Краткий экскурс в историю культуры 1. Понятие культуры

Скачать презентацию Краткий экскурс в историю культуры 1. Понятие культуры Скачать презентацию Краткий экскурс в историю культуры 1. Понятие культуры

582-muzped_prez_5.pptx

  • Количество слайдов: 202

>Краткий экскурс  в историю культуры Краткий экскурс в историю культуры

>1. Понятие культуры Культура, как известно, восходит к лат. слову cultio – возделывание, обрабатывание 1. Понятие культуры Культура, как известно, восходит к лат. слову cultio – возделывание, обрабатывание и связывалась с процессом культивирования почвы. Когда и кто первым употребил слово «культура» в современном понимании ?

>1. Понятие культуры В I в. до н.э. известный римский оратор Цицерон употребил в 1. Понятие культуры В I в. до н.э. известный римский оратор Цицерон употребил в своих трудах выражение cultura animi (совершенствование души), с тех пор термин «культура» начал использоваться в значениях, близких словам «воспитание», «образование». В настоящее время существует более 500 определений этого слова.

>Культура процесс и результат негенетической деятельности человека (Каган) диалог с другим человеком, иной нацией, Культура процесс и результат негенетической деятельности человека (Каган) диалог с другим человеком, иной нацией, эпохой система ценностей, традиций, ритуалов, способ жизни, которому следует общество внесение и осознание смысла в человеческую жизнь система общественно-исторических норм удовлетворения витальных и духовных потребностей

>Пирамида потребностей А. Маслоу Пирамида потребностей А. Маслоу

>Понятие культуры Таким образом, культура вбирает в себя: продукты материальной и духовной деятельности людей; Понятие культуры Таким образом, культура вбирает в себя: продукты материальной и духовной деятельности людей; умение осмысленно использовать эти продукты; умения и способы создания новых материальных и духовных ценностей (творческая деятельность); формирование нового типа личности, развивающей свои потребности до самого высокого уровня и воспитывающей себя

>Найдите соответствие: Ш. Бронте «Джейн Эйр» А. Шнитке. Концерт для ф/п-но и струнного орк. Найдите соответствие: Ш. Бронте «Джейн Эйр» А. Шнитке. Концерт для ф/п-но и струнного орк. Русский романс Потешка «Андрей-воробей» Новогодний праздник Кокошник

>Основные признаки массовой культуры: серийность; стандартность; определённость, запрограммированность результата; нацеленность на коммерческий успех Основные признаки массовой культуры: серийность; стандартность; определённость, запрограммированность результата; нацеленность на коммерческий успех

>2. Типология культуры Существует множество подходов к выявлению этапов развития культуры (культурно-исторических эпох): до 2. Типология культуры Существует множество подходов к выявлению этапов развития культуры (культурно-исторических эпох): до и после рождества Христова; древняя, средняя и новая история; периоды дикости, варварства и цивилизации; периодизация культуры по историческим эпохам: от первобытности до современности

>Распределите по порядку и укажите границы временного периода развития культуры: культура античности (Др. Греции, Распределите по порядку и укажите границы временного периода развития культуры: культура античности (Др. Греции, Др. Рима) культура Древних Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др. ранних цивилизаций средневековая культура первобытная культура культура Просвещения культура Ренессанса современная культура культура Нового времени культура XIX в.

>Распределите по порядку и укажите границы временного периода развития культуры: первобытная культура (неск. млн Распределите по порядку и укажите границы временного периода развития культуры: первобытная культура (неск. млн лет – IV тыс. до н.э.) культура ранних цивилизаций (IV тыс. – нач. I тыс. до н.э.) культура античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) средневековая культура (конец V–XIV вв.) культура Ренессанса (XIV – XVI вв.) культура Нового времени (XVII в.) культура Просвещения (XVIII в.) культура XIX в. современная культура (XX в. – новейшее время)

>Перечислите основные характеристики первобытной культуры  (доисторической эпохи): синкретизм; анимизм; тотемизм; фетишизм; миф и Перечислите основные характеристики первобытной культуры (доисторической эпохи): синкретизм; анимизм; тотемизм; фетишизм; миф и политеистические религии как первые культурные формы;

>Назовите хотя бы 5 достижений доисторической эпохи: появление земледелия и скотоводства, ткачества и гончарного Назовите хотя бы 5 достижений доисторической эпохи: появление земледелия и скотоводства, ткачества и гончарного дела; изобретение колеса, а также тысячи других открытий (появление коньков, лыж, плота, лодки, орудий труда…); обработка кож и металлов; появление одежды; добывание огня; начало строительства первых жилищ; изобретение письменности; создание моногамных пожизненных пар – семьи; появление нравственности, религии, государства, всех видов искусств…

>Найдите соответствие: Найдите соответствие:

>Найдите соответствие: менгир кромлех дольмен трилит а) б) в) г) Найдите соответствие: менгир кромлех дольмен трилит а) б) в) г)

>Назовите произведения искусства ранних цивилизаций: пирамиды Хеопса, Хафра и Менкаура в Гизе (пирамида Хеопса Назовите произведения искусства ранних цивилизаций: пирамиды Хеопса, Хафра и Менкаура в Гизе (пирамида Хеопса сложена из 2,3 млн камней, каждый весом ок. 2,5 т, высота 146,6 м); храм Ментухотепа I, храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре; Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III); Большой Сфинкс в Гизе, статуи фараонов в Фивах; «Книга мёртвых» (описание суда Осириса, ок. 200 глав, ок. II тыс. до н.э.), «История Синухета», «Сказание о Гильгамеше», «Раб, повинуйся мне»; гробница Тутанхамона; шумерская расписная керамика и глиптика; храмовые башни – зиккураты, Этеменанки (Вавилонская башня) и др.

>Зиккурат Этеменанки (высота ок. 91 м) Зиккурат в г. Ур, Шумер (ныне Ирак) Зиккурат Этеменанки (высота ок. 91 м) Зиккурат в г. Ур, Шумер (ныне Ирак)

>Назовите основные черты античного искусства Греции и Рима  (от лат. “antiquus” - “древний”): Назовите основные черты античного искусства Греции и Рима (от лат. “antiquus” - “древний”): космизм; пантеизм, политеизм; антропоцентризм; калокагатия (стремление к гармонии и совершенству физических и душевных способностей); телесность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры; агональность (состязательность, соревновательность); гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества); особенности социокультурной организации (полисы)

>Вспомните самых ярких представителей античного искусства: Гомер, Анакреонт, Алкей, Овидий, Катулл, Вергилий, Федр, Меценат Вспомните самых ярких представителей античного искусства: Гомер, Анакреонт, Алкей, Овидий, Катулл, Вергилий, Федр, Меценат Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Плавт Фидий, Поликлет, Пракситель, Лисипп, Мирон, Агесандр

>Назовите произведение и его авторов Фидий.  Статуя Зевса, Олимпия Назовите произведение и его авторов Фидий. Статуя Зевса, Олимпия

>Назовите произведение и его авторов Фидий.  Раненая амазонка Назовите произведение и его авторов Фидий. Раненая амазонка

>Назовите произведение и его авторов Мирон.  Дискобол Назовите произведение и его авторов Мирон. Дискобол

>Назовите произведение и его авторов Поликлет.  Дорифор   Для др.-греч. статуй было Назовите произведение и его авторов Поликлет. Дорифор Для др.-греч. статуй было характерно восхваление богов, красоты и силы человеческого тела.

>Назовите произведение и его авторов Праксѝтель.  Афродита Книдская Назовите произведение и его авторов Праксѝтель. Афродита Книдская

>Назовите произведение и его авторов Пракситель.  Аполлон Назовите произведение и его авторов Пракситель. Аполлон

>Назовите произведение и его авторов Лисипп.  Геракл, борющийся со львом Назовите произведение и его авторов Лисипп. Геракл, борющийся со львом

>Назовите произведение и его авторов Агесандр, Полидор и Афинодор.  Лаокоон и его сыновья Назовите произведение и его авторов Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон и его сыновья

>Назовите произведение и его авторов Неизв. Бюст римского императора Авла Вите́ллия Скульптура Древнего Рима Назовите произведение и его авторов Неизв. Бюст римского императора Авла Вите́ллия Скульптура Древнего Рима стремится не к созданию идеального образа, а к точному сходству с изобража-емым человеком.

>Главные жанры скульптуры:  портретный; исторический; мифологический; бытовой; символический; аллегорический; анималистический. Главные жанры скульптуры: портретный; исторический; мифологический; бытовой; символический; аллегорический; анималистический.

>Виды скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная Виды скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; рельеф (барельеф – выпуклая фигура выступает менее, чем на половину, горельеф – выпуклая фигура выступает наполовину, контррельеф – фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая, койланаглиф - вырезанный на плоскости контур).

>Назовите произведения и их авторов Гомер  Поэма о завоевании Трои греками.  История Назовите произведения и их авторов Гомер Поэма о завоевании Трои греками. История о странствиях хитроумного Одиссея. Трагедия о мучениях титана, подарившего людям огонь. История о трагической гибели Антигоны, замурованной прави-телем Фив, и её жениха Гемона Трагедия о неотвратимости рока, приведшего к гибели отца от рук собственного сына Илиада Одиссея Прометей прикованный Эсхил Антигона Софокл Царь Эдип

>Назовите произведения и их авторов Овидий  Поэма в пятнадцати книгах о 199 различных Назовите произведения и их авторов Овидий Поэма в пятнадцати книгах о 199 различных превращениях со времени сотворения мира. Поэма, раскрывающая кодекс правил поведения влюблённых. Патриотическая поэма о герое Энее. Метамор-фозы Энеида Вергилий Искусство любви

>Назовите 12 олимпийских богов. Укажите их занятия и имена на латыни: Назовите 12 олимпийских богов. Укажите их занятия и имена на латыни:

>Найдите соответствие: Найдите соответствие:

>Найдите соответствие: Найдите соответствие:

>Дайте определения терминам, относящимся у древнегреческому иск. : аэд –  сколия – эпеникий– Дайте определения терминам, относящимся у древнегреческому иск. : аэд – сколия – эпеникий– форминга – авлос – кимбалон – сиринга – элегия – певец, др/греч. сказитель народных песен застольная песня хоровая песня в честь победителя струнный щипковый инструмент духовой муз. инструмент, предшеств. гобоя ударный инструмент, литавры муз. инструмент, род продольной флейты печальная лирическая песня

>Вспомните основные характерные черты Средневековья? Как они повлияли на развитие культуры? Теоцентризм (от греч. Вспомните основные характерные черты Средневековья? Как они повлияли на развитие культуры? Теоцентризм (от греч. «теос» – бог) Противопоставление телесного (низвенного, греховного) и духовного (возвышенного, божественного), человек – божье творение, душа – образ Бога Символизм Каноничность и аллегоризм искусства Умозрительность, бесплотность тел, отсутствие интереса к конкретно-чувственным деталям, уход от мирского, плотского начала и натурализма

>Символизм средневековой архитертуры Средневековая архитектура являла собой своеобразный синтез искусств, объединявшихся вокруг духовного центра Символизм средневековой архитертуры Средневековая архитектура являла собой своеобразный синтез искусств, объединявшихся вокруг духовного центра – собора, воплощавшего в себе Небесный Иерусалим, Царство Христово. Базиликальный тип храмов был символом корабля, Ноева ковчега. В основании храма полагается камень с изображением храма и 12 других камней. Стены означают народы, приходящие с четырех стран света. Алтарь символизирует небо и рай, само пространство храма и притвор – землю. Восточная часть храма соотносилась с областью света и райского блаженства, поэтому место алтарю определили с восточной стороны.

>Символизм средневековой архитертуры Западная (менее сакральная) использовалась для изображения картин ада и расписывалась сценами Символизм средневековой архитертуры Западная (менее сакральная) использовалась для изображения картин ада и расписывалась сценами Страшного суда. Глубоко символична и икона. Жест в иконе – это условный знак, несущий особый духовный импульс: благословляющий жест Христа-Спасителя, молитвенный жест Богоматери, жест архангела Гавриила, передающего Благую весть. Символичен в иконе также цвет: благородный золотой – знак сияния Божественной славы, символ Небесного Иерусалима.

>Назовите архитектурные памятники Средневековья: Падающая башня, Пиза, Италия Назовите архитектурные памятники Средневековья: Падающая башня, Пиза, Италия

>Тауэр (1078), Лондон, Великобритания Тауэр (1078), Лондон, Великобритания

>Рочестерский замок (1088), Кент, Великобритания Рочестерский замок (1088), Кент, Великобритания

>Назовите два главных стиля средневековой западноевропейской архитектуры: Романский стиль (XI-XII вв.): храм-крепость и замок-крепость. Назовите два главных стиля средневековой западноевропейской архитектуры: Романский стиль (XI-XII вв.): храм-крепость и замок-крепость. В основе плана — раннехристианская бази-лика, т.е. продольная организация пространства. Увеличение высоты храма, мощные стены и колонны, полуциркульные арки. Тяжесть романского собора «угнетает» пространство. Готический стиль (от итал. gotico — непривычный, варварский) — «устрашающе величественный» стиль XII-XIV вв. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцвет-ные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

>

>Венсенский замок, предместье Парижа, Франция Венсенский замок, предместье Парижа, Франция

>Собор св. Марка, Венеция, Италия Собор св. Марка, Венеция, Италия

>Собор св. Марка, Венеция, Италия Собор св. Марка, Венеция, Италия

>Миланский собор /Дуомо/, Италия Миланский собор /Дуомо/, Италия

>Нотр-Дам-де-Пари (550-1343), Париж, Франция Нотр-Дам-де-Пари (550-1343), Париж, Франция

>капелла Сен-Шапель (1246—1248), Париж, Франция капелла Сен-Шапель (1246—1248), Париж, Франция

>капелла Сен-Шапель (1246—1248), Париж, Франция капелла Сен-Шапель (1246—1248), Париж, Франция

>Кёльнский собор (1248—1300-е), Германия Кёльнский собор (1248—1300-е), Германия

>Софийский собор (XI в.) в Новгороде, Россия Софийский собор (XI в.) в Новгороде, Россия

>Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева (утрачены), затем получают распространение каменные Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева (утрачены), затем получают распространение каменные храмы. Все храмы, сохранившиеся с тех времён, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

>Успенский собор (XII в.) во Владимире, Россия Успенский собор (XII в.) во Владимире, Россия

>Интерьер Успенского собора во Владимире Интерьер Успенского собора во Владимире

>Дмитриевский собор (XII в.) во Владимире, Россия Дмитриевский собор (XII в.) во Владимире, Россия

>Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный.

>В храме сохранились некоторые фрески  XII в., например «Страшный суд» В храме сохранились некоторые фрески XII в., например «Страшный суд»

>Золотые врата (XII в.) во Владимире, Россия Золотые врата (XII в.) во Владимире, Россия

>Церковь Покрова на Нерли (XII в.), Россия Церковь Покрова на Нерли (XII в.), Россия

>Троице-Сергиева лавра (XIII в.), Россия Троице-Сергиева лавра (XIII в.), Россия

>Чем отличаются средневековые русские храмы? Для западноевропейской архитектуры христиан-ского храма характерны: разделение на удлинён-ные Чем отличаются средневековые русские храмы? Для западноевропейской архитектуры христиан-ского храма характерны: разделение на удлинён-ные нефы, апсиды, притвор, обилие света, внутрен-ние колонны. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма. Приняв из Византии веру, мы одновременно позаимствовали и форму храмов. Отличительными чертами византийского стиля являются «свод» и «купол», т.е. потолки русских храмов не плоски и покатисты, а круглы. Над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

>

>

>Назовите особенности средневековых живописных работ: Назовите особенности средневековых живописных работ:

>Назовите особенности средневековых икон: аскетизм образов:,  утрировка жеста,  разномасшастаб-ность разновеликих фигур, Назовите особенности средневековых икон: аскетизм образов:, утрировка жеста, разномасшастаб-ность разновеликих фигур, вневременное изображение, фигуры не отбрасывают тени, отсутствие перспек-тивы либо обратная перспектива

>А. Рублёв. Святая Троица А. Рублёв. Святая Троица

>

>Чимабуэ. Мадонна с младенцем на троне (Маэста) Чимабуэ. Мадонна с младенцем на троне (Маэста)

>Какие изменения внёс Джотто в каноны: Джотто. Мадонна Оньисанти, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Какие изменения внёс Джотто в каноны: Джотто. Мадонна Оньисанти, Галерея Уффици, Флоренция, Италия

>Назовите два главных разновидности церковной музыки Средневековья: Месса (от лат. liga missa – отпущение Назовите два главных разновидности церковной музыки Средневековья: Месса (от лат. liga missa – отпущение грехов). Её разновидности: missa ordinarium, missa proprium, Kyrie Eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei, Requiem Григорианский хорал (лат. cantus planus) — литургическая монодия римско-католической церкви (неторопливое, ритмически ровное, без скачков, пение в унисон)

>Основные литературные произведения Средних веков: Песнь о Роланде Песнь о Нибелунгах Повесть о Тристане Основные литературные произведения Средних веков: Песнь о Роланде Песнь о Нибелунгах Повесть о Тристане и Изольде Роман о Розе Гальфрид Монмутский. Легенды об Артуре. Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь Льва. Вольфрам фон Эшенбах. Парсифаль

>Искусство Возрождения Благодаря усилиям Джотто, Андреа Пизано и др. итальянских  мастеров европейское искусство Искусство Возрождения Благодаря усилиям Джотто, Андреа Пизано и др. итальянских мастеров европейское искусство сбрасывает с себя остатки средневековой сухости и условности и в XIV – начале XV вв. выходит на новый свободный путь — триумфа индивидуального твор-чества, одушевлённой выразительности, глубокого вникания в натуру, соединённого с глубоким и критическим изучением антиков. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм. Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в распространении этих взглядов по Европе.

>Искусство Возрождения Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на Искусство Возрождения Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Искусство Возрождения отличает оптимизм, вера в разум и способности человека, соперничество в творчестве с самим Создателем. Человек рассма-тривается как венец природы, достойный восхи-щения, поэтому появляется метод полного раскрытия человека в живописи и скульптуре, глубокого погружения в его чувства в музыке.

>Мадонна Бенуа (ок. 1478) Леонардо да Винчи Назовите произведения Возрождения: Мадонна Бенуа (ок. 1478) Леонардо да Винчи Назовите произведения Возрождения:

>Мадонна в скалах Леонардо да Винчи Мадонна в скалах Леонардо да Винчи

>Иоанн Креститель Леонардо да Винчи Иоанн Креститель Леонардо да Винчи

>Сикстинская мадонна (1512–13) Рафаэль Санти Сикстинская мадонна (1512–13) Рафаэль Санти

>Афинская школа (1508–11), Рафаэль Санти, Ватикан Афинская школа (1508–11), Рафаэль Санти, Ватикан

>Рождение Венеры (около 1485), Сандро Боттичелли — одно из первых со времён античности изображений Рождение Венеры (около 1485), Сандро Боттичелли — одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела, Флоренция, Италия

>Даная (около 1553), Тициан, Италия Даная (около 1553), Тициан, Италия

>Кающаяся Мария Магдалина, Тициан, Италия Кающаяся Мария Магдалина, Тициан, Италия

>Фламандские пословицы, Брейгель ст., Голландия Фламандские пословицы, Брейгель ст., Голландия

>Картина «Фламандские пословицы» Брейгель ст. содержит более ста пословиц и поговорок, многие из которых Картина «Фламандские пословицы» Брейгель ст. содержит более ста пословиц и поговорок, многие из которых до сих пор не расшифрованы, утеряны. Попробуйте расшифровать значение и найти их: биться головой о стену, вооружиться до зубов, водить друг друга за нос, мир перевернулся вверх дном, жребий брошен, смотреть сквозь пальцы, плыть против течения, совать палку в колесо, сидеть на углях…

>Охотники на снегу, Брейгель ст., Голландия Охотники на снегу, Брейгель ст., Голландия

>Осёл в школе, Брейгель ст., Голландия Осёл в школе, Брейгель ст., Голландия

>Базилика св. Петра (Д. Браманте и др.), Рим, Италия Базилика св. Петра (Д. Браманте и др.), Рим, Италия

>Пьета Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства Пьета Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь. Базилика св. Петра, Рим, Италия

>Давид /выс. 5,17 м/ Микеланджело (1501–1504): Флоренция, Италия Давид /выс. 5,17 м/ Микеланджело (1501–1504): Флоренция, Италия

>Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, Ватикан, Италия Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, Ватикан, Италия

>Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело

>В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Впервые появляется понятие «композитор». В творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») развивается полифония. Один из представителей – Клаудио Монтеверди. Появляются различные жанры светского музыкального искусства: фроттола и вилланелла, вильянсико, баллада, мадригал, французская многоголосная песня, сольная песня, кантата, оратория и опера. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями: виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.

>Найдите соответствие: Найдите соответствие:

>Найдите соответствие: Найдите соответствие:

>Лютня Лютня

>Вёрджинел Вёрджинел

>Назовите самые известные литературные произведения эпохи Возрождения и авторов Данте  Произведение о путешествии Назовите самые известные литературные произведения эпохи Возрождения и авторов Данте Произведение о путешествии героя по всем кругам ада, в чистилище и раю Сборник сонетов, воспевающих безответную любовь поэта к прекрасной Лауре Новеллы о том, как 10 моло-дых людей спасаются от чумы, рассказывая истории на вилле История благородного идальго Гротесковая комедия о 2 великанах Трагедия о коварной королеве Божественная комедия Песенник Петрарка Декамерон Боккаччо Дон Кихот Сервантес Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле Макбет Шекспир

>Соотнесите стили со временем их появления: Соотнесите стили со временем их появления:

>Соотнесите стили со временем их появления: Соотнесите стили со временем их появления:

>Барокко Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca — Барокко Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») Стиль соответствовал жеманному, вычурному времени. Ему характерны динамизм компози-ций, контрастность, пышность форм, аристо-кратичность и незаурядность сюжетов, броская цветистость .

>Барокко Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали ре-альный мир как иллюзию и сон. Барокко Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали ре-альный мир как иллюзию и сон. Реалистические опи-сания часто сочетались с их аллегорическим изобра-жением. Широко используются символы, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, оксюморонами. Композиторы Вивальди, Бах, Гендель предпочитают писать кантаты, оратории, оперы. Характерно проти-вопоставление хора и солистов, голосов и инструмен-тов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусств.

>Человек эпохи барокко Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством Человек эпохи барокко Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусст-венно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. Идеалом мужчины становится джентльмен (от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный»). Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета?

>Назовите памятники барокко: Собор сб. Георгия, Львов Назовите памятники барокко: Собор сб. Георгия, Львов

>Зимний дворец (XVIII в., Б.Ф. Растрелли) Зимний дворец (XVIII в., Б.Ф. Растрелли)

>Иорданская лестница, Зимний дворец,  Санкт-Петербург Иорданская лестница, Зимний дворец, Санкт-Петербург

>Фонтан Треви (1732—1762), Рим Фонтан Треви (1732—1762), Рим

>Фонтан Треви (1732—1762), Рим Фонтан Треви (1732—1762), Рим

>Смерть Клеопатры (1595—1598)  Гвидо Рени Смерть Клеопатры (1595—1598) Гвидо Рени

>Юноша с  лютней (1595) Караваджо Юноша с лютней (1595) Караваджо

>Нарцисс у ручья (1598–1599) Караваджо Нарцисс у ручья (1598–1599) Караваджо

>Мадонна со змеей (1606)  Караваджо Мадонна со змеей (1606) Караваджо

>Похищение дочерей Левкиппа (1617—1618) Питер Пауль Рубенс Похищение дочерей Левкиппа (1617—1618) Питер Пауль Рубенс

>Персей и Андромеда Питер Пауль Рубенс Персей и Андромеда Питер Пауль Рубенс

>Самсон и Далила (1609) Питер Пауль Рубенс Самсон и Далила (1609) Питер Пауль Рубенс

>Голова девочки (1618) Питер Пауль Рубенс Голова девочки (1618) Питер Пауль Рубенс

>Портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк Портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк

>Автопортрет Ван Дейк Автопортрет Ван Дейк

>Рембрандт и Саския на картине Блудный сын в таверне (1635) Рембрандт Рембрандт и Саския на картине Блудный сын в таверне (1635) Рембрандт

>Святое семейство и ангелы (1645) Рембрандт Святое семейство и ангелы (1645) Рембрандт

>Возвращение блудного сына (ок. 1668) Рембрандт Возвращение блудного сына (ок. 1668) Рембрандт

>Рококо Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль). Рококо Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль). Основные черты: стремление к декоративной эффектности, асимметричный орнамент, обилие мелких украшений и завитков, преобладание камерных форм, ювелирных деталей, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство игривых, кокетливых и галантных тем и образов.

>Идеал мужчины эпохи рококо (XVIII в.) — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая Идеал мужчины эпохи рококо (XVIII в.) — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». В причёске обязательны локоны, постепенно причёска «растёт».

>

>Назовите памятники эпохи Просвещения: Екатерининский дворец, Царское село, Пушкин, Россия Назовите памятники эпохи Просвещения: Екатерининский дворец, Царское село, Пушкин, Россия

>Екатерининский дворец, Царское село, Пушкин, Россия Екатерининский дворец, Царское село, Пушкин, Россия

>Смольный собор (храм Вознесения Христова), Санкт-Петербург Смольный собор (храм Вознесения Христова), Санкт-Петербург

>Фарфор мануфактуры Мейсен Фарфор мануфактуры Мейсен

>Аполлон и Дафна (1622-25) Джованни Лоренцо Бернини Аполлон и Дафна (1622-25) Джованни Лоренцо Бернини

>Похищение Прозерпины Плутоном Джованни Лоренцо Бернини Похищение Прозерпины Плутоном Джованни Лоренцо Бернини

>Давид   Джованни Лоренцо Бернини Давид Джованни Лоренцо Бернини

>Урок любви (1716 - 1717) Антуан Ватто Урок любви (1716 - 1717) Антуан Ватто

>Пастораль (1740-е) Франсуа Буше Пастораль (1740-е) Франсуа Буше

>Санки Франсуа Буше Санки Франсуа Буше

>Пастораль Франсуа Буше Пастораль Франсуа Буше

>Классицизм Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) Главной чертой архитектуры классицизма было Классицизм Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) Главной чертой архитектуры классицизма было обра-щение к формам античного искусства как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и чёткость формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

>В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Огромное значение придаётся общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (……, …………….., ………….) и низкие (…….., ………. , …………..…). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. ода, трагедия, эпопея комедия, сатира, басня

>Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики ………….. и …………….., основным предметом творчества которых Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики ………….. и …………….., основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (…………………...), сатира (Буало), комедия (……………...). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, …………….…… и ……………………., называемых венскими классиками. Корнель и Расин Лафонтен Мольер Моцарта Бетховена

>Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (…………………………....), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков), ода (……………………...……, ……….……………..…). Д. И. Фонвизин М.В. Ломоносов, Г. Р. Державин

>Назовите памятники классицизма: К.И. Росси. Елагин дворец, СПб. Назовите памятники классицизма: К.И. Росси. Елагин дворец, СПб.

>А. Н. Воронихин. Собор Казанской иконы Божией матери, СПб. А. Н. Воронихин. Собор Казанской иконы Божией матери, СПб.

>Святое семейство с юным Иоанном Крестителем (1629) Никола Пуссен Святое семейство с юным Иоанном Крестителем (1629) Никола Пуссен

>Танкред и Эрминия Никола Пуссен Танкред и Эрминия Никола Пуссен

>Клятва Горациев (1784) Жак-Луи Давид Клятва Горациев (1784) Жак-Луи Давид

>Смерть Сократа (1787) Жак-Луи Давид Смерть Сократа (1787) Жак-Луи Давид

>Наполеон в кабинете (1812) Жак-Луи Давид Наполеон в кабинете (1812) Жак-Луи Давид

>Её глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза — как два обмана, Её глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Н. Заболоцкий

>Портрет А.П. Струйской Ф. С. Рокотов Портрет А.П. Струйской Ф. С. Рокотов

>Портрет Г. Р. Державина (1795) В. Л. Боровиковский Портрет Г. Р. Державина (1795) В. Л. Боровиковский

>Памятник Минину и Пожарскому (1818) И.П. Мартос Памятник Минину и Пожарскому (1818) И.П. Мартос

>Медный всадник Э.М. Фальконе́ Медный всадник Э.М. Фальконе́

>Грозящий Амур (1755) Э.М. Фальконе́ Грозящий Амур (1755) Э.М. Фальконе́

>Амур и Психея (1787—1793) Антонио Канỏва Амур и Психея (1787—1793) Антонио Канỏва

>Полина Боргезе Бонапарт в образе победоносной Венеры (1805-1808) Антонио Канова Полина Боргезе Бонапарт в образе победоносной Венеры (1805-1808) Антонио Канова

>Романтизм Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре Романтизм Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX в. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне

>В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Яркими представителями английского романтизма являются ……….., ……………., ……………., ……………………. Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Виктор Гюго, Проспер Мериме), Польше (Адам Мицкевич), США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По, Генри Лонгфелло). В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуков-ского. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию ……………………... Байрон, Шелли, Джон Китс, Уильям Блейк. М.Ю. Лермонтова.

>Перси Биши Шелли      «К...»     Перси Биши Шелли «К...» Гляди, гляди - не отвращай свой взгляд! Читай любовь в моих глазах влюбленных, Лучи в них отраженные горят, Лучи твоих очей непобежденных. О, говори! Твой голос - вздох мечты, Моей души восторженное эхо. В мой взор взглянув, себя в нем видишь ты, Мне голос твой - ответная утеха. Мне чудится, что любишь ты меня, Я слышу затаенные признанья, Ты мне близка, как ночь сиянью дня, Как родина в последний миг изгнанья!

>Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц ………..….., Иоганнес Брамс, Фредерик …………..., Феликс Мендельсон, Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц ………..….., Иоганнес Брамс, Фредерик …………..., Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, ………………………, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, ………………………….. Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Шуберт Шопен М. И. Глинка П. И. Чайковский.

>Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова  Орест Адамович Кипренский Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова Орест Адамович Кипренский

>Портрет  Александра Пушкина Орест Адамович Кипренский Портрет Александра Пушкина Орест Адамович Кипренский

>Итальянский полдень, 1827 Карл Павлович  Брюллов Итальянский полдень, 1827 Карл Павлович Брюллов

>Всадница, 1832 К. П. Брюллов Всадница, 1832 К. П. Брюллов

>Последний день Помпеи, 1830—1833 К. П. Брюллов Последний день Помпеи, 1830—1833 К. П. Брюллов

>Портрет актрисы Антонии Сарате Франсиско Гойя Портрет актрисы Антонии Сарате Франсиско Гойя

>Плот «Медузы». 1818—1819 Теодор Жерико Плот «Медузы». 1818—1819 Теодор Жерико

>Свобода, ведущая народ, 1830 Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ, 1830 Эжен Делакруа

>Последний рейс корабля „Отважный“ Уильям Тёрнер Последний рейс корабля „Отважный“ Уильям Тёрнер

>Эклектика Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) – стиль, объединяющий несколько разнотипных Эклектика Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) – стиль, объединяющий несколько разнотипных направлений архитектуры. Появился в XIX в.

>Королевский павильон в Брайтоне, Джон Нэш Королевский павильон в Брайтоне, Джон Нэш

>Дворец Белосельских-Белозерских, СПб. Дворец Белосельских-Белозерских, СПб.

>Импрессионизм Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети Импрессионизм Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

>Импрессионизм Импрессионизм

>Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872

>Эдгар Дега, Голубые танцовщицы, 1897 Эдгар Дега, Голубые танцовщицы, 1897

>Постимпрессионизм Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, Постимпрессионизм Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, последователи которого отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Они положили начало экспрессионизма, символизма и модерна.

>Винсент ван Гог, Звёздная ночь (1889) Винсент ван Гог, Звёздная ночь (1889)

>Поль Сезанн, Натюрморт (1893-1895) Поль Сезанн, Натюрморт (1893-1895)

>Поль Гоген, Автопортрет (1889) Поль Гоген, Автопортрет (1889)

>Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, Модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

>Бывший магазин Клабукова, Вятка (1909) Бывший магазин Клабукова, Вятка (1909)

>Дом губернского врача Ю. Левитского, Вятка (1910) Дом губернского врача Ю. Левитского, Вятка (1910)

>Модернизм Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — Модернизм Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе). Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры

>Конструктивизм Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и Конструктивизм Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Назовите здания в Кирове, построенные в этом стиле

>Здание бывшего Вятского почтамта (1927-30) Здание бывшего Вятского почтамта (1927-30)

>Здание электромашиностроит. завода им. Лепсе Здание электромашиностроит. завода им. Лепсе

>Здание кинотеатра «Октябрь» в стиле постконструктивизма, Киров Здание кинотеатра «Октябрь» в стиле постконструктивизма, Киров

>Абстракционизм Абстракциони́зм (лат. abstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся Абстракционизм Абстракциони́зм (лат. abstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

>Василий Кандинский Композиция 2 Василий Кандинский Композиция 2

>Василий Кандинский В голубом Василий Кандинский В голубом

>Василий Кандинский Василий Кандинский

>Василий Кандинский Василий Кандинский

>Василий Кандинский Василий Кандинский

>Супрематизм Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, осно-ванное в Супрематизм Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, осно-ванное в 1-й половине 1910-х годов К. С. Малеви-чем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцвет-ных плоскостей простейших геометрических очер-таний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

>Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916. Казимир Малевич, Супрематизм. 1915—1916.

>К. Малевич. Атлеты (1932) К. Малевич. Атлеты (1932)

>Хай-тек Символическое отражение века «высоких технологий». Демонстративный супертехницизм. Применение металлических наружных ограждающих конструкций и Хай-тек Символическое отражение века «высоких технологий». Демонстративный супертехницизм. Применение металлических наружных ограждающих конструкций и стекла. Назовите современные постройки г. Кирова в этом стиле

>Деструктивизм Манифест деструктивизма — 1988 г. Термин «деструкция» введён французским философом Жаком Дерридой Деструктивизм Манифест деструктивизма — 1988 г. Термин «деструкция» введён французским философом Жаком Дерридой

>