ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Лекция-консультация • Философия в
istoriya_filosofii._lekciya-konsulytaciya.ppt
- Размер: 7.3 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 21
Описание презентации ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Лекция-консультация • Философия в по слайдам
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Лекция-консультация
• Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости ( phileo — люблю, sophia — мудрость). * Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н. э.
Основной вопрос философии • При самом первомвзгляде на мир все процессы, явления можно разделить на 2 части: 1. Материальные; 2. Идеальные. • Этот подход составляетсодержание основного вопроса философии, который раскрывает соотношение междуматериальным и идеальным. • Основной вопрос философии имеет 2 стороны: «Чтоявляется первичным: сознание или материя? » есть учения материалистические иидеалистические. • Вторая сторона: «Познаваем ли мир? » . Те философы, которыесчитают, что мир познаваем – гностики, остальные – агностики (обычно агностикисвязаны с идеалистами).
Структура философского знания • 1. Онтология – учение о существовании. 2. Гносеология – учение о знании, теория познания. 3. Диалектика – учение о развитии. 4. Социальная философия – учение об обществе, о его закономерностях. 5. Логика – закономерность человеческого познания. 6. Этика — -наука о морали и нравственности. 7. Эстетика – наука о прекрасном. 8. История философии
Функциифилософии 1. Мировоззренческая – определяет возможность человека объединить все знания о мире, сформировать целостную систему о мире, помогает ориентироваться в окружающем мире. 2. Методологическая – логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей определяет направления различных научных исследований, ориентирует в фактах. 3. Гносеологическая – приращение новых знаний о мире. 4. Социально-коммуникативная – использует философию в идеологии, воспитании. Формирует субъект мировоззрения, идеалы чел-ка, которые делают человека личностью. Выделяют подфункции: а)аксиологическая; б)воспитательная.
Античная философия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало развитияевропейской философии было положено в 5 – 4 вв. до н. э. в Древней Греции. Парминид Гераклит Демокрит Бытие – это то, что есть. Небытия нет, т. к. его невозможно познать. Борьба противоположностей — источник всего сущего, «скрытой гармонии мира» — внутреннее тождество противоположностей 1. Все вещи в мире состоят из сочетаний атомов 2. Атомы вечно движутся в окружающейпустоте, их место совершенно случайно. Мыслимо только то, что существует. Первоначало — Огонь Душа состоит из двух частей: разумная (в груди) и неразумная (по всемутелу).
Платон (427 – 348 до н. э. ) Учение Платона –первая классическая форма объективного идеализма. Учение о бытии Платона: бытие — множественно, но основа бытия – идея. Теория припоминания (анамнесис): душа припоминает то, что видела в мире идей, досоединения с телом Душа человека состоит из трёх частей: 1. разумная – мудрость; 2. пылкая (волевая) – мужество; 3. вожделеющая (чувственная) –умеренность. По Платону государстводолжно быть тоталитарным. Разделяет мир на две части: 1. Феноменальный мир (мир вещей, несовершенн ый, приходящий); 2. Мир идей (совершенный). Мир сотворенбожественным Демиургом. Выделял трисословия: — философы (носители мудрости) – управляющие. — стражи (воины и чиновники) – защищающие государство от внешних и внутренних врагов. — работники (крестьяне и ремесленники).
Аристотель (384 – 322 до н. э. ) Провёл разграничение наук, установил различия между теоретическими, практическими и творческими науками. Основные принципы бытия: принцип возможности и осуществления, принцип формы и материи, материальн ые причины, формальные и производящие причины, целевой принцип. Душа присуща всемуживому. Существует три вида души: • растительная • животная • разумная Человек – это политическое животное. Наилучшие формы государства: монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшие: тирания, олигархия, охлократия.
Средневековаяфилософия (1/2 – 14/15 вв. ) • Свойства средневековой философии: 1. Ретроспективность и традиционализм –обращенность в прошлое. 2. Творческий метод –главной задачей философа было передать образ, истину другим такой, какая она была в первоисточнике. 3. Проблема псевдоавторства – философыскрывали свои подлинные имена и творили под именами древних философов. 4. Дидактизм – учительство, назидательность.
Эпоха. Возрождения • Основные чертымировоззрение в эпоху Возрождения: 1. Ориентация на человека – антропоцентризм. 2. Гуманизм – человек – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Для философии эпохи Возрождения характереноптимизм, бесконечная вера в возможности человека. 3. Культ творческой деятельности. 4. Реабилитация человеческого тела. Телеснаяжизнь – самоценна.
Философия Нового времени. Ф. Бэкон (1561 – 1621 гг. ) Френсис Бекон – родоначальник европейскогоэмпиризма Человечество засорено различными идолами – заблуждениями. 1. Идолы рода – ложные представления омире присущие всему человеческому миру, результат естественной ограниченности органов чувств. 2. Идолы пещеры – каждый чел-квоспринимает мир субъективно. 3. Идолы рынка (площади) – ложныепредставления о мире, порожденные неправильным употреблением слов. 4. Идолы театра – те представления омире, которые люди заимствуют у различных философских систем. Метод Бекона основан на познании. Познание – это отражениеестествен ного мира. Познание начинается с чувствительных представлений, которыенуждаются в опытной проверке. Самое лучшее доказательство – опыт, если он хранится вэксперименте. Выделяет виды опытов: — плодоносные – приносятпрактич ескую пользу; — светоносные — способствуют накоплению знаний о мире. Опыты ставятся по определенному методу – правилу индукции.
Философия Нового времени. Р. Декарт (1596 – 1650 гг. ) Рене Декарт – основоположник рационализма Суть метода. Декарта: 1. Познание следует от незнания к фундаментальным истинам. 2. Разум должен на основе дедукциивывести все необходимые следствия. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Вывел триправила: 1. Во всех вопросах должно содержатьсянеизвестн ое. 2. Это неизвестное должно иметьхарактерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именноэтого метода. 3. В каждом вопросе должно содержаться инечто известное. Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. «Я мыслю, следовательно, я существую!» Принцип сомнения – философский принцип. Декарт вводит учение о врожденныхидеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего не происходит» и пр.
Немецкая классическая философия И. Кант (1724 -1804) СУБЪЕКТвещь, предмет, явление познавател ьные способност и человека источник и знания чувственно е восприятие рассудок знаниесубъектив ное знание понятие
ЭТИКА регулирует отношения между людьми НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ внутри человека. Немецкая классическая философия И. Кант (1724 -1804)
Немецкая классическая философия Г. Гегель (1770 -1831) Гегель обозначаетсвою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум. Абсолютная идея – сущность вещей. Представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм ксодержанию: 1. Логика –научно-теоретическое осознание абсолютной идеи. 2. Природа –вспомогательноесредство для развития абсолютной идеи. Бог создал природу, чтобы возник человек ичеловеческий дух. Стадии развития человеческого духа: а) субъективный дух – на трех уровнях: — антропология. — феноменология. — психология. б) объективный дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается вправе, морали, нравственности, религии, искусстве. в) абсолютный дух. Диалектика: 1. З-нперехода количества в качество. 2. З-нединства и борьбы противоположнос тей. 3. Отрицаниеотриц ания.
Русская религиозная философия начала ХХ века • Русская религиозная философия начала ХХ века представляет собой оригинальное развитие основных идей оригинальной религиозной философии к. XIX в. , выполненное с использованием важнейших достижений европейской мысли.
В. С. Соловьев (1853 -1900) СОФИЯ божественное единство совершенное человечество разумный космос женское началодуховное материальн ое. ЧЕЛОВЕК злопреодоление зла
Н. А. Бердяев (1874 -1948) ЛИЧНОСТЬ СВОБОДА ТВОРЧЕСТВ О первична я, иррацион альная этика творчества «вне добра и зла» духновое бытиесубъективный идеализм подавлени е личности объективизаци я духа произведен ия культуры отношения в обществе государство
Русский космизм • Н. Ф. Федоров (1828 -1903) — основоположник русского космизма. Космизм стремится объединить судьбы человека и космоса. Человек приобретает возможности длясамореализации. Причина неустройств, дисгармоничности в различии человека и природы. • В. И. Вернадский (1843 -1965) — создатель учения о ноосфере. Ноосфера – сфера взаимодействияобщества и природы, где главная сила – разумная человеческая деятельность. Также он высказал идею единства процессов эволюции. Человек – решающий фактор эволюции Земли.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!