Скачать презентацию композиция Композиция как эстетическая категория  Композиция как Скачать презентацию композиция Композиция как эстетическая категория Композиция как

ОХКиМ. КОМПОЗИЦИЯ.ppt

  • Количество слайдов: 58

композиция Композиция как эстетическая категория композиция Композиция как эстетическая категория

Композиция как эстетическая категория n n n n n Компози ция (лат. compositio — Композиция как эстетическая категория n n n n n Компози ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение. Соединять нечто для последующего запланированного взаимодействия). Композиция в архитектуре Композиция в музыке Композиция в программировании (агрегирование) Композиция (в литературоведении) Композиция в изобразительном искусстве Шахматная композиция Композиция натурального числа, в математике Композиция функций также в математике, синоним — суперпозиция Композиция в материаловедении

Композиция как эстетическая категория Композиция как эстетическая категория

Композиция как эстетическая категория n Понятие «композиция» (compositio, от compono — складываю, собираю, соединяю, Композиция как эстетическая категория n Понятие «композиция» (compositio, от compono — складываю, собираю, соединяю, приставляю, складываю) появляется в трудах Юлия Цезаря и Цицерона (I в. до н. э. ), причем у Юлия Цезаря оно означает «прекращение спора, устранение разногласия, примирение» или «заключение договора» , а у Цицерона — «составление, сочетание, связывание, сложение, соединение (элементов, частей)» , «составление, работа над сочинением» , «приведение в порядок, упорядочение, устройство» , «сопоставление, противопоставление, выставление друг против друга (например, гладиаторов)» , «построение сложного предложения» . Вслед за этими авторами слово compositio использовали Сенека Старший, Колумелла, нередко придавая ему более прагматическое значение — «приготовление (например, мази)» у Сенеки, «складывание на хранение» у Колумеллы

Композиция как эстетическая категория n В новых европейских языках слово «композиция» утверждается в конце Композиция как эстетическая категория n В новых европейских языках слово «композиция» утверждается в конце средневековья (например, во французском языке с XIII века) в значении «действие или способ формирования различных элементов в единое целое» , а несколькими веками позже увязывается с построением художественного произведения

Композиция как эстетическая категория n Так, в английском языке «composition» значит 1) составление, построение, Композиция как эстетическая категория n Так, в английском языке «composition» значит 1) составление, построение, соединение; 2) сочинение (какого либо произведения); 3) производство сложных слов; 4) набор (в полиграфии); 5) музыкальное, литературное, живописное и т. д. сочинение, произведение искусства; 6) школьное сочинение; 7) композиция (например, композиция картины, построение речи); 8) склад (ума); 9) состав, структура (например, состав команды, структура министерства); 10) состав (лекарства, воздуха, воды); 11) смесь, сплав; 12) соглашение о перемирии или прекращение военных действий; 13) компромиссное соглашение должника с кредитором; а сочетаниях: composition classes — занятия по письменной практике (языку и стилю), composition book — тетрадь, composition material — пластмасса

Композиция как эстетическая категория n n Во французском языке «composition» — 1) составление, сложение; Композиция как эстетическая категория n n Во французском языке «composition» — 1) составление, сложение; 2) сочинение (художественное произведение); 3) контрольная работа, сочинение (школьное); 4) состав (например, социальный); 5) состав, смесь; 6) композиция, компоновка (в различных видах искусства); 7) соглашение, сделка (с оттенком сговорчивости, миролюбия, это значение выходит из употребления); 8) набор (в полиграфии); 9) композиция, свертка (в математике). В немецком языке значений меньше: слово «Komposition» значит 1) композиция; 2) словосложение.

Композиция как эстетическая категория n В русском языке слово «композиция» понимается как 1) строение, Композиция как эстетическая категория n В русском языке слово «композиция» понимается как 1) строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства; 2) произведение (музыки, живописи и т. д. ), имеющее определенное построение, единство; 3) объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т. п. произведений или их частей; 4) в области искусства — теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства; 5) сочинение музыкального произведения (устар. ); 6) сплав из различ ных металлов

Композиция как эстетическая категория n В «Кратком словаре по эстетике» под редакцией М. Ф. Композиция как эстетическая категория n В «Кратком словаре по эстетике» под редакцией М. Ф. Овсянникова, адресованном учителям средних школ (иначе говоря, выделяющем лишь общепризнанные сведения), композиция определяется как «способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой» , соотносится с такими категориями, как «художественная форма» , «эстетическое восприятие» , «канон» , противопоставляется категории «архитектоника» (взаимосвязь компонентов содержания, в противовес композиции как совокупности принципов построения формы; или как общая форма строения и взаимосвязь крупных частей в противовес композиции как взаимосвязи более дробных элементов), противопоставляется также (в теории архитектуры) категории «конструкция» (единство материальных компонентов формы, достигнутое посредством выявления их функций, в противовес композиции как художественного завершения и акцентировки конструктивно функциональных устремлений с учетом особенностей визуального восприятия и художественной выразительности, декоративности и целостности формы)

Композиция как эстетическая категория n КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio составление связывание), 1) построение художественного Композиция как эстетическая категория n КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio составление связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты другу и целому

Композиция как эстетическая категория n В художественной литературе композиция мотивированное расположение компонентов литературного произведения; Композиция как эстетическая категория n В художественной литературе композиция мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д. ) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.

Композиция как эстетическая категория n Взаиморасположение и взаимодействие этих Композиция как эстетическая категория n Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция). 2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое Произведение. 3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр. , литературно музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков. 4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Композиция в дизайне Композиция в дизайне

Композиция в дизайне Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения Композиция в дизайне Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств. n Сущность понятия "гармония" Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика. n

Композиция в дизайне n n n n n 3 основных вида композиции: фронтальная, объемно Композиция в дизайне n n n n n 3 основных вида композиции: фронтальная, объемно пространственная. Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф. Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины. Объемно пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами. Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции: 1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами. 2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости. 3) Зависит от характера элементов по глубине. 4) Фактурность поверхности, цвет. . .

Композиция в дизайне n n n Элементы композиции 3 основных элемента: точка, линия, пятно. Композиция в дизайне n n n Элементы композиции 3 основных элемента: точка, линия, пятно. У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот) Классификация свойств пятен: Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т. д. ) Субъективные: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ Основные законы композиции: • цельность и единство, • равновесие, • соподчинение. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ Основные законы композиции: • цельность и единство, • равновесие, • соподчинение.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т. е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм. Основные черты закона целостности: 1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи 2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n n Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n n Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие. Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности. Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение это выделение центра композиции (доминанты), которому ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т. е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[ ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный ( например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n n n Композиционный центр зависит от: 1) Своей величины и ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ n n n n Композиционный центр зависит от: 1) Своей величины и величины остальных элементов. 2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные. 3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов. 4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов. 5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых). 6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные. 7) Освещения элемента.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ n n n n n * Контраст * Нюанс * Тождества ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ n n n n n * Контраст * Нюанс * Тождества * Симметрия * Ассиметрия * Ритм * Модуль * Пропорциональность * Масштабность

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т. д. по ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т. д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т. д. Выделяют: Одномерный контраст. Идет различие по одной категории. Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. n Нюанс Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть. n Тождество Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон. . . ). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству. n

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Симметрия Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Симметрия Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. n Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально осевая, винтовая. n Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т. е. одна фигура зеркально повторяет другую. n Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!) n Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. n Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел) n

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Асимметрия Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Асимметрия Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия). n Ритм Это чередование каких либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая. n Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными. n Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, прогрессии n

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Модульность Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ Модульность Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению ( т. е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю: n 1) Простота. Модуль должен быть простым, т. к. он является частью целого произведения. n 2) Целостность. n 3) Выразительность. n 4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения n

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Композиция ( от лат. compositio ) означает Композиция как универсальный принцип в искусстве n Композиция ( от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Композиция как универсальный принцип в искусстве К. Коровин «Зимой» Композиция как универсальный принцип в искусстве К. Коровин «Зимой»

Композиция как универсальный принцип в искусстве Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в Композиция как универсальный принцип в искусстве Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. )

Композиция как универсальный принцип в искусстве Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой» Композиция как универсальный принцип в искусстве Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Композиция как универсальный принцип в искусстве Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» Композиция как универсальный принцип в искусстве Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Композиция как универсальный принцип в искусстве Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, Композиция как универсальный принцип в искусстве Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения. Валентин Серов «Похищение Европы»

Композиция как универсальный принцип в искусстве Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем Композиция как универсальный принцип в искусстве Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения Клод Моне «Заан в Заандаме»

Композиция как универсальный принцип в искусстве В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные Композиция как универсальный принцип в искусстве В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины Гюстав Кайботт «Дождливый день в Батиньольском квартале»

Композиция как универсальный принцип в искусстве Композиция как универсальный принцип в искусстве

Композиция как универсальный принцип в искусстве Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая Композиция как универсальный принцип в искусстве Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены Ф. Ходлер Озеро Тан

Композиция как универсальный принцип в искусстве В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым Композиция как универсальный принцип в искусстве В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены. Э. Дега «Прима – балерина»

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Для передачи образа чего то неподвижного, устойчивого Композиция как универсальный принцип в искусстве n Для передачи образа чего то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Замкнутая композиция Открытая композиция

Композиция как универсальный принцип в искусстве Замкнутая композиция. Схема Открытая композиция. Схема Композиция как универсальный принцип в искусстве Замкнутая композиция. Схема Открытая композиция. Схема

Композиция как универсальный принцип в искусстве А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. И. ШИШКИН. Рожь Композиция как универсальный принцип в искусстве А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. И. ШИШКИН. Рожь

Композиция как универсальный принцип в искусстве n n n Если вам необходимо нарисовать панорамный Композиция как универсальный принцип в искусстве n n n Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции. Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Композиция строится по определенным законам. Ее правила Композиция как универсальный принцип в искусстве n Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. n Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном Композиция как универсальный принцип в искусстве n Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. На картине В. Серова "Девочка с персиками" можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.

Композиция как универсальный принцип в искусстве Пример использования контрастов в К. Брюллов Композиция как универсальный принцип в искусстве Пример использования контрастов в К. Брюллов "Последний день Помпеи". многофигурной тематической композиции картина К. Брюллова "Последний день Помпеи". Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Для достижения цельности композиции следует выделить центр Композиция как универсальный принцип в искусстве n Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж. Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что то новое к развитию замысла автора. Запомните: - ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; - части не могут меняться местами без ущерба для целого; - ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, Композиция как универсальный принцип в искусстве n К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно композиционного центра. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.

Композиция как универсальный принцип Ритм универсальное природное свойство. Он присутствует во в искусстве n Композиция как универсальный принцип Ритм универсальное природное свойство. Он присутствует во в искусстве n многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ). Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Ритм может быть задан линиями, пятнами света Композиция как универсальный принцип в искусстве n Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости

Композиция как универсальный принцип в искусстве n n Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Композиция как универсальный принцип в искусстве n n Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств Композиция как универсальный принцип в искусстве n Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и Композиция как универсальный принцип в искусстве n Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой а мячик спокойно лежит на книге б медленное движение мячика, в быстрое движение мячика г мячик укатился

Композиция как универсальный принцип в искусстве n n Е. МОИСЕЕНКО. Вестники Ощущение движения можно Композиция как универсальный принцип в искусстве n n Е. МОИСЕЕНКО. Вестники Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане. Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Правило передачи покоя: если на картине отсутствуют Композиция как универсальный принцип в искусстве n Правило передачи покоя: если на картине отсутствуют диагональные направления; если перед движущимся объектом нет свободного пространства; если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия; если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной. К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе

Композиция как универсальный принцип в искусстве Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция Композиция как универсальный принцип в искусстве Уравновешенная композиция Неуравновешенная композиция

Композиция как универсальный принцип в искусстве n Посмотрите, как из одних и тех же Композиция как универсальный принцип в искусстве n Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции

Композиция как универсальный принцип в искусстве Композиция как универсальный принцип в искусстве

Композиция как универсальный принцип в искусстве Сочинили условные обозначения для средств композиции. n Композиция как универсальный принцип в искусстве Сочинили условные обозначения для средств композиции. n

Композиция как универсальный принцип в искусстве n К. Ф. ЮОН К. ЮОН. Мартовское солнце Композиция как универсальный принцип в искусстве n К. Ф. ЮОН К. ЮОН. Мартовское солнце Предметом изучения должны стать как развернутые композиции больших картин, так и отдельные их фрагменты. Типы и виды композиций: одноплановые, двуплановые и многоплановые, научно перспективные и условно перспективные и также свободные бесперспективные ее виды дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приемов, достигающих своих художественных целей. Элементы декоративные и реалистические, моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и использование условий светотени составляют основной композиционный материал.