Каркас зданий. Геометрический каркас как формообразующий фактор
Каркас зданий. Геометрический каркас как формообразующий фактор в орнаментировании к. т. н. Мухамедшакирова Ш. А. Алматы 2010
Содержание • Орнамент и его значение в архитектуре • Орнамент – важный элемент архитектурного стиля • Геометрический каркас как формообразующий фактор в орнаментировании • Список литературы
Орнамент — (лат. ornamentum — украшение) Орнамент декоративный элемент в строительном, изобразительном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. Основное предназначение орнамента: заполнение поверхностей, обрамление, разделение частей, украшение внутренних стен, потолков и фасадов зданий. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Готика
Греция
Барокко
Стиль. Под этим словом в орнаментике следует Стиль. понимать строгое согласование как украшений между собою, так равно и этих последних с общим характером предмета, на который они наносятся, соответственно требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи. Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.
Египетский орнамент Ранними формами орнамента являлись геометрические формы. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированы. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
Египет
Египет
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.
Древнегреческий орнамент Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство. Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.
Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.
Греция
Греция
Древнеримский орнамент Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского и греческого искусства, но важным отличием римской декорировки являлась большая усложненность и обогащенность в формах и материалах.
Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту. Применяя различные орнаментальные мотивы, такие как листья дуба, кедровые шишки, виноград, пальма, плющ, вьюн, колос, мак (любимые и в греческом искусстве), они создавали самые разнообразные комбинации, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали. Пышные гирлянды из цветов и плодов, фигуры людей, головы животных сочетались с военной эмблематикой, воспевающей славу римских походов.
Мозаики – одно из Мозаики выдающихся достижений изобразительного искусства античного Рима. Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим узором и фигуративной композицией – “эмблемой” в центре. Настенные мозаики с мифологическими сюжетами чаще всего изображали Венеру, Орфея или подвиги Геракла, а также воспроизводили сцены повседневной жизни. На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы: многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур, треугольники и т. п.
Рим
Византийский орнамент Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство. В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими. Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов.
Византия
Византия
Византия
Романский орнамент В XI – XIII вв. в Западной Европе происходит заметное накопление культурного потенциала, достаточного для возникновения определенного стиля, получившего название романского. Это название связано с тем, что его главную формообразующую функцию (как и вообще в искусстве Средневековья) играет архитектура, во многом опиравшаяся на сохранившиеся до того времени римские традиции. Центром стилеобразования в этот период являлся католический храм.
Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то, что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал. Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство. Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же время насыщенность и дробность деталей, при которых декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма.
Основные элементы романского орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.
Готический орнамент Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и настенной росписью
Готика
Громадную роль в решении художественного образа готического храма играет его декор. Во всем убранстве храма, как внешнем, так и внутреннем, господствует орнаментально- декоративный принцип. Главная особенность готической художественной системы – острый внутренний конфликт между внешней ее организацией по орнаментальному принципу и рвущейся наружу самостоятельностью «элементов» этой орнаментальной системы, которые все более и более обнаруживают стремление к непосредственному контакту между собой.
Готический орнамент был многообразен и символичен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др.
Готика
Готика
Особое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами» . Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком» , т. е. работой по нанесенным размерам.
Орнамент эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (или Ренессанс) – одна из величайших в развитии мирового искусства – свое название получила в связи с возвращением интереса к культурному наследию Античности. Однако художники этого времени не копировали старые образцы, а вкладывали в них качественно новое содержание. Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. «В этом орнаменте — чего, кстати сказать, совершенно не было в его позднеантичном предтече, несмотря на всю развращенность римских нравов, отчетливо выразившуюся в «большом» искусстве — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса» .
Возрождение
Свойственный ренессансному искусству индивидуализм в контексте орнамента проявляется специфически, путем предельного усиления того «личностного» начала, которое было присуще римскому декору. Вследствие этого орнамент приобретает характер как бы совершенно самодостаточный, становится замкнутым в себе смысловым пространством, имеющим свои логические закономерности взаимоотношений входящих в него элементов. При этом сохраняется присущий по природе «коллективный» характер его создания, традиционность определенного вида декора и его соединения с вещью, интерьером.
Возрождение
Возрождение
В орнаменте Ренессанса часто дает о себе знать и прямое арабо- мусульманское влияние, поскольку культура Ренессанса развивалась в тесном соседстве с арабо-мусульманской. Это влияние особенно характерно для более позднего периода эпохи Возрождения, когда античные традиции в ней начинают ослабевать. Вместе с этим декор теряет свою проантичную ясность, становится более сложным и насыщенным. Часто это насыщение достигается за счет заполнения свободного фона арабесковым мотивом, который сразу же придает орнаменту Возрождение «ковровый» вид.
Арабский орнамент много впитал в себя из персидского, византийского, отчасти греко-римского искусства. В силу того, что изображения человека запрещались религией ислама, главной формой художественного воплощения мусульманской культуры стали архитектура и прикладные искусства, в которых чрезвычайного разнообразия и выразительности достиг орнамент.
Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера с дополнением надписей различных канонизированных почерков. Изображения человека запрещались мусульманской религией. Иногда одна орнаментальная «сетка» как бы накладывалась на другую. Узорчатые орнаментальные «ковровые» композиции всегда носили плоскостным характер. Этот мелкомасштабный орнамент, резной или живописный, применился и для покрытия в виде лент- бордюров панелей или филенок, стен, потолков, сводов, баз и капителей колонн, дверных полотен, оконных решеток
Арабский орнамент
Орнамент барокко У барочного орнамента очень много общего с позднеренессансным, что вполне естественно ввиду органичной преемственности этих стилей. Важную роль по-прежнему играет мотив аканфового завитка, часто переходящего в картуш, как связующий элемент большинства композиций. Уже было отмечено, что этот мотив имеет чрезвычайно активный, «буйный» характер, наливаясь сочными тяжелыми плодами. Среди этих завитков активно действуют персонажи, доставшиеся орнаменту «в наследство» от Ренессанса, но теперь они поражают ошеломляющей реалистичностью.
Барокко
Если в ренессансном декоре мы видим свой, внутренний, обособленный от реальности мир, то барочный орнамент постоянно стремится нарушить эти границы. Элементы барочного орнамента, изображенные на колоннах, карнизах, порталах, бордюрах гобеленов, картинных рамах, украшающие всевозможные вещи, активно вторгаются в сюжетную канву или реальное пространство.
Орнамент рококо Рококо заметно изменил колорит по сравнению со стилем Барокко. Вместо густых, плотных, насыщенных тонов - словно разбеленные розовые, бирюзовые, голубые, светлое серебро и золото. Это происходит внешне под влиянием впечатлений от китайского искусства, но вместе с тем главным тут были манерные, изнеженные вкусы дворянства, претензия на утонченность, неприятие всего "грубого", "неизящного". И во всех этих преобразованиях активнейшую роль играл орнамент Рококо - чрезвычайно знаменательное явление европейской культуры, вся предшествующая история развития которой демонстрирует процесс как бы постепенного выхолащивания ее художественного потенциала. В стиле Рококо появляется тенденция к натурализации: Декор в виде мелких цветных гирляндочек с ленточками, купидончиками, прочими различными предметами. Но этот Декор в целом маловыразителен и вторичен для Рококо (его Время наступит позже).
Рококо
Рококо
Орнамент классицизма В орнаменте классицизма мы видим множество эклектических, прямых цитат из античности - пальметты, меандры, аканфы, виноградные лозы и т. п. Четкие соединительные линии, организующие декорируемое пространство, совершенно очистились от всяких орнаментальных элементов и приобрели характер простых геометрических фигур, из которых классицизм предпочел овалы и прямоугольники, создававшие дополнительное впечатление удлиненности, зрительно облегчавшие композицию. Декор располагается на поверхности свободно, пространно. Мотив картуша совершенно упразднился, зато сохранилась идея медальона - прямоугольного, круглого, линзообразного, который часто разрабатывался в "камейном" духе.
Классицизм
Существует мнение, что «орнамент пластичен, неприхотлив и ложится практически на любую поверхность» . Однако наблюдения за различными орнаментированными формами, бытующими в традиционных культурах, свидетельствуют о жестких геометрических соответствиях между композицией узора и геометрическим каркасом (Г-каркасом) поверхности, на которую он нанесён и в направлении линий которого размещаются основные его элементы и мотивы.
Геометрический каркас определяют как каркас некоторое связное множество линий, расположенных на плоскости (поверхности) или в пространстве. «Связное» понимают в том смысле, что нет ни одной линии каркаса, которая бы не пересекалась с другими его линиями. Точки пересечения линий каркаса называются узлами. При этом различают произвольный (рис. 1 а ) и упорядоченный каркас (рис. 1 б ). Упорядоченный каркас называют также регулярным.
Рис. 1 а. Произвольный (нерегулярный) геометрический каркас
Рис. 1 б. Упорядоченный (регулярный) геометрический каркас
Наиболее распространен кинематический принцип образования Г -каркаса, следовательно, и поверхности, когда некоторая линия – образующая – перемещается в пространстве по определённому закону. Часто этот закон задаёт другая линия – направляющая, – по которой перемещается образующая. Направляющая, в свою очередь, так же может перемещаться, скользя по образующей; в результате получится та же поверхность. Множества образующих и направляющих, представляют собой два основных семейства линий, входящих в Г -каркас поверхности, которые, при необходимости, могут быть дополнены линиями других семейств.
Для решения практических задач декорирования задают дискретный регулярный каркас, в котором зафиксировано конечное число последовательных положений движущихся образующей и направляющей
Функции Г-каркаса двояки: а) образование поверхности; б) орнаментация поверхности (для плоскости эта задача становится основной и единственной). На плоскости регулярный каркас можно получить с помощью несобственных элементов и нормалей. Нормаль (франц. normal, от лат. normalis — прямой) к кривой (к поверхности) в данной её точке — прямая, проходящая через эту точку и перпендикулярная к касательной прямой (касательной плоскости) в этой же точке кривой поверхности
Например, отнеся центр О окружности, соединённый с точками нанесённой на окружности шкалы в несобственную т. О вертикальной нормали, можно получить пучок вертикальных параллельных прямых
Концентрически е окружности с несобственным центром О на вертикальной нормали перейдут в пучок горизонтальных параллельных прямых
Равноразделённые концентрические окружности при отнесении её центра О в бесконечность, перейдут в квадратную или прямоугольную сеть
Относя концентр О в бесконечность в определённых направлениях, можно получать линейный каркас в виде треугольной, шестиугольной, ромбической и других видов сетей. Разновидности сетей могут быть получены так же различными способами соединения узлов прямыми линиями
Структуры сеток определяют виды орнаментальных композиций
Ячейки сеток, если они обладают поворотной симметрией, представляют собой розетты, которые, как правило, порождают собственную каркасную структуру построенную на основе круга или квадрата
Список литературы 1. Барышников А. П. , Лямин И. В. Основы композиции. М. : Трудрезервиздат, 1951 2. Кажгали улы Алибек. Органон орнамента. – Алматы: 2003 (с. 165) 3. Разумовская Р. С. Плетёные изделия северо-западных индейцев. – сб. МАЭ, Культура и быт народов Америки, т. ΧΧIV. Л. : Наука, 1967, с. 118 - 123 4. Стеррок Ш. Кельтские узоры: практический курс по построению орнаментов. М. : Издательство «Ниола-Пресс» , 2007 – 140 с. : илл. 5. Четверухин Н. Ф. и др. Курс начертательной геометрии. М. : ГИТТЛ, 1956 6. www. arttower. ru
8-9.Каркас зданий орнаментирование(2).pptx
- Количество слайдов: 67