КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ •

  • Размер: 2.3 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 61

Описание презентации КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ • по слайдам

КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ • ДРЕВНОСТЬ • МИФ О ВЕЧНОМ ВОВРАЩЕНИИ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ • ДРЕВНОСТЬ • МИФ О ВЕЧНОМ ВОВРАЩЕНИИ

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ • ХРИСТИАНСТВО • КРЕАЦИОНИЗМ • ЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ • ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ • ХРИСТИАНСТВО • КРЕАЦИОНИЗМ • ЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ • ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ НОВОЕ ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ НОВОЕ ВРЕМЯ

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ • Идея развития (от простых форм к сложным) • Психическое единство человечества • Однолинейное развитиеЭВОЛЮЦИОНИЗМ • Идея развития (от простых форм к сложным) • Психическое единство человечества • Однолинейное развитие • Поэтапное развитие • Позитивное развитие • Неизбежное развитие

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ • ДИФФУЗИОНИЗМ • ФУНКЦИОНАЛИЗМ • ПСИХОАНАЛИЗ • СТРУКТУРАЛИЗМ • НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ •КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ • ЭВОЛЮЦИОНИЗМ • ДИФФУЗИОНИЗМ • ФУНКЦИОНАЛИЗМ • ПСИХОАНАЛИЗ • СТРУКТУРАЛИЗМ • НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ • ПОСТСРУКТУРАЛИЗМ

ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧСЕКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

 «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО» «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ • СВЕРЛЕНИЕ И ШЛИФОВАНИЕ • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • СКОТОВОДСТВО • ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ГОНЧАРСТВО • ОСЕДЛОСТЬНЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ • СВЕРЛЕНИЕ И ШЛИФОВАНИЕ • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • СКОТОВОДСТВО • ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ГОНЧАРСТВО • ОСЕДЛОСТЬ

ДРЕВНОСТЬ КЛАССИКА (АНТИЧНОСТЬ) ДРЕВНИЙ ВОСТОК ДРЕВНОСТЬ КЛАССИКА (АНТИЧНОСТЬ) ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ВАСИЛИЙ СТРУВЕ (1889 -1965)  «ПЯТИЧЛЕНКА» ВАСИЛИЙ СТРУВЕ (1889 -1965) «ПЯТИЧЛЕНКА»

ПЕРРИ АНДЕРСОН (1938 г. р. ) ПЕРРИ АНДЕРСОН (1938 г. р. )

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ • Сельское хозяйство на протяжении всей его истории оставалось безраздельно господствующей областью производства, неизменноРАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ • Сельское хозяйство на протяжении всей его истории оставалось безраздельно господствующей областью производства, неизменно обеспечивая основное богатство городов. • Производство оставалось незначительным и зачаточным. • Техника была простой, спрос—ограниченным, а транспорт—непомерно дорогим. • В результате, производство в эпоху античности развивалось не благодаря росту концентрации, как в более поздние эпохи, а благодаря рассредоточению и рассеянию , поскольку относительные издержки производства определялись скорее расстояниями, чем разделением труда. • Греко-римская античность была средиземноморской по самой своей структуре. • Греческие города-государства впервые сделали рабство «чистым» и преобладающим, превратив его тем самым из вспомогательного средства в систематический способ производства. • Паралич производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА • Крупномасштабные деспотические государства в Азии использовали прямое принуждение для присвоения результатов труда.АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА • Крупномасштабные деспотические государства в Азии использовали прямое принуждение для присвоения результатов труда. • Барщинный труд был организован там централизованными институциями , в то время как труд крепостных и трудовые повинности в Европе использовались на местном уровне манориальными сеньорами. • В Азии блок военных и чиновников получал крупную выгоду от принудительного труда, тогда как в Европе феодалы извлекали из труда большую часть прибавочной стоимости для себя.

ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд иФЕОДАЛИЗМ — способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами. • Непосредственный производитель—крестьянин—был связан со средствами производства—землей— особым социальным отношением – крепостным правом. • Крестьяне, занимавшие землю и обрабатывавшие ее, не были ее владельцами. • Земельная собственность находилась в руках класса феодалов, изымавших у крестьян излишки при помощи политико-правовых отношений принуждения. • Это внеэкономическое принуждение, принимавшее форму барщины и натурального или денежного оброка. • Юридическое слияние экономической эксплуатации с политической властью.

ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд иФЕОДАЛИЗМ — способ производства, в котором решающую роль играли земля и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были товарами. • В то же время права собственности этого господина на его землю обычно были условными —они предоставлялись ему вышестоящим знатным лицом (или знатными лицами), которому он был обязан служить , предоставляя войско во время войны. • Цепочка таких условных держаний, связанных с военной службой, тянулась до самой вершины феодальной иерархии—в большинстве случаев, до монарха , который, в принципе, обладал высшими правами на всю землю. • Политический суверенитет никогда не был сосредоточен в едином центре. Функции государства распределялись сверху вниз по вертикали, на каждом уровне которой, с другой стороны, политические и экономические отношения сливались воедино.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА

СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИЗМА • Капитал — самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочну ю стоимость.  • СоздательСУЩНОСТЬ КАПИТАЛИЗМА • Капитал — самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочну ю стоимость. • Создатель прироста стоимости (прибавочной стоимости) — труд наемных рабочих. • Капитал — отношение между наемными рабочими и капиталистами. • «Капитал — это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу»

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО АГРАНОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА СОСЛОВНОСТЬ ГРАЖДАНСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО АГРАНОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА СОСЛОВНОСТЬ ГРАЖДАНСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

МОДЕРНИЗАЦИЯ Пер. пол.  XX в. Втор. пол.  XX в. Однолинейная история Многолинейная история ПозитивнаяМОДЕРНИЗАЦИЯ Пер. пол. XX в. Втор. пол. XX в. Однолинейная история Многолинейная история Позитивная Неоднозначные последствия Неизбежная Возможно сосуществование Опирается на массы На элиту Внутренние механизмы Внешние факторы

ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ:  ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ • 1) патримониализм — время (вплоть до XV в. наЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ • 1) патримониализм — время (вплоть до XV в. на большей территории Европы), когда главную роль в ведении войны играли такие основанные на обычае силы , как племена, феодальные сборы, городские ополчения и подобные. Когда монархи добывали необходимый капитал как дань или ренту с тех земель и населения, которые находились под их непосредственным контролем; • 2) брокераж — эпоха (приблизительно 1400– 1700 гг. в основных районах Европы), когда военной деятельностью занимались главным образом наемники , набранные контракторами, а правители сильно зависели от формально независимых капиталистов, у которых они брали в долг , которые управляли приносившими доходы предприятиями, а также устанавливали и собирали налоги ;

ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ:  ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ • 3) формирование современных армий национальных государств — период (наЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ • 3) формирование современных армий национальных государств — период (на большей части Европы особенно в 1700– 1850 гг. или около того), когда государства создают массовые армии и флоты, набирая главным образом собственное национальное население, а суверенные правители включают вооруженные силы непосредственно в государственные административные структуры и переходят к прямому управлению фискальным аппаратом , решительно ограничивая деятельность независимых контракторов; • 4) специализация — эпоха (примерно с середины XIX в. до на- стоящего времени), когда военные силы становятся мощной специализированной властью , фискальная деятельность организационно все больше отделяется от военной, усиливается «разделение труда» между армией и полицией, представительные институты все больше влияют на определение расходов на военные цели, а государства все больше занимаются распределительной, регулирующей, определяющей компенсации и судебной деятельностью.

РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит  • Множественные элиты  «возникают в том случае, если группаРИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит • Множественные элиты «возникают в том случае, если группа акторов (либо внутри старой элиты, либо пришедших с неэлитарных позиций) развивает возможность извлекать ресурсы из не элит таким образом, что другие элиты должны терпеть это для того, чтобы сохранить собственный доступ к ресурсам не элит» . • Элиты гораздо больше озабочены своей внутренней борьбой , а эксплуатируемым массам зачастую проще войти в тактический альянс с одной из конкурирующих элит и добиться улучшений своего положения в краткосрочной перспективе, чем ввязываться в длительный процесс воспитания «классового сознания» . • Превосходство «организованного меньшинства над неорганизованным большинством» объясняется структурными условиями. • Возможность гегемонии определяется структурно, а закрепляется на уровне институтов , формирующихся в результате конфликта. Чаще такие возможности открываются в ситуациях, где состав игроков ограничен элитами, не обременённых участием производящих классов и потому более динамичных.

РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит  •  «Структурные изменения можно прогнозировать и анализировать,  толькоРИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит • «Структурные изменения можно прогнозировать и анализировать, только помещая агентов изменения в отношения с другими акторами, которые косвенно или неосознанно создают стратегический просвет собственными действиями внутри той же самой общей структурной обстановки» • Поскольку на уровне производственных отношений элиты сталкиваются не только друг с другом, но и с сопротивлением производящих классов, возможности для перестройки социальной структуры чаще открываются в ходе конфликта элит, а не классов. • Именно с элит поэтому начинаются «цепочки благоприятных возможностей» (chains of opportunities): рационально преследуя свои краткосрочные интересы, элиты создают «стратегический просвет» в социальной структуре, запуская тем самым последовательность непредвиденных долгосрочных эффектов , приводящих к социальному изменению. Переход начинается на национальном уровне межэлитного конфликта, а не на локальном, где извлекается прибавочный продукт.

Benno Teschke «Myth of 1648» , 2003  Benno Teschke «Myth of 1648» ,

Benno Teschke «Myth of 1648» , 2003 • Классы и их взаимоотношения определяют формы и владениюBenno Teschke «Myth of 1648» , 2003 • Классы и их взаимоотношения определяют формы и владению собственностью и, соответствующим образом, природу политических единиц, к которым они принадлежат. • Балансы сил во временной перспективе находят свое выражение в институтах, которые задают правила воспроизводства системы. • Политические институты определяют правила и нормы, они обладают силой и санкцией для этого воспроизводства. • Стратегии воспроизводства определяют внутренние и международные отношения , выступая таким образом, как обоснование различных практик, способов действия в геополитических порядках.

Benno Teschke «Myth of 1648» , 2003 • Во времена же кризисов , институционально ограниченный конфликты,Benno Teschke «Myth of 1648» , 2003 • Во времена же кризисов , институционально ограниченный конфликты, могут выходить наружу; классы могут менять стратегии действия и саму схему воспроизводства общества. • Но и международные отношения влияют на внутренний порядок. Впрочем, влияние это не представляет обособленную реифицированную сферу международного, как то делают реалисты. • Международные отношения ограничивали или усиливали государство, меняли направления их развития. Социальные революции меняли природу международных отношений.

ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902 -1985) • Анализ экономики (материальной культуры),  поскольку именно материальная культура дает наиболееФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902 -1985) • Анализ экономики (материальной культуры), поскольку именно материальная культура дает наиболее полное представление о том пути, который прошла определенная цивилизация. • Геосоциальное пространство разделено на «миры-экономики» — индиви дуальные, самостоятельные цивилизации, обладающие социально-экономическим, культурным и политическим потенциалом для выживания и развития.

ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902 -1985) • Мир-экономика существует, если он занимает определенное географическое пространство,  границами которогоФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902 -1985) • Мир-экономика существует, если он занимает определенное географическое пространство, границами которого могут быть как естественные, природные, так и экономические, культурные, ментальные, религиозные рамки; имеет центр — капиталистический город или держава; имеет иерархическую структуру, т. е. существуют развитые, менее «разность потенциалов» между ними обеспечивает функционирование всей системы мира-экономики.

Три аспекта «глобальной истории» Ф. Броделя • 1) историческая действительность эшелонирована в глубину, она слоиста, ступенчата,Три аспекта «глобальной истории» Ф. Броделя • 1) историческая действительность «эшелонирована в глубину», она слоиста, ступенчата, имеет несколько уровней, или ярусов; • 2) социальное время, которое воплощается (в зависимости от глубины залегания пластов этой действительности) в различных по своей продолжительности ритмах; • 3) пространственный аспект — это внутренняя логика социального пространства, воплощающаяся в разнообразных формах исторической действительности, высшей среди которых является цивилизация.

Уровни исторической действительности  • Микроистория, вписывающаяся в рамки коротких промежутков времени (le temps bref). СобытиеУровни исторической действительности • Микроистория, вписывающаяся в рамки коротких промежутков времени (le temps bref). Событие — это «взрыв», «звонкая новость». К микроистории должно применяться не время, измеряемое событиями, а время, измеряемое короткими хронологическими единицами. Масштаб этого времени соразмерен с ритмом повседневной жизни индивида. • Более продолжительные циклы, характерные для ритма экономической жизни. Изучение кривых цен и заработной платы, демографической прогрессии, развития производства, анализ товарного обращения — все это потребовало значительно более крупных масштабов времени. Появился новый способ исторического повествования, «речитативом» которого стали экономическая конъюнктура, цикл или «интерцикл», исчисляемые временными единицами в 10, 25, 50 лет. • Технология, политические институты, многие явления духовной жизни, методы познания, цивилизации, обладают своим ритмом жизни и развития и относятся к истории «большой продолжительности» («longue durée»).

ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН •  «время-и-пространство»  •  «исторические системы» : относительно автономны; имеют временные границы;ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН • «время-и-пространство» • «исторические системы» : относительно автономны; имеют временные границы; обладают пространственными границами • отказ от линейности: социальные процессы могут разворачиваться вспять, замедляться и останавливаться

ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН Тип исторической системы Способ интеграции Тип обмена мини-системы традиционный (на основе отношений родства, обычаяИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН Тип исторической системы Способ интеграции Тип обмена мини-системы традиционный (на основе отношений родства, обычая и т. д. ) взаимообмен (реципрокность) мир-империи военно-политическ ий перераспределение (редистрибуция) мир-экономики экономический рыночный обмен

Этапы развития капиталистической мир-экономики • -- в конце длинного XVI столетия (ок. 1640) Голландия, Англия иЭтапы развития капиталистической мир-экономики • — в конце длинного XVI столетия (ок. 1640) Голландия, Англия и северная Франция образуют ядро, полупериферия состоит из Средиземноморской Европы (Испании, Португалии, Италии, Южной Франции), периферия из Восточной Европы и Латинской Америки; • — в период 1640 -1760 происходит умеренный рост КМЭ: в полупериферию перемещается север США, Пруссия и Швеция, в периферию — Юг США и Карибский регион, большинство мира находится за пределами МКС, образуя ее внешнюю зону;

Этапы развития капиталистической мир-экономики • -- в период с конца XVIII по начало XX столетия -Этапы развития капиталистической мир-экономики • — в период с конца XVIII по начало XX столетия — “вторая эра великой экспансии капиталистической мир-экономики”, возникает устойчивая конфигурация ядра из США, Великобритании, Франции, Германии, полупериферии из государств Восточной и Южной Европы, Россия, Япония и некоторых развитых стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили, Уругвая), периферии из колониальных и полуколониальных государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Отличительные черты капиталистической мир-экономики:  • 1) непрерывное накопление капитала в качестве движущей силы КМЭ; Отличительные черты капиталистической мир-экономики: • 1) непрерывное накопление капитала в качестве движущей силы КМЭ; • 2) осевое разделение труда, создающее напряжение между центром и периферии системы, ибо неравный обмен внутри КМЭ принимает пространственные формы; • 3) существование в структуре КМЭ полупериферийных зон; • 4) значительная роль, наряду с наемным, различных форм ненаемного труда;

Отличительные черты капиталистической мир-экономики:  • 5) соответствие границ КМЭ границам межгосударственной системы суверенных государств; Отличительные черты капиталистической мир-экономики: • 5) соответствие границ КМЭ границам межгосударственной системы суверенных государств; • 6) происхождение КМЭ не в XIX, а значительно ранее — в “долгом XVI столетии”; • 7) возникновение КМЭ первоначально в одной части мира (северо-западной Европе) и позднее ее распространение на весь остальной мир через особый процесс “инкорпорации”; • 8) обязательное существование в структуре КМЭ государств-гегемонов, чей период полного и неоспоримого господства является, однако, относительно кратким;

Отличительные черты капиталистической мир-экономики:  • 9) вторичный характер государств, этнических групп и семейных единиц, которыеОтличительные черты капиталистической мир-экономики: • 9) вторичный характер государств, этнических групп и семейных единиц, которые постоянно создаются и пересоздаются; • 10) фундаментальное значение расизма и сексизма в качестве организующих принципов функционирования системы КМЭ; • 11) возникновение антисистемных движений, одновременно подрывающих и усиливающих КМЭ; • 12) структурная модель циклических ритмов и вековых трендов, которые воплощают внутренние противоречия системы (и которые являются причиной системного кризиса КМЭ, переживаемого нами ныне)

Причины кризиса современной мир-системы • 1. Разрушение сельского уклада жизни (дерурализация).  «Резервная армия труда» ,Причины кризиса современной мир-системы • 1. Разрушение сельского уклада жизни (дерурализация). «Резервная армия труда» , готовая работать за минимальную плату важнейший элемент поддержания нормы прибыли. • 2. Экологический кризис. Экологические проблемы сокращают возможности накопления капитала. • 3. Демократизация мира. Люди требуют того, чтобы минимально допустимый уровень этих благ постоянно повышался. Для стран полупериферии и периферии данные требования практически невыполнимы. • 4. Государства утрачивают свою власть так как утрачивают легитимность, которую им придают народы. Упадок традиционных антисистемных движений. (успокаивали общественные опасные классы)

ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919 -2011) • Доиндустриальное (добывающее) - «взаимодействие человека с природой» .  • ИндустриальноеДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919 -2011) • Доиндустриальное (добывающее) — «взаимодействие человека с природой» . • Индустриальное (производящее) — «взаимодействие человека с преобразованной природой» , или машиной. • Постиндустриальное (обрабатывающее) — «взаимодействие человек с человеком» , или «игры между людьми» .

ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919 -2011) • Базисные черты постиндустриального общества:  • преобладание «белых воротничков» , ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919 -2011) • Базисные черты постиндустриального общества: • преобладание «белых воротничков» , • превалирование сектора услуг, • возрастание роли высокообразованных профессионалов, • ценность образования и информации, • первенство теории на эмпиризмом, • кодификация информации в абстрактны системах символов

ЭЛВИН ТОФФЛЕР (1928 г. р. ) ЭЛВИН ТОФФЛЕР (1928 г. р. )

Мануэль Кастельс (1942 г. р. ) Мануэль Кастельс (1942 г. р. )

Исторические эпохи Кастельса • Аграрная - количественны рос трудовых усилий и добычи ресурсов.  • ИндустриальнаяИсторические эпохи Кастельса • Аграрная — количественны рос трудовых усилий и добычи ресурсов. • Индустриальная — введение новых энергетических источников. • Информационная — технологии генерирования знания и обработка информации.

Информационная эпоха • Базисной структурной моделью социального взаимодействия в современном капиталзме становится сетевой проект.  •Информационная эпоха • Базисной структурной моделью социального взаимодействия в современном капиталзме становится сетевой проект. • Централизованная система принятия решений Метрополии к Периферии уступает место сетям, базирующимся на принципах децентрализации и совместно координации самопрограммируемых и самонаправляемых субъектов. • Сетевая организация набирает силу, прежде всего, в транснациональны корпорациях. • К этим же организационным принципам вынуждено прибегать и государство.

Общество потребления • 1. После Второй мировой войны окончательно оформляется массовое производство товаров широкого потребления. Общество потребления • 1. После Второй мировой войны окончательно оформляется массовое производство товаров широкого потребления. • 2. Кейнсианская политика и построению в западных обществах модели социального государства.

Общество потребления • Средний класс был основным бенефициаром социального государства,  и именно он сформировал современнуюОбщество потребления • Средний класс был основным бенефициаром социального государства, и именно он сформировал современную мощную потребительскую культуру. Для того, чтобы он мог реализовать свой потребительский запрос, необходима была и соответствующая индустрия производства товаров потребительского назначения.

Общество потребления • Концепция вещи изменилась: вещи мы меняем, а не чиним.  • Символическая составляющаяОбщество потребления • Концепция вещи изменилась: вещи мы меняем, а не чиним. • Символическая составляющая потребительских товаров, делается более значительной с точки зрения влияния на мотивацию потребления

Общество переживаний • Люди ориентированы не на достижение отложенных целей, а на максимальную интенсивность своей текущейОбщество переживаний • Люди ориентированы не на достижение отложенных целей, а на максимальную интенсивность своей текущей жизни. • «Проживи свою жизнь» — таково новое кредо. • Интенсивность этого проживания связана, прежде всего, с эмоциональным внутренним состоянием, то, что можно назвать словом «переживание» , «впечатление» .

Теория компенсации • Иррациональность так же органична для модерна, как и рациональность, исторически восходящая к идеямТеория компенсации • Иррациональность так же органична для модерна, как и рациональность, исторически восходящая к идеям Просвещения. • Модерн и представляет собой пространство взаимодействия этих двух разнонаправленных представлений о мире, которые только в его рамках и можно рассматривать как нечто самостоятельное и определенное. • Их соприсутствие и состязание, их взаимный баланс определяют всю структуру модерна, и «победа» одного из них равносильна концу современности.

ФРАНСИС ФУКУЯМА (1952 г. р. ) ФРАНСИС ФУКУЯМА (1952 г. р. )

НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ (1822 -1885) НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ (1822 -1885)

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880 -1936) ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР (1880 -1936)

АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889 -1975) АРНОЛЬД ТОЙНБИ (1889 -1975)

ЛЕВ ГУМИЛЕВ (1912 – 1992) ЛЕВ ГУМИЛЕВ (1912 – 1992)

СЫМЮЭЛ ХАНТИНГТОН (1927 -2008) СЫМЮЭЛ ХАНТИНГТОН (1927 -2008)

Ориентализм • Западная наука о Восточном мире неразрывно связана с империалистическими интересами.  • Это делаетОриентализм • Западная наука о Восточном мире неразрывно связана с империалистическими интересами. • Это делает востоковедение политическим инструментом колонизации.