Скачать презентацию КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ПЛАН ЛЕКЦИИ 1 Понятие Скачать презентацию КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ПЛАН ЛЕКЦИИ 1 Понятие

Религия.pptx

  • Количество слайдов: 28

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие религии и ее социокультурные функции. 2. Основные этапы становления религии. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие религии и ее социокультурные функции. 2. Основные этапы становления религии. 3. Религия в современном мире.

Этимология слова Этимология слова "религия" возводит данное понятие к латинскому religio (совестливость, благоговение, набожность, святыня). Другое этимологическое значение данного понятия указывает на латинский глагол religare (re-ligare, соединять, восстанавливать утраченную связь

Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере сверхъестественное, Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере сверхъестественное, нечто высшее и священное.

РЕЛИГИЯ НАДЕЛЕНА ОСОБЫМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ В КУЛЬТУРЕ Обеспечивает устойчивость и целостность культуре Служит общедоступной формой РЕЛИГИЯ НАДЕЛЕНА ОСОБЫМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ В КУЛЬТУРЕ Обеспечивает устойчивость и целостность культуре Служит общедоступной формой духовного развития людей Придает смысл человеческой жизни и восстанавливает человеческую целостность Воздействует на общество (морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и научные воззрения)

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЛИГИИ: 1. Вера в Бога или Богов. 2. Своеобразное поведение и взаимоотношения ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЛИГИИ: 1. Вера в Бога или Богов. 2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. 3. Верования или вероучения. 4. Наличие культа. 5. Функционирование религиозных организаций.

Вера в Бога или Богов ВЕРА В БОГА ИЛИ БОГОВ Во-первых, Бог есть личность, Вера в Бога или Богов ВЕРА В БОГА ИЛИ БОГОВ Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение.

Поведение и взаимоотношения между верующими Вера в Бога — есть религиозное чувство. Эмоциональное общение Поведение и взаимоотношения между верующими Вера в Бога — есть религиозное чувство. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт» . Верующий относится к Богу с любовью, почитанием, восторгом, раскаянием. И Бог, со своей стороны, тоже эмоционально реагирует на человеческое поведение и отношение к нему: проявляет заботу, любовь или гнев.

ВЕРОВАНИЯ ИЛИ ВЕРОУЧЕНИЯ Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются в богословских трудах и ВЕРОВАНИЯ ИЛИ ВЕРОУЧЕНИЯ Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются в богословских трудах и проникают в обыденное сознание приверженцев религии. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (христианская Библия, мусульманский Коран и др. ). К К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися историческими деятелями религии и получившие признание в кругу высших религиозных авторитетов.

НАЛИЧИЕ КУЛЬТА Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим НАЛИЧИЕ КУЛЬТА Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т. д. Он выполняет для верующих функцию субъективной связи с Богом. Важной стороной религиозного культа является символика, с помощью которой происходит диалог человека с Богом.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Типичной формой организации верующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Типичной формой организации верующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов — святилищ, мечетей, молитвенных домов, соборов.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ Иррациональная модель. Религия как аллегорическое знание. Религия как преклонение. Религия как ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ Иррациональная модель. Религия как аллегорическое знание. Религия как преклонение. Религия как общественный институт. Религия как плод страха и бессилия. Религия как врожденное свойство человека. Религия как направляющая сила

ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ опирается на научное познание сил ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ опирается на научное познание сил природы или художественное восприятие и гуманистические нормы жизни в обществе опирается на связь со сверхъестественными силами и этические требования, духовные субстанции образуют самостоятельный мир человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой Светский Религиозный Языческий

НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ И ИСТОКИ РЕЛИГИИ Анимизм — это вера в духов и души, управляющих НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ И ИСТОКИ РЕЛИГИИ Анимизм — это вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира Магия – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью сверхъестественных сил на окружающую действительность. Фетишизм - культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественными свойствами Община и ее члены идентифицировали себя с определенным тотемным животным.

В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества. Миф — это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звёздах и планетах, о родоначальниках племени, сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку.

Функции мифа моделирующая идеологическая аксиологическая прогностическая Осваивает окружающее пространство и время, моделирует человеческие взаимоотношения Функции мифа моделирующая идеологическая аксиологическая прогностическая Осваивает окружающее пространство и время, моделирует человеческие взаимоотношения Задает идеи принципы, руководствующие поведением и деятельностью человека, определяет образ мышления коммуникативная познавательная компенсаторская

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ТЕРМИНА «МИФ» : 1) древнее представление о мире, результат его освоения; 2) сюжетно МНОГОЗНАЧНОСТЬ ТЕРМИНА «МИФ» : 1) древнее представление о мире, результат его освоения; 2) сюжетно оформленную и персонифицированную догматическую основу религии; 3) используемые в искусстве древние мифы, которые функционально и идейно переосмыслены, превращены, по существу, в художественные образы; 4) относительно устойчивые стереотипы массового обыденного сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости; 5) пропагандистские и идеологические клише, целенаправленно формирующие общественное сознание.

РЕЛИГИЯ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА РЕЛИГИЯ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА

Аспекты изучения техники Инструментально-технологический технические науки Естественный (природный) естествознание и инженерная экология Индивидуальный человеческий Аспекты изучения техники Инструментально-технологический технические науки Естественный (природный) естествознание и инженерная экология Индивидуальный человеческий антропология, психология, физиология, эстетика, эргономика и др. Социальный социология, экономические науки, политология и культурология Культурный (соотношение техника – социокультурный мир) культурология

ТЕХНИКА, ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК Природа Техника Человек ТЕХНИКА, ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК Природа Техника Человек

1. Искусственные, технические объекты и процессы являются естественными, согласуются с законами природы 2. Технические 1. Искусственные, технические объекты и процессы являются естественными, согласуются с законами природы 2. Технические формы и процессы определяются целями, заданными человеком 3. Человек формируется и развивается благодаря созданию техники (принцип органопроекции) 4. Техника создает новые потребности, влияя на образ жизни человека

ТЕХНИКА КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ Техника – семиотический код, особый язык культуры, служащий средством ТЕХНИКА КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА КУЛЬТУРЫ Техника – семиотический код, особый язык культуры, служащий средством хранения и передачи информации: 1. Код действий 2. Технологическая и научно-техническая информация 3. Сведеня об обществе и пространстве культуры 4. Признак социального статуса и имущественного положения людей

ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Первобытность Опора на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Первобытность Опора на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире Наделение техники магическими свойствами Техника как умение и навыки, передаваемые демонстрацией действий

ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Античность Разделение труда и дифференциация техники Основная функция техники – ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Античность Разделение труда и дифференциация техники Основная функция техники – techne мастерство Преклонение перед силой техники (мифы о Дедале, Прометее) Военная машина – онагр (Др. Греция и Рим)

ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Возрождение и Новое время Практический характер техники Зарождение технической науки ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Возрождение и Новое время Практический характер техники Зарождение технической науки на основе описания Формирование технической науки, теоретическое обобщение накопленного опыта (астрономия, физика, механика, химия) Рисунок Леонардо да Винчи

ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Европейская культура 1819 вв. Быстрое изменение науки и технологии Промышленный ОБРАЗ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ Европейская культура 1819 вв. Быстрое изменение науки и технологии Промышленный переворот и развитие крупной машинной индустрии Превращение науки в производственную силу. Понимание природы как кладовой ресурсов Становление техногенной цивилизации

Основные этапы в развитии техники Инструментальный Появление машинного труда Автоматизация труда Появление новых информационных Основные этапы в развитии техники Инструментальный Появление машинного труда Автоматизация труда Появление новых информационных систем Использование ручных орудий, инструменты служат продолжением и усилием руки. Объектом рационализации служат инструмент и инструментальная технология. Человек не нарушает гармонии природы. Центр тяжести технологического процесса постепенно смещается в сторону машины. Объектом рационализации служат машина и машинная технология. Человек может продолжить свой род и вне гармонии, не ставя высших целей. Труд не ограничивается физическими и физиологическими возможностями человека. Формирование новой социокультурной ситуации, ядром которой становится технократия – политическая власть технических специалистов, основанная на вере в высшую миссию техники, внедрения научных достижений в жизнь общества, создание «технотронного рая» . Рождение нового типа информационных систем и прорыв в технологии благодаря выдающимся достижениям в области нанотехнологии. Технология перестает быть объектом, а становится механизмом, совмещенным с живым организмом ее информационной, рабочей, интеллектуальной частью.