KATEGORIYa_B_TIYa (1).ppt
- Количество слайдов: 48
КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ, ЕЕ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА
• Термин «онтология» , происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем» .
Поиски субстанциального начала бытия решение проблемы «из чего все состоит? » • Фалес (ок. 625 -ок. 547 г. до н. э. ) – вода • Анаксимен – воздух • Анаксимандр - «апейрон» • Гераклит - огонь • Пифагор – число
Атомизм Демокрита • основа всего материальное начало (атомы) • Атом (буквально — «неделимое» ) понимается как мельчайшая, частица, не содержащая в непроницаемая, плотная себе пустоты. • Атомы (бытие) противопоставляются пустоте (небытию)
Атомы • Имеют внутренние, или бытийные, свойства: • • неделимость, плотность, вечность, неизменность. Имеют внешние свойства, которые выступают формой атомов. Число этих форм бесконечно. Атом обладает свойством движения, которое может быть осуществлено только в пустоте. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Душа человека — это также совокупность определенных атомов.
ПАРМЕНИД Учение о соотношении бытия и мышления. • Парменид переводит рассмотрение • • физической сущности вещей в плоскость исследования их идеальной сущности. Бытие всегда есть, всегда существует, оно неделимо и неподвижно, оно завершено. Бытие не физический субстрат. Это — нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результате умственных усилий.
Соотношение категорий бытия и небытия: • Если признать небытие, то оно необходимо • • существует. Если это так, то бытие и небытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие. Если же бытие и небытие не тождественны, то бытие существует, а небытие не существует.
Но как тогда мыслить несуществующее? • откуда возникает бытие? • Куда оно исчезает? • Как объяснить то, что бытие может перейти в небытие? • невозможно мыслить небытие. • бытие не может быть раздроблено ни временем, ни пространством, ни изменением.
Элейский образ универсума • бытие не представимо, а мыслимо. • бытие есть благо. • Бытие есть сферичная полнота. • бытие – не просто сферичная полнота, но еще и свет. • Неподвижность бытия — это следствие логического рассуждения, в котором не должно быть места противоречивым утверждениям.
Понятие бытия, согласно элеатам: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
Гераклит и Парменид • Все находится в состоянии постоянного изменения или движения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил • Ничто не находится в состоянии изменения, поскольку изменение логически невозможно. Бытие и мышление тождественны, мир познаваем.
ПЛАТОН: учение об идеях • Истинное Бытие – это совокупность идей (умопостигаемых сущностей). Идеи –причина нашего мира в целом. • Видимое Бытие - мир единичных предметов (вещей). Вещи являются видимыми копиями невидимых идей.
МИР ИДЕЙ • Идея «Высшего Блага» ; • Идеи человеческих ценностей; • Идеи отношений (власти, государственности); • Идеи свойств вещей; • Идеи самих вещей (коня, меча, дерева); • Идеи продуктов природы(снега, воды, огня).
Ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления (чувственный мир): • бытие — становление, • вечное — временное, • покоящееся — движущееся, • бессмертное — смертное, • постигаемое разумом — воспринимаемое • • чувствами, всегда себе тождественное — всегда иное, неделимое — делимое.
Понятие ЕДИНОГО Идей много, а поэтому возникает вопрос: как обеспечить их связь, единство самого мира идей? • Единое— выше бытия и составляет условие возможности бытия, т. е. идей. • Единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это • получает свое собственное бытие. Высшее благо — по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму. У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин «трансцендентное» ( «то, что по ту сторону» ).
АРИСТОТЕЛЬ. понятие сущности, или субстанции. • Одно из главных сочинений Аристотеля – • • "Метафизика" – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия. Основным Аристотель сделал вопрос: "что такое бытие как бытие? " (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse). вопрос о том, что есть "сущее как сущее", Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).
СУБСТАНЦИЯ • Субстанцией может выступать только единичное бытие; • Независимое от сознания бытие становится • предметом познания, т. е. бытие есть предмет понятия; Для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи» : форма и материя неотделимы друг от друга.
ФОРМА и МАТЕРИЯ • В плане бытия «форма» - сущность предмета; • В плане познания «форма» - понятие о предмете; • Форма – вечна, неизменна, может быть внесена в материю, сотворив тем самым вещь; • Материя включает в себя два определения: 1. отсутствие «формы» (отрицательное определение); 2. возможность этой «формы» как уже действительного бытия (положительное определение)
Учение о четырех причинах • Материя (субстрат) • Форма (сущность) • Причина движения • Цель
Учение о движении 1. 2. 3. 4. Увеличение и уменьшение Качественное изменение или превращение Возникновение и уничтожение Движение как перемещение в пространстве (условие всех остальных видов движения) Ø Ø Ø Круговое (вечное и непрерывное) Прямолинейное (прерывное) Сочетание прямолинейного с круговым
Физика Элементов • ОГОНЬ – тепло и сухость; • ВОЗДУХ – тепло и влажность; • ВОДА – холод и влажность; • ЗЕМЛЯ – холод и сухость; активные(холодное • и теплое) пассивные (сухое и влажное) ЭФИР - заполняет собой мировое пространство, в котором происходит вращение небесных тел.
КОСМОЛОГИЯ геоцентрическая система • Мир имеет форму шара с большим , но • • • конечным радиусом; Земля неподвижно пребывает в центре мира. Земля шарообразна. Космос состоит из сфер (кристальные , прозрачные); Крайняя – сфера неподвижных звезд За последней сферой мира пребывает Бог
ТЕЛЕОЛОГИЯ целесообразность мирового процесса • Телеология Аристотеля предполагает не • • только целесообразный характер мирового процесса но и единство самой ЦЕЛИ. Единый Бог (перводвигатель)– источник и причина движения. Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе.
КРЕАЦИОНИЗМ — «creatio» , что значит «творение» , «созидание» . • Догмат о творении переносит центр тяжести с • • природного на сверхприродное начало. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; В средневековой философии Космос поэтому уже не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.
• подлинным бытием обладает только Бог, ему • • приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего; В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; знание о несотворенном (божественном бытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является ВЕРА — способность души, неведомая античному языческому миру.
Добро – есть бытие • Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то • все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания — это небытие. Зло живет благом и за счет блага.
Сущность и существование У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование, а второй и последующие — сущность вещи.
Отношение Бога к миру вещей становится главной проблемой средневековой схоластики. • Это проблема универсалий (общих понятий): • универсалии – как реально существующие в • • божественном уме идеи (реализм), как идеи, существующие в человеческом уме (концептуализм), или как имена, обозначающие классы конкретных вещей (номинализм).
Натуралистические представления о бытии • Натурфилософы Возрождения, Парацельс (1493— • • • 1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами. Вся природа, должна быть понята исходя из 3 алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало — архей – нужно научиться им управлять.
Н. Кузанский - понятие актуальной бесконечности • Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум» , • • • актуальная бесконечность. Мир — проявление Бога, «ограниченный максимум» , «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума» , в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей.
Пантеизм Джордано Бруно • Отождествляя космос с бесконечным божеством, • • Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, границу между Творцом и творением, Бруно, передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он передает материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах» .
Р. Декарт -дуалистическая трактовка бытия • рассматривал бытие через призму • человеческого сознания, человеческого существования. Он считал, что можно сомневаться во всем: в существовании мира, Бога, и т. д. – несомненно только одно –(cogito ergo sum — мыслю, следовательно существую) • Тем самым Декарт сделал бытием мысль, а творцом мысли объявил человека.
Субъективно-идеалистическая концепция бытия: Джордж Беркли • Все вещи есть комбинации наших ощущений. Существовать – значит быть воспринимаемыми. • Бытие предполагает связь только с нашими • ощущениями и представлениями. Пока предмет воспринимается субъектом – он обладает бытием. Отрицание абстрактных понятий и реального содержания трактовки ощущений дает упразднение материи.
Французский материализм: Бытие есть материя. • разработал субстанциальный подход к миру, • • где утверждался принцип первичности материальной реальности; взгляд на человека как на совокупность “естественно-природных” отношений, идея разумности как естественной силы природы. Источник движения находится в самой материи , но сущность движения и материи непознаваема; Природа как движущаяся материя не имеет случайности.
И. КАНТ: объективная реальность – бытие, которое не зависит от наших чувств и разума • Мир – только образ нашей познавательной способности; • Мир разделен не непознаваемые «вещив-себе» и явления; • Как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.
Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ Становление есть данность бытия 1. Категория бытия связывается с идеей 2. 3. развития; Категория бытия связывается с категорией «ничто» ; Единство (противоречие) этих категорий есть становление. «Бытие-ничто» последовательно разворачивается в системе категорий (качество, количество, мера, сущность, явление)
4. Выделяет две формы объективного – 5. природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Подлинное Бытие совпадает с Абсолютным духом.
Диалектический материализм • Понимает под бытием материю, • • существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно.
Диалектический материализм • Небытие означает не исчезновение бытия, а • • переход из одной формы бытия в другую. Выделяется несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием понимается совокупность материальной и духовной деятельности людей, т. е. “производство самой материальной жизни”.
Фридрих Ницше мир — это постоянное становление и бесцельность основа мира определяется как воля: — как движущая сила становления; — как порыв; — как «воля к власти» ; — как воля к расширению своего Я, к экспансии.
М. Хайдеггер создание новой фундаментальной онтологии • Вопрос о бытии – это главный вопрос • • философии, но решить его можно, только поняв смысл существования человека; Человек сам определяет свою сущность; Вводит термин Dasein (“вот-бытие”, “здесьбытие”, “присутствие”), который обозначает не объективное бытие, а собственное отношение человека к бытию.
Онтология Хайдеггера • бытие-в-мире”, его основные свойства— расположение, понимание и речь -характеристики, • • означающие открытость миру. характеристики бытия-в-мире составляют единство, которое обусловливается временностью. Временность— это феномен “бывшее-настоящее”, Указывающий на процесс бытия, на озабоченность, чтобы человек не затерялся в настоящем, а благодаря онтологическим характеристикам бытия осуществил себя как осмысленный проект подлинной человеческой жизни.
Экзистенциализм • Жан Поль Сартр: экзистенциализм “отдает • каждому человеку во владение и возлагает на него полную ответственность за существование”. фундаментальный признак личности свобода: человек свободен и не терпит никаких ограничений извне. • Философия свободы оправдывает бунтарство, непримиримость ко всему, что не создано самим человеком.
Категория бытия С помощью этой категории интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - выражение единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Основные формы бытия: 1)Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
Основные формы бытия: 2) Бытие человека, в котором можно выделить: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие;
Основные формы бытия: 3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное;
Основные формы бытия: 4) Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества.
KATEGORIYa_B_TIYa (1).ppt