Скачать презентацию КУЛЬТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Лекция 3 СОДЕРЖАНИЕ 1 Скачать презентацию КУЛЬТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Лекция 3 СОДЕРЖАНИЕ 1

3_DRYeVNYeVOSTOChN_Ye_Ts.pptx

  • Количество слайдов: 56

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Лекция 3 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Лекция 3

СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты развития культуры Древневосточных цивилизаций передней Азии. 2. Артефакты культуры Месопотамии : СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты развития культуры Древневосточных цивилизаций передней Азии. 2. Артефакты культуры Месопотамии : архитектура, письменность, скульптура, мифология. 3. Картина мира культуры Месопотамии.

К Древневосточным цивилизациям относят культуру Месопотамии, Египта, Индии, Китая, Японии, которые существовали с III К Древневосточным цивилизациям относят культуру Месопотамии, Египта, Индии, Китая, Японии, которые существовали с III тыс. по I тыс. до н. э. Месопотамией древние греки называли территорию, пролегавшую между двумя западно-азиатскими реками — Тигром и Евфратом. В Месопотамии на протяжении трех тысяч лет существовало одно государство, населяемое одним народом, сменяя друга: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Карта Месопотамии Карта Месопотамии

Объективные условия развития культуры. Естественные астрофизические (палящее солнце) и геофизические (потопы, наводнение до 13 Объективные условия развития культуры. Естественные астрофизические (палящее солнце) и геофизические (потопы, наводнение до 13 -14 м. , вследствие таяния горного снега, проливных дождей) процессы. Субъективными условиями развития культуры выступала неолитическая революция. Во-первых, это возникновение экономики нового типа: искусственное (Шумеры – Вавилон) или естественное (Египет) орошаемое земледелие, скотоводство, появление новых технологий в изготовлении орудий труда (обработка металла, появление гончарного круга, изобретение колеса). Во-вторых, появление городов-государств.

Государство представляло собой четкую иерархию социальных слоев: царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, ремесленники, рабы, Государство представляло собой четкую иерархию социальных слоев: царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, ремесленники, рабы, в соответствии с разделением труда. Власть царя носила централизованный, деспотический и сакральный характер. Царь считался «сыном неба» , был верховным жрецом, судьей, предводителем войск.

Города-государства (Ур, Урук, Аккад, Вавилон) представляли собой город-крепость с мощными стенами, башнями, без окон, Города-государства (Ур, Урук, Аккад, Вавилон) представляли собой город-крепость с мощными стенами, башнями, без окон, построенные из кирпича. Города насчитывали примерно 30 тыс. жителей. Города выступали центром торговли. Город окружали сады и поля, с оросительными каналами. Дворцы шумеро-аккадских правителей украшались скульптурой, рельефами, сюжетами которых были сцены битв, охоты и обрядов.

Архитектура Основу города-крепости образует зиккурат. Зиккурат – ( буквально священная гора) высокая башня – Архитектура Основу города-крепости образует зиккурат. Зиккурат – ( буквально священная гора) высокая башня – храм, из усеченных четырех или семи пирамид. Размеры зиккурата 65* 43* 60. Зиккураты выступали в качестве административного, хозяйственного, культового, фортификационного центра. Вокруг зиккурата воздвигались общественные здания и рынки.

 • Зиккурат укрывал жителей в период наводнений. • Здесь находились дома жрецов и • Зиккурат укрывал жителей в период наводнений. • Здесь находились дома жрецов и чиновников, хранился архив. • Внутри храма находились школы, в которых обучались будущие жрецы и чиновники. • Здесь помещалась статуя божества. Вход в этот зал был открыт только жрецам. • Астрологи использовали зиккурат как площадку для наблюдений, в ходе которых была выстроена система зодиака, лунный календарь. • Самый знаменитый зиккурат – Вавилонская башня, храм бога Мардука.

Основание древнего Зиккурата Основание древнего Зиккурата

Самым значительным достижением шумеро-аккадской культур было создание письменности, для учета в торговых и иных Самым значительным достижением шумеро-аккадской культур было создание письменности, для учета в торговых и иных операций. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПИСЬМЕННОСТИ Пиктография, рисуночное письмо, представляющее собой ряд взаимосвязанных между собой рисунков, имеющих многозначный смысл. Клинопись – клиновидные знаки слова, либо гласные, либо согласные звуковое письмо, не имеющие еще алфавита. Создателями клинописи были шумеры. В первом веке появляется алфавит. Формы письменности: • глиняные таблички, • свитки, из склеенных полосок стебля папируса. Основное содержание письменных источников: гимны богам, мифы, легенды, лирика, поэмы, плачи, отражающие вечные проблемы любви, ненависти, дружбы.

Образец клинописи Образец пиктограммы Образец клинописи Образец пиктограммы

Глиняные, клинописные таблички которые включают, записи – подсчеты, мифы о богах, луне, любви, солнце. Глиняные, клинописные таблички которые включают, записи – подсчеты, мифы о богах, луне, любви, солнце. Выдающимся произведением вавилонской литературы выступает «Поэма о Гильгамеше» , отражающая идеи всеобщей эсхатологии – учение о конце мира.

Согласно вавилонской версии о потопе в «Поэме о Гильгамеше» боги решили уничтожить человечество. О Согласно вавилонской версии о потопе в «Поэме о Гильгамеше» боги решили уничтожить человечество. О причинах такого решения не упоминается. Один из Богов решил спасти своего любимца, обладающего величайшей мудростью. Он сообщил во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и погрузить на него свое имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц и готовиться к собственному спасению. Потоп был столь страшен, накрыл всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась. Утнапиштим выпустил голубя, но тот вернулся. Через несколько дней он выпустил ласточку, она прилетела назад. И только ворон нашел показавшуюся из воды сушу и остался на ней. Тогда Утнапиштим покинул корабль и принес богам жертвоприношения. В Шумеро-аккадской, вавилонской версии потопа отражаются реальные природные катаклизмы.

СКУЛЬПТУРА (статуи, рельеф, барельеф, горельеф – высокий рельеф, выступающий над плоскостью фона более, чем СКУЛЬПТУРА (статуи, рельеф, барельеф, горельеф – высокий рельеф, выступающий над плоскостью фона более, чем на половину своего объема) Женские статуэтки V тыс. н. э.

Женские статуэтки IV тыс. до н. э. Женские статуэтки IV тыс. до н. э.

Статуэтки из Ялангач-Депе V тыс. до н. э. Статуэтка из Ура середина IV тыс. Статуэтки из Ялангач-Депе V тыс. до н. э. Статуэтка из Ура середина IV тыс. до н. э. Женские статуэтки Статуэтка из Лагаша III тыс. до н. э.

Рельефы отражающие сакрализацию государственной (царской) власти и воинов Рельефы отражающие сакрализацию государственной (царской) власти и воинов

Статуя правителя Лагаша Статуя правителя Лагаша

Шлем, кинжал, колесница Шлем, кинжал, колесница

Герб –отличительный знак, репрезентант государства Герб –отличительный знак, репрезентант государства

Рельеф, отражающий прием у царя Ашшурнасирапала II Рельеф, отражающий прием у царя Ашшурнасирапала II

Рельеф, отражающий охоту на львов. Рельеф, отражающий охоту на львов.

Саркофаг царя Ашшурнасирапала II Саркофаг царя Ашшурнасирапала II

Стела -каменная плита с рельефом, отражающая диалог царя Дария с воином Стела -каменная плита с рельефом, отражающая диалог царя Дария с воином

Печать с оттиском, важнейший атрибут царской власти Печать с оттиском, важнейший атрибут царской власти

Возникают музыкальные инструменты (арфа ) Возникают музыкальные инструменты (арфа )

КЕРАМИКА КЕРАМИКА

Артефакты быта Артефакты быта

Мифология древних государств: Аккада, Вавилонии, Шумер, развивалась с IV по II тысячелетие до н. Мифология древних государств: Аккада, Вавилонии, Шумер, развивалась с IV по II тысячелетие до н. э. Пантеон древних государств Междуречья: прослеживается в произведениях искусства и включает следующих божеств: Уту, Нанна, Энки, Анзуд, Мардук, Нингирсу , Алад, Иштар. .

Уту – владыка солнца. Уту – владыка солнца.

Нанна – владыка знания, репрезентантом которого является золотая голова быка, с лазуритовой бородой и Нанна – владыка знания, репрезентантом которого является золотая голова быка, с лазуритовой бородой и рогами, украшавшая резонаторы арфы, обнаруженной в царской гробнице.

Энки - владыка земли и подземных пресных вод, мирового океана. Энки - владыка земли и подземных пресных вод, мирового океана.

Анзуд, львиноголовый орел. Анзуд, львиноголовый орел.

Анзуд , «ветер» как посредник неба и земли. Анзуд , «ветер» как посредник неба и земли.

Мардук буквально означает телёнок Уту или владыка богов, репрезентантом которого выступает рыбокозел. Мардук непосредственно Мардук буквально означает телёнок Уту или владыка богов, репрезентантом которого выступает рыбокозел. Мардук непосредственно связан со своей статуей, покидая статую, бог тем самым меняет местожительство, создавая угрозу гибели государства.

Нингирсу - владыка справедливости. Нингирсу - владыка справедливости.

Алад (репрезентант духа) – бык с головой человека и крыльями, охраняющий вход во дворец Алад (репрезентант духа) – бык с головой человека и крыльями, охраняющий вход во дворец и человека.

Иштар ( «богиня» ) в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, любви, богиня Иштар ( «богиня» ) в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, любви, богиня войны, олицетворение планеты Венера; ее день недели – пятница. Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану (неба), отцом Иштар.

Богиня Иштар (репрезентанты) Богиня Иштар (репрезентанты)

Богиня Иштар (репрезентанты) Богиня Иштар (репрезентанты)

Изразцовая облицовка из храма богини Иштар Изразцовая облицовка из храма богини Иштар

Адорант (от лат. «восхищающийся» ) — в Междуречье фигурка человека, изготовляемая из мягких пород Адорант (от лат. «восхищающийся» ) — в Междуречье фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее — глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. Статуя адоранта представляла собой сидящего или стоящего молящегося человека со сложенными на груди руками. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

Статуя в форме адоранта Статуя в форме адоранта

Статуя бога Аб-У Статуэтки адорантов Статуя жреца Статуя бога Аб-У Статуэтки адорантов Статуя жреца

НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Цивилизация характеризует особенности институционального оформления общества, указывает на НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Цивилизация характеризует особенности институционального оформления общества, указывает на определенный способ производства. Институт – (лат. установление, учреждение) нормы экономической, политической, правовой, нравственной (этической) жизни общества, направленные на регулирование социальных отношений.

Культура Древневосточных цивилизаций выступает в качестве репрезентантов или образов, направленных на совершенствование отношений между Культура Древневосточных цивилизаций выступает в качестве репрезентантов или образов, направленных на совершенствование отношений между людьми, между природой и обществом. Цивилизация и культура выступают сторонами диалектического противоречия развития общества.

Специфику культуры Древневосточных цивилизаций определяет канон. Канон в широком значении: правило, предписание. В искусстве Специфику культуры Древневосточных цивилизаций определяет канон. Канон в широком значении: правило, предписание. В искусстве совокупность художественных приемов, правил или произведение искусства, которые считаются эталоном в ту или иную эпоху.

Шумеры - Вавилон Египет Израильского царства В 3 тыс. единый канон Шумеров не разработан Шумеры - Вавилон Египет Израильского царства В 3 тыс. единый канон Шумеров не разработан наблюдается повествовательность, инкрустации, сочетание фаса и профиля, рельефа, горельефа. Под влиянием аккадских мастеров в 1 тыс. возникает канон: сакрализация власти, государства; типология образов (огромные глаза, уши, антропоморфизм божества); орнамент. Максимальная сакрализация власти, государства. Спокойные, симметричные, полного величия фасные и фронтальные позы. Острый реализм. Инкрустация образов драгоценностями. Портретное сходство. Волосы - окрашивали черной, одежду - белой краской. Мужские статуи коричневой, женские желтой краской. В качестве канона древнееврейской литературы выступают сакральное, прочувствованное, патетическое, отношение к букве, письменному труду, устному слову, к книге как святыне.

3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций Картина мира Междуречья мифологическая. Мифологическая картина мира господствовала 3. Картина мира культуры Древневосточных цивилизаций Картина мира Междуречья мифологическая. Мифологическая картина мира господствовала на ранних стадиях развития человеческого общества. Основой мифологического сознания выступает миф. Миф в переводе с греческого буквально означает – предание, сказание, представления о мире, социуме, человеке, принимаемые на веру как нечто само собой разумеющееся. Под мифологией же понимается конкретно-историческая форма общественного сознания, совокупность мифов, созданных каким-то народом.