Скачать презентацию Китайская философия Содержание Введение История развития Скачать презентацию Китайская философия Содержание Введение История развития

Китайская философия.pptx

  • Количество слайдов: 7

Китайская философия Китайская философия

Содержание: Введение История развития Содержание: Введение История развития

Предыстория китайской философии (до VI века до н. э. ) В древней китайской философии Предыстория китайской философии (до VI века до н. э. ) В древней китайской философии (до VII века до н. э. ) господствующим было религиозномифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идеи и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э. ) выдвинул идею «парности всех вещей» , сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э. ) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян. В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

 Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э. ) Глубокие политические потрясения в Древняя китайская философия (VI—II вв. до н. э. ) Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философскополитических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии» . Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ. [1]: даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Лецзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма: Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань. конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь. школа законников ( «фа-цзя» , по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао. школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Маогун. школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ. Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э. ), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

 Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э. ) Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм. Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э. ), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань» , император династии Хань У-ди (II век до н. э. , конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э. - 18 н. э. ), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения "Тай сюань цзин» ( «Канон великого сокровенного» ). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27 -ок. 97 г. н. э. ) и Чжан Хэн (78 -139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145 -86 гг. до н. э. ), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90 -40 гг. до н. э. ) и Цзин Фан (78 -37 гг. до н. э. ) было положено начало календарным приложениям « И цзин» . К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина» , можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» ( «Лес перемен» ), а также работы Чжэн Сюаня (127— 200), Сюнь Шуана (128— 190) и Юй Фаня (164— 233). Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок. 100 -170), автора сочинения «Цань тун ци» , в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии. Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» ( «Чжоу и» ). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин» , авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли. Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226— 249). При династии Ранняя Вэй (220— 264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам» ) и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лаоцзы» ). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267— 300), автор сочинения «Чун ю лунь» ( «Рассуждение об уважения бытия» ).

 Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э. ) Оно характеризуется догматизацией Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э. ) Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма — — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию. Видным мыслителем XI века был Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ ( «учение о принципе» ), также известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020— 1078). Его основные сочинения — «Си мин» ( «Западная надпись» ), «Дун мин» ( «Восточная надпись» ), «Чжэн мэн» ( «Наставление непросвещённым» ), «Цзин сюэ ди ку» ( «Бездонность принципов изучения канонов» ), «И шо» ( «Учение Канона перемен» ). Чжан Цзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ» - небесной и «эфирной» . Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю). По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150— 1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами. Из значительных мыслителей более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472— 1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619— 1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзая (1020— 1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613— 1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и ученый XVIII века Дай Чжэнь(1723— 1777). Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865— 1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893— 1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910— 1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903— 1987) и Ду Госян (1889— 1961). В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии.