. Сейчас используется как хранилище реликвий Будды.

Кинкакудзи (Золотой павильон) храма Рокуондзи Кинкакудзи (Золотой павильон) храма Рокуондзи

С конца XV в. в Японии формируется культ чайной церемонии, для проведения которой строились С конца XV в. в Японии формируется культ чайной церемонии, для проведения которой строились небольшие павильоны ( «тясицу» ), напоминавшие сельский домик или хижину рыбака, — с легкими глинобитными стенами, полом, устланным циновками, и крышей из соломы или древесной коры. Путь к павильону лежал через соразмерный человеку так называемый чайный сад ( «тянива» ), при устройстве которого художник стремился создать атмосферу покоя и отрешенности от повседневной суеты.

Дворцовый ансамбль Кацура. Ок. 1620— 58. Чайный павильон. Дворцовый ансамбль Кацура. Ок. 1620— 58. Чайный павильон.

Распространение чайной церемонии способствовало расцвету керамики, главное место в которой заняло изготовление чайных чашек Распространение чайной церемонии способствовало расцвету керамики, главное место в которой заняло изготовление чайных чашек - раку. Здесь с наибольшей полнотой проявилась любовь японцев к естественным природным формам. В глиняную массу подмешивали песок, а в место декора использовали свободные подтеки глазури, с тем чтобы чашки с шероховатой поверхностью, неровными, случайными по форме и рисунку затеками напоминали простую глину или камень и воспринимались как творение природы.

Чаша для чая в стиле Раку периода Момояма, Токийский национальный музей. Чаша для чая в стиле Раку периода Момояма, Токийский национальный музей.

Неотъемлемой составляющей архитектурных ансамблей были пейзажные сады, при устройстве которых учитывали особенности ландшафта, а Неотъемлемой составляющей архитектурных ансамблей были пейзажные сады, при устройстве которых учитывали особенности ландшафта, а деревья подбирали так, чтобы они оттеняли друга по форме и расцветке листьев и не заслоняли выходившую ночью луну. Среди таких садов можно выделить два основных типа: пейзажный — состоявший из камней, деревьев, мхов, водоемов, плоский (состоявший из песка и камней). Плоский сад (камни-песок) предназначен исключительно для созерцания. Таков знаменитый сад монастыря Рёандзи, созданный во второй половине XV века. Сад представляет собой сравнительно небольшую прямоугольную площадку (23 х 19 метров), засыпанную песком, аккуратно выровненным граблями. На песке помещаются пять групп камней — две из двух, две из трех и одна из пяти камней. Каждая группа окружена буро-зеленым мхом, частично затянувшим и сами камни. Особенностью сада является то, что из любой точки веранды, откуда можно созерцать сад, видны всегда четырнадцать камней. Это создает впечатление некоей тайны, чего-то необычного, скрытого за внешней простотой. Замечательно также и то, что хотя в саду нет ничего изменяющегося, увядающего, он всегда разный — в зависимости от времени года и суток. Сад располагает к размышлению и медитации.

Сад Рёандзи, 15 в. Сад Рёандзи, 15 в.

Сад Рёандзи, 15 в. Сад Рёандзи, 15 в.

Сады мхов берут свое начало со времен раннего буддизма. Монастырь Сайходзи, основанный в период Сады мхов берут свое начало со времен раннего буддизма. Монастырь Сайходзи, основанный в период Нара (710— 94), изначально планировался как сад. Возле храма был заложен типичный для того времени сад с водоемами, по которым можно было кататься на лодках, с островами, павильонами и беседками. Во время междоусобных войн храм опустел, и нижний сад практически погиб. Здания несколько раз горели, а вся территория затоплялась водой. В 1339 году нижний сад был восстановлен мастером дзэн, известным монахомсадовником Мусо Сосеки. Мастер восстановил сад с водоемом в виде иероглифа «сердце» и островами, на которых некогда гнездились белые цапли, с живописными каменными композициями. Знаменитый каменный водопад, созданный более 600 лет назад, до сих пор производит удивительное впечатление на посетителей. По мере проведения работ в саду естественным образом начали в изобилии расти мхи. Сейчас их насчитывается около 130 видов. Мхи покрывают толстым ковром не только камни, но и пространство между деревьями, стволы самих деревьев, пни, тропы, ведущие к островам, практически все вокруг. Сад Сайходзи уже многие годы закрыт для свободного посещения. Большой интерес туристов не только из Японии но и со всего мира привел к катастрофическим последствиям. Массовые посещения отрицательно повлияли на состояние и видовой состав мхов, и правительство, присвоив саду статус государственной достопримечательности, закрыло его для широкой публики.

Сад монастыря Сайходзи, 1339. Сад монастыря Сайходзи, 1339.

Знаменитым пейзажным садом является сад Дайсэн-ин в Киото. Сухой водопад в саду Дайсэн-ин Знаменитым пейзажным садом является сад Дайсэн-ин в Киото. Сухой водопад в саду Дайсэн-ин

Тойо Сэссю (1420— 1506) - японский художник, один из величайших живописцев японского Средневековья. Дзэнский Тойо Сэссю (1420— 1506) - японский художник, один из величайших живописцев японского Средневековья. Дзэнский монах. Перенес в Японию китайский рисунок монохромной тушью. Егоживописная манера «хабоку» ( «разлетающаяся тушь» ) оказала большое влияние на позднейшую японскую графику.

Слева Сэссю, Пейзаж, ок. 1481 Справа – Сэссю, Осенний пейзаж Слева Сэссю, Пейзаж, ок. 1481 Справа – Сэссю, Осенний пейзаж

Сэссю. Зимний пейзаж. Свиток. Живопись на бумаге. 80 -е гг. 15 в. Сэссю. Зимний пейзаж. Свиток. Живопись на бумаге. 80 -е гг. 15 в.

4. Позднее Средневековье. Период Эдо (современный Токио), первая треть XVII – сер XIX в. 4. Позднее Средневековье. Период Эдо (современный Токио), первая треть XVII – сер XIX в. или нач. XX. Основные черты периода: демократизм и сочетание художественного и функционального в рамках светской городской культуры. На формирование культуры данного периода решающее влияние оказали вкусы представителей третьего сословия (торговцев, ремесленников) и эстетические каноны чайного культа – единство утилитарности и красоты, умение видеть в обыденном прекрасное. Повседневная жизнь города сделалась объектом художественного осмысления в литературе, театре, живописи, декоративноприкладном творчестве, а чайные церемонии явились мощным импульсом в развитии архитектуры, искусства садов, керамики. В литературе получил развитие новый жанр – хокку, отразивший присущие японской эстетике лаконизм и условность в отображении реального мира, данного лишь намеком с целью пробудить воображение читателя. Прославленным мастером хокку был Мацуо Басё (1644 - 1694). Недоговоренность и намек становились критерием поэтического мастерства хокку. Кишат в морской траве Прозрачные мальки … Поймаешь – Растают без следа. В хокку изображался реальный пейзаж, заставляющий разглядеть потаённую красоту в простом и неброском: Проталина в снегу, А в ней – светло-лиловый Спаржи стебелек. *** По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко. Фиалки в полном цвету.

В период Эдо окончательно утверждается тип традиционного жилого дома – представляет собой деревянный каркас. В период Эдо окончательно утверждается тип традиционного жилого дома – представляет собой деревянный каркас. Стены из деревянных панелей или решеток, оклеенных полупрозрачной бумагой. Из-за влажного климата дом приподнят на сваях, кровля имела большой вынос, который предохранял стены от влаги и палящего солнца. В интерьере – низкие столики, за которыми сидели на низких циновках, спали на специальных матрацах, убиравшихся на день в стенные шкафы. Духовный центр дома – ниша-токонома, украшенная картиной, вазой, шкатулкой или икэбаной. В таком же стиле сооружались императорские ансамбли. Например, дворец Кацура в Киото.

Дворец Кацура в Киото Дворец Кацура в Киото

Дворец Кацура в Киото. Интерьер. Дворец Кацура в Киото. Интерьер.

Значительным декоративным элементом в интерьере японского дома являлась ширма, составленная из разных плоскостей, расположенных Значительным декоративным элементом в интерьере японского дома являлась ширма, составленная из разных плоскостей, расположенных под углом друг к другу. Она воспринималась как объемный предмет, роспись которого была ритмически и колористически подчинена форме. Например, «Ирисы» , роспись ширмы, художник Огата Корин. Конец 17 начало 18 вв.

 «Ирисы» , роспись ширмы, художник Огата Корин. Фрагмент. Конец 17 начало 18 вв «Ирисы» , роспись ширмы, художник Огата Корин. Фрагмент. Конец 17 начало 18 вв .

Огата Корин, «Красное и белое дерево сливы» Роспись ширмы. Конец 17 начало 18 вв. Огата Корин, «Красное и белое дерево сливы» Роспись ширмы. Конец 17 начало 18 вв.

Ярким проявлением массовой демократичной культуры периода Эдо являются нэцке – небольшие брелоки-противовесы, при помощи Ярким проявлением массовой демократичной культуры периода Эдо являются нэцке – небольшие брелоки-противовесы, при помощи которых к кимоно прикреплялись необходимые мелкие предметы (веер, трубка, кисет и т. п. ). Нэцке представляют собой миниатюрную скульптуру – фигурки божеств, уличных торговцев, фокусников, бродячих актеров, животных, растений, имеющие смысл добрых пожеланий. Нэцке изготовлялись из дерева, лака, янтаря, фарфора, слоновой кости. Нэцкэ, изображающее. Хотэя, слоновая кость, современная работа. Хотэй - божество счастья, общения, веселья и благополучия. Считается воплощением Будды Майтреи.

В период Эдо появляется новый вид искусства – гравюра на дереве. Мастером многоцветной гравюры В период Эдо появляется новый вид искусства – гравюра на дереве. Мастером многоцветной гравюры на дереве был Китагава Утамаро – создавал лирические женские образы в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах, нарядах, передавал чувства моделей (любовь, нежность, обиду, различные эмоциональные состояния – игривость, меланхоличность, задумчивость и т. п. ). Китагава Утамаро, Красавица

Китагава Утамаро, Куртизанка Китагава Утамаро, Куртизанка

Китагава Утамаро, Девушка из чайного дома. Китагава Утамаро, Девушка из чайного дома.

В жанре пейзажа работал Кацусика Хокусай, природа в его работах воспринимается не как отвлеченно-символическая В жанре пейзажа работал Кацусика Хокусай, природа в его работах воспринимается не как отвлеченно-символическая формула мироздания, а как живой облик родины. Кацусика Хокусай. Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1823— 1831

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823— 1831 Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823— 1831

Кацусика Хокусай. Тридцать шесть видов Фудзи, 1830 Кацусика Хокусай. Тридцать шесть видов Фудзи, 1830

Кацусика Хокусай. Восхождение на гору, 1830 Кацусика Хокусай. Восхождение на гору, 1830