Каргопольская глиняная игрушка Выполнила: Афиногенова

Скачать презентацию Каргопольская глиняная игрушка    Выполнила: Афиногенова Скачать презентацию Каргопольская глиняная игрушка Выполнила: Афиногенова

Каргопольская глиняная игрушка.ppt

  • Количество слайдов: 13

>Каргопольская глиняная игрушка    Выполнила: Афиногенова Анна    Гр. 05. Каргопольская глиняная игрушка Выполнила: Афиногенова Анна Гр. 05. 20 -1007 2 курс

> Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла.

>  Каргопóльская игру шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Каргопóльская игру шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Деревня Гринёво – родина каргопольских игрушечников.

>      Особенности производства Из остатков глины мастера лепили игрушки, Особенности производства Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными» . После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930 -х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

> В пластике и орнаменте ранних каргопольских игрушек сохранились черты, присущие женским изображениям древних В пластике и орнаменте ранних каргопольских игрушек сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» , грубоватая по лепке с плоским лицом и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древние каменные статуи. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. Но в то же время изображенное на переднике «бабы» огненно- красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

> Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами- Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами- тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам. У. И. Бабкина, композиция «Дерево с тетеревами» , деревня Гринево, 1972.

>У каждой игрушки своя приговорка. Медведка — добрый хозяюшка леса. Коровушка — кормилица крестьян. У каждой игрушки своя приговорка. Медведка — добрый хозяюшка леса. Коровушка — кормилица крестьян. Буренка — крутые рога. У. И. Бабкина. Игрушка «Медведь и корова» , 1969.

>Конь — олицетворение солнца. Конечки-бегунки, верные помощники земледельца. Конь — олицетворение солнца. Конечки-бегунки, верные помощники земледельца.

>Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока  персонаж, распространенный Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи — птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички- свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями.

> Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек- полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Первый, кто стал лепить сказочного Полкана является мастерица У. И. Бабкина, которая никогда не прекращала заниматься созданием Каргопольской игрушки.

>Ульяна Ивановна Бабкина – самая известная мастерица каргопольской глиняной игрушки. Ульяна Ивановна Бабкина – самая известная мастерица каргопольской глиняной игрушки.

> У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль» , «Гармонист» , «Дерево с тетеревами» , У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль» , «Гармонист» , «Дерево с тетеревами» , деревня Гринево, 1972.

>Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. . Каргопольский промысел всегда был семейным, секреты мастерства передавались из поколения в поколение.