Скачать презентацию КУЛЬТУРА ЕГИПТА Лекция 4 СОДЕРЖАНИЕ 1 Детерминанты Скачать презентацию КУЛЬТУРА ЕГИПТА Лекция 4 СОДЕРЖАНИЕ 1 Детерминанты

4. ЕГИПЕТ.pptx

  • Количество слайдов: 40

КУЛЬТУРА ЕГИПТА Лекция 4 КУЛЬТУРА ЕГИПТА Лекция 4

СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты культуры Египта 2. Артефакты культуры Египта 3. Картина мира культуры Древневосточных СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты культуры Египта 2. Артефакты культуры Египта 3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций

Культура и цивилизация Египта существуют в период перехода от доисторической культуры каменного века и Культура и цивилизация Египта существуют в период перехода от доисторической культуры каменного века и появления культуры нового тапа 3 тыс. до н. – 1 тыс. до н. э. ). Египет ассимилировал культуру Шумер и Вавилона. Детерминантой культуры Египта также выступает так называемая неолитическая революция – возникновение экономики нового типа: искусственное (Шумеры – Вавилон) или естественное (Египет) орошаемое земледелие, скотоводство, появление новых технологий в изготовлении орудий труда (обработка металла, появление гончарного круга, изобретение колеса).

Возникает оседлый образ жизни, появляются первые города – государства, которое обеспечивало охрану, порядок, образуя Возникает оседлый образ жизни, появляются первые города – государства, которое обеспечивало охрану, порядок, образуя целостность общества. Государственная власть формируется с целью управления экономикой, распределения доходов. Сложные ирригационные системы и технологии строительства предполагали коллективный характер труда, поэтому человек естественно выступал лишь частью общественного целого, и государство определяет его правовые гарантии. Различие между слоями общества определялось не объемом собственности, а положением на административной лестнице (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, ремесленники, рабы), в соответствии с разделением труда. Появляется также письменность которая применялась для учета в торговых и иных операций. Формы письменности Египта (гр. «черная» страна): свитки, из склеенных полосок стебля папируса. Основное их содержание: гимны богам, мифы, легенды, лирика, поэмы, плачи, отражающие вечные проблемы любви, ненависти, дружбы.

2. Артефакты культуры Египта Канон культуры Египта 1. Максимальная сакрализация власти, государства. 2. Спокойные, 2. Артефакты культуры Египта Канон культуры Египта 1. Максимальная сакрализация власти, государства. 2. Спокойные, симметричные, полного величия фасные и фронтальные позы. 3. Острый реализм. 4. Инкрустация артефактов. 5. Портретное сходство. 6. Волосы – окрашивали черной, одежду - белой краской.

Пантеон Египетской мифологии Источником мифологии Египта выступают «Книга мертвых» , «Тексты пирамид» . Миф Пантеон Египетской мифологии Источником мифологии Египта выступают «Книга мертвых» , «Тексты пирамид» . Миф о сотворении мира. Ра рождается из хаоса (гр. сияющая бездна), из которой возникает все существующее. Ра рождает воздух, влагу и других богов.

Ра, Пта – бог Солнца. Репрезентанты Ра: жук, сокол, увенчанный диском, огромный кот, змея, Ра, Пта – бог Солнца. Репрезентанты Ра: жук, сокол, увенчанный диском, огромный кот, змея, образ человека. Бог Ра каждую ночь побеждал чудовище Апопа, превращаясь в огромного кота.

Скарабей – репрезентант бога Ра Скарабей – репрезентант бога Ра

Глаз – репрезентант бога Ра. В математике Око имело любопытную функцию – оно использовалось Глаз – репрезентант бога Ра. В математике Око имело любопытную функцию – оно использовалось для обозначения дробей. Согласно одной из версий мифа, Сет разрезал вырванный глаз Гора на 64 части, поэтому неполное его изображение символизирует какое-то дробное число: зрачок – 1/4, бровь 1/8 и т. д.

Индивидуальная эсхатология. В древнеегипетской мифологии жизнь во времени должна служить только приготовлением к жизни Индивидуальная эсхатология. В древнеегипетской мифологии жизнь во времени должна служить только приготовлением к жизни в вечности.

Анубис – покровитель умерших, совершал бальзамирование, погребальные обряды. Репрезентант Анубиса, черная собака. Анубис – покровитель умерших, совершал бальзамирование, погребальные обряды. Репрезентант Анубиса, черная собака.

Человек должен принести отчет за свою жизнь. Именно, Анубис взвешивал сердце человека и Перо Человек должен принести отчет за свою жизнь. Именно, Анубис взвешивал сердце человека и Перо истины на весах.

Саркофаг (гр. пожиратель трупов) выступал частью священного отношения к фараону. Имя фараона – «великий Саркофаг (гр. пожиратель трупов) выступал частью священного отношения к фараону. Имя фараона – «великий дом» , «его величество» . Фараон не умирал, превращался в Осириса, вместе с ним умирали придворные, чиновники, смотрители.

Атрибуты власти Хека (крюк, означающий слово «править» ) – его носили боги, цари, чиновники. Атрибуты власти Хека (крюк, означающий слово «править» ) – его носили боги, цари, чиновники. Нехех (плеть) – состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Уас (скипетр) – фетиш, раздвоенная внизу палка, которая вверху оканчивается головой шакала. Символ противоборства добра и зла. Сесен – символ лотоса, солнца, творчества и возрождения.

Осирис, бог плодородия. Его репрезентант –джет Исида – прорицательница будущего, судьбы. Репрезентант Исиды – Осирис, бог плодородия. Его репрезентант –джет Исида – прорицательница будущего, судьбы. Репрезентант Исиды – корона из двух рогов огибающих шар

Тот – отождествлялся с луной, вел счет дням по лунному календарю. Его репрезентант – Тот – отождествлялся с луной, вел счет дням по лунному календарю. Его репрезентант – человек с головой птицы ибиса.

Хатор – богиня любви. Репрезентант любви - корова. Хатор – богиня любви. Репрезентант любви - корова.

Сет ( человек с головой шакала) – бог разрушения, хаоса, войны. Образ мирового зла. Сет ( человек с головой шакала) – бог разрушения, хаоса, войны. Образ мирового зла.

Бог Хнум (человек с головой барана) – создал людей из глины с помощью гончарного Бог Хнум (человек с головой барана) – создал людей из глины с помощью гончарного круг.

Апис –бог плодородия. Апис –бог плодородия.

Нейт (женщина бальзамирования. со змеями) – богиня врачевания и Нейт (женщина бальзамирования. со змеями) – богиня врачевания и

. Раннее царство 3 тыс. до н. э. – 28 вв. до н. э. . Раннее царство 3 тыс. до н. э. – 28 вв. до н. э. 1. Керамика - сосуды с росписью 2. Палетки фараона Нармера

Архитектура Древнего царства XXVIII – XXIII вв. до н. э. Усыпальницы фараона – пирамиды, Архитектура Древнего царства XXVIII – XXIII вв. до н. э. Усыпальницы фараона – пирамиды, ориентированные по четырем сторонам света, высотой до 147 м Пирамида Снофру в Медуме Ступенчатая пирамида Джосера Пирамиды Хеопса в Гизе Большой сфинкс 19* 57* 5 м. и пирамида Хефрена в Гизе

Скульптура Древнего царства. XXVIII– XXIII вв. до н. э. Статуя с египетского означала «тут» Скульптура Древнего царства. XXVIII– XXIII вв. до н. э. Статуя с египетского означала «тут» , отражает тело фараона или человека. Для изготовления скульптуры использовали красный и черный гранит, известняк, песчаник. Статуя фараона Хефрена Статуя царского писца Статуя сановника

Архитектура среднего царства XXI– XVIII вв. до н. э. Зиккурат Ментухотепа I Архитектура среднего царства XXI– XVIII вв. до н. э. Зиккурат Ментухотепа I

Скульптура среднего царства XXI– XVIII вв. до н. э. Статуя Ментухотепа I Статуя Аменемхета Скульптура среднего царства XXI– XVIII вв. до н. э. Статуя Ментухотепа I Статуя Аменемхета III

Архитектура Нового царства 1580 – 1085 гг. до н. э. Большой храм Рамзеса II Архитектура Нового царства 1580 – 1085 гг. до н. э. Большой храм Рамзеса II

Скульптура Нового царства 1580 – 1085 гг. до н. э. Статуя царицы Хатшепсут Статуя Скульптура Нового царства 1580 – 1085 гг. до н. э. Статуя царицы Хатшепсут Статуя Аменхотепа

Жрец и певица бога Амона Статуя Аменхотепа IV Жрец и певица бога Амона Статуя Аменхотепа IV

Голова царицы Нефертити Золотая маска фараона Тутанхамона Голова царицы Нефертити Золотая маска фараона Тутанхамона

Рельеф Аменхотепа IV с женой и детьми Рельеф Аменхотепа IV с женой и детьми

Искусство Позднего царства 1085 -332 гг. до. н. э. Деталь покрытия женской мумии Маски Искусство Позднего царства 1085 -332 гг. до. н. э. Деталь покрытия женской мумии Маски мужчин для покрытия мумии

Фаюмский портрет Фаюмский портрет

Анкх – символ вселенной, жизни, единства мужского и женского начал, символ Древа жизни. Ключ Анкх – символ вселенной, жизни, единства мужского и женского начал, символ Древа жизни. Ключ мудрости; силы; власти и бессмертия. С анкхом в руке изображалась богиня истины Маат.

Джед – столб –деревянная колонна, в которой, согласно мифу, находился сундук с телом Осириса. Джед – столб –деревянная колонна, в которой, согласно мифу, находился сундук с телом Осириса. Один из самых распространенных символов, который изготовлялся из вставленных друг в друга связок тростника, репрезентант патриархата.

3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций – мифологическая. 3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций – мифологическая.