ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай 2 Лекция

Скачать презентацию ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай  2 Лекция Скачать презентацию ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай 2 Лекция

istoriya_-_lekciya_4._drevniy_kitay.pptx

  • Размер: 1.4 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 26

Описание презентации ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай 2 Лекция по слайдам

ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай ИСТОРИЯ Лекция 4 Древний Китай

2 Лекция 4. Древний Китай 1. Возникновение цивилизации 2. Первое китайское государство Шан-Инь 3.2 Лекция 4. Древний Китай 1. Возникновение цивилизации 2. Первое китайское государство Шан-Инь 3. Государство Чжоу: почитание предков, социальная структура, организация экономики 4. Конфуцианство, моизм, даосизм и легизм 5. Империя Цинь, ее возвышение и крах 6. Империя Хань. Конфуцианство как государственная идеология 7. Реформы Ван Мана и «восстание желтых повязок»

3 Возникновение цивилизации Китайская цивилизация возникает в бассейне трех рек — Хуанхэ, Янцзы и3 Возникновение цивилизации Китайская цивилизация возникает в бассейне трех рек — Хуанхэ, Янцзы и Сицзян Природные условия сходны с долиной Нила, однако площадь, пригодная для ирригационного земледелия, значительно больше Необходимость освоения огромной территории ограничивает возможность отвлечения значительных сил для непроизводительного труда Ирригационные работы осуществляются в рамках самоуправляемых общин, что формирует привычку к коллективному труду Древний Китай (2 -я половина II тысячелетия до н. э. — конец III века до н. э. )

4 Государство Шан-Инь (XVII—XI века до н. э. ) Основная часть населения — представители4 Государство Шан-Инь (XVII—XI века до н. э. ) Основная часть населения — представители монголоидной расы, но в культуре присутствуют элементы заимствования с Ближнего Востока (следы торговых контактов, либо наследство полностью ассимилированных переселенцев с запада) Культ предков ди или шан-ди ( «живущие наверху» ) Глава государства, ван — посредник между живыми людьми и предками Сознание древних китайцев не мифологично, обожествляемые силы природы не имеют телесного облика Историк Сыма Цянь (конец II — начало I века до н. э. )

5 Шан-Инь: организация экономики Основа экономики: земледелие (рис и чумиза) + шелководство и шелкоткачество5 Шан-Инь: организация экономики Основа экономики: земледелие (рис и чумиза) + шелководство и шелкоткачество Земельные угодья делятся на «большие поля» (владения вана) и наделы свободных крестьян, находящиеся под управлением общины «Большие поля» — основной источник доходов государства — обрабатываются силами свободных крестьян в рамках обязательных общественных работ Рабство существует, но большой экономической роли не играет Китайский пейзаж

Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Вэнь-ван —  «Просвещенный правитель» Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Вэнь-ван — «Просвещенный правитель» — образцовый политик государства Чжоу: прославился не столько воинскими успехами, сколько гражданскими добродетелями способствовал заимствованию у шанцев письменности, секретов изготовления бронзы, боевых колесниц, культуры в широком смысле слова благодаря Вэнь-вану государство Чжоу достигает процветания и догоняет Шан-Инь по экономическому, военному и культурному потенциалу. Вэнь-ван, Просвещенный правитель (1148— 1051 до н. э. )

7 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Почитание предков шан-ди,  заимствованное7 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Почитание предков шан-ди, заимствованное чжоусцами у покоренных шанцев, рождает вопрос: чьи предки сильнее? Единство государства требует отказа от государственного культа предков, которые воспринимаются как предки отдельных народностей Ван наделяется «мандатом Неба» — могущественной абстрактной божественной силы Правитель Китая — Сын Неба Мера добродетельности политика — дэ , совокупность праведных и неправедных поступков самого вана и его предков Символ неба (V век до н. э. )

8 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Чжоу — децентрализованное государство. 8 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Чжоу — децентрализованное государство. Экономические и внешнеполитические стимулы к централизации отсутствуют. Уделами управляют наместники, чья власть приобретает наследственный характер Представление о дэ политика делает возможной смену вана, совершающего недобродетельные поступки Начинает формироваться присущая китайскому менталитету приверженность к строгому соблюдению принятых норм, правил, ритуала Знание ритуала и этикета — разделительная черта между знатными и незнатными людьми Главный барьер на пути к знанию — сложная иероглифическая письменность Образец письменности эпохи Чжоу

9 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Социальная структура государства Чжоу: 9 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Социальная структура государства Чжоу: ван — верховный правитель чжухоу — наследственный правитель удела дафу ( «большой человек» ) — глава крупной семейно-клановой группы или правитель части удела; должен служить чжухоу как воин на боевой колеснице ши — чиновник или воин шужэнь — простолюдин Ранг отца наследует только один сын, остальные опускаются рангом ниже Образец одежды эпохи Чжоу

10 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Основа экономики — сельское хозяйство10 Государство Чжоу (XI—III века до н. э. ) Основа экономики — сельское хозяйство Земля делится на 2 категории: поля сы — обрабатываются крестьянами для самих себя поля гун — обрабатываются крестьянами в пользу правителя обработка земель гун ведется под контролем чиновника, который одновременно является старейшиной крестьянской общины, что позволяет соблюдать баланс между интересами государства и крестьян. Повседневная жизнь в Древнем Китае

11 Упадок Чжоу и эпоха Воюющих царств Переход от бронзовых к железным орудиям труда11 Упадок Чжоу и эпоха Воюющих царств Переход от бронзовых к железным орудиям труда Расширение обрабатываемых площадей и ирригационных систем Повышение урожайности и рост доходов Рост экономической независимости уделов Укрепление политической власти наместников чжухоу Распад единого государства на воюющие провинции, формально признающие власть вана Общий духовный кризис Китайский воин

12 Конфуций (551— 479 годы до н. э. )  Конфуцианство — учение о12 Конфуций (551— 479 годы до н. э. ) Конфуцианство — учение о постоянном самосовершенствовании человека, общества и государства Дао — великий истинный путь, мудрый и справедливый порядок, норма правильного поведения Дэ человека — конкретное проявление Дао, символ добродетельного поведения благородного человека Благородный человек — истинно порядочный, добродетельный человек, опора государства, преисполненный чувства гуманности, долга и справедливости, высоко ценящий ритуальный церемониал и готовый постоянно учиться и совершенствоваться Конфуций или Кун-цзы

13 Конфуцианство Цель Конфуция — воспитать хороших помощников правителя Кратчайший путь к процветанию государства13 Конфуцианство Цель Конфуция — воспитать хороших помощников правителя Кратчайший путь к процветанию государства — благородный человек в качестве правителя Высшая цель и ценность государства — благо человека Высшее достоинство чиновника — человечность Простые люди сяо-жэнь — объекты заботы государства Цзюнь-цзы — благородные люди, которые заботятся о благе сяо-жэнь Китайские чиновники

14 Конфуцианство  «Будучи вне дома, держите себя так,  словно принимаете почетных гостей.14 Конфуцианство «Будучи вне дома, держите себя так, словно принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства» . «Без ли (то есть без соблюдения ритуала) почтительность превращается в утомительность, осторожность становится трусостью, смелость смутой, а прямота грубостью» . Конфуций Из книги «Лунь Юй» Конфуций

15 Мо-Цзы (около 480 — 400 годов до н. э. ) Моизм:  главная15 Мо-Цзы (около 480 — 400 годов до н. э. ) Моизм: главная причина бедствий Китая — взаимная ненависть людей и эгоистическое стремление человека к собственному благу за счет другого путь решения проблемы — всеобщее уравнение, отказ от деления на своих и чужих (в том числе по семейному и клановому признакам), на богатых и бедных все должны есть простую пищу, носить скромную одежду, жить в небольшом удобном жилище, любить друга и заботиться друг о друге. Мо-цзы

16 Моизм Гарант правильного общественного устройства — иерархическое супергосударство Во главе государства — сын16 Моизм Гарант правильного общественного устройства — иерархическое супергосударство Во главе государства — сын Неба, который возглавляет строго выстроенную иерархию чиновников Все вакансии заполняются снизу вверх старательными младшими администраторами Главные обязанности чиновников: слушаться старших вовремя сообщать обо всех, кто уклонился от соблюдения установленных норм Мо-цзы

17 Лао-Цзы (VI век до н. э. ) и даосизм Лао-Цзы — согласно легендам,17 Лао-Цзы (VI век до н. э. ) и даосизм Лао-Цзы — согласно легендам, старший современник Конфуция, автор даосского трактата «Дао-дэ цзин» Дао — это всё и ничто, всюду и нигде, оно всё пронизывает собой, но не ощущается органами чувств, это Великий Закон и Абсолют В конкретных предметах физического мира Дао проявляется как дэ Лао-Цзы: «Когда человек дойдет до неделания, то нет того, что бы не было сделано» «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным» Лао-Цзы

18 Легисты Ключ к процветанию государства — неукоснительное соблюдение регламентов и указаний начальства Закон,18 Легисты Ключ к процветанию государства — неукоснительное соблюдение регламентов и указаний начальства Закон, фа — это правила, которые устанавливаются начальством и обязательны для исполнения подчиненными Шан Ян (IV век до н. э. ) — один из ярчайших представителей легизма, всесильный министр-реформатор в царстве Цинь Шан Ян

19 Шан Ян: теория и реформы Теория Шан Яна:  Человек по природе порочен19 Шан Ян: теория и реформы Теория Шан Яна: Человек по природе порочен и глуп, но глупыми людьми легче управлять Управлять должна администрация путем издания четких, ясных и понятных законов Законы должны неукоснительно исполняться, а непокорные — наказываться Одна из главных задач государства — ослабить народ, чтобы направить его энергию на занятия земледелием и военным делом Администрации нужны не умные, а законопослушные, исполнительные, преданные правителю люди Контроль должен основываться на системе доносов и круговой поруки. Чиновники и мудрый правитель

20 Шан Ян: теория и реформы Реформы Шан Яна:  содействие дроблению традиционных больших20 Шан Ян: теория и реформы Реформы Шан Яна: содействие дроблению традиционных больших семей на более мелкие новое территориальное деление на группы из пятков и десятков семей, причем каждая группа объединялась круговой порукой с обязательством слежки друг за другом ликвидация привилегий наследственной знати поощрение военных обращение недовольных в рабство или высылка в отдаленные районы страны принцип неотвратимости наказания сверху донизу

21 Империя Цинь (253— 207 годы до н. э. ) Реформы Шан Яна —21 Империя Цинь (253— 207 годы до н. э. ) Реформы Шан Яна — основа возвышения царства Цинь Ши-хуанди (259 — 210 гг. до н. э. ) силой объединил Поднебесную под своей властью, провозгласил себя императором и основал новую династию. Терракотовая армия императора Цинь Ши-хуанди

Империя Цинь Назначаемые губернаторы Централизованный административный аппарат с круговой порукой и наказаниями за недонесениеИмперия Цинь Назначаемые губернаторы Централизованный административный аппарат с круговой порукой и наказаниями за недонесение Общеимперское законодательство и единая система мер и весов Переселение местной наследственной знати в столицу Уничтожение бронзового оружия на местах Массовые общественные работы и грандиозные стройки Преследование конфуцианцев Император Цинь Ши-хуанди

23 Лю Бан и династия Хань (206 год до н. э. — 220 год23 Лю Бан и династия Хань (206 год до н. э. — 220 год н. э. ) Политика Лю Бана: широкая амнистия и отмена циньской системы наказаний усиление власти сельских старейшин саньлао мелкие земельные пожалования для сторонников снижение поземельного налога ограничение государственных расходов обновление госаппарата путем привлечения конфуцианцев Лю Бан, первый император династии Хань

24 «Ханьское конфуцианство»  Превращение конфуцианства в официальную идеологию империи Хань Систематизация конфуцианства, изъятие24 «Ханьское конфуцианство» Превращение конфуцианства в официальную идеологию империи Хань Систематизация конфуцианства, изъятие из него элементов идеализма и привнесение элементов легизма Изучение конфуцианства — важнейший элемент подготовки чиновников, а уровень владения им — главный критерий для карьерного роста Ориентация конфуцианства на поддержание традиции — залог преемственности в государственном развитии Статуэтка времен Ханьской империи

25 «Ханьское конфуцианство»  Конфуцианские традиции государственного управления:  патернализм и ответственность центральной власти25 «Ханьское конфуцианство» Конфуцианские традиции государственного управления: патернализм и ответственность центральной власти за благосостояние подданных социальная дисциплина почтение к старшим (включая старшинство в социальном смысле) конфуцианское почтение к знаниям и тяга к самосовершенствованию как главный двигатель развития в условиях традиционного Китая строгое соблюдение этикета, ритуала и церемониала. Картина Ханьской эпохи

26 Реформы Ван Мана:  все земли провозглашены государственными запрет на куплю-продажу земель перераспределение26 Реформы Ван Мана: все земли провозглашены государственными запрет на куплю-продажу земель перераспределение конфискованных у «сильных домов» излишков земель между арендаторами и даже рабами введение системы наказаний для непокорных чиновников и обращение недовольных в государственных рабов увеличение налогов Воин эпохи династии Хань