ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015 Критерии оценивания сочинения

Скачать презентацию ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015  Критерии оценивания сочинения Скачать презентацию ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015 Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания.ppt

  • Количество слайдов: 28

>ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015  Критерии оценивания сочинения Алгоритм работы над сочинением Выбор литературных ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ – 2015 Критерии оценивания сочинения Алгоритм работы над сочинением Выбор литературных произведений Правила оформления эпиграфа, цитирования литературного текста

>  Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3 -№ 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения

>  Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п. ). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

>  Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»  Данный критерий нацеливает на Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п. ) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

>  Критерий № 3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать Критерий № 3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

>Критерий № 4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Критерий № 4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет» ).

>  Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

>   Алгоритм работы над сочинением 1.  Определите проблему или вопрос, которые Алгоритм работы над сочинением 1. Определите проблему или вопрос, которые содержаться в теме сочинения. 2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос. 3. Подберите произведения, на материале которых сможете доказать свою точку зрения. 4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения. 5. Напишите черновой вариант сочинения. 6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста. 7. Напишите чистовой вариант сочинения. 8. Прочитайте написанное, аккуратно исправьте замеченные ошибки.

>   Тематические направления итогового   сочинения (2015 -2016 гг. ) 1) Тематические направления итогового сочинения (2015 -2016 гг. ) 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

> Тематические блоки итогового сочинения   Декабрь 2015 г. 4) Путь - направление Тематические блоки итогового сочинения Декабрь 2015 г. 4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь» , нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

>  Выбор литературных произведений    ВРЕМЯ Д. И. Фонвизин «Недоросль» . Выбор литературных произведений ВРЕМЯ Д. И. Фонвизин «Недоросль» . А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» . М. Ю. Лермонтов «Дума» , «Бородино» , «Герой нашего времени» . И. А. Гончаров «Обломов» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . А. П. Чехов трилогия о «футлярной» жизни. М. А. Шолохов «Судьба человека» .

>  Выбор литературных произведений    ДОМ Д. И. Фонвизин «Недоросль» . Выбор литературных произведений ДОМ Д. И. Фонвизин «Недоросль» . А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , «Станционный смотритель» . Н. В. Гоголь «Мертвые души» . И. С. Тургенев «Отцы и дети» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . М. А. Шолохов «Судьба человека» .

>  Выбор литературных произведений ЛЮБОВЬ (к мужчине или женщине) А. С. Пушкин «Капитанская Выбор литературных произведений ЛЮБОВЬ (к мужчине или женщине) А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , «Станционный смотритель» . М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» . И. С. Тургенев «Отцы и дети» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . И. А. Бунин «Темные аллеи» . А. И. Куприн «Гранатовый браслет» , «Олеся» .

>  Выбор литературных произведений  ЛЮБОВЬ (к родителям, детям) А. С. Пушкин «Капитанская Выбор литературных произведений ЛЮБОВЬ (к родителям, детям) А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , «Станционный смотритель» . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» . Г. Короленко «В дурном обществе» . И. С. Тургенев «Отцы и дети» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . К. Г. Паустовский «Телеграмма» .

>  Выбор литературных произведений  ЛЮБОВЬ (к профессии) Н. С. Лесков «Левша» . Выбор литературных произведений ЛЮБОВЬ (к профессии) Н. С. Лесков «Левша» . В. Г. Распутин «Уроки французского» . А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» . Б. Л. Васильев «Завтра была война» .

>  Выбор литературных произведений   ЛЮБОВЬ (к родине) Н. В. Гоголь «Тарас Выбор литературных произведений ЛЮБОВЬ (к родине) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» . Н. С. Лесков «Левша» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие» , «Не стреляйте в белых лебедей» . В. В. Быков «Сотников» и др. произведения о Великой Отечественной войне.

>   Выбор литературных произведений     ПУТЬ А. С. Грибоедов Выбор литературных произведений ПУТЬ А. С. Грибоедов «Горе от ума» . А. С. Пушкин «Капитанская дочка» . Н. В. Гоголь «Мертвые души» . Н. С. Лесков «Очарованный странник» . Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» . Л. Н. Толстой «Война и мир» . А. П. Чехов «Ионыч» , «Крыжовник» , «О любви» . И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» . В. В. Быков «Сотников» . М. А. Шолохов «Судьба человека» .

>  Выбор литературных произведений   ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Направление Выбор литературных произведений ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга» , «Роль книги в моей жизни» , «Кто для Вас идеальный герой литературы? » , «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? » , «Можно ли обойтись без книг? » , «Можно ли испытать радость, читая книгу? » , «Какие вопросы задает человеку литература? » и т. д. Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А. А. Фетом ( А. А. Блоком, С. А. Есениным, А. И. Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? » , «А. А. Фет (А. А. Блок, С. А. Есенин, А. И. Куприн) в Вашем читательском опыте» , «Мой А. А. Фет (А. А. Блок, С. А. Есенин, А. И. Куприн)» и т. д.

>   Материалы для сочинения по теме «ДОМ» 1.  Вступление. Родительский дом, Материалы для сочинения по теме «ДОМ» 1. Вступление. Родительский дом, семья – начало начал, истоки формирования личности, духовных идеалов человека. 2. Основная часть сочинения – литературная аргументация. ü Семья Гриневых – семья Простаковых (А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , Д. И. Фонвизин «Недоросль» ) ü Семья Гриневых – семья Мироновых (А. С. Пушкин «Капитанская дочка» ) ü Семья Гриневых – семья Болконских (А. С. Пушкин «Капитанская дочка» , Л. Н. Толстой «Война и мир» ). ü Семья Курагиных – семья Болконских (Л. Н. Толстой «Война и мир» ) ü Семья Курагиных – семья Ростовых (Л. Н. Толстой «Война и мир» ) ü Семья Кабановых (А. Н. Островский «Гроза» ) – семья Петра Гринева (А. П. Пушкин «Капитанская дочка» ü Семья Базарова – семья Кирсановых (И. С. Тургенев «Отцы и дети» ) ü Воспитание Обломова – воспитание Штольца в семье. (И. А. Гончаров «Обломов» ) 3. Заключение. Возврат к тезису о роли дома, семьи в формировании личности. Актуальность проблемы.

>     Как оформить эпиграф?   Эпиграф – это короткий Как оформить эпиграф? Эпиграф – это короткий текст, являющийся изречением или цитатой, которая указывает его смысл или отношение к нему автора. Источником эпиграфа могут стать литературные, научные, религиозные произведения, письма, мемуары, произведения народного творчества. • Оформляется эпиграф в правой верхней стороне листа без кавычек. • Фамилия автора, его инициалы после текста эпиграфа не включаются в скобки, после них не нужно ставить точку. Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой… В. Г. Белинский

>    Правила цитирования  Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно Правила цитирования Цитаты в сочинении представляют собой буквально, дословно переданные выдержки из художественных произведений, критических статей, высказываний писателей или каких-либо других источников. Они приводятся авторами сочинений для того, чтобы подкрепить и подтвердить свои мысли. При использовании цитат нужно соблюдать следующие требования: 1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения. 2. Не перегружать сочинения, использоваться целесообразно и целенаправленно. Введение в текст цитаты должно сопровождаться необходимыми обобщениями, выводами, рассуждениями.

>   Правила цитирования  Любая цитата включается в текст сочинения и Правила цитирования Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам. Для графического выделения в тексте любой цитаты служат кавычки. При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате. Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.

>    Правила цитирования 1) Если цитата применяется как прямая речь, Правила цитирования 1) Если цитата применяется как прямая речь, то знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью. Если цитируется часть какого -либо высказывания не с начала, а с середины предложения, цитата начинается со строчной буквы, а на месте пропущенных слов ставится многоточие. Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он…сам был первым нашим университетом» .

>    Правила цитирования 2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи Правила цитирования 2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что» . Цитата заключена в текст как придаточная часть сложноподчинённого предложения. Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

>    Правила цитирования 3)Для указания на источник цитируемого произведения в простом Правила цитирования 3)Для указания на источник цитируемого произведения в простом предложении обычно используются вводные слова, словосочетания или предложения: по мнению, по словам, как отмечает такой-то (писатель, критик) и т. п.

>    Правила цитирования 4) Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве Правила цитирования 4) Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве членов предложения, выделяются кавычками. Двоеточие перед ним не ставится, если нет слов фраза, предложение, надпись и т. п. А. Ахматова назвала Н. Гумилёва «самым непрочитанным поэтом» . Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» .

>     Правила цитирования 5)  Цитирование стихотворений не требует вспомогательных Правила цитирования 5) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.

>    Правила цитирования 6) При нарушении строфики стихотворного текста для выделения Правила цитирования 6) При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линейку в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака – тоже. Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия! // Мне избы серые твои, // Твои мне песни вековые, - // Как слёзы первые любви!»