Скачать презентацию ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Скачать презентацию ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.

Тема 2 Политология.ppt

  • Количество слайдов: 26

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Тема 2 Вопросы лекции: 1. Развитие ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Тема 2 Вопросы лекции: 1. Развитие политических идеи в эпоху античности и средневековья. 2. Политическая наука от эпoхи Возрождения до конца XX века.

Литература основная: 1. Василик М. А. Хрестоматия по политологии. М. : Гардарики. 2008. 2. Литература основная: 1. Василик М. А. Хрестоматия по политологии. М. : Гардарики. 2008. 2. Василик М. А. Политология. Учебник для вузов. М. : Гардарики. 2008. 3. Василик М. А. Практикум по политологии: учебное пособие. М. : Гардарики. 2008. 4. Василик М. А. Словарь –справочник по политологии. М. : Гардарики. 2008. 5. Ирхин Ю. В. , Зотов В. Д. , Зотова Л. В. Политология: Учебник. – М. : Юристъ. 2001. 6. Политология для юристов. Курс лекций/Под ред. проф. Н. М. Матузова и проф. А. В. Малько. М. : Юристъ. 2002.

Литература дополнительная: n n n n Аристотель. Политика. Афинская полития. М. , 1997. Гоббс Литература дополнительная: n n n n Аристотель. Политика. Афинская полития. М. , 1997. Гоббс Т. Левиафан//Избран. произведения: В 2 х т. М. , 1989 1991. Т. 2. История политических и правовых учений. Домарксистский период: Учебник. М. , 1991. История политических и правовых учений. Древний мир. М. , 1985. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М. , 1986. История политических и правовых учений. ХYIII вв. М. , 1989. Кант И. //Собр. соч. : В 6 т. М. , 1996. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 х т. М. , 1988. Монтескье. О духе законов. М. , 1955. Макиавелли Н. Государь. М. 1990. Платон. Государство. Собр. соч. : В 4 х т. М. , 1994. Т. 3. Руссо Ж. Ж. Трактаты. М. , 1969. Токвиль А. Демократия в Америке. М. , 1992. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. М. , 1996.

За почти 2, 5 тысячи лет истории человечества политическая мысль прошла через несколько основных За почти 2, 5 тысячи лет истории человечества политическая мысль прошла через несколько основных этапов: 1. Политическая мысль Древнего Востока /Египет, Иран, Китай, Индия, Вавилон/. Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти; 2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Анализу подвер гается устройство государства, классифицируются его формы, определяются идеальные формы правления; 3. Политические идеи Средневековья. Обосновывается теологическая теория политической власти; 4. Эпоха Возрождения и Просвещения. Политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства; 5. Политические учения Нового времени. Происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей, дается характеристика правового государства, формируется механизм демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека.

1. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Уже в древних государствах Востока 1. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Уже в древних государствах Востока /Египет, Вавилон, Индия, Китай и др. / существует своя политическая идеология теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций / 551 479 гг. до н. э. / признает: божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, по его учению, возникло из объединения семей. Государство это большая семья. Доктрина Конфуция стала отправной точкой политической культуры Китая и до настоящего времени.

Древняя Индия Ведущими направлениями в политической идеологии Древней Индии были религиозные учения брахманизма и Древняя Индия Ведущими направлениями в политической идеологии Древней Индии были религиозные учения брахманизма и буддизма. Они возникли в середине I тысячелетия до н. э. Краеугольным положением брахманизма является догмат о перевоплощении душ в живой природе. Если человек провел праведную жизнь, то его душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.

Учение Демокрита Разумно устроенный полис по Демокриту / 460 370 гг. до н. э. Учение Демокрита Разумно устроенный полис по Демокриту / 460 370 гг. до н. э. / является результатом общего дела свободных граждан и служит для них основной опорой. n Для достижения общего благополучия у полиса есть три пути: Первый путь это воспитание образование и обучение, которые формируют в человеке способность правильно мыслить, должным образом дей ствовать и со знанием дела принимать разумные решения. n Второй путь единомыслие, как синоним моральной и социально политической солидарности. n Третий путь это умелое управление, характеризуемое Демокритом как "наивысшее из искусств”.

Платона /427 -347 гг. до н. э. / считают Платона /427 -347 гг. до н. э. / считают "отцом" политической науки. Платон моделирует идеальнее государство и выделяет следующие его черты: 1. n n n Подобно космосу и человеческой душе, у которой есть три начала, в государстве должно быть три сословия: философы правители, воины охранители, земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. 2. В идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. 3. Аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство госу дарством лучшими и благородными его представителями.

Отклоняющимися от идеального государства Платон считает 4 типа государственного устройства: тимократию /власть честолюбивых, прежде Отклоняющимися от идеального государства Платон считает 4 типа государственного устройства: тимократию /власть честолюбивых, прежде всего воинов стражей/, n олигархию /власть немногих/, n демократию / власть народа/, n тиранию /незаконную власть одного, появляющуюся в хаосе демократии и основанную на насилии/. n

Аристотель / З 84 322 гг. до н. э. / в своих произведениях Аристотель / З 84 322 гг. до н. э. / в своих произведениях "Политика”; "Афинская полития”; "Этика”, "Риторика" явился, основателем аналитического направления, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Правильными формами государственного устройства Аристотель считал те, при которых целью политики является общее благо /монархия, аристократия, полития /, n а неправильными те, где преследуются лишь интересы и цели власть имущих: / тирания, олигархия, демократия/.

Цицерон / I 06 43 гг. до н. э. / римский оратор, государственный деятель, Цицерон / I 06 43 гг. до н. э. / римский оратор, государственный деятель, писатель создал учение о государстве как публично правовой общности, ввел понятие юридического лица. n n n Особый интерес представляют его идеи о трёх формах правления: 1. царская власть, привлекающая своим благоволением; 2. власть оптиматов /аристократии/, привлекающая мудростью; 3. народная власть /привлекающая свободой/ и соединение их достоинств в смешанном государстве.

Политическая мысль Средневековья На протяжении длительного периода Средневековья господствовала Христианская концепция политики. Её создателями Политическая мысль Средневековья На протяжении длительного периода Средневековья господствовала Христианская концепция политики. Её создателями считаются Аврелий Августин /Блаженный Августин /354 430/ и Фома Аквинский Аквината /1223 1274/, который в 1323 году римской католической церковью был причислен к лику святых. Согласно Ф. Аквинскому божественный характер. власть имеет Оба теоретика христианской политики считали, что церковь выше любого государства, поскольку она владеет душой человека, духом, а государству принадлежит лишь бренное человеческое тело.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ и до конца ХХ в. Николо Макиавелли (1469 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ и до конца ХХ в. Николо Макиавелли (1469 1527) Политическое учение Н. Макиавелли изложено в его трудах ''Государь'', ''Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия'', ''Военное искусство'', ''История Флоренции''.

Вкратце учение Макиавелли сводится к следующим положениям: n n n Макиавелли обосновал политическую науку Вкратце учение Макиавелли сводится к следующим положениям: n n n Макиавелли обосновал политическую науку как относительно самостоятельную область общественной жизни; освободил политическую науку от теологии; ввел термин ’’государство’’. Он рассматривал государство как институт, не тождественный всему обществу. Государство есть только определенная политическая организация общества. Вслед за античными мыслителями Макиавелли выделяет 6 форм государства: 3 из которых ’’дурны во всех отношениях’’: ’ (тирания, олигархия, охлократия), 3 другие ’’сами по себе хороши’’, но при определенных обстоятельствах тоже могут быть дурными (монархия, аристократия, демократия). Он, как и Цицерон, наилучшей формой государства считал смешанную форму правления.

Теория естественного права Суть теории естественного права: права и свободы принадлежат человеку от рождения. Теория естественного права Суть теории естественного права: права и свободы принадлежат человеку от рождения. Первым крупным теоретиком естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций /1583 1645/, написавший знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" /1625 г. /.

Английский философ Томас Гоббс /1586 - 1679/ считал, что люди передали все свои естественные Английский философ Томас Гоббс /1586 - 1679/ считал, что люди передали все свои естественные права монарху в обмен на сохранение порядка в обществе. В своей известной книге "Левиафан" /библейское чудовище, которым обозначает государство/ Т. Гоббс выступает сторонником монархии, утверждая, что воля государя высший закон и все должны подчинятся ему.

Английский философ Джон Локк /1632 1704/ автор работы «Два трактата о правлении» . Дж. Английский философ Джон Локк /1632 1704/ автор работы «Два трактата о правлении» . Дж. Локк считал, что заключая общественный договор, люди сохраняют почти все свои права и свободы и умеренно используют государство для защиты своей свободы, своих прав, которые являются неотчуждаемыми. Дж. Локк один из первых выдвинул теорию разделения властей: на законодательную, исполнительную, союзную /сфера внешней политики/. Дж. Локка считают родоначальником либерализма.

Французский философ Жан Жак Руссо /1712 I 778/ В своем трактате Французский философ Жан Жак Руссо /1712 I 778/ В своем трактате "Об общественном договоре" /1762 г. / Ж. Ж. Руссо заявляет, что люди, обманутые богачами, поступились своей свободой и посредством общественного договора создали государство и право, затем угнетающие их. Т. О. Авторы теории естественного права и «гражданского договора» являются: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо.

Шарль Луи Монтескье /1689 1775/ в работе «О духе законов» /1748 г. / поверг Шарль Луи Монтескье /1689 1775/ в работе «О духе законов» /1748 г. / поверг сокрушительной критике абсолютистский режим во Франции, указывая, что деспотизм несовместим со свободой. Монтескье стремиться осуществить равновесие посредством разделения абсолютной власти государя на три ветви власти: законодательную, исполнительную, и судебную, которые призваны взаимно сдерживать друга. Монтескье утверждает, что формы государственного управления зависят от размера территории: небольшие по территории государства должны быть республиками, государства средней величины – монархиями, обширные государства деспотиями. При этом он допускал возможность создания республик на больших территориях при условии федеративной организации.

Либерализм (возникает в 16 – 18 вв. ) – это учение и общественно политическое Либерализм (возникает в 16 – 18 вв. ) – это учение и общественно политическое течение, которое провозглашает свободу личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства.

n В мировоззренческом плане стержнем теории либерализма является идея прирожденных, неотчуждаемых прав человека на n В мировоззренческом плане стержнем теории либерализма является идея прирожденных, неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Частная собственность основа индивидуальной свободы, без нее не может быть самореализации личности. n В экономическом плане главным в либерализме является невмешательство государства в экономику, развитие свободного рынка и свободной конкуренции; государство - это «ночной сторож» , призванный обеспечить законность и порядок, защищать производителей от различного рода посягательств. n В социальном плане либерализм считает каждого человека самодостаточным, чтобы обеспечить свое материальное и духовное благополучие, здесь действует принцип: каждый за себя. n В политическом плане либерализм предусматривает необходимость правого государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств, разделения властей, гарантии основных прав и свобод личности /право на жизнь, свобода слова, совести, собраний, выбора профессии, создания ассоциаций и партий т. д. /.

Консерватизм – это идейно политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически Консерватизм – это идейно политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм – от lat. / conservatries – сохранять, охранять/ появился на рубеже ХУIII ХIХ вв. , как реакция на хаос и разрушение, вызванные Великой французской революцией 1789 1794.

Главные принципы консерватизма: n n n общество это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих Главные принципы консерватизма: n n n общество это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю; ориентация на государственный авторитет, сильное государство; частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка. Основные идеи консерватизма: n общественное бытие индивида должно строится в соответствии с традициями; n идея национального величия; n обществу присущи социальное неравенство и политическая конкуренция; n отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

Радикализм – (от lat. radix – корень) решительный образ действия, использование радикальных (крайних, решительных) Радикализм – (от lat. radix – корень) решительный образ действия, использование радикальных (крайних, решительных) мер с целью достижения коренных изменений в обществе. Как исторический термин радикализм возник в Англии в конце ХYIII в. в эпоху промышленной революции, и быстро распространился в Европе как широкое политическое, философское, литературное, религиозное, культурное и просветительское течение. В ХIХ ХХ вв. радикализм стал идеологией левых партий, социалистической, социал демократической ориентаций. Характерен для России: некоторые теории декабристов, Пестель, революционного демократизма 40 60 х гг. ХIХ в, революционного народничества Ткачев и др. , марксизма и большевизма. Т. О. Радикализм – стремление к решительным, революционным методам и действиям в политике.

Социал демократизм – это социально политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический Социал демократизм – это социально политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. n n n Характерные черты социал – демократизма: подход к анализу общественных явлений с позиций интересов граждан, всего общества; приверженность принципу демократического парламентаризма; приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей; государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов; приверженность концепции социальной защищенности граждан; ориентация на мирное сосуществование различных государств, не участие в политических и военных организациях.

ВЫВОДЫ: 1. Политические идеи занимают важное место в сфере научных интересов общества начиная с ВЫВОДЫ: 1. Политические идеи занимают важное место в сфере научных интересов общества начиная с древних времен. Развитие и декларирование политических учений происходило по мере развития общества. 2. Политические знания, выработанные за многие тысячелетия существования общества служат отправными идеями для формирования современного политического знания. 3. Знания политических теорий играют важную роль в формировании политической культуры сотрудников ПО ФСБ РФ.