ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ «АНТИЧНЫЙ МИР» Оглавление

  • Размер: 567.5 Кб
  • Количество слайдов: 52

Описание презентации ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ «АНТИЧНЫЙ МИР» Оглавление по слайдам

 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  «АНТИЧНЫЙ МИР» ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ «АНТИЧНЫЙ МИР»

  Оглавление  . .  Древняя Греция 1. Политическая эволюция Древней Греции 2. Политическая Оглавление . . Древняя Греция 1. Политическая эволюция Древней Греции 2. Политическая мысль Древней Греции – Софисты – Платон – Аристотель Древний Рим 1. 1. Политическая эволюция Древнего Рима 2. 2. Политическая мысль Древнего Рима Полибий Цицерон

  Политическая эволюция Древней Греции периодизация Темные века - (1100 - 800 гг. до н. Политическая эволюция Древней Греции периодизация Темные века — (1100 — 800 гг. до н. эры. ) Период архаики — (800 — 500 гг. до н. эры. ) Классический период (500 — 336 гг. до н. эры. ) Эллинистический период (ок. 323 — 30 гг. до н. эры. ).

  Управление полисом в период архаики (форма правления – олигархия)  «…Полис представляют собой самоуправляющуюся…автономную Управление полисом в период архаики (форма правления – олигархия) «…Полис представляют собой самоуправляющуюся…автономную общину, чаще всего не выходящую за пределы одного, обычно небольшого города и его ближайших окрестностей (…полис – «город-государство» )»

  VII – VI вв. до н. э. борьба демоса против аристократии  Расцвет греческой VII – VI вв. до н. э. борьба демоса против аристократии Расцвет греческой колонизации в Средиземноморье. Греческая торговля фактически стала международной. В Грецию ввозились рабы, сырье, предметы роскоши, а также продукты питания. Быстро разбогатевшие купцы, ростовщики, ремесленники стали также претендовать на политическую власть в городе. В полисах постоянно происходила борьба, смуты, гражданские столкновения.

  СОЛОН (ок. 640 - ок. 560 до н. э. )   Афинский государственный СОЛОН (ок. 640 — ок. 560 до н. э. ) Афинский государственный деятель и законодатель, избранный в 594 архонтом и наделенный чрезвычайными полномочиями, чтобы прекратить гражданскую смуту. реформа Солона 594 года: 1. отмена долгов, запрет продажи должников в рабство; 2. регулярный созыв Народного собрания, допущение к голосованию в народном собрании всех граждан Афин; 3. учреждение Совета четырехсот; 4. судьи выбирались из всех афинян; 5. деление граждан на 4 разряда, в основу политических реформ был положен умеренный цензовый принцип. Реформы Солона не привели к миру.

  Тирания - форма правления в греческом полисе,  возникавшая после захвата власти лицом, Тирания — форма правления в греческом полисе, возникавшая после захвата власти лицом, опиравшимся на народ и действовавшим от его имени против земельной знати. Тираны – посредники. (Писистрат в Афинах. 560 -527 гг. ). век тиранов (600 -500 гг до н. эры. )

  Демократия в Афинах Клисфен Реформы Клисфена в 508 г. ввели демократическую форму правления. Все Демократия в Афинах Клисфен Реформы Клисфена в 508 г. ввели демократическую форму правления. Все граждане получили право голоса в управлении полисом.

  Остракизм С именем Клисфена связано введение института остракизма - изгнания по решению большинства любого Остракизм С именем Клисфена связано введение института остракизма — изгнания по решению большинства любого гражданина полиса.

  Цель реформы – – уничтожение старых политических группировок. Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на Цель реформы – – уничтожение старых политических группировок. Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа — филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок.

  Административно-территориальное деление Афинского полиса        Прибрежные  триттии Административно-территориальное деление Афинского полиса Прибрежные триттии (10) Демы Городские триттии (10) Фила (10) Сельские триттии (10)

  Политическая структура управления Афинами Народное собрание (экклесия) принятие законов, объявление войны,  утверждение договоров. Политическая структура управления Афинами Народное собрание (экклесия) принятие законов, объявление войны, утверждение договоров. отчеты стратегов о их деятельности Совет пятисот (Буле) избирается по жребию из всех граждан сроком на 1 год. занимался подготовкой вопросов для обсуждения в собрании. каждая фила по очереди возглавляла Совет. Народный суд присяжных (Гелиея) состоял из более 200 человек, чтобы их нельзя было запугать. Решение принималось тайным голосованием. Должностные лица Избирались по жребию на 1 год. Самая важная – должность первого стратега. Десять стратегов осуществляли военную политику полиса. Девять архонтов заведовали культовыми и праздничными церемониями. Афинское общество Граждане – коренные афиняне. Метеки – переселенцы, не имели права владеть землей, участвовать в управлении, платили налог за проживание. Рабы – полная собственность хозяев.

  Расцвет демократии В 462 г. Эфиальт, по решению народного собрания, лишил ареопаг - оплот Расцвет демократии В 462 г. Эфиальт, по решению народного собрания, лишил ареопаг — оплот аристократии — политических функций. Перикл (490 -429), избиравшийся стратегом (443 -429) пятнадцать лет подряд. Пелопонесская война между Афинами и Спартой (431 — 404 гг. )

  Кризис полисной демократии Поражение Афин, потеря владений и союзников.  В каждом городе образовались Кризис полисной демократии Поражение Афин, потеря владений и союзников. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Распространение рабства не давало возможности найти наемный труд, средством существования оставалось ведение войны.

  Олигархия Олигархический  переворот в Афинах (411 год до н. э. ) — кратковременный Олигархия Олигархический переворот в Афинах (411 год до н. э. ) — кратковременный приход к власти в Афинах олигархической партии. Тридцать Тиранов — коллективное прозвище ридцать Тиранов (иначе Правление Тридцати ) — коллективное прозвище группы проспартанских правителей, правивших в Афинах после окончания Пелопоннесской войны, в период 404 -403 до н. э.

  ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Аристократия (800 - 650 гг. до н. э. ) аристос – лучший ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Аристократия (800 — 650 гг. до н. э. ) аристос – лучший и кратос – власть Тирания (произвол) единоличная власть Век тиранов (600 -500 гг. до н. э. ). Тиран — «правитель» . Демократия (508 – 404) Демос – народ, кратос – власть Олигархия Олигос – немногие, архэ – начало, власть

  Софисты - учителя мудрости искусство публично доказывать свою точку зрения Искусство красноречия Демократия Софисты — учителя мудрости искусство публично доказывать свою точку зрения Искусство красноречия Демократия — Народные собрания и суды

  Протагор из Абдер (ок. 481 - 411),  Горгий из Леонтин (483 - 375), Протагор из Абдер (ок. 481 — 411), Горгий из Леонтин (483 — 375), Гиппий из Элиды (460 -400).

  Естественное и позитивное право Фюзис      Номос Господство  Естественное и позитивное право Фюзис Номос Господство Равенство справедливость Протагор: Справедливое или несправедливое происходит не из природы, а из права. Калликл: Законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство.

  Протагор (ок. 481 - 411), «Антилогии» ,  «О государстве» ,  «О Богах» Протагор (ок. 481 — 411), «Антилогии» , «О государстве» , «О Богах» . Миф о Зевсе, передающим всем людям: справедливость правда и стыд Всякому подобает быть причастным к таким добродетелям, чтобы понять, что такое справедливость. Человек есть мера всех вещей.

  Плат ноо ( ( греч. Πλάτων ) () ( 428428 или 427 до н. Плат ноо ( ( греч. Πλάτων ) () ( 428428 или 427 до н. э. , , Афины — 348 или 347 до н. э. , там же) ученик Сократа (470 -399), После смерти Сократа посетил Египет, Сицилию. При дворе сиракузского тирана Дионисия I попытался воплотить идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий продал философа в рабство. Друзья выкупили Платона. В 387 году Платон основывает собственную школу — Платоновскую Академию. Основные политические произведения – диалог «Государство» , «Политик» , «Законы»

  «Государство»  Платон начинает с вопроса о справедливости.  Сущность справедливости лежит в государстве. «Государство» Платон начинает с вопроса о справедливости. Сущность справедливости лежит в государстве. нравственность носит объективный, субстанциальный характер. Субъективная свобода была инициирована демократией. Полис рождает человека

  Государство есть организм, в котором объективные различия создают целое забота о целом  забота Государство есть организм, в котором объективные различия создают целое забота о целом забота об отдельном Функции 1. 1. Создание законодательства и отправление судебных функций. 2. 2. Защита от внешних врагов. 3. 3. удовлетворение потребностей человека в еде, одежде, жилище, посредничестве.

  Сословия государства а. Сословие правителей.  В. Сословие воинов.  С. Сословие земледельцев и Сословия государства а. Сословие правителей. В. Сословие воинов. С. Сословие земледельцев и ремесленников.

  Добродетели – действительность нравственного 1. Мудрость - достояние тех, кто способен к созерцанию идей Добродетели – действительность нравственного 1. Мудрость — достояние тех, кто способен к созерцанию идей и, в силу этого, может руководить государством. Мудрость приобретается через занятие философией. Она охраняет государство от случайности и различных несчастий. 2. Мужество — рождается из способности твердо придерживаться знания справедливого и противостоять опасности. 3. Умеренность — власть над вожделениями. Эта добродетель обща всем сословиям. Никакая потребность, если она не воспринимается как значимое и самодовлеющее, не становится пороком. 4. Справедливость — каждый занимается одним делом, имеющим отношение к государству, согласно природным задаткам. Она основа добродетели. В справедливости человек живет свободно. Смысл справедливости — в реализации задатков своей природы, существуя тем самым для целого, государства и посредством государства.

  Свойства души человека 1. Вожделения, потребности.  2. Разум, ограничивающий вожделения.  3. Гнев Свойства души человека 1. Вожделения, потребности. 2. Разум, ограничивающий вожделения. 3. Гнев — причастен обоим свойствам, поскольку он способен бороться с вожделениями.

  Диалектика форм правления Царская власть, Аристократия  Тимократия↓ - где господствует честолюбие (Спарта). Сильнейшие Диалектика форм правления Царская власть, Аристократия Тимократия↓ — где господствует честолюбие (Спарта). Сильнейшие и храбрейшие реализуют свое стремление к власти за счет гармонии целого. Олигархия↓- Власть подкрепляется богатством. Вводится ценз. Богатство порождает расширение бедности. Государство делится на два лагеря. Демократия↓- Многочисленная беднота устанавливает власть большинства. Страсти и желания становятся господствующими. Раздоры ведут к заговорам и выдвижению вождей. Тирания — Тиран опирается на самые низменные страсти и силой удерживает власть.

   Аристотель (384 - 322) Арист тельоо , называемый также Стагирит по месту рождения Аристотель (384 — 322) Арист тельоо , называемый также Стагирит по месту рождения ( 384384 , , Стагир — — 322 до н. э. , полуостров Халкидика в Македонии) Ученик Платона , с 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского , , основал в 335 до н. э. Ликей (Лицей или перипатетическую школу ). ). Основные политические произведения – «Политика»

 Полис есть общение людей Простейшее общение - это семья. Она состоит из отношений мужа и Полис есть общение людей Простейшее общение — это семья. Она состоит из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. Селение это общение нескольких семей. Оно состоит из отношений старших и младших и персонифицируется в фигуре вождя — царя. Полис есть общение равных, свободных людей с целью достижения благой жизни. Власть осуществляется над равными и называется политической.

  Классификация форм правления Классификация форм правления

  ПОЛИТИЯ Полития - форма единства положительных моментов олигархии и демократии.  Граждане - те, ПОЛИТИЯ Полития — форма единства положительных моментов олигархии и демократии. Граждане — те, кто занимается делами военными, законосовещательными и судебными. Зажиточный или средний класс является основой порядка. Земля делится на государственную и частную. Правители должны стремиться к тому, чтобы обеспечить досуг и мир государству. Законодательство является частью политики, и поэтому искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей.

  Диалектика форм правления Полития переходит в олигархию,  олигархия сменяется тиранией, а тирания - Диалектика форм правления Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания — демократией. Демократия — это тупик общественного развития.

 Основные элементы полиса Основные элементы полиса

  ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ЭТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии,  содержанием которого является, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ЭТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны, противостояние рождающейся личной моральной воле, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственности общественного человека. Идея блага как политическая идея осуществляет себя как справедливость, которая состоит в равенстве для равных и в неравенстве для неравных; . Политика, по Аристотелю, есть общение свободных людей с целью достижения благой жизни.

  Древний Рим Политическая эволюция Древнего Рима Царский период Древнего Рима: VIII-510 год до н. Древний Рим Политическая эволюция Древнего Рима Царский период Древнего Рима: VIII-510 год до н. э Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э.

  Царский период Древнего Рима Царский период Древнего Рима

  Республиканский период Древнего Рима Основным содержанием истории раннереспублика нского Рима была борьба плебеев за Республиканский период Древнего Рима Основным содержанием истории раннереспублика нского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, Состав населения Рима Рабы Свободное население Патрици и Плебеи

  Управление в республиканском Риме Управление в республиканском Риме

 287 г. до н. э. окончание борьбы сословий Победа плебеев:  они перестали быть сословием, 287 г. до н. э. окончание борьбы сословий Победа плебеев: они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе с патрицианскими родами новую элиту – нобилитет.

  Пунические войны первая - 264 -241 гг. ,  вторая - на 218 -201 Пунические войны первая — 264 -241 гг. , вторая — на 218 -201 гг. , третья — на 149 -146 гг. С 146 г. до н. э. начинается римское владычество в Греции.

  Кризис республики Аграрный вопрос  Оптиматы защищали политические привилегии нобилитета и противились земельной реформе; Кризис республики Аграрный вопрос Оптиматы защищали политические привилегии нобилитета и противились земельной реформе; популяры выступали за ограничение роли сената, возвращение государству земель, находившихся в пользовании у знати, и их передел в пользу неимущих. Ключевым был вопрос о наделении гражданскими правами и земельными наделами всех италийцев и солдат.

  Эпоха гражданских войн Началась между полководцами,  длившаяся около 80 лет:  между Марием Эпоха гражданских войн Началась между полководцами, длившаяся около 80 лет: между Марием и Суллой (88 -82 гг. ), между Серторием и Помпеем, между Помпеем и Цезарем, Между Октавианом и Антонием (43 -30).

  Римская империя В 27 г. до н. э. Октавиан -принцепс, первый человек в государстве Римская империя В 27 г. до н. э. Октавиан -принцепс, первый человек в государстве и император, верховный главнокомандующий. Октавиан Август заменил собой римский народ, что было сформулировано в тезисе: принцепс неподвластен законам.

  Политическая мысль Древнего Рима Полибий (201 -120) Пол бийио  (201 до н. Политическая мысль Древнего Рима Полибий (201 -120) Пол бийио (201 до н. э. , Мегалополь, Аркадия — ? 120 до н. э. ) — греческий историк, автор «Всеобщей истории» ( «Истории» ) в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, c 220 до н. э. по 146 до н. э. Найденная в 1881 г. при раскопках стела в честь Полибия

  Циклическая теория форм правления Царство  - Тирания Аристократия - Олигархия Демократия - Циклическая теория форм правления Царство — Тирания Аристократия — Олигархия Демократия — Охлократия

  Смешанная форма правления 1. 1. консулы - элементы царской власти.  2. 2. Сенат Смешанная форма правления 1. 1. консулы — элементы царской власти. 2. 2. Сенат — аристократический элемент. 3. 3. Народное собрание — демократический элемент. Два начала: Обычаи — система воспитания, установленная на почитании прославленных предков и развитии гражданских доблестей, — религия основанная на страхе перед богами, публичные поощрения и наказания. Законы — должны соответствовать целям государства.

  ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106– 43 до н. э. ) римский государственный ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106– 43 до н. э. ) римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н. э. , это был год его консульства. Главными политическими произведениями Цицерона являются его диалоги «О государстве» и «О законах».

  «О государстве»  О наилучшем государственном устройстве. Смешанная форма правления.  О справедливости. Замиренное «О государстве» О наилучшем государственном устройстве. Смешанная форма правления. О справедливости. Замиренное пространство. Справедливость имманентна государственности. О лучшем государственном деятеле. Возрождение древнего уклада, «согласие сословий» .

  От полиса к империи Всемирное ___ полис ___ Субъективное империя От полиса к империи Всемирное ___ полис ___ Субъективное империя