Скачать презентацию КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ XVII ВЕКА Живопись Скачать презентацию КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ XVII ВЕКА Живопись

Живопись 17 века.ppt

  • Количество слайдов: 27

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ XVII ВЕКА Живопись КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ XVII ВЕКА Живопись

 «Обмирщение» n «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи - «обмирщение» , освобождение «Обмирщение» n «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи - «обмирщение» , освобождение от канонов. n Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских (исторических) сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр (например, иллюстрированной Библии Яна Фишера-Пискатора) позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. n Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно. Иконописцы оказались на перепутье.

Годуновская школа n Начало ХVII века ознаменовались господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей Годуновская школа n Начало ХVII века ознаменовались господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. n Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. Годуновский стиль в целом отличают Ш Ш n тяготение к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В тоже время ему присуща определенная ориентация на традиции великого прошлого, на образы далекого рублевско-дионисиевского времени. Цветовая палитра произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась рисунку.

Строгановская школа n Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого типа связано Строгановская школа n Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого типа связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. n Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры. Не случайно ее характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. n В строгановских иконах с неслыханной до того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. n Художников волновали не глубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей, а красота формы, в которой можно все это запечатлеть.

Язык Строгановской школы n Составными частями художественного языка мастеров строгановской школы стали: Ш тщательное, Язык Строгановской школы n Составными частями художественного языка мастеров строгановской школы стали: Ш тщательное, мелкое письмо, Ш мастерство отделки и изощренный рисунок, Ш виртуозная каллиграфия линий, Ш богатство и изысканность орнаментации, Ш многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и серебро. Великомученик Димитрий Солунский и благоверный царевич Димитрий.

1593. П. Чирин. Никита-воин n Одним из наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. n 1593. П. Чирин. Никита-воин n Одним из наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. n К числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» . Образ Никиты, еще сохраняющий отголоски лирических интонаций ХV в. , уже лишен внутренней значительности. Поза воина изысканно манерна. n Тонкие ноги в золотых сапожках сдвинуты и чуть согнуты в коленях, отчего фигура едва удерживает равновесие. Голова и руки с «истонченными» перстами кажутся слишком маленькими по сравнению с массивным торсом. n Это не воин-защитник, а скорее светский щеголь, и меч в его руках - лишь атрибут праздничного наряда.

Ушаков Симон Федорович (1626 -1686) n Признанный глава царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. Ушаков Симон Федорович (1626 -1686) n Признанный глава царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. n Человек разносторонних талантов, прекрасный педагог, умелый организатор теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства. n Симон Ушаков был верен своим теоретическим выводам в собственной практике. n В 1667 году в трактате «Слово к люботщателям иконописного писания» Ушаков изложил такие взгляды на задачи живописи, которые по существу вели к разрыву с иконописной традицией 1676. Архангел Михаил, попирающий диавола

1677. Нерукотворный Спас n Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль 1677. Нерукотворный Спас n Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль отведена человеческому лицу. n Именно здесь художник смог с достаточной полнотой выразить свое понимание назначения искусства. n Не случайно Ушаков так любил изображать Нерукотворного Спаса. n Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, Ш насколько великолепно он владел техникой светотеневой моделировки, Ш прекрасно знал анатомию, Ш умел максимально близко к натуре передать шелковистость кожи, выражение лиц.

Живоподобное изображение n Иконное изображение Христа выглядело для современников Ушакова как портрет реального человека. Живоподобное изображение n Иконное изображение Христа выглядело для современников Ушакова как портрет реального человека. n Чем более «живоподобным» оно было, тем сильнее молящиеся сострадали земной судьбе Сына Божьего, тем ближе к сердцу они принимали заповеди Христа. n Лик Спасителя у него объемно выступает на фоне почти иллюзионистически написанного полотенца-убруса. n Мягкие темно-русые волосы обрамляют чело, глаза с тщательно выписанными слезниками кажутся живыми.

1671. Троица n Характерным примером практического претворения в иконописи эстетических идеалов Симона Ушакова является 1671. Троица n Характерным примером практического претворения в иконописи эстетических идеалов Симона Ушакова является его «Троица» . n Композиция этой иконы воспроизводит прославленный рублевский «образец» Ш с его плавными круговыми ритмами, Ш с ориентацией на плоскость, несмотря на отчетливую пространственность.

А. Рублев С. Ушаков А. Рублев С. Ушаков

6 в. Византия С. Ушаков 6 в. Византия С. Ушаков

n n При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова не имеет уже с n n При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова не имеет уже с ней общего в главном - в ней нет одухотворенности образов Рублева. Ш Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смыла, Ш стол с чашей - символ таинства жертвы, искупления - превратился в настоящий натюрморт. Попытка написать «как в жизни» обернулась безжизненностью.

n Икона показывает, как художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения, сложившихся в n Икона показывает, как художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения, сложившихся в вековых традициях. n Он добивается Ш телесного тона лиц, Ш почти подчеркнутой перспективы. n Но Ушаков, сам не желая того, разрушил плоскость: Ш глубина перспективы стала слишком ощутима, Ш в фигурах резко выявлены объемность и телесность.

Реализм деталей n Художник полагал, что сумел органически связать элементы реалистической трактовки формы со Реализм деталей n Художник полагал, что сумел органически связать элементы реалистической трактовки формы со старинными заветами иконописания. n Но при тщательности и «чистоте» письма, при реализме деталей все это вызывает ощущение академической холодности, омертвелости изображения.

1668. Богоматерь Владимирская n Икона получила второе название «Насаждение древа Государства Российского» . n 1668. Богоматерь Владимирская n Икона получила второе название «Насаждение древа Государства Российского» . n На иконе изображено, как Иван Калита и митрополит Петр сажают огромную виноградную лозу, вырастающую прямо из Успенского Собора Московского Кремля. n Ее ствол несет святыни Московского царства.

Царица с сыновьями Царица с сыновьями

Медальоны n В ветвях древа разместились медальоны с образами московских правителей и духовных лиц, Медальоны n В ветвях древа разместились медальоны с образами московских правителей и духовных лиц, славящих Богоматерь. n К ним присоединяется царь Алексей Михайлович с женой и сыновьями. n Смысл иконы раскрывается в надписи: «Господи, призри с небеси и виждь, и посети виноград сей и соверши, его же насади десница Твоя» . n Смысл ее абсолютно прозрачен: Москва и Московское государство, есть виноградник Господень, и божественный виноградарь не оставит его своими заботами.

1685. Тайная Вечеря 1685. Тайная Вечеря

1668. Богоматерь Киккская 1668. Богоматерь Киккская

1686. Христос Эммануил n Ушаков и художники его круга впервые выдвинули новые критерии оценки 1686. Христос Эммануил n Ушаков и художники его круга впервые выдвинули новые критерии оценки живописи, сравнив ее с зеркалом, беспристрастно отражающим мир. n За это его и критикуют ценители древней иконописи: икона, по их мнению, должна передавать сверхчувствительное (чем она и отличается от картины).

Парсуна n От лат. persona — личность, особа. n Портреты реальных исторических лиц, создававшиеся Парсуна n От лат. persona — личность, особа. n Портреты реальных исторических лиц, создававшиеся в традициях иконописи. n Термин «парсуна» был введен в научный оборот в 1851 году. 1600. Царь Иван Грозный

Иван Грозный n Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового Иван Грозный n Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. n Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. n По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон.

Михаил Романов n В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и Михаил Романов n В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

1670 -е. Михаил Романов Алексей Михайлович 1670 -е. Михаил Романов Алексей Михайлович

1660 -70. Царь Алексей Михайлович n Во второй половине XVII века парсуна часто пишется 1660 -70. Царь Алексей Михайлович n Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи. n Но манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Парсуна кн. М. В. Скопина-Шуйского n По способу претворения парсуны еще близки к иконе, Парсуна кн. М. В. Скопина-Шуйского n По способу претворения парсуны еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. Есть изменения и в языке изображения, при всей n n n наивности формы, линеарности, статичности, локальности есть уже, пусть и робкая, попытка светотеневой моделировки.