Скачать презентацию Иван Сергеевич Шмелёв Духовный путь Православие в миросознании Скачать презентацию Иван Сергеевич Шмелёв Духовный путь Православие в миросознании

Shmelev для дет.лит..pptx

  • Количество слайдов: 45

Иван Сергеевич Шмелёв Духовный путь. Православие в миросознании и творчестве. Иван Сергеевич Шмелёв Духовный путь. Православие в миросознании и творчестве.

Иван Сергеевич ШМЕЛЁВ (1873 – 1950) «Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза. . Иван Сергеевич ШМЕЛЁВ (1873 – 1950) «Среднего роста, тонкий, худощавый, большие серые глаза. . . Эти глаза владеют всем лицом. . . склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьёзные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками впадинами от созерцания и сострадания. . . лицо русское, лицо прошлых веков, пожалуй лицо старовера, страдальца» Портрет И. С. Шмелёва работы Е. Е. Климова Кутырина Ю. А.

 «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский. Ни на минуту «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её несчастьями» . К. Бальмонт

 «Детство Шмелёва проходит в атмосфере воцерковленного замоскворецкого быта, под благим водительством верующих родителей «Детство Шмелёва проходит в атмосфере воцерковленного замоскворецкого быта, под благим водительством верующих родителей и плотника Горкина, приобщившего маленького Ивана к православию» А. М. Любомудров Масленица. 1919 - Кустодиев Б. М.

В октябре 1895 года вместе с молодой женой Ольгой Александровной Шмелев отправился в свадебное В октябре 1895 года вместе с молодой женой Ольгой Александровной Шмелев отправился в свадебное путешествие Валаам. После поездки Шмелев напишет книгу очерков «На ска Валаама» .

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице. Сергиевой Лавре. Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице. Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его ещё и так: «…превознесешься своим талантом» .

После окончания Московского университета в 1898 году Шмелев прошел военную службу, позже служил несколько После окончания Московского университета в 1898 году Шмелев прошел военную службу, позже служил несколько лет чиновником. Получив в 1907 году отставку, Шмелев стал жить в Москве. Он печатался в журналах «Русское богатство» , «Русская мысль» , в сборниках издательства «Знание» , организованного М. Горьким. В 1911 г. он написал одно из ярких своих произведений — «Человек из ресторана» , которое имело значительный успех. Критики сравнивали этот успех с дебютом Федора Михайловича Достоевского. Кадр из фильма «Человек из ресторана» (1927), режиссер Я. Протазанов. В гл. роли М. Чехов.

Семья И. С. Шмелёва Иван Сергеевич Шмелёв с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем. Семья И. С. Шмелёва Иван Сергеевич Шмелёв с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем. 1900 -е гг.

В 1918 Шмелёв приехал в Крым в гости к С. Н. Сергееву-Ценскому. В 1918 Шмелёв приехал в Крым в гости к С. Н. Сергееву-Ценскому.

Затем в Алуште писатель купил на горе небольшую дачку, с видом на море; как Затем в Алуште писатель купил на горе небольшую дачку, с видом на море; как он говорил, «глинобитный домик в 2 комнаты» .

В этом черноморском раю прошли годы, ставшие одними из самых трагичных в жизни Шмелёвых. В этом черноморском раю прошли годы, ставшие одними из самых трагичных в жизни Шмелёвых. Здесь было так плохо, что «и море не море, и солнце - не солнце» .

Сергей Иванович Шмелёв сын писателя В январе 1921 года, после трёхмесячного пребывания в арестантских Сергей Иванович Шмелёв сын писателя В январе 1921 года, после трёхмесячного пребывания в арестантских подвалах, сын писателя Сергей Шмелёв вместе с сорока тысячами других участников «Белого движения» был расстрелян. Несмотря на объявленную им амнистию, без суда и следствия…

В конце 1922 года Шмелев с женой Ольгой Александровной уехал в Берлин, откуда через В конце 1922 года Шмелев с женой Ольгой Александровной уехал в Берлин, откуда через два месяца переехал в Париж.

Октябрьский переворот, ужасы крымской резни 1920 – 1921 гг. , расстрел сына привели Шмелёва Октябрьский переворот, ужасы крымской резни 1920 – 1921 гг. , расстрел сына привели Шмелёва к тяжелейшей душевной депрессии. Б. К. Зайцев, встретивший Шмелёва в Берлине в 1922 году, вспоминал, что тот находится в состоянии «внутренней убитости» . В произведениях начала 1920 -х годов отразилось отчаяние, недоумение, боль за погибающую Россию.

Вершинные достижения эмигрантской прозы И. С. Шмелёва «Солнце мертвых» 1923 «Богомолье» 1931 «Лето Господне» Вершинные достижения эмигрантской прозы И. С. Шмелёва «Солнце мертвых» 1923 «Богомолье» 1931 «Лето Господне» 1927 1944 «Пути Небесные» 1948

Лето 1923 Шмелев провел у И. Бунина в Грассе, где дописывал эпопею «Солнце мертвых» Лето 1923 Шмелев провел у И. Бунина в Грассе, где дописывал эпопею «Солнце мертвых» , самую, по словам А. Амфитеатрова, «страшную книгу, написанную на русском языке» , — о большевистском терроре и голоде в Крыму. О. А. Шмелёва, В. Н. и И. А. Бунины, И. С. Шмелёв. Грасс, 1923 г.

И. С. и О. А. Шмелевы. 1926 г. И. С. и О. А. Шмелевы. 1926 г.

Работа над «Летом Господним» (часть 1 – 1927 – 1931 гг. , части 2 Работа над «Летом Господним» (часть 1 – 1927 – 1931 гг. , части 2 и 3 – 1934 – 1944 гг. ) удержала И. Шмелёва в жизни, спасла от пропасти. Чтобы как-то утишить боль от созерцания поруганной, разоренной России, избавиться от мучительных картин пережитого кровавого кошмара, И. Шмелёв обращается к годам далекого детства. Он всматривается в себя самого, когда-то по-детски доверчиво принявшего истину, и запечатлевает мировосприятие верующего ребёнка.

И. С. Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения» , запечатлевшее «источники нашей И. С. Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения» , запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы» (И. А. Ильин). Повествование ведётся от лица ребёнка – маленького мальчика Вани. Его глазами Шмелёв наблюдает и постигает мир. Эпиграфом к произведению являются знаменитые строки А. С. Пушкина: Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Данный эпиграф – ключ к пониманию главной идеи всего произведения. Писатель показывает становление человеческой (русской, православной) души в соприкосновении со святынями, с духовными традициями, идущими из старины.

В образной системе романа можно выделить три ряда персонажей В центре круга – ребёнок, В образной системе романа можно выделить три ряда персонажей В центре круга – ребёнок, вокруг него, как в калейдоскопе, другие действующие лица, отдающие этому ребёнку частицу своей души Наиболее близкие ребёнку люди: отец (добрый, щедрый умеющий по-настоящему любить); старик Горкин и приказчик Васильич. Герои из народа: богомольная Домна Панферовна, птичник Солодовкин, предсказательница Пелагея Ивановна, старый кучер Антипушка, юродивый Клавнюшка, горничная Маша и многие другие, являющие собой разноликую Русь.

В «Лете Господнем» герой проживает три жизненных цикла, которые составляют один большой цикл, включающий В «Лете Господнем» герой проживает три жизненных цикла, которые составляют один большой цикл, включающий в себя праздники (1 -я часть романа), радости (2 -я часть романа) и скорби (3 -я часть романа) Православный годовой цикл и в то же время триединство, составляющее переживание «Праздники» человеческой души «Радости» «Скорби» Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу, являя собой не только праздники, но и скорби. В 3 -ей части романа Ваня переживает страшную трагедию – смерть отца. Время скорби противопоставляется счастливому, праздничному.

Определения жанра романа «Лето Господне» Роман - миф • Художественный мир романа реален и Определения жанра романа «Лето Господне» Роман - миф • Художественный мир романа реален и одновременно сказочно идеален (мифологичен). • Роман отражает народные представления о счастливом мире, «золотом веке» . Роман воспоминание • Роман воссоздаёт нетленный лик России с её праздниками и обрядами, деталями быта. • Без памяти – нет народа, нет личности. Память – просветляющая сила романа. Феноменологический роман • Показано становление детской души под влиянием повседневного общения с окружающим миром. • Восприятия, переживания, мысли героя – детские, но в то же время они очень серьёзны и онтологичны ( «восприятие восприятия» ).

Художественный метод И. С. Шмелёва – «духовный реализм» И. Шмелёв впервые в русской литературе Художественный метод И. С. Шмелёва – «духовный реализм» И. Шмелёв впервые в русской литературе широко и полно запечатлел воцерковленное бытие • Церковь и православная вера – главная ценность художественного мира. • Жизнь персонажей неразрывно связана с Церковью и церковным богослужением. Для духовного реализма И. Шмелёва характерно прямое отображение участия Промысла в судьбах людей • Персональная воля Божия становится «действующим лицом» художественного произведения. • И. Шмелёв впервые ввёл в литературу чудо как духовную реальность. В человеке И. Шмелёв показывает взаимодействие его телесной, душевной и духовной составляющих • Писателем воссоздаются картины духовной брани (борьба света и тьмы, картины духовных искушений и их преодоления). • Высокий накал сострадания к человеку сближает Шмелёва с Достоевским.

Обращением к теме детства И. С. Шмелёв поддерживает устоявшуюся традицию в русской литературе. «Детские Обращением к теме детства И. С. Шмелёв поддерживает устоявшуюся традицию в русской литературе. «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина «Детство» Л. Н. Толстого «Детство Никиты» А. Н. Толстого «Детство» М. Горького «Детство Темы» Н. Г. Гарина. Михайловского

Париж – суетный, деловой, многолюдный – Шмелёва не радовал. Он старался наезжать в столицу Париж – суетный, деловой, многолюдный – Шмелёва не радовал. Он старался наезжать в столицу как можно реже. Шмелёв физически страдал от парижского воздуха, но более всего тяготила чуждая ему западноевропейская жизнь

На фото справа: И. С. Шмелев на берегу Атлантического океана вблизи Оссегора. 1925 г. На фото справа: И. С. Шмелев на берегу Атлантического океана вблизи Оссегора. 1925 г.

Справа налево: И. С. Шмелев с Ивом Жантийомом на коленях, Ю. А. Кутырина, А. Справа налево: И. С. Шмелев с Ивом Жантийомом на коленях, Ю. А. Кутырина, А. И. Деникин, Н. К. Кульман. Капбретон. 1928

 «Устал от беспочвенности, бесцельности пребывания в европах. Страшнейшая казнь писателю быть принудительно вне «Устал от беспочвенности, бесцельности пребывания в европах. Страшнейшая казнь писателю быть принудительно вне родного» . И. С. Шмелёв, 28. 07. 1933 г.

Писатель умер от сердечного приступа во время посещения обители Покрова Божьей Матери Бюсси-ан-Отт (140 Писатель умер от сердечного приступа во время посещения обители Покрова Божьей Матери Бюсси-ан-Отт (140 км от Парижа), чтобы взять благословение на продолжение работы над книгой «Пути небесные» .

В апреле 2000 года внучатый племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив В апреле 2000 года внучатый племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Сергеевича Шмелева.

Перезахоронение праха писателя В 2000 году отмечалось 50 летие со дня кончины Ивана Сергеевича Перезахоронение праха писателя В 2000 году отмечалось 50 летие со дня кончины Ивана Сергеевича Шмелёва. Стараниями Российского фонда культуры прах великого писателя и его жены был перенесён в Москву и нашёл вечное упокоение в стенах Донского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископ Евкарпийский Сергий и митрополит Питирим на церемонии перенесения праха И. С. Шмелёва на Донское кладбище

Донской монастырь Стена и башня Донского монастыря На территории монастыря Донской монастырь Стена и башня Донского монастыря На территории монастыря

Могила И. С. Шмелёва до переделки После… Могила И. С. Шмелёва до переделки После…

Памятник-бюст И. С. Шмелёву в Москве в Большом Толмачёвском переулке Памятник-бюст русского писателя Ивана Памятник-бюст И. С. Шмелёву в Москве в Большом Толмачёвском переулке Памятник-бюст русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва торжественно был открыт 29 мая в старом столичном районе Замоскворечье, где прошло его детство. Этот место не раз с любовью описано в произведениях Шмелёва. Скульптурный портрет писателя сделан при его жизни более полувека назад в Париже известным в русской эмиграции скульптором Лидией Лузановской

Единственный в СНГ литературный музей И. С. Шмёлева Украина. Крым. Алушта. Единственный в СНГ литературный музей И. С. Шмёлева Украина. Крым. Алушта.

Экспозиция музея отражает основные этапы жизни И. С. Шмелёва, главное внимание уделено алуштинскому периоду Экспозиция музея отражает основные этапы жизни И. С. Шмелёва, главное внимание уделено алуштинскому периоду 1917 -1922 гг. , годам жизни и творчества в эмиграции.

 «Я знаю: чистая наша Россия будет. Увенчанная страдалица. . . Будем же верить, «Я знаю: чистая наша Россия будет. Увенчанная страдалица. . . Будем же верить, что отыщется затерянный путь к правде, что истинная Россия себя найдёт. . . » И. С. Шмелёв.