Скачать презентацию ЙОГА ГЛАВА 1 Йога искусство учиться Скачать презентацию ЙОГА ГЛАВА 1 Йога искусство учиться

Joga_Kobeleva_Darya_1562.pptx

  • Количество слайдов: 22

ЙОГА ЙОГА

ГЛАВА 1 Йога – искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни. ГЛАВА 1 Йога – искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни.

Патанджали Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э. , Патанджали Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв. до н. э. , сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н. э. ) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов. Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II–I вв. до н. э. Разумеется, Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных “Йогасутра”. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в “Йогасутре” согласуется с авторитетом Вед, т. к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Что же такое, в сущности, йога? Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает Что же такое, в сущности, йога? Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”, но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и средство достижения этой цели. Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994) считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус. Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически.

В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги: В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней, составляющий “восьмеричный путь” йоги: v. Яма – межличностные взаимоотношения. v. Нияма – внутриличностная самодисциплина. v. Асана – позы. v. Пранаяма – система дыхательных упражнений. v. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия. v. Дхарана – концентрация мысли. v. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения). v. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта). Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-йогу (физическую йогу).

ГЛАВА 2 САМАДХИ Самадхи - это завершение исканий садхаки. На вершине медитации садхака переходит ГЛАВА 2 САМАДХИ Самадхи - это завершение исканий садхаки. На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании. Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение йоги»

Мудрец Сватмарама дает следующее определение Самадхи: «Как крупинка соли, растворяясь в воде, становится единой Мудрец Сватмарама дает следующее определение Самадхи: «Как крупинка соли, растворяясь в воде, становится единой с ней, так же состояние единства Атмана и ума называется Самадхи» . Удивительное и сокровенное переживание Самадхи как единства и целостности находится за гранью образов, которые может нарисовать себе обыденное человеческое сознание. Согласно йогическим текстам, это венец и конечная цель Раджа-йоги (Восьмиступенчатой Аштанга йоги), это слияние с Богом, дарующее вселенский покой и блаженную радость. Данный термин переводится с санскрита как «целостность, завершение» . Иными словами, это цель, к которой следует ученик во время медитации и которая является ее завершением. Это высшая цель Йоги - соединение с Божественным.

Буквы А, У и М, составляющие эту мантру, обозначают три ступени йоги — асану, Буквы А, У и М, составляющие эту мантру, обозначают три ступени йоги — асану, пранаяму и пратьяхару. А весь ее символ воплощает Самадхи — высшую цель, к которой ведут эти три ступени.

Самадхи исключает саму идею собственной индивидуальности человека, границы между объектом для медитации и самим Самадхи исключает саму идею собственной индивидуальности человека, границы между объектом для медитации и самим медитирующим стираются, ибо разум перестает осознавать себя, а тело становится нечувствительным к любым внешним раздражителям, событиям и в общем смысле – ко всему миру. Противоречия между внутренним и внешним рассеиваются как дым. Самадхи невозможно достоверно и исчерпывающе описать словами, как нельзя в полной мере выразить посредством языка абсолютное блаженство.

Великий индийский йог Парамаханса Йогананда, посвятивший всю свою жизнь служению человечеству, так описывает это Великий индийский йог Парамаханса Йогананда, посвятивший всю свою жизнь служению человечеству, так описывает это состояние: «…Океан радости нахлынул на бесконечные берега моей души. Божий Дух, осознал я, есть неисчерпаемое наслаждение; тело Его — нескончаемая ткань из света. Внутри меня разрасталось неземное блаженство, постепенно охватывая все города, континенты, Землю, Солнце и другие солнечные системы, газообразные туманности и движущиеся галактики. Весь космос, мягко светясь, как ночные огни далекого большого города, сиял внутри моего бесконечного существа…» .

Прочувствовать всю глубину переживания и приблизиться к осознанию Самадхи возможно только посредством индивидуального опыта. Прочувствовать всю глубину переживания и приблизиться к осознанию Самадхи возможно только посредством индивидуального опыта. Однако подвизающиеся к духовным практикам нередко впадают в искушение, вообразив, что состояния расширенного сознания можно достичь самостоятельно, без наставлений опытного, в совершенстве владеющего духовными знаниями и добродетелями наставника. Это приводит к печальным последствиям. В душе ученика, принимающего яркие сны или приятные внутренние ощущения за Самадхи, возрастает духовная гордыня. Она не имеет ничего общего с транцендентальной мудростью, как высшее ментальное достижение йоги не имеет ничего общего с бодрствованием, дремотным состоянием, глубоким сном и самогипнозом. А гордость и волнения ума – есть главные препятствия к обретению единства с Божественной сущностью.

ГЛАВА 3 ФОРМЫ САМАДХИ ГЛАВА 3 ФОРМЫ САМАДХИ

Раджа-йога говорит о существовании различных форм Самадхи: ØСавикальпа Самадхи (с размышлением); ØНирвикальпа Самадхи(без размышления); Раджа-йога говорит о существовании различных форм Самадхи: ØСавикальпа Самадхи (с размышлением); ØНирвикальпа Самадхи(без размышления); ØСахаджа Самадхи.

Савикальпа Самадхи является низшею ступенью. В этом состоянии в ум еще проникают мысли, но Савикальпа Самадхи является низшею ступенью. В этом состоянии в ум еще проникают мысли, но они уже не имеют власти над человеком. Шри Чинмой в своей книге «Медитация» о Савикальпа самадхи пишет, что во время медитации ученик остается безмятежным, на какой-то короткий промежуток времени он теряет все человеческое сознание и отправляется в совершенно другой мир, в котором почти все уже делано. В нашем материальном мире в людях существует неисчислимое количество желаний, там же – их совсем мало. А вы – это инструмент. Если вы не используетесь, значит, все сделано. Но в любом случае из Савикальпа Самадхи ученик должен вернуться к обычному сознанию.

Нирвикальпа Самадхи Когда ученик погружается в Нирвикальпа Самадхи, абсолютно все мысли и идеи исчезают. Нирвикальпа Самадхи Когда ученик погружается в Нирвикальпа Самадхи, абсолютно все мысли и идеи исчезают. Достичь такой формы слияния с Божественным дано лишь немногим духовным искателям, наиболее реализованным духовным учителям. Первое, что они чувствуют, это то, что их сердце стало бескрайним, больше, чем целая Вселенная. Возвращаясь в физический мир через несколько часов и даже дней, некоторое время человек не осознает себя и окружающую действительность, неспособен выполнять свои ежедневные обязанности, не помнит себя. Но постепенно его знания возвращаются, и он продолжает земную жизнь.

Сахаджа Самадхи – это вершина Самадхи. На этом уровне йогин удерживает опыт прошлой ступени, Сахаджа Самадхи – это вершина Самадхи. На этом уровне йогин удерживает опыт прошлой ступени, но, возвращаясь в реальность, сохраняет его у себя в душе. Иными словами, человек продолжает жить в грубом физическом мире, озаренный Божественным сознанием. Благодать жить постоянно в состоянии Сахаджа Самадхи дается лишь избранным, ибо она – есть бесконечная милость Всевышнего.

Глубинный смысл йоги заключается в осознанности любых процессов и действий. Поэтому великие учителя могут Глубинный смысл йоги заключается в осознанности любых процессов и действий. Поэтому великие учителя могут по своей воле войти в состояние Махасамадхи – великое и заключительное Самадхи, останавливающее сердце. Это окончательный, радостный и безмятежный уход из жизни. Известно, что Парамаханса Йогананда покинул физический мир, войдя в Махасамадхи 7 марта 1952 года.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: Дарья Кобелева СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: Дарья Кобелева