Скачать презентацию «История школы и педагогической мысли » Зарождение Скачать презентацию «История школы и педагогической мысли » Зарождение

Зарождение воспитания и школы-1-3.ppt

  • Количество слайдов: 49

 «История школы и педагогической мысли » Зарождение воспитания и школы Лекция к. п. «История школы и педагогической мысли » Зарождение воспитания и школы Лекция к. п. н. , доцента Правдиной О. В. 2012 год

План лекции № 1 • 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА План лекции № 1 • 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай (Конфуций), • 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ • 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ • 4. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Воспитание и образование в период раннего Средневековья Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками.

Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали.

В начале VII в. открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования В начале VII в. открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования в которых формируются благодаря идеям христианского философа поздней Античности Августина Аврелия Блаженного

Во время правления Карла Великого (768– 814) была Великого предпринята попытка создания образовательных учреждений Во время правления Карла Великого (768– 814) была Великого предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету.

Средневековое образование нач. VI в. – первые монастырские школы в Ирландии и Британии , Средневековое образование нач. VI в. – первые монастырские школы в Ирландии и Британии , кафедральные школы при городских соборах Схоластика (школьный, ученый) Латинская грамматика Риторика Диалектика повышенный чтение письмо счет пение Средний уровень элементарный Три уровня образования (V –X вв. ) «семь свободных искусств» : латинская грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки

Средневековые учебные заведения Городские университеты Духовные Богословский Высшая школа Медицинский Юридический Средняя школа Епископские Средневековые учебные заведения Городские университеты Духовные Богословский Высшая школа Медицинский Юридический Средняя школа Епископские (соборные) школы Монастырс кие школы ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ Гильдейс кие Церко вноприхо дские школы Городские школы Цеховые Начальная школа Артистические

Основными типами церковных школ явились: Монастырские: • внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению Основными типами церковных школ явились: Монастырские: • внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи; • внешние школы для мальчиков-мирян. Соборные или кафедральные - при епископских резиденциях: • для подготовки будущих священнослужителей: • для мирян. Приходские, которые содержались священниками.

 Начало христианских школ было положено монастырями, где обучение и воспитание сводились к подведению Начало христианских школ было положено монастырями, где обучение и воспитание сводились к подведению к вере, подготовке к праведным поискам «христианского рождения» перед крещением в празднику Пасхи.

 Монастырские школы развивались в тесной связи с епископальными школами, которые готовили преемников для Монастырские школы развивались в тесной связи с епископальными школами, которые готовили преемников для епархиального клира. Ученики собирались в кружки около епископа, получая глубокие религиозные знания. Школа разделялась на schola claustri, или interior, — для монастырской молодежи и schola canonica, или exterior — для светского юношества

 • Приходские и внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 • Приходские и внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение, письмо, счет, церковное пение. • Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего изучался латинский язык. Санкт - галленский аббат Соломон требовал, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие - метрическими стихами, которые сочинялись по книгам. Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию.

Приходская школа это элементарная (малая) школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания Приходская школа это элементарная (малая) школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания 3— 10 ученикам в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке и где иногда велось обучение счету и письму. Единственными и основными учителями были: дьякон или дьячок, схоласт или дидаскал, магнискола, которые должны были обучать всем наукам. Если число учеников увеличивалось, то специально за дисциплиной наблюдал циркатор.

Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками: 1) имея религиозно-нравственную конечную цель, были не только Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками: 1) имея религиозно-нравственную конечную цель, были не только образовательным типом учреждения, но и воспитательным; 2) христианское обучение соединилось с обучением письму, чтению, песнопению; 3) вследствие своей связи с монастырями школы не были сословными, частными, национальными и носили публичный (массовый) характер.

 Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы, в которых Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы, в которых также существовали внутренние общежительные школы для молодого поколения — клира — и открытые (для мирян), причем первые имели характер воспитательный, а вторые — образовательный. Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук — «семь свободных наук» (лат. septem artes liberales).

 Рассматривая педагогический процесс в эпоху раннего Средневековья, необходимо выделить его основные тенденции и Рассматривая педагогический процесс в эпоху раннего Средневековья, необходимо выделить его основные тенденции и характерные особенности:

 • Основной способ обучения — ученичество. Педагогическая традиция наставничества в религиозном образовании проявлялась • Основной способ обучения — ученичество. Педагогическая традиция наставничества в религиозном образовании проявлялась в форме ученичества монаха, священнослужителя у Бога; • при светском образовании • (рыцарском, ремесленном) • ребенок являлся учеником • у мастера. Основной • формой работы • с учеником была • индивидуальная работа • по передаче знаний, наставлений.

 • Развитие памяти ученика, поскольку недопустимы были какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых • Развитие памяти ученика, поскольку недопустимы были какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых трактатов Отцов Церкви, канонов, теологических сочинений. Универсальным методом обучения явилось. Уже в раннехристианскойзаучивание образцов и их воспроизведение педагогике предлагалось использовать механизмы ассоциативной памяти, соотнося содержание текста с его расположением, рисунком, местом заучивания и т. д. Память служила ученику библиотекой.

Основной принцип обучения — авторитаризм. Основной принцип обучения — авторитаризм.

 • К началу развитого западноевропейского Средневековья (XI — XIV вв. ) происходит четкая • К началу развитого западноевропейского Средневековья (XI — XIV вв. ) происходит четкая градация общества по системе разделения труда: священнослужители, миряне (рыцари, князья и т. д. ), «профанный» народ (крестьяне, ремесленники). Каждое сословие осознавало свое божественное назначение, только ему предписанные определенные функции, социально-культурное наследование, которое формируется посредством образования.

 В этот период появляются придворные школы — учебные заведения, своей организацией отличавшиеся от В этот период появляются придворные школы — учебные заведения, своей организацией отличавшиеся от духовных школ. Учреждены они были светскими властями и упражняли детей как в светских, так и в религиозных науках. Учебные заведения нового типа явили собой прообраз княжеских придворных школ, где обучали чтению и счету, письму, составлению деловых бумаг, знакомили с географией, историей, естествознанием.

Рыцарство Воспитание рыцарей Рыцарство Воспитание рыцарей

 • Своеобразным светским образованием явилось рыцарское образование, осуществляемое на трех уровнях: паж, оруженосец, • Своеобразным светским образованием явилось рыцарское образование, осуществляемое на трех уровнях: паж, оруженосец, рыцарь. • Роль учителя выполнял благородный • рыцарь, в доме у которого с 7 лет • нес службу мальчик, получавший • образование. Низшая ступень • образования, служба в роли пажа, • проходила до 14 лет, когда мальчик • становился оруженосцем. В 21 год • достигалась высшая ступень — посвящение в рыцари с вручением меча. Совершалось это перед алтарем с благословением священника.

 Рыцарство - социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, Рыцарство - социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов (рыцарство в широком смысле) или их часть — мелких феодалов (рыцарство в узком смысле)

Рыцарское воспитание • Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и Рыцарское воспитание • Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух.

 • С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские Особою честью • С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына

Разлука сына с отцом Разлука сына с матерью Разлука сына с отцом Разлука сына с матерью

 • По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета- • По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета- это была услуга за услугу.

 • Предметом первых уроков пажа была религия. • Предметом первых уроков пажа была религия.

 • Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве • Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак.

 • Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры • Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви или военной славы

 • Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастах и состояниях. • Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастах и состояниях.

Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительности и других доблестей Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительности и других доблестей

Оруженосцы Чтобы показать молодежи назначение меча, - при переходе пажа в оруженосцы, когда меч Оруженосцы Чтобы показать молодежи назначение меча, - при переходе пажа в оруженосцы, когда меч впервые влагался ему в руки, - совершали религиозный обряд.

ос ен уж Ор ец • Оруженосцы содержали оружие своих господ в порядке и ос ен уж Ор ец • Оруженосцы содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. • В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

 • Звание оруженосца было в большом почете. Значительная часть дворян не имела другого • Звание оруженосца было в большом почете. Значительная часть дворян не имела другого звания • Даже Карл VIII, король французский, не считал неприличным пожаловать в это звание старшего своего сына

 • Таким образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились • Таким образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями.

СИСТЕМА РЫЦАРСКОГО ВОСПИТАНИЯ С 14 до 21 года С 7 до 14 лет До СИСТЕМА РЫЦАРСКОГО ВОСПИТАНИЯ С 14 до 21 года С 7 до 14 лет До 7 лет • Оруженосец при дворе сюзерена • Паж при дворе сюзерена • Жизнь в родной семье Езда верхом СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ 21 год • Посвящение в • рыцари Плавание Владение копьем Фехтование Охота Игра в шахматы Слагание И чтение стихов

XIIXIV вв. Учителя и ученики объединяются в корпорации университеты Девочки воспитывались дома или при XIIXIV вв. Учителя и ученики объединяются в корпорации университеты Девочки воспитывались дома или при монастырях городские школы • магистратские • цеховые • гильдейские ученичество • ремесленное • купеческое рыцарское воспитание • паж • оруженосец • рыцарь Эталон гуманистического воспитания эпохи Возрождения

Возникновение и развитие средневековых университетов Возникновение и развитие средневековых университетов

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290) Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290) В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

На лекции в университете. На лекции в университете.

Гален Авиценна Гиппократ Гален Авиценна Гиппократ

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!