Скачать презентацию История родного края в рисунках детей Краеведческая работа Скачать презентацию История родного края в рисунках детей Краеведческая работа

Бутусова Н.Н. История родного края в рисунках детей сж.ppt

  • Количество слайдов: 57

История родного края в рисунках детей Краеведческая работа на уроках композиции в художественной школе История родного края в рисунках детей Краеведческая работа на уроках композиции в художественной школе

Из опыта работы преподавателя ДШИ № 5 г. Ярославля Бутусовой Наталии Николаевны Из опыта работы преподавателя ДШИ № 5 г. Ярославля Бутусовой Наталии Николаевны

Мои ученики живут в южном пригороде Ярославля, вдоль старинного Московского тракта Мои ученики живут в южном пригороде Ярославля, вдоль старинного Московского тракта

и древнейшей дороги –реки Которосли, входящей в Великий Волжский путь. и древнейшей дороги –реки Которосли, входящей в Великий Волжский путь.

Люди стали заселять наши места 4 тысячи лет назад, когда здесь произошло уникальное событие Люди стали заселять наши места 4 тысячи лет назад, когда здесь произошло уникальное событие – столкновение крупного космического тела с Землей. Эта катастрофа оставила яркий след в памяти первых поселенцев края – фатьяновцев. Здесь, на берегу глубокого озера, заполнившего кратер, образовалось крупное древнее городище.

Богатая история этой местности помнит и корабли викингов, Богатая история этой местности помнит и корабли викингов,

и ладьи князя Ярослава Мудрого с дружиной, и ладьи князя Ярослава Мудрого с дружиной,

купцов со всего света и ушкуйников – речных разбойников, купцов со всего света и ушкуйников – речных разбойников,

междоусобные битвы русских князей. междоусобные битвы русских князей.

По нашей дороге двигалось ополчение Минина и Пожарского освобождать Москву от польских захватчиков, По нашей дороге двигалось ополчение Минина и Пожарского освобождать Москву от польских захватчиков,

здесь проходил первый почтовый тракт в России, основанный Петром Первым. здесь проходил первый почтовый тракт в России, основанный Петром Первым.

Но более всего наша земля знаменита усадьбой «Карабиха» . Первые владельцы усадьбы – князья Но более всего наша земля знаменита усадьбой «Карабиха» . Первые владельцы усадьбы – князья Голицины.

Усадьбу Голицыных в 1861 году покупает поэт Николай Алексеевич Некрасов Усадьбу Голицыных в 1861 году покупает поэт Николай Алексеевич Некрасов

О Волга!. , колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Н. А. Некрасов О Волга!. , колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Н. А. Некрасов «На Волге (Детство Валежникова)»

Музей-усадьба Н. А. Некрасова хорошо сохранилась и даёт много сюжетов для рисования. Музей-усадьба Н. А. Некрасова хорошо сохранилась и даёт много сюжетов для рисования.

 В художественном отделении ДШИ № 5 посёлка Красные Ткачи почти 20 лет существует В художественном отделении ДШИ № 5 посёлка Красные Ткачи почти 20 лет существует традиция – итоговая композиция в выпускном классе выполняется на тему истории родного края. Это первая композиция, которая выполняется «как у настоящих художников» , то есть с многочисленными эскизами, поиском исторического и натурного материала, с последующей большой выставкой.

Мы одновременно изучаем науку и искусство: 1. Наука - краеведение. (это изучение истории, культуры, Мы одновременно изучаем науку и искусство: 1. Наука - краеведение. (это изучение истории, культуры, природы, населения и хозяйства какой-либо части страны, населенных пунктов с их ближайшим окружением). 2. Искусство - знакомство с исторической живописью, изучение методики работы над исторической композицией, создание картины.

О краеведении Историк, профессор С. О. Шмидт писал: « Краеведение – это и научная О краеведении Историк, профессор С. О. Шмидт писал: « Краеведение – это и научная деятельность, и метод познания действительности от частного к общему, и форма общественной деятельности. Краеведение – это школа воспитания культурой и историей, школа познания и методики мышления… Краеведение воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, к ее преданиям, ее ландшафтам, к исконным занятиям предков. Настоящее краеведение – это всегда любовь к родному краю» . По определению академика Д. С. Лихачева, краеведение – « самый массовый вид науки» . «Краеведение… воспитывает патриота» (М. Сударушкин)

Об исторической живописи Академия художеств ещё в XVIII веке всячески опекала историческую живопись, считая Об исторической живописи Академия художеств ещё в XVIII веке всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков.

Виды краеведения: Краеведение бывает историческое, географическое, биологическое, этнографическое, литературное. В нашем случае мы можем Виды краеведения: Краеведение бывает историческое, географическое, биологическое, этнографическое, литературное. В нашем случае мы можем говорить о художественном краеведение.

Занятия по композиции проводятся по такому плану: 1. Выбор темы. 2. Экскурсии по родному Занятия по композиции проводятся по такому плану: 1. Выбор темы. 2. Экскурсии по родному селу, по музеям Карабихской и Красноткацкой школы, в музей фабрики Красные Ткачи, в музей -усадьбу Н. А. Некрасова, экскурсии по городу Ярославлю, чтение краеведческой литературы встречи с интересными людьми, историками, беседы с родственниками, старожилами. 2. Знакомство с творчеством великих художников, как художники работали над исторической картиной. 3. Сбор материала для композиции. Работа в библиотеках, зарисовки в музеях, натурные рисунки, сбор старых фотографий, опрос старожилов. 4. Выполнение эскизов. Тональные эскизы и эскизы в цвете. 5. Выполнение работы на формате (А 2) – оригинал. 6. Сочинение на тему композиции. 7. Подготовка работы к выставке: оформление на лист набросков, эскизов и сочинения. Оформление оригинала на паспарту. 8. Выставка. Рассказ о своей работе.

Самое сложное в работе над композицией – это выбор темы, сюжета для своей картины. Самое сложное в работе над композицией – это выбор темы, сюжета для своей картины. Не все вещи изобразительны, не все события подходят для создания яркого зрительного образа. Кроме того, сюжет должен быть близок и интересен ученику. Поэтому выбор темы – это индивидуальная работа с ребятами.

Иногда сюжет для работы находится легко – его подсказывают семейные предания, место рождения. Так, Иногда сюжет для работы находится легко – его подсказывают семейные предания, место рождения. Так, Ваня Кириллов живёт на «старом церковном месте» , а ещё раньше там было языческое капище, и ему было очень интересно нарисовать, что находилось на месте его дома 1000 лет назад. «Я живу в Карабихе, в усадьбе Н. А. Некрасова. Есть предположение, что в древности здесь было языческое капище – место, где древние люди молились своим богам. В глубине земли сохранились длинные валы из крупных валунов, на камнях высечены разные знаки, в том числе и косой крест - символ Солнца. Я изобразил волхва – колдуна, который варит зелье у священного камня» .

Алёша Талицин живёт на месте падения метеорита, в посёлке Дубки, поэтому нарисовал целый триптих Алёша Талицин живёт на месте падения метеорита, в посёлке Дубки, поэтому нарисовал целый триптих на эту тему. «В своем триптихе я изобразил прошлое своего поселка Дубки. Центральная часть триптиха изображает падение метеорита. Люди подняли вверх руки, думают, что это сам Бог прислал им свой знак. На правой части триптиха изображено древнее городище. Стоит осколок метеорита, ему поклоняются люди. На левой картине кузнец перековывает метеоритное железо» .

Мухина Даша 13 лет. Портрет директора Красноткацкой школы - моей прабабушки. Тятенкова Яна 13 Мухина Даша 13 лет. Портрет директора Красноткацкой школы - моей прабабушки. Тятенкова Яна 13 лет. Портрет директора Карабихской школы - моего прадедушки. У некоторых ребят прадеды сыграли значительную роль в местной истории, поэтому рисуются композиции про своих родственников. Однако у большинства детей выбор темы занимает время, у некоторых ребят год – полтора.

Например, во время пленера мы рисуем в окрестностях школы, и преподаватель рассказывает историю этих Например, во время пленера мы рисуем в окрестностях школы, и преподаватель рассказывает историю этих мест. Ребята с удивлением узнают, что они рисуют не просто старую берёзу, а «екатерининскую берёзу» . От многих старожил можно услышать предание, что эти берёзы были посажены по приказу императрицы Екатерины Второй, «чтобы ехать светлее было» . Действительно, из исторических источников мы узнаём, что 25 мая 1765 года императрица проезжала по этой дороге, как раз мимо нашей художественной школы.

Эта история так понравилось Яне Усковой, что она в следующем учебном году сделала целых Эта история так понравилось Яне Усковой, что она в следующем учебном году сделала целых три варианта композиции. Для развития сюжета мы использовали другую местную легенду о происхождении названия близлежащего села Горе-Грязь: « Ехала Екатерина Вторая вдоль села и дорога была столь грязна, что Екатерина воскликнула: « Горе! Грязь!»

В первых вариантах мы видим желание девочки передать все подробности путешествия императрицы: шестёрку лошадей, В первых вариантах мы видим желание девочки передать все подробности путешествия императрицы: шестёрку лошадей, нарядную карету, дорожную грязь. Но центр композиции читался недостаточно ясно, в работе была тональная пестрота и несобранность. Яну работа не устраивала, ей хотелось сделать центром картины Екатерину Вторую, поэтому спустя полгода после создания двух вариантов ученица вернулась к теме и нарисовала третий вариант композиции. Яна в эскизах не смогла найти решение, стремилась сразу к работе на формате, поэтому два первых варианта являются как бы большими эскизами.

Рассмотрим композиция Галкиной Любы, которая вела работу последовательно, методически правильно. Люба решила изобразить выход Рассмотрим композиция Галкиной Любы, которая вела работу последовательно, методически правильно. Люба решила изобразить выход ополчения Минина и Пожарского из Ярославля. События происходили 400 лет назад, найти натурный материал невозможно: и город изменился, и войско только в кино увидишь. Так мы и сделали: посмотрели кинофильм «Минин и Пожарский» , и главных героев композиции Люба изобразила так, как они показаны в фильме. Зарисовки кадров из кинофильма «Минин и Пожарский» ( «Мосфильм» 1939 г. )

Теперь нужно было воссоздать облик Спасского монастыря, откуда двинулось ополчение. Тогда он был ещё Теперь нужно было воссоздать облик Спасского монастыря, откуда двинулось ополчение. Тогда он был ещё деревянный. В энциклопедиях были найдены изображения оборонительных башен, старинного деревянного моста. Так получился эскиз заднего плана картины: река Которосль, за ней – Спасский монастырь. Зарисовки из энциклопедий

Окончательный эскиз был сделан в тоне, затем три варианта в цвете. Окончательный эскиз был сделан в тоне, затем три варианта в цвете.

Оригинал композиции отличается от эскизов, но основные тональные отношения сохранены: монастырь темнее неба; светлая Оригинал композиции отличается от эскизов, но основные тональные отношения сохранены: монастырь темнее неба; светлая фигура на тёмном коне, тёмная – на светлом, река темнее окружения.

Все эскизы оформляются на лист, и пишется небольшой рассказ о своей работе. Это необходимо Все эскизы оформляются на лист, и пишется небольшой рассказ о своей работе. Это необходимо по двум причинам. Иногда, нарисовав композицию, ученик не может внятно рассказать, в каком году это было, какие исторические события послужили мотивом для композиции, отвечая односложно: «Я нарисовал Александра Невского, или Петра Первого» . Вторая причина - на выставке зрители могут самостоятельно знакомиться с исторической основой каждой картины.

Вот что написала Люба: «Я изобразила на своей картине смутное время в Ярославле. В Вот что написала Люба: «Я изобразила на своей картине смутное время в Ярославле. В 1612 году ополчение двинулось из Ярославля на Москву. Во главе организации был поставлен Минин, а власть над войском вручена Пожарскому. Отслужив молебен в Спасском монастыре у гроба ярославских чудотворцев (князя Фёдора Чёрного и сыновей его Давида и Константина), взяв благословление у митрополита Кирилла и у всех властей духовных, Пожарский вывел ополчение из Ярославля. Отойдя 7 вёрст от города, войско остановилось на ночлег. Первый ночлег был в селе Крест, а второй в Шопше. В память об этих событиях у стен древнего монастыря на берегу реки Которосль недавно установлен обелиск» .

В рассмотренных выше двух композициях мы видим разные подходы к работе. Персонажей композиции Ускова В рассмотренных выше двух композициях мы видим разные подходы к работе. Персонажей композиции Ускова Яна видела в своем воображении, с натуры в музее был сделан только набросок кареты, да и он переработан воображением. Фигуры крестьян, лошади, окружающий пейзаж, - всё нарисовано «из головы» , по воображению, то есть по впечатлениям, когда-то давно увиденным. Совсем по-другому работала Галкина Люба. Каждая деталь её композиции взята из какого-то источника: фигуры Минина и Пожарского – из кинофильма, все архитектурные детали – из разных книг. Люба только соединила их вместе, как бы составила картину прошлого из мозаики старинных изображений. Такой способ работы тоже может быть, ведь слово «композиция» в переводе обозначает «сочинение, составление» .

Эти разные подходы к работе зависят от богатства воображения художника, в данном случае ученика. Эти разные подходы к работе зависят от богатства воображения художника, в данном случае ученика. Воображение есть следствие накопленного опыта. Чем больше человек видел, наблюдал, интересовался разными явлениями жизни, тем богаче у него воображение. Поэтому если ученик не может сам сочинить эскиз, допустимо срисовывание деталей картины из разных источников, таким образом идёт развитие воображения. Пусть композиция будет как бы вариацией на известные темы, ценный опыт останется с учеником.

Гетманова Даша тоже решила изобразить ополчение Минина и Пожарского, избрав для композиции сюжет первого Гетманова Даша тоже решила изобразить ополчение Минина и Пожарского, избрав для композиции сюжет первого ночлега ополчения в селе Крест. Это первая сложная картина девочки, которой 12 лет. Вдали, на стрелке у впадения Которосли в Волгу, расположен город Ярославль. За городом тянется лесок «Долгие кусты» , где пошаливали разбойники, на Туговой горе стоят мельницы, на месте будущей церкви села Крест стоит деревянный крест, поставленный в память об избавлении города от эпидемии в 1612 году.

Все персонажи картины, архитектура зарисованы из книг, но так творчески переработаны в воображении Даши, Все персонажи картины, архитектура зарисованы из книг, но так творчески переработаны в воображении Даши, что мы видим реальную сцену из жизни древнего Ярославля. Поэтому, несмотря на то, что фигуры были заимствованы, перед нами авторская, оригинальная композиция.

Приведу ещё пример, как работает воображение. Белла Карян давно интересовалась личностью Ярослава Мудрого. Заканчивая Приведу ещё пример, как работает воображение. Белла Карян давно интересовалась личностью Ярослава Мудрого. Заканчивая 4 класс, Белла решила нарисовать Ярослава Мудрого со своими детьми. Материала о жизни князя мы нашли немного, а о жизни в ярославском крае нет совсем ничего. Просмотр фильма «Ярослав Мудрый» мало что дал, интересных сцен и костюмов там маловато. Используя фреску «Дочери Ярослава Мудрого» , девочка создала свой образ трёх дочерей и сына князя.

Глядя на изображение Ярослава Мудрого в старости, Белла нарисовала князя средних лет на коне. Глядя на изображение Ярослава Мудрого в старости, Белла нарисовала князя средних лет на коне.

Карян Белла 14 лет. Князь Ярослав Мудрый. Карян Белла 14 лет. Князь Ярослав Мудрый.

Сюжеты для композиций: традиции и обычаи крестьян Сюжеты для композиций: традиции и обычаи крестьян

Сюжеты для композиций: труд крестьян Сюжеты для композиций: труд крестьян

Сюжеты для композиций: история старинных домов посёлка Сюжеты для композиций: история старинных домов посёлка

Сюжеты для композиций: история фабрики Красные Ткачи Сюжеты для композиций: история фабрики Красные Ткачи

Сюжеты для композиций: история Московского тракта. Сюжеты для композиций: история Московского тракта.

Сюжеты для композиций: наша местность в годы войны Сюжеты для композиций: наша местность в годы войны

Сюжеты для композиций: пионерская организация Сюжеты для композиций: пионерская организация

Сюжеты для композиций: в Карабихе снимается кино Сюжеты для композиций: в Карабихе снимается кино

Сюжеты для композиций: история Ярославля Сюжеты для композиций: история Ярославля

Сюжеты для композиций: жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Сюжеты для композиций: жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Мы посмотрели некоторые из рисунков. Всего композиций по краеведению сделано больше сотни. Из этих Мы посмотрели некоторые из рисунков. Всего композиций по краеведению сделано больше сотни. Из этих материалов получилась большая рукописная книга «История родного края» , которая хранится в художественной школе и пользуется большой популярностью. Самим ребятам такая работа очень нравится. Они становятся исследователями старины, мысленно переносятся в изображаемую эпоху, становятся соучастниками далёких событий, иногда как бы проживают жизнь своих нарисованных героев, учатся любить и ценить каждый камень, каждое дерево, каждый дом родной земли.

В каждом городе, селе, маленькой деревне найдутся десятки сюжетов для таких композиций, надо только В каждом городе, селе, маленькой деревне найдутся десятки сюжетов для таких композиций, надо только внимательно оглядеться вокруг. Вот лежит посреди села камень-валун. Лежит десятки лет, зарастает травой. Проходящий мимо старик вспоминает, то это не просто камень, а «мирской камень» . Здесь, у камня, собирались селяне решать вопросы, вершить местные суды. И самого старика мальчонкой здесь отчитывали за сломанный мостик. Сразу в воображении встают яркие картины прошлого.

 Или рядом с храмом растёт обычный с виду старый дуб. Но нет, у Или рядом с храмом растёт обычный с виду старый дуб. Но нет, у него есть имя – «дуб Тимофей» , и ему больше пяти столетий! Одно только имя может дать простор для фантазии, сюжет для картины.

Попробуйте и вы посмотреть таким взглядом на родную землю, и вам откроется много интересного! Попробуйте и вы посмотреть таким взглядом на родную землю, и вам откроется много интересного!