КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII тыс. до н.

Скачать презентацию КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII тыс. до н. Скачать презентацию КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII тыс. до н.

159-keramika_korei_i_yaponii_(8_tys._do_n._e.-13v).ppt

  • Количество слайдов: 170

>КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII  тыс. до н. э. – XIII в.) КЕРАМИКА КОРЕИ И ЯПОНИИ (VIII тыс. до н. э. – XIII в.)

>План лекции Корея. Керамика эпохи неолита. Керамика Силла, Пэкче и Когурё. Керамика эпохи Корё План лекции Корея. Керамика эпохи неолита. Керамика Силла, Пэкче и Когурё. Керамика эпохи Корё (X – XIII вв.). Япония. Керамика “Дзёмон” (VIII – I тыс. до н. э.) и изделия периода Яёй (IV – I вв. до н. э.). Терракотовая скульптура “Ханива” (IV – VI вв. до н. э.). Японская керамика VI – XVII вв. Влияние керамики Кореи и Китая.

>Корея.  Керамика эпохи неолита  При археологических раскопках в уезде Хверён (1950-1954 гг.), Корея. Керамика эпохи неолита При археологических раскопках в уезде Хверён (1950-1954 гг.), а также на местах древних стоянок в районе западного побережья и к северу от реки Ханган, были обнаружены керамические изделия эпохи неолита.

>Эти сосуды украшены рисунками гребенчатого типа в виде «рыбьей кости», точечного или линейного характера, Эти сосуды украшены рисунками гребенчатого типа в виде «рыбьей кости», точечного или линейного характера, а также росписью. Их формы разнообразны: остродонные сосуды; высокие напоминающие вазы, с круглым и плоским дном, чаши, круглые блюда, котелки.

>

>

>Ранние неолитические  керамические сосуды лепились от руки ленточным методом и декорировались гребенчатым рисунком. Ранние неолитические керамические сосуды лепились от руки ленточным методом и декорировались гребенчатым рисунком. Это толстостенные изделия, в виде горшков с прямыми стенками, созданные из грубой красной глины, смешанной со слюдой или стеатитом.

>Более поздние неолитические сосуды созданы на гончарном круге. Их отличает тонкий черепок.  В Более поздние неолитические сосуды созданы на гончарном круге. Их отличает тонкий черепок. В провинции Северная Хванхэ была найдена керамика, декорированная сетчатыми узорами меандром из выгравированных линий и точек (без применения штампа).

>К поздней неолитической керамике относятся лощеные сосуды, найденные в Хверёне. Эти толстостенные чаши правильной К поздней неолитической керамике относятся лощеные сосуды, найденные в Хверёне. Эти толстостенные чаши правильной формы тонированы красной краской, поверх которой, около верхнего края расположен орнамент в виде полос из черных треугольников.

>В орнаментальной росписи сосудов присутствуют не только геометрические, но и растительные мотивы: изображения цветов В орнаментальной росписи сосудов присутствуют не только геометрические, но и растительные мотивы: изображения цветов с остроконечными лепестками, напоминающие цветы лотоса. Встречаются монохромные изделия (покрытые красным лаком) без орнаментальной росписи.

>К концу неолитического периода формы сосудов становятся более разнообразными. Появляются сосуды сферической формы и К концу неолитического периода формы сосудов становятся более разнообразными. Появляются сосуды сферической формы и блюда на высоких подставках, которые были удобны для сидящих на полу участников трапезы.

>Керамика  Силла, Пэкче и Когурё  К I веку  до н.э. относится Керамика Силла, Пэкче и Когурё К I веку до н.э. относится образование на территории Кореи трех крупных племенных союзов, развившихся в III-IV веках в самостоятельные государства: Силла (57г. до н.э. – 935 г.) на юго-востоке полуострова; Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г.) на юго-западе; Когурё (37 г. до н.э. – 668 г.) – на севере.

>Керамика Когурё получила большое развитие в связи со строительством многочисленных дворцов, крепостей и храмов, Керамика Когурё получила большое развитие в связи со строительством многочисленных дворцов, крепостей и храмов, кровли которых покрывались хорошо обожженной черепицей с типичным завершением скатов в виде круглых пластин на концах крыш.

>

>

>Эти круги, созданные из красной глины,  декорировались орнаментом из лотоса с крупными остроконечными Эти круги, созданные из красной глины, декорировались орнаментом из лотоса с крупными остроконечными лепестками и круглой рельефной серединой или узором из тонких переплетающихся линий. Также встречаются и изображения демонических масок антропоморфного типа с выпученными глазами и огромной раскрытой пастью. Такие маски-обереги охраняли здание от злых духов.

>Кирпичи V-VI  веков украшались геометрическими мотивами, изображениями  цветов, мифологических птиц, летящих среди Кирпичи V-VI веков украшались геометрическими мотивами, изображениями цветов, мифологических птиц, летящих среди облаков, крылатых существ Хенин (гении), парящих в длинных развивающихся одеждах.

>В архитектонике сосудов Когурё появляются скульптурные формы, характерные и для более поздних корейских изделий. В архитектонике сосудов Когурё появляются скульптурные формы, характерные и для более поздних корейских изделий. Например, сосуд в виде черепахи, предназначенный для воды, которая употреблялась при разведении густой туши.

>Сосуды  Пэкче строгой обтекаемой формы выполнялись из серой пластичной глины, хорошо обожженной и Сосуды Пэкче строгой обтекаемой формы выполнялись из серой пластичной глины, хорошо обожженной и образующей твердый черепок. Черепица с рельефными узорами и различными тиснеными изображениями применялась для украшения дворцов и храмов не только в Пэкче, но и в соседних государствах Кореи, а также в Японии. Цветы лотоса геометрические узоры на круглых пластинах, служивших украшением нижнего края крыши, выполнялись в более мягкой и реалистичной манере, чем в Когурё.

>

>Рисунки на кирпичах VI – VII веков – это  фантастические птицы с распущенными Рисунки на кирпичах VI – VII веков – это фантастические птицы с распущенными крыльями, антропоморфные демонические существа, горные пейзажи.

>

>

>На юго-востоке, в государстве Силла со столицей Кёнчжу, процветавшем в течение первых девяти На юго-востоке, в государстве Силла со столицей Кёнчжу, процветавшем в течение первых девяти веков нашей эры, уже в V – VI вв. производились интересные гончарные изделия. В VII в. там изготавливались круглые черепицы с декоративным цветочным орнаментом, а также плитки для мощения пола с цветочным медальоном тонкого кружевного рисунка с волнообразной каймой.

>В период раннего Сила применяется гончарное колесо и появляется свинцовая прозрачная глазурь синевато-зеленого и В период раннего Сила применяется гончарное колесо и появляется свинцовая прозрачная глазурь синевато-зеленого и желтовато-коричневого цветов. Наряду с грубыми лощеными сосудами красного цвета с тонкостенным хрупким и пористым черепком, изготавливались и новые изделия высокого обжига из тонко обработанной глиняной массы с добавлением каолина.

>Эта новая керамика получила название «керамика обжига Силла» и была красновато-коричневого и серого тонов, Эта новая керамика получила название «керамика обжига Силла» и была красновато-коричневого и серого тонов, которые достигались управлением огня и тяги в печи.

>

>

>

>

>

>

>

>

>

>

>Керамика эпохи Корё  (X – XIII вв.) С переходом власти к династии Корё Керамика эпохи Корё (X – XIII вв.) С переходом власти к династии Корё (936-1392 гг.) Корея объединилась в единое государство. В этот период создаются самые значительные произведения гончарного искусства. С XI – XV вв. появляются изделия, тонкость и изысканность которых позволяют поставить их в один ряд с лучшими китайскими изделиями Сунского периода.

>Первый период (X век) – считается переходным от изделий объединенного Силла к новым достижениям Первый период (X век) – считается переходным от изделий объединенного Силла к новым достижениям керамистов Корё. Керамисты продолжали традиции периода Силла, используя высокую технику обжига неглазурованных, тонкостенных сосудов, уже в VIII-IX веках отличавшихся высоким качеством. Такая керамика использовалась как обычная хозяйственная утварь.

>Керамисты Корё понимали особенности самого материала – глины. Они умело использовали ее свойства: пластичность, Керамисты Корё понимали особенности самого материала – глины. Они умело использовали ее свойства: пластичность, структуру массы, цвет. Тщательная обработка керамического теста позволяла получить изделия с тонким и легким черепком.

>Второй период (конец X- начало XII) связан с усилением китайского влияния на культуру Кореи. Второй период (конец X- начало XII) связан с усилением китайского влияния на культуру Кореи. Изделия эпохи Сун внимательно изучаются корейскими мастерами. Тесными становятся контакты с провинциями Шаньдун и Чжецзян, керамика которых пользовалась огромным спросом у корейской знати.

>Китайские изделия Юэчжоу оказали значительное влияние на развитие корейской керамики с глазурью цвета селадон. Китайские изделия Юэчжоу оказали значительное влияние на развитие корейской керамики с глазурью цвета селадон. В начале периода появились первые протоселадоны, напоминавшие китайские изделия. Они были покрыты зеленовато-серой глазурью оливкового тона. Наиболее часто среди протоселадонов встречаются кувшины и сосуды для хранения пищи.

>

>

>В XII в. корейские керамисты создают селадоны в голубовато-серых и зеленоватых тонах такой чистоты, В XII в. корейские керамисты создают селадоны в голубовато-серых и зеленоватых тонах такой чистоты, что эти технологические эффекты вызывают восхищение у китайцев. Формы сосудов - селадонов Кореи очень разнообразны: цветочные вазы китайского типа мейбин, чайники, поднос, чаша в виде лотоса, восьмигранный кувшин для вина, сосуды в виде плодов, подголовники, сосуды для хранения кистей, курильницы. Некоторые из этих форм имитируют ажурную бронзу.

>

>

>

>Селадоны Корё отличаются своим серым, твердым, напоминающим фарфор черепком из «каменной массы». В нее Селадоны Корё отличаются своим серым, твердым, напоминающим фарфор черепком из «каменной массы». В нее добавляли каолин и полевой шпат. В местах, не покрытых глазурью, каменная масса в обжиге получала красноватый оттенок.

>Серовато-зеленый цвет глазури получался от наличия в ее составе окиси железа и полевого шпата, Серовато-зеленый цвет глазури получался от наличия в ее составе окиси железа и полевого шпата, что при регулировании температуры давало широкую гамму оттенков от желтого и голубого, до черного. Наличие в глине при сравнительно невысокой ее обработке микроскопических частиц железа также способствовало появлению глазури особо серовато-зеленого или голубого оттенка.

>В XI-XII веках в декоре селадонов преобладала техника подглазурной резьбы, производившейся тонкими острыми или В XI-XII веках в декоре селадонов преобладала техника подглазурной резьбы, производившейся тонкими острыми или тупыми инструментами. Это позволяло разнообразить линейный узор и выделять в нем отдельные места рисунка. Также получило развитие и тиснение узора в легком рельефе при помощи штампов, что создавало игру света на поверхности глазурованных изделий.

>

>Третьим, наиболее значимым периодом в истории корейской керамики, считается  XII век. Керамисты Корё Третьим, наиболее значимым периодом в истории корейской керамики, считается XII век. Керамисты Корё создавал свои собственные формы изделий и вариации на тему иностранной архитектоники (ритуальный буддийский сосуд кунди, служивший для разбрызгивания святой воды).

>

>Появились и новые скульптурные формы, изготавливаются объемные фигуры животных: буддийский лев, единорог, сидящие на Появились и новые скульптурные формы, изготавливаются объемные фигуры животных: буддийский лев, единорог, сидящие на крышках курильниц фазаны, кролики, миниатюрные утки-капельницы (для добавления воды в тушь). Выразительные фигурки животных гармонично сочетались с формой сосудов.

>

>

>В первой половине XII века развивается техника ажурных селадонов, где декор исполняется в виде В первой половине XII века развивается техника ажурных селадонов, где декор исполняется в виде переплетающихся растительных мотивов или геометризованных узоров.

>В XII-XIII веках селадоны украшаются инкрустацией цветными глинами. Это - техника сангам.  Она В XII-XIII веках селадоны украшаются инкрустацией цветными глинами. Это - техника сангам. Она могла возникнуть в результате подражания перламутровому декору лаков, которые изготовлялись в придворных мастерских. На сходство сосудов сангам с лаками указывает и общность декоративных мотивов: пионы, хризантемы, журавли в облаках, бамбук, утки, плывущие под ивами, виноградные лозы, гранаты.

>

>

>

>

>Первые изделия сангам были обнаружены в результате археологических раскопок погребения 1159 года правителя Ыйджона. Первые изделия сангам были обнаружены в результате археологических раскопок погребения 1159 года правителя Ыйджона.

>Керамическая масса изделий напоминает фарфор, так как содержит большое количество каолина, позволяющего производить обжиг Керамическая масса изделий напоминает фарфор, так как содержит большое количество каолина, позволяющего производить обжиг изделий при высоких температурах. После формовки сосуды сангам сушили на открытом воздухе до состояния «твердости кожи». На высохшее изделие острым инструментом наносился узор для инкрустации. Иногда рисунок штамповался. Углубления и линии на глине заполнялись ангобом белого или красно-коричневого цвета, который после обжига становился черным.

>После удаления излишков ангоба изделия обжигали при 1200ºС.  Обжиг производили зимой, когда дуют После удаления излишков ангоба изделия обжигали при 1200ºС. Обжиг производили зимой, когда дуют юго-западные ветры, поддерживая тягу в специальных, ориентированных на это направление ветра печах, существовавших в провинциях Южная Чолла, Северная Чолла, уезде Ыйсонхва (провинция Северная Хванхэ), а также южнее Кэссона.

>Помимо техники сангам применялся и метод «обратной инкрустации», когда не узор, а углубленный фон Помимо техники сангам применялся и метод «обратной инкрустации», когда не узор, а углубленный фон заполнялся белым ангобом, на котором выделялся рисунок покрытый глазурью селадона.

>

>В некоторых изделиях встречаются также сочетания резного и инкрустированного узоров под голубоватой глазурью. Традиция В некоторых изделиях встречаются также сочетания резного и инкрустированного узоров под голубоватой глазурью. Традиция сангам сохраняется в Корее до периода Ли, затем с XVII в. начинается производство собственного фарфора.

>

>

>Япония. Керамика “Дзёмон” (Йомон) (VIII  – I тыс. до н. э.) и изделия Япония. Керамика “Дзёмон” (Йомон) (VIII – I тыс. до н. э.) и изделия периода Яёй (IV – I вв. до н. э.) Наиболее ранние памятники художественной культуры, найденные в Японии, относятся к периоду неолита (8 – 3тыс. до н.э.) – времени интенсивной миграции на японские острова народов, как с Азиатского материка, так и с островов южных морей. Культура этого периода получила название – Дзёмон (по одноименной керамике).

>Интересны вылепленные от руки керамические неглазурованные сосуды типа «дзёмон». Дзёмон, в переводе с японского, Интересны вылепленные от руки керамические неглазурованные сосуды типа «дзёмон». Дзёмон, в переводе с японского, означает - «след веревки». Именно такой способ нанесения узора с помощью соломенной веревки, был широко распространен на ранней стадии развития керамического искусства Японии.

>

>

>В эволюции керамики отмечается несколько важнейших стадий: Протодзёмон – VII – середина IV-го тыс. В эволюции керамики отмечается несколько важнейших стадий: Протодзёмон – VII – середина IV-го тыс. до н.э. Сосуды употреблялись для утилитарных целей, были толстостенными, грубо вылепленными, примитивной конусообразной формы (с острым или круглым дном). Их основа нередко изготовлялась из тростника и веток, которые, выгорая при обжиге, оставляли отпечатки, исполнявшие роль своеобразного декора.

>Ранний дзёмон – середина IV-го – середина III-го тыс. до н.э.;  Средний дзёмон Ранний дзёмон – середина IV-го – середина III-го тыс. до н.э.; Средний дзёмон – середина III-го – середина II-го тыс. до н.э.

>На протяжении раннего и особенно среднего дзёмон отмечается многообразие  типов и усложнение формы На протяжении раннего и особенно среднего дзёмон отмечается многообразие типов и усложнение формы сосудов, употреблявшихся уже не только для хранения пищи, но и для торжественных ритуалов. Получили распространение горшки со сферическим туловом и широкой горловиной, котелки с ушками и ручками, сосуды с носиком, кубки в виде миски на подставке, конусовидные сосуды, блюда, чашки.

>Распространенный простейший веревочный узор (рельефный или оттиснутый) нередко сочетавшийся с резными линиями, сменяется процарапанным Распространенный простейший веревочный узор (рельефный или оттиснутый) нередко сочетавшийся с резными линиями, сменяется процарапанным и сложным налепным декором (имевшим магическое значение), включающим геометрические, растительные и зооморфные мотивы. Особой пышности и обилия налепной декор достиг на конусообразных сосудах среднего дзёмон.

>Основной его мотив располагался преимущественно у горловины сосуда, которая обрела в связи с этим Основной его мотив располагался преимущественно у горловины сосуда, которая обрела в связи с этим главенствующее декоративное и смысловое значение, ассоциируясь с горными пиками или сферами небес. Некоторые сосуды, значительно увеличившиеся в объеме и по высоте (до 1 м), превратились в почти недвижимые предметы культа, предназначенные больше для созерцания, чем для утилитарных целей.

>Поздний и позднейший дзёмон – середина II-го – I-го тыс. до н.э. Сосуды, значительно Поздний и позднейший дзёмон – середина II-го – I-го тыс. до н.э. Сосуды, значительно уменьшившиеся в размерах, в целом становятся более простыми и утилитарными по форме. В керамике отмечается улучшение техники обжига и более тщательная обработка поверхности (используется лощение, окраска). Мотивы орнамента обретают плавность и уравновешенность форм.

>С началом земледелия и олицетворением сил, сохранявших посевы и домашний очаг, связано появление в С началом земледелия и олицетворением сил, сохранявших посевы и домашний очаг, связано появление в III – I-м тыс. до н.э. на местах поселений небольших по размерам (от 4 до 25 см) керамических фигурок идолов – «догу». Эти фигурки были найдены в Ками Курокама (г. Мисака), в Хигасикита (г. Омия), в г. Нагава (уезд Мито), в Камэгаока (г. Мокудзо), в Токомаи (г. Цуёмаэ), в Накаясики (г. Ои).

>

>Догу, выполненные в своеобразной гротескной манере, украшались узорами «дзёмон» (узор веревки), который осмыслялся на Догу, выполненные в своеобразной гротескной манере, украшались узорами «дзёмон» (узор веревки), который осмыслялся на основе существовавших тогда первобытных верований.

>

>Подобно сосудам, они сплошь покрывались магическим орнаментом – треугольникам и зигзагами, полукружиями и дисками, Подобно сосудам, они сплошь покрывались магическим орнаментом – треугольникам и зигзагами, полукружиями и дисками, связанными с заклинаниями стихий. Догу по пластической трактовке были близки и небольшие антропоморфные керамические маски – «домэн».

>

>В соответствии с первобытными верованиями, эти погребальные фигурки олицетворяли живых людей. Среди догу встречается В соответствии с первобытными верованиями, эти погребальные фигурки олицетворяли живых людей. Среди догу встречается много образцов, окрашенных красной краской. Употребление догу было различным: условные антропоморфные изображения служили оберегами, некоторые символизировали материнство; полые догу использовались как вместилища при захоронении останков детей.

>

>Культура периода конца неолита – начала раннего железного века (V в. до н.э. – Культура периода конца неолита – начала раннего железного века (V в. до н.э. – IV в. н.э.) получила название Яёи (по улице в Токио, где впервые была обнаружена керамика т. н. типа Яёи).

>Керамика типа яёи (вазы, кувшины, кубки, блюда) с появлением металла утратила свое главенствующее значение Керамика типа яёи (вазы, кувшины, кубки, блюда) с появлением металла утратила свое главенствующее значение в культовых обрядах и использовалась преимущественно для повседневных нужд. Изготовленная на гончарном круге и обожженная при высокой температуре, она отличалась прочностью, округлостью и функциональной ясностью форм.