ПРЕЗЕНТАЦИЯ_03_ИПиГЗС_17_09_12_доп.pptx
- Количество слайдов: 31
История права и государства зарубежных стран Курс А. В. Ильина 2012– 2013 учебный год ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА на Древнем Востоке Древнейшие из известных науке государств появились у шумерийцев и египтян в IV тыс. до н. э. В последующие два тысячелетия государственность обрели их соседи, а также народы Китая и Индостана. На протяжении многих столетий эти самые первые в истории человечества государства возвышались как острова высокой культуры среди океана отставших в развитии племен. И лишь к началу нашей эры территории сотен больших и малых государств сплошным поясом охватили пространства Азии, Африки и Европы: от Гибралтара на западе до устьев рек Хуанхэ и Янцзы на востоке. 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА на Древнем Востоке Возникновение государственности — закономерный этап в развитии цивилизации, оно обусловлено самой природой общества. Однако переход от родоплеменного строя к новым формам общественного устройства совершался у разных народов постепенно и в разное время, потому что такая сложная форма организации общества, как государство, могла зародиться только на определенном этапе развития человеческого общества, причем первоначально — только при исключительно благоприятном стечении обстоятельств. 4
5
6
7
8
9
10
Важнейшие предпосылки возникновения государства № Важнейшие предпосылки п/п возникновения государства Тип социальной организации 1 Развитие общественного разделения труда — скотоводы и земледельцы; — земледельцы и ремесленники; — ремесленники и торговцы; …………………. . — управляемые и правители РОД, ПЛЕМЯ 2 Возникновение устойчивого имущественного и социального неравенства ВОЖДЕСТВО 3 Социальная ( «классовая» ) борьба ГОСУДАРСТВО 11
ВОЖДЕСТВО (англ. chiefdom) — предгосударственное территориально-административное объединение, включающее несколько поселений-общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Понятие вождества первоначально сформулировано антропологами/этнографами. 12
Важнейшие признаки ВОЖДЕСТВА — Социальное и имущественное неравенство населения; — Господство кровнородственных отношений; — Централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати; — Охватывает более одной общины; — Иерархия поселений и наличие главного религиозноадминистративного центра (общие культ и ритуалы). В классическом вождестве еще нет системы органов управления и армии. 13
ВИДЫ ВОЖДЕСТВ (демографический критерий) — ПРОСТОЕ (объединяет несколько тысяч человек); — СЛОЖНОЕ (объединяет несколько десятков тысяч человек); — «СУПЕРСЛОЖНОЕ» (империи кочевников, «государство» Инь (Шан) в Древнем Китае и т. п. ). 14
15
Рисунок из книги А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» 16
Важнейшие особенности древневосточных государств : — Потребность в масштабной ирригации для поддержания земледелия (полив или осушение земель). — Узурпация не самих средств производства, а управления ими ( «власть-собственность» ); — Чрезвычайно медленная социальная эволюция (тенденции к застою/стагнации). 17
Маркс К. Британское владычество в Индии ( «New-York Daily Tribune» , 25 июня 1853 г. ) «В Азии с незапамятных времен, как правило, существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ» . 18
Маркс К. Британское владычество в Индии ( «New-York Daily Tribune» , 25 июня 1853 г. ) «Климатические условия и своеобразие почвы… сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и ирригационных сооружений основой восточного земледелия. <…> Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации общественных работ. Эта система искусственного повышения плодородия почвы, зависевшая от центрального правительства и приходившая немедленно в упадок при нерадивом отношении этого правительства к ирригационным и осушительным работам, объясняет тот необъяснимый иначе факт, что мы находим теперь бесплодными и пустынными целые территории, некогда бывшие прекрасно возделанными… Этим также объясняется тот факт, что одна опустошительная война оказывалась способной обезлюдить страну на целые столетия и лишить ее всей ее цивилизации. <…> Здесь урожай так же зависит от хорошего или дурного правительства, как в Европе от хорошей или дурной погоды» . 19
Основные особенности формы государства на Древнем Востоке Признак (предмет сравнения) ФОРМА ГОСУДАРСТВ А Господствующая разновидность Форма правления МОНАРХИЯ (в крупных государствах, как правило, деспотия) Форма государственного (территориальнополитического) устройства ПРОСТОЕ (в небольших государствах) ИМПЕРИЯ (в крупных государствах) Государственный АВТОРИТАРНЫЙ (политический) (с элементами режим тоталитаризма) 20
21
22
Полное титулатурное имя фараона Аменхотепа III (XIV в. до н. э. ) «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье» . Примечания: — Аменхотеп — «Амон умиротворён» , или «Амон доволен» ; — XVIII династия (1550– 1292 г. до н. э. ), Новое царство. 23
Сфинкс на Университетской набережной 24
Религиозная реформа Эхнатона Фараон Аменхотеп IV (ок. 1353– 1336 гг. до н. э. ) учредил монотеистический культ Атона (Бога — Солнечного диска) и принял имя «Угодный Атону» — Эхнатон. Центром почитания Атона стала новопостроенная столица Ахетатон ( «Горизонт Атона» ) — современная Эль-Амарна. 25
Религиозная реформа Эхнатона Культ Атона встретил сильную оппозицию стороны жречества традиционных богов и недовольство народа, который не принял нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. После убийства (? ) Эхнатона прежний пантеон древнеегипетских богов во главе с Амоном-Ра восстановлен при фараоне Тутанхатоне / Тутанхамоне, а имя фараона-еретика предано забвению. 26
Фрагмент золотого саркофага Тутанхамона 27
Десятичная (численная) система управления выросла из военной организации родоплеменной эпохи, когда отсутствовало разделение населения по территориальному признаку. В десятичной системе государственное (территориальное) начало соседствует с пережитками родового строя. 28
Сущность десятичной (численной) системы управления Начальники воинских подразделений ( «десятские» , «сотские» , «тысяцкие» ) также осуществляют административные, фискальные и судебные функций в административно-территориальных объединениях (пяти-, семи-, десятидворки и т. п. ). Эти руководители не получали жалованья. Они «кормились» за счет военной добычи и той части налогов с подвластного населения, с которого собирали натуральные (впоследствии и денежные) налоги в государственную казну, удерживая в свою пользу часть сборов. 29
Дворцовая (дворцово-вотчинная) система управления Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное формирование дворцовой (дворцово-вотчинной) системы управления. Некоторое время десятичная и дворцовая системы сосуществуют как, соответственно, местная и центральная системы. Дворцовая система характеризуется единством дворцовых органов, обслуживающих нужды государя и его окружения, и центральных органов, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. 30
Дворцовая (дворцово-вотчинная) система управления Глава управления дворцом одновременно «первый министр» всего государства, а начальники дворцовых подразделений являются руководителями однопрофильных органов центрального государственного аппарата. По мере развития дальнейшего развития экономики, усложнения функций государства, расширения его территории и роста численности населения дворцовая система управления постепенно сменяется отраслевой. 31
ПРЕЗЕНТАЦИЯ_03_ИПиГЗС_17_09_12_доп.pptx