Prezentatsia_Andrianova_Afanasyeva_4108.pptx
- Количество слайдов: 12
Культура Киевской Руси И Русская культура в период феодальной раздробленности
Особенности культуры Киевской Руси : влияние на русскую культуру оказала Большое Византия, особенно после принятия христианства. Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. • Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов
Письменность Киевской Руси Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов.
Литература Киевской Руси Самое древнее из известных произведений древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати» . Его автором был митрополит киевский Иларион. Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи - это крупнейшие памятники всей культуры Руси. Самым значительным памятником летописания считается "Повесть временных лет", составленная в 1113 г. монахом Нестором. Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое "Слово о полку Игореве". В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г.
Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры. Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиросуздальская школа. На снимке изображен Успенский собор во Владимире Архитектура Киевской Руси Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г. — окончен в конце XI в. ), сооруженный князем Ярославом как главный храм.
Иконопись Киевской Руси Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещ ения в 988 году при князе Владимире. Спас Нерукотворный Владимирская богоматерь В Христианской традиции первой иконой был чудесно явленный убрус - прижизненное изображение лика Христа. Вместе с христианством русские мастера усвоили византийский художественный стиль В дальнейшем в русских княжествах складываются местные иконописные школы.
Особенности развития культуры Руси в период феодальной раздробленности Памятником церковной литературы города Киева является «Киево-Печерский патерик» , написанный в начале XIII в. Вершина древнерусской литературы - эпическая поэма «Слово о полку Игореве» . Она посвящена походу русских войск во главе и новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле - мае 118 Наряду с церковной литературой значительной развитие в XII в. Получило ораторское искусство - проповедничество. Создали принципиально новую архитектурную форму, воплотив ее в храме Пятницы на торгу. ВXII в. на Руси искусство мозаики прекратило свое существование, зато фреска в это время получает самое широкое развитие.
Письменность в период феодальной раздробленности Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Дощечка с азбукой. XIII - XIV вв. Обнаружена при раскопках в Новгороде в 1954 г. Надписи с именами мастеров Косты и Братилы, вырезанные на дне серебрянных сосудов из новгородского Софийского собора. XII в.
Архитектура периода феодальной раздробленности Широко известна церковь Спаса. Нередицы в Новгороде, построенная в 1198 г. От самого низа до верха ее интерьер украшали яркие фрески. Жемчужиной мирового искусства по праву считается Дмитреевский собор. Это дворцовый храм могучего Всеволода III, он одноглавый, трехнефный, четырех - столпный, ясной и четкой конструкции.
Иконопись периода феодальной раздробленности В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства. Они свидетельствуют о связях с художественной культурой Византии 11 -12 вв. Димитрий Солоунский олицетворяет князя-витязя, который должен оберегать свой народ. Византийское влияние прослеживается и в новгородских иконах, например, «Ангел Златые Власы» , написанный в конце ХII века
Искусство периода феодальной раздробленности В новгородской живописи того времени, можно усмотреть решительный отказ от византийских канонов. Среди трех замечательных фресковых ансамблей второй половины 12 в. - церкви Благовещения в Аркажах (1189), церкви Георгия в Старой Ладоге (60 -80 -е гг. 12 в. ) и Спаса Нередицы (1199) - особенно выделяются фрески последней. Они были уникальным памятником не только русской, но и мировой средневековой живописи по своим художественным достоинствам и по сохранности.
Список литературы: Бернадский В. Н. "Новгород и новгородская земля в XV веке. " Ключевский В. О. Курс русской истории. том 2 История России с древнейших времен до наших дней. М. , 1994.