Скачать презентацию Культура и человек Итоги ХХ века Вопрос о Скачать презентацию Культура и человек Итоги ХХ века Вопрос о

Человек и культура.ppt

  • Количество слайдов: 42

Культура и человек Итоги ХХ века. Вопрос о самоидентификации человека в культуре как первичный Культура и человек Итоги ХХ века. Вопрос о самоидентификации человека в культуре как первичный и основной. Бифуркация (лат. bifurcus – раздвоенный) – раздвоение, разделение, разветвление чего-либо. Термин употребляется в точных и гуманитарных науках. В теории систем – точка на траектории развития, характеризующегося неустойчивым состоянием, отклонение от прежнего качества. В межкультурной коммуникации в точках бифуркации начинаются процессы, ведущие к выбору, принятию решений и возникновению новых смыслов. Бифуркации точка – «точка смены типов решения» (И. Пригожин).

Проблема самосознания и самоопределения Онтология (сущность бытия) человека - аксиология (система ценностей). Онтология (от Проблема самосознания и самоопределения Онтология (сущность бытия) человека - аксиология (система ценностей). Онтология (от греч. on, род. п. ontos – сущее) – в строгом смысле учение о бытии, включающее всеобщие основы, принципы бытия, его структуру и закономерности. Однако понятие «онтология» нередко употребляется не в значение «учение, описание принципов бытия» , а для обозначения самого «принципа бытия» , или предметной реальности.

Образ человека сегодня Тенденция к утверждению человеческой животности. Фрейд - Борис Вышеславцев (низость «человеческого Образ человека сегодня Тенденция к утверждению человеческой животности. Фрейд - Борис Вышеславцев (низость «человеческого животного» в том, что, он сознательно предает дух). Отказ от первоначального синкретизма в современном самосознании человека. Искусственное сужение духовных потенций личности до узкопрофессиональных интенций. Культуротворчество как путь восстановления и развития человеческого духа.

Трансцендентность (лат. transcendes – выходящий за пределы) – все то, что выходит за пределы Трансцендентность (лат. transcendes – выходящий за пределы) – все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира. Средневековая философия различала имманентные и трансцендентные причины и действия в предметах и событиях: имманентные имеют место в самих объектах, трансцендентные находятся за пределами их наличного бытия. В философии Канта термин «трансцендентный» имеет гносеологический оттенок и означает – в противоположность имманентному – то, что переступает границы возможного опыта. Имманентный (лат. immanens – пребывающий в чем-л. , свойственный чему-л. ) – нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу.

 «Человек культурный» Смысл выражения «культурный человек» . Различные модели «культурного человека» в разные «Человек культурный» Смысл выражения «культурный человек» . Различные модели «культурного человека» в разные эпохи: - человек мусический (Античность), - человек-богослов (Средневековье), - человек универсальный (Возрождение), - человек-специалист (Новое время), - человек-носитель планетарного мышления (формируется в современную эпоху). Современный человек в дезинтегрированной системе координат, черты «культурного человека» конца ХХ века: толерантность (терпимость), профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию.

Антропологические архетипы в истории культуры • 1. Homo kosmicus (universalis) (Миф, Гомер, Ренессанс. . Антропологические архетипы в истории культуры • 1. Homo kosmicus (universalis) (Миф, Гомер, Ренессанс. . . ) • 2. Homo tragikos (augius) (Софокл, Еврипид, философия эллинизма, барокко, экзистенциализм и т. д. ) • 3. Homo religiosus (иудаизм, христианство, ислам и т. д. ) • 4. Homo eroticus (миф, Сапфо, Овидий, романтизм и т. д. ) • 5. Homo sexualis (Фрейд) • 6. Homo sensualis (сентиментализм, пиетизм, психологизм) • 7. Homo rationalis (классицизм, рационализм, сциентизм) • 8. Homo moralis (Кант) • 9. Homo potestatis (Ницше) • 10. Homo ludens (романтизм, Й. Хейзинга) • 11. Homo somaticus (постмодернизм)

Проблема человека в истории культуры Часть 1: Человек в мире и перед лицом мира. Проблема человека в истории культуры Часть 1: Человек в мире и перед лицом мира. Вопросы для обсуждения: различные представления о человеке, человек в религиозных и научных системах. Рекомендуемая литература: Библия. Мень, А. В. Истоки религии: научное издание. - Брюссель, 1981. (АХЛ (1), ч. з. N 1 (1)). Платон. Диалоги: «Федон» , «Пир» , «Федр» (любое издание). Розанов, В. В. О себе и жизни своей: Уединенное. Смертное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. - М. : Моск. рабочий, 1990. (НА (2)). Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни: научное издание. - М. : Республика, 1994. (Ч. з. N 2 (1)). Федоров, Н. Ф. Воскресительный проект / Собрание сочинений: в 4 т. - М. : Прогресс, 1995. (Ч. з. N 1 (1), НА (1)). Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. (Ч. з. N 1 (1), ч. з. N 2 (1), МБ (1)). Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. - М. : Наука, 1993. (Ч. з. N 2 (1)). Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность. - М. : Республика, 1992. (Ч. з. N 2 (1)).