история народа коми Исторический очерк Коми

Скачать презентацию история народа коми  Исторический очерк  Коми Скачать презентацию история народа коми Исторический очерк Коми

istoriya_naroda_komi.pptx

  • Размер: 3.7 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 12

Описание презентации история народа коми Исторический очерк Коми по слайдам

история народа коми  история народа коми

Исторический очерк Коми - древний народ,  живущий в осн.  массе в совр.Исторический очерк Коми — древний народ, живущий в осн. массе в совр. Республике Коми, а также в Сев. -3 ап. Сибири и на Кольском п-ве. Язык К. близок к языкам коми-пермяков и удмуртов. Все 3 языка составляют перм. группу фин. -угор. семьи языков. Заселение Вычегодского бассейна предками К. началось в глубокой древности. Археологич. памятники (городища и могильники) бассейна pp. Вычегды и Выми XI — XII вв. близки к Камским и Чепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках н. а. Уже в 1 -м тыс. К. общались со слав. племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики. К. находились в даннических, а позднее в торг. отношениях с Новгородом Великим и Сузд. -Рост. кн-вом. Пермь Вычегодская (так назывались земли, лежащие по сред. Вычегде и ниж. Выми) в XIII в. числилась в составе иовг. волостей. В нач. XIV в. на земли, расположенные по сред. Вычегде и Выми, распространяет своё влияние Москва. В это же время происходило обращение К. в православие. Со 2 -й пол. XIV в. земли К. входят во владения Вел. кн-ва Московского.

Численность Конец 1670 -х гг. - около 17, 5 тыс. чел.  1725 г.Численность Конец 1670 -х гг. — около 17, 5 тыс. чел. 1725 г. — 38 -39 тыс. чел. 1782 г. — 51, 5 -52 тыс. чел. (см. Водарский Я. Е. Население России в конце XVII — начале XVIII в. М. , 1977; Кабузан В. М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М. , 1990; Кабузан В. М. Народы России в I половине XIX в. М. , 1992). Конец 1850 -х гг. — около 100 тыс. чел. 1897 г. — 154 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 142 тыс. чел. 1926 г. — 232, 8 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 191, 2 тыс. чел. 1939 г. — 227, 0 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 213, 3 тыс. чел. 1959 г. — 287, 0 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 245, 1 тыс. чел. 1970 г. — 322, 0 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 276, 2 тыс. чел. 1979 г. — 327, 0 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 280, 8 тыс. чел. 1989 г. — СССР — 344, 5 тыс. чел. , РСФСР — 336, 3 тыс. чел. , в том числе в границах современной республики Коми — 291, 5 тыс. чел.

Традиции и быт коми Любая национальная культура,  имеющая многовековую историю, проявляет и несетТрадиции и быт коми Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище Традиционное жилище коми представляло собой наземную,  прямоугольную по форме,  срубную изЖилище Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми — односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения,  а уОдежда Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми — также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой — овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей, повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту. Свадебным головным убором служил юрной. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман, зимой — шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича, совик и др.

Пища К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных,  мясных иПища К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов — продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3 -4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17 -18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом — холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. — картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Ремесла Обработка дерева:  Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, Ремесла Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество:  Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточногоТкачество: Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы. Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми — сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Земледелие у Коми Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. ОднакоЗемледелие у Коми Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

скотоводства Специфической отраслью скотоводства у северных коми было оленеводство.  Заниматься оленеводством коми сталискотоводства Специфической отраслью скотоводства у северных коми было оленеводство. Заниматься оленеводством коми стали не ранее конца XVII в. , по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.