Карл Густав Юнг: аналитическая психология Структура личности В
33164-yung.ppt
- Количество слайдов: 13
Карл Густав Юнг: аналитическая психология
Структура личности В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego). Ego – центр сферы сознания, компонент psyche, включает в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения. Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.
Индивидуальное бессознательное Складывается из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний. Оказывают достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Доступен для осознания.
Коллективное бессознательное «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, архетипов (первичных моделей).
Примеры архетипов Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.
Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.
Важные архетипы Персона – это наше публичное лицо, то как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Тень- подавленная, темная, дурная и животная сторона личности. Содержит сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Источник жизненной силы спонтанности и творческого начала жизни индивидуума.
Эго-направленность Юнг описал две основные направленности, или жизненные установки: Экстраверсия, Интроверсия. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной, иррациональной.
Психологические функции Мышление Ощущение Чувство Интуиция Рациональные функции Мыслящий тип судит о ценности вещей используя логику и аргументы. Чувствующий тип судит в категориях плохой, хороший, приятный, неприятный. Иррациональные функции Ощущающий тип- проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки.
Развитие личности Развитие личности – динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя. Жизненная цель – обретение самости. Конечная стадия развития личности доступна только способным и высоко образованным.
Заключение Юнг обогатил наше представление о содержании структуры личности. Бессознательное – источник мудрости. Первым признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта. Однако теория Юнга – на уровне предположение, невозможно проверить. Концепция коллективного бессознательного трудна для понимания, не поддается эмпирической проверке. Исключение – использовал метод словесных ассоциаций при изучении комплексов. Подтверждение своей теории искал в мифах, легендах, фольклоре, сновидениях и фантазиях пациентов. Редкие исследования посвящены типологии.
Основные расхождения с Фрейдом 1 источник разногласий - индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого самосогласующегося и целостного, аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности. 2 источник разногласий – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. По Фрейду либидо – сексуальная энергия, а по Юнгу – диффузная, творческая жизненная сила.