Скачать презентацию История политической мысли Казахстана Политические взгляды Скачать презентацию История политической мысли Казахстана Политические взгляды

История политической мысли Казахстана.pptx

  • Количество слайдов: 13

История политической мысли Казахстана История политической мысли Казахстана

 Политические взгляды казахстанских просветителей 19 века: А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин Политические взгляды казахстанских просветителей 19 века: А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин

Чокан Чингизович Валиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес Чокан Чингизович Валиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологии и т. д. Его научные заслуги были по достоинству оценены виднейшими представителями передовой русской научной мысли. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждения новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социальнополитическую и философскую мысль своего времени.

 Он учился в Омском кадетском корпусе. В эти годы Чокан общался с передовыми Он учился в Омском кадетском корпусе. В эти годы Чокан общался с передовыми русскими учеными, путешественниками и политическими ссыльными, с увлечением читал произведения великих русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становления научных и общественно-политических взглядов Ч. Валиханова, формирования его передового образа мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то коренной перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель уже был зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимся демократическими и просветительскими убеждениями. Однако, пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 года, когда политические страны различных социальных сил русского общества достигли крайней степени остроты и идейнополитическая борьба была неимоверно накалена, естественным образом сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и мироощущения в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.

 Проблема политики и ее предметной области была объектом пристального внимания многих выдающихся мыслителей Проблема политики и ее предметной области была объектом пристального внимания многих выдающихся мыслителей прошлого и остается таковой для специалистов политологии, истории и философии современности. Согласно глубокому убеждению Ч. Валиханова политика – это ВЛАСТЬ и способы ее устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое и призвано претворять в жизнь государственную политику.

 Ч. Валиханов полагал, что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно Ч. Валиханов полагал, что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти, которая, как справедливо считал просветитель, упивается своим мнимым могуществом и выражает уверенность в том, что вокруг нет никаких сил, способных обуздать ее волю

 Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрай Алтынсарин (1841 Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрай Алтынсарин (1841 — 1889)—выдающийся казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской области, воспитывался у деда, т. к. рано лишился родителей

 Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее был инспектором народных училищ. В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом

 Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди киргиз (казахов) влияние русского образования. . . Киргизский (казахский) народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России» , — писал он. Ибрай Алтынсарин, как и Чокай Валиханов, не смог подняться до уровня революционно-демократических убеждений, до понимания необходимости революционным путем уничтожить эксплуататорский строй, но он горячо верил, что настанет время и его родной народ будет жить свободной и счастливой жизнью.

Абай Кунанбаев — выдающийся казахский поэтпросветитель. Он родился в Чингистау-ском районе Семипалатинской области. Отец Абай Кунанбаев — выдающийся казахский поэтпросветитель. Он родился в Чингистау-ском районе Семипалатинской области. Отец его, Кунанб&й, был крупным феодалом, главой тобыктинского рода. Уже в детстве Абаю пришлось видеть тяжелую, безотрадную жизнь своего народа, несправедливость и алчность отца. Отец Абая хотел сделать сына своим верным помощником, поэтому он прервал его учение и заставил заниматься разбором феодально-родовых тяжб. Не выдержав злодеяний феодально-родовой знати и самовластного отца, Абай порвал с ними.

 Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее влияние на его мировоззрение оказала передовая культура русского народа. Абай горячо любил русский народ. Он много сделал для приобщения своего народа к передовой культуре России. «Помни, что главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза» , — говорил Абай.

 Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За беспощадное обличение баев, волостных управителей Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За беспощадное обличение баев, волостных управителей и аульных старшин Абай подвергался преследованиям. По доносу волостных управителей в 1903 году семипалатинский полицмейстер произвел обыск в доме Абая и его сыновей. Во время обыска была конфискована вся переписка Абая с друзьями. Однако, защищая интересы крестьян и обличая феодальнобайскую знать, Абай ке смог вскрыть классовую природу феодальной эксплуатации и подняться до понимания революционных путей уничтожения социальной несправедливости. Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа