Скачать презентацию Исторические формы этических теорий Софисты Гиппий Антифонт Скачать презентацию Исторические формы этических теорий Софисты Гиппий Антифонт

История этических учений.ppt

  • Количество слайдов: 7

Исторические формы этических теорий • Софисты (Гиппий, Антифонт). Различие законов природы и законов культуры. Исторические формы этических теорий • Софисты (Гиппий, Антифонт). Различие законов природы и законов культуры. Протагор: «Человек есть мера всех вещей» . Историческая изменчивость законов. Нравственно то, что освещено традицией

История этических учений • Гедонизм (основатель учения - Аристип из Кирены, 435 – 360 История этических учений • Гедонизм (основатель учения - Аристип из Кирены, 435 – 360 г до н. э. ) Человеку естественно стремиться к удовольствиям и избегать страданий. Критерий счастья – удовольствие. Все, что не приносит удовольствия, безразлично. Основной упор – на интенсивности, не на содержательной определенности

История этических учений • Гедонизм (продолжение) Эпикур (341 – 270) – отрицательно сформулированная цель История этических учений • Гедонизм (продолжение) Эпикур (341 – 270) – отрицательно сформулированная цель – избегать страданий, жить незаметно. «Сад Эпикура» - философская община его единомышленников. «Удовольствие здесь – высшее благо» «человек чувствует боль, но не чувствует отсутствия боли» . Правильно найденный путь избежать страдания есть противоположное страданию – удовольствие.

Эпикуреизм (продолжение) • Калокагатия (блаженная жизнь). Наслаждение отнимают тревоги и поиски, покой и не Эпикуреизм (продолжение) • Калокагатия (блаженная жизнь). Наслаждение отнимают тревоги и поиски, покой и не тревожность – наслаждение • Полная отстраненность от мира. Завершенность человека • Только разум гарантирует человеку подлинную свободу

Классификация удовольствий по Эпикуру • Естественные и необходимые • Естественные, но не необходимые • Классификация удовольствий по Эпикуру • Естественные и необходимые • Естественные, но не необходимые • Неестественные и не необходимые «Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо. Богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности» Естественные удовольствия обеспечивают независимость от мира

Классификация страхов Свобода от страхов • Страх перед богами Размышление о божественном показывает, что Классификация страхов Свобода от страхов • Страх перед богами Размышление о божественном показывает, что божество замкнуто на себя и не интересуется ничем вне его (боги не вмешиваются в дела людей) • Страх перед необходимостью (ниши свободы) • Страх перед смертью. Мы знаем мир через ощущения, а по ту сторону смерти ощущений нет. «Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука» Все страхи есть следствие невежества, философия – средство от него Значение дружбы как проявления свободы

История этических учений • Стоицизм – оппонент этики удовольствий. • Секст Эмпирик: «физику можно История этических учений • Стоицизм – оппонент этики удовольствий. • Секст Эмпирик: «физику можно сравнить с садом, этику – с плодами в этом саду, логику – с оградой сада» . Счастье человека – в освобождении от страхов. Снижение влияния аргумента от общественной (полисной) морали (различение этического и политического). Философия как путь к апатии и атараксии (против Аристотеля). Дом человека – не полис, а Космос.