Скачать презентацию Крещение Руси 988 — 2013 гг Скачать презентацию Крещение Руси 988 — 2013 гг

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР.pptx

  • Количество слайдов: 25

Крещение Руси 988 - 2013 гг. Крещение Руси 988 - 2013 гг.

 Киевская Русь. 9 — 1 -я половина 11 вв. Киевская Русь. 9 — 1 -я половина 11 вв.

 Киевская Русь раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв. , возникшее в Восточной Киевская Русь раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв. , возникшее в Восточной Европе на рубеже 8— 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную территорию — от Таманского полуострова на Ю. , Днестра и верховьев Вислы на З. до верховьев Северной Двины на С. , являясь одним из крупнейших государств Европы. Образованию К. Р. предшествовал период (6— 8 вв. ) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии. За время существования Киевской Руси восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования трёх братских народностей — русской, украинской и белорусской. К. Р. положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию. Киевская Русь известна по древнерусским летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами (см. Летописи в России). По данным «Повести временных лет» (См. Повесть временных лет), первым князем К. Р. был легендарный Кий (см. Кий, Щек и Хорив). Датировка фактов начинается с 852. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (См. Варяги) (862) во главе с полулегендарным князем Рюриком, ставшая в 18 в. основой научно несостоятельной норманской теории (См. Норманская теория) о создании государства в К. Р. варягами (норманнами). По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика, — Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. После смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу (ум. 912), который, якобы расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883— 885 подчинил древлян-северян, радимичей и в 907, 911 совершил походы на Византию.

Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» ( «мир» ), «свобода» Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» ( «мир» ), «свобода» ( «слобода» ), «село» , «деревня» . Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования К. Р. пашенное земледелие с упряжными почво-обрабатывающими орудиями посте-пенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. (Сельскохозяйственные и промысловые орудия) Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродуя)тным способом. Развитие ремесла и торговли обусловило появление в К. Р. городов (см. Город в России). Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Во 2 -й половине 10 в. появляются клейма мастеров.

Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он прошёл Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он прошёл всё западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани ( «уроки» ). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княживший в 964— 972) обеспечил К. Р. свободу торговых путей на восток, через земли волжских болгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега древлянского (977). Княжение Владимира — вершина расцвета К. Р. , границы которой необычайно расширились (от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей).

Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) - дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

"Вещая дева" Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей "ключницы", пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде - Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополкахристианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в Киев, став "единодержцем" Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни - миром, а непокорных мечем". Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, - по слову Апостола, - преизобилует благодать. "И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое".

Подол - древнейший исторический район Киева. Он располагается на правобережной низине между устьем реки Подол - древнейший исторический район Киева. Он располагается на правобережной низине между устьем реки Почайны и склонами Старокиевской, Замковой гор и гор Щекавица и Хоревица. Отсюда и происходит название Подола - низменность, "подолье". Первые поселения человека на территории современного Подола относятся к периоду позднего палеолита. В 1893 году археолог Викентий Хвойка обнаружил на улице Кирилловской № 59 -61 древнюю стоянку.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе» . А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей» . Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру. События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. "И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, - пишет о событиях 980 -х годов один из арабских хронистов. - И царь Руссов согласился на это, и просил свойства' с ним".

Древние славяне на заре своей истории сражались в основном пешими. Древнерусское государство в войнах Древние славяне на заре своей истории сражались в основном пешими. Древнерусское государство в войнах с Византией (X век) конницы еще не знает. Феодализация общества и войска приводит к ее появлению в конце Х века. Возникновению конницы способствует и непрерывная война со степью — печенегами, торками, половцами. Выстоять против кочевников, не располагая кавалерией, было невозможно. Кольчуга — "кольчатая броня" — делалась из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Она надевалась на круглый штифт — оправку, чтобы получилась длинная спираль. Около 600 метров железной проволокиспирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину их сваривали. После этого у оставшихся колец дополнительно расплющивались КОЛЬЧУГА ЛУЧНИК. XIII век разъединенные концы, и на этом (схема изготовления) месте пробивались отверстия — для заклепок или штифтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить.

Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми (сваренными) кольцами Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми (сваренными) кольцами и склепывалось. Заклепка имела в диаметре около 0, 75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенн ом в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и уменья. Таким образом каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное — с четырьмя целыми. Иногда в кольчугу вплетали ряд-другой медных колец. Это придавало ей нарядный вид. Вес одной кольчуги равнялся примерно 6, 5 кг. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска. Вот что говорит о блестящих кольчугах русская летопись: "И бе видете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло сияющу" (Лаврентьевская летопись). Шлемы употреблялись на Руси начиная с Х века. Более простые шлемы — без дополнительных защитных частей для лица — стягивались внизу обручем, который иногда орнаментировался. На нем проделывались отверстия для бармицы, то есть кольчужного "ожерелья" для защиты шеи. С XII века шлемы стали снабжаться наносником, вырезами для глаз — полумаской или маской. "Нос" — это железная полоса, проходившая через отверстие, которое делалось в козырьке или полке шлема. "Нос" опускался и поднимался с помощью "щурупца". Маска — "личина" — делалась по большей части неподвижной, но иногда и она прикреплялась с помощью шарниров и могла подниматься

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Боже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом "на копьях" с трех сторон опрокинули татарское войско и разгромили его. "…Русичи великая поля чремными щиты прегородиша…" ("Слово о полку Игореве"). Древнейший русский щит (VIII–XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста, был удобен для парирования ударов. В профиль такой щит овален или воронко-виден, что усиливало его защитные свойства. Известно, что щиты различных форм существовали в течение длительного времени. Например, наряду с круглыми могли использоваться трапециевидные щиты и т. д. Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Наиболее распространены были щиты деревянные. Центр щита обычно усиливался металлическим навершием — "умбоном". Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием — каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками — "столбцами". Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.

Киево-Печерская Лавра. изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs Киево-Печерская Лавра. изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division), ОКОЛО 1890 Г. , раскрашенная литогравюра.

Константинополь, 1465 г Константинополь, 1422 г Константинополь, 1465 г Константинополь, 1422 г

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за "варварских" государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора. Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир "вборзе собра вся своя" и двинул "на Корсунь, град греческий", древний Херсонес. Пал "неприступный" оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий - цесарь (царь, император).

Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени "могущественным басилевсом", он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове императорская корона, в правой руке скипетр с крестом. С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив Князь Владимир, равноапостольный исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, "вено царицы", был возвращен Византии.

Анна, жена киевского князя Владимира Святого Владимир I, он же Владимир Святославович, великий креститель Анна, жена киевского князя Владимира Святого Владимир I, он же Владимир Святославович, великий креститель земли русской

В. Васнецов. Крещение князя Владимира В. Васнецов. Крещение князя Владимира

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли» .

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. Крещение Руси

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители. В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились. Во всех важнейших центрах Руси были посажены на княжение сыновья Владимира. В Новгороде княжил старший, Вышеслав, в Полоцке — Изяслав, в Турове на Припяти — Святополк (сын князя Ярополка Святославича, усыновленный Владимиром), в Ростове — Ярослав. После смерти Вышеслава (предположительно, около 1010 года) Ярослав получает Новгород, а на его место, в Ростов, переведен Борис. Глеб был посажен в Муроме, Всеволод во Владимире-на-Волыни, Святослав в Древлянской земле, Мстислав в Тьмуторокани, Станислав в Смоленске, Судислав в Пскове. (Всего князь Владимир имел 12 сыновей. ) Большинство названных городов — старые племенные центры, которые, благодаря нововведениям Владимира, управлялись теперь непосредственно сыновьями киевского князя.

Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение всего княжения Владимира. Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в течение всего княжения Владимира. Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир лишь чудом не попал в плен, укрывшись под мостом у города Василева. Печенеги тогда ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив значительного ущерба русским землям. Это чудесное избавление случилось в самый праздник Преображения Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал тогда обет построить в Василеве Спасо-Преображенскую церковь. И уже вскоре обет был выполнен. Закладка первого десятинного храма в Киеве

Крещение Руси Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по Крещение Руси Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство. Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X - XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России. На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.