Скачать презентацию Китайские сады и парки Социально-исторические условия Китая Скачать презентацию Китайские сады и парки Социально-исторические условия Китая

Китайские сады и парки.pptx

  • Количество слайдов: 43

Китайские сады и парки Китайские сады и парки

Социально-исторические условия Китая • В стране существуют три основные религии. Сады времен Ханьской династии Социально-исторические условия Китая • В стране существуют три основные религии. Сады времен Ханьской династии (140 -87 гг. до н. э. ) были связаны с даосизмом, «согласно даосизмом которому природа рассматривалась как обитель богов» . Это были «парки красивых мест» , т. е. участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта. • С приходом из Индии в Китай буддизма (в I в. н. э. ) садовое искусство «развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенные настроения» . Построенные пейзажные композиции подчеркивали красоту естественной природы и создавали «бесконечное разнообразие меняющихся видов» . • Ландшафтное искусство Китая достигло своего расцвета в X XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв. Китай сотрясали различные войны и восстания, завоевания и борьба с завоевателями. Однако традиции парода оставались неизменны.

Природно-климатические условия Китая • Западная часть страны занята Тибетским нагорьем, обрамленным горными системами Гималаев, Природно-климатические условия Китая • Западная часть страны занята Тибетским нагорьем, обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Тяньшаня и Сино-Тибетскими горами. • На севере и северо-западе — равнины и горы восточного Тянь-Шаня. Восточная часть Китая менее высока, а на северовостоке расположены Маньчжуро-Корсйские горы, Б. и М. Хинган, равнины в бассейне р. Сунгари. Южнее Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на юге — горы Наньлин, Юньнань — Гуанчжоуское нагорье, Сычуаньская котловина. • Из вышесказанного ясно, что Китай — «страна гор» . Климат на западе континентальный, а на востоке — муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность • Ассортимент растений чрезвычайно богат. Здесь произрастают различные виды сосен, можжевельников, кленов, а Растительность • Ассортимент растений чрезвычайно богат. Здесь произрастают различные виды сосен, можжевельников, кленов, а также дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красиво цветущей флоры — камелии, азалии, рододендроны. Камелия Рододендрон Азалия

 • Излюбленные породы, воспетые в народных песнях и стихах, — сосна, слива и • Излюбленные породы, воспетые в народных песнях и стихах, — сосна, слива и бамбук — «три друга холодной зимы» . Особенно ценится бамбук и используется также в одиночной посадке небольшими группами и целыми рощицами. К его декоративным качествам относятся различные оттенки ствола от светло-зеленого до темно-желтого, зависящие от вида, формы и возраста. Он выбирается и по росту, так как некоторые виды бамбука достигают высоты 23 -25 м, а другие образуют непроходимые заросли. Очень привлекательны тонкие, изящные листья, трепещущие при малейшем дуновении ветерка. В садах и парках Китая бамбук олицетворяет выносливость и гибкость.

 • Слива зацветает раньше других плодовых деревьев и является поэтому предвестником весны. • Слива зацветает раньше других плодовых деревьев и является поэтому предвестником весны.

 • Особенно ценится сосна Бунге — высокое стройное дерево со светло-серебристым оттенком ствола • Особенно ценится сосна Бунге — высокое стройное дерево со светло-серебристым оттенком ствола после сбрасывания коры и шелковистыми иглами. Ее сажают у дорожек, около храмов свободными группами, в виде небольших сквозистых рощ.

 • Часто сажают сосну горную китайскую с широкой зонтикообразной кроной. Она хороша в • Часто сажают сосну горную китайскую с широкой зонтикообразной кроной. Она хороша в одиночных посадках. Для одиночных посадок или компактными группами применяют кипарис.

 • Часто в парках на берегу водоема встречается ива; благодаря гибкости своего силуэта • Часто в парках на берегу водоема встречается ива; благодаря гибкости своего силуэта она уподобляется молодой девушке (как у нас — береза).

 • Большое значение придается красиво цветущим породам, прежде всего плодовым деревьям — абрикосу, • Большое значение придается красиво цветущим породам, прежде всего плодовым деревьям — абрикосу, вишне, персику, гранату, а также магнолии, катальпе, софоре японской, белой акации и др. , а из кустарников — форзиции, жасмину, дафне, вейгелии, спиреям и пр. Вейгела Магнолия Персик Вишня Абрикос Гранат Катальпа Форзиция

 • Чрезвычайно ценится банан, благодаря своим крупным и интересным по фактуре листьям; его • Чрезвычайно ценится банан, благодаря своим крупным и интересным по фактуре листьям; его сажают обычно в виде солитера около павильона.

 • Цветочному декору уделяется также большое внимание, тем более что цветы широко вошли • Цветочному декору уделяется также большое внимание, тем более что цветы широко вошли в народный быт. Излюбленной породой являются пионы белые и розовые, их сажают свободно, без всякого рисунка, и подчас на сравнительно больших участках. Затем — ирисы и орхидеи; первые применяются для береговой полосы водоемов, а вторые — возле композиций из екая. Встречаются также маки, нарциссы и лотосы для оформления водоемов. Контраст белых цветов с большими темными листьями, иногда сплошь затягивающими водное зеркало, создает исключительный эффект. Наконец следует упомянуть и хризантемы.

Ирисы Пионы Ирисы Пионы

Характеристика китайского парка Характеристика китайского парка

В стране насчитывают 6 типов садов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. при императорских В стране насчитывают 6 типов садов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. при императорских дворцах; при императорских гробницах; при храмах; сады естественных пейзажей; домашние сады; сады ученых, или литературные. • Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах.

Парк Ихэюань Парк Ихэюань

 • Другой значительной дворцово-парковой композицией является Летний дворец в окрестностях Пекина — Ихэюань • Другой значительной дворцово-парковой композицией является Летний дворец в окрестностях Пекина — Ихэюань (парк «Безмятежного отдыха» ). • Когда-то этот парк примыкал к огромному парковому ансамблю, расположенному в 20 км северо-западнее Пекина и состоявшему из трехсадов: Чангунь-юань ( «Сад вечной весны» ), Юань-мин-юань ( «Сад круглого света» ) и сад Ванчуньюань ( «Сад десятитысячной весны» ). Эти сады получили общее название «Три сада» и являлись местом отдыха китайского императора. Данный комплекс создавался, начиная с династии Мин (вторая половина XIV — первая половина X в. ), и особое развитие получил в XVIII в. • Три сада занимали площадь около 400 га и имели свыше 140 архитектурных ансамблей. Последние представляли собой изумительные по красоте ландшафтные объекты с прудами, искусственными горками, пещерами, мостами, стенами и вековыми деревьями.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Озеро 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Озеро Куньмыньху; Гора долголетия; Восточные ворота; Дворец гуманности; Сад благодеяния и мира; Беседки; Длинная галерея; Дворцовый ансамбль; Мраморный корабль; Бронзовый бык; Храм Царя драконов; Львиный мост; Мост Нефритовый пояс

Вход (лев и львица) Вход (лев и львица)

Гора Ваньшоушань «Гора беспредельных лет» Гора Ваньшоушань «Гора беспредельных лет»

Жэньшоудянь «Дворец человеколюбия и долголетия» Жэньшоудянь «Дворец человеколюбия и долголетия»

Дэхэюань «Дворец добродетелей и гармонии» Дэхэюань «Дворец добродетелей и гармонии»

Юйланьтан «Павильон орхидей» Юйланьтан «Павильон орхидей»

Пайюньдянь «Дворец заоблачных высей» Пайюньдянь «Дворец заоблачных высей»

Храм Чжихойхай Храм Чжихойхай "Море мудрости и разума"

Галерея Чанлан Галерея Чанлан

Каменный корабль Цинъяньфан Каменный корабль Цинъяньфан

Мост Шицикунцяо «Мост семнадцати пролетов» Мост Шицикунцяо «Мост семнадцати пролетов»

Остров Наньхудао «Южный островок» Остров Наньхудао «Южный островок»

 «Храм царя драконов» «Храм царя драконов»

Пейзажи парков Китая подразделялись на три основных вида: 1. устрашающий; 2. смеющийся; 3. идеалистический, Пейзажи парков Китая подразделялись на три основных вида: 1. устрашающий; 2. смеющийся; 3. идеалистический, или романтический.

 • Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. • Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. • Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. • Третий тип пейзажей — романтический — навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде» .

Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов: 1. «инь» — действовать в зависимости Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов: 1. «инь» — действовать в зависимости от местных условий; 2. «цзе» - максимально использовать окружающую природу; 3. определять главное и второстепенное; 4. применять контраст; 5. в малом добиваться большого эффекта; 6. стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов; 7. учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

 • Интересным приемом садового зодчества Китая является соединение различных парковых комплексов при помощи • Интересным приемом садового зодчества Китая является соединение различных парковых комплексов при помощи приемов в каменных стенах, так называемых проникающих окоп. Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа.

 • Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых» , или «литературных • Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых» , или «литературных садах» . • Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавали для отдыха, размышления, интеллектуальной работы. Элементами садов были небольшие озера с характерными высокими арочными мостиками, павильонами с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от всего окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины, покоя и красоты природы. Старейшие сады Сучжоу — Лююань, Ваншиюань, Чжоужэньюань и др. —существуют с XVI-XVII вв.

Дорога к погребениям династии Мин Дорога к погребениям династии Мин

 «Дети парковых сооружений дракона» «Дети парковых сооружений дракона»

Беседки и мостики Беседки и мостики

 • В древнем Китае возникла наука Фэн Шуи (ветер — вода), согласно которой • В древнем Китае возникла наука Фэн Шуи (ветер — вода), согласно которой Земля отражает поток дыхания Природы. В рельефе выражается присутствие Небесного дракона (мужской принцип — Ян) или Белого тигра (женский принцип — Инь). Инь и Ян считаются двумя основополагающими полярными силами, их взаимодействие поддерживает универсальную жизненную силу Ци, являющуюся основой всего сущего в мире. Благоприятными местами, в частности для садов, считаются такие участки, где потоки Инь и Ян пересекаются. По принципам Фэн Шуи строились пейзажные композиции китайских садов, и предполагается, что зарождение пейзажного стилевого направления идет именно отсюда. Как ни далеки данные понятия от нашего просвещенного времени, они, будучи включенными в общее культурное наследие, отражаются так или иначе в современном садовом устройстве.

Характерные особенности садовопаркового искусства Китая: 1. активное использование камня; 2. обилие водных поверхностей; 3. Характерные особенности садовопаркового искусства Китая: 1. активное использование камня; 2. обилие водных поверхностей; 3. большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм; 4. тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа; 5. создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы; 6. подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами — «проникающими окнами» , беседками, воротами: 7. включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.