Искусство XVII века Лекция 2. БАРОККО КЛАССИЦИЗМ
Искусство XVII века Лекция 2. БАРОККО КЛАССИЦИЗМ
Стили в искусстве XVІІ ст. n Лекция 1 Искусство классицизма и барокко. Стили в искусстве x. Vii ст. Вопрос о «реализме» в искусстве x. ViІ в. Истоки искусства классицизма (Франция) и барокко (Италия, Фландрия). Караваджо и караваджизм. Проблема стилевой атрибуции искусства Голландии и Испании. n Лекция 2 Искусство классицизма и барокко (продолж. ). Н. Пуссен, К. Лоррен, Л. Бернини, П. -П. Рубенс, Я. Снейдерс, А. Ван Дейк. Влияние школы Ван Дейка на английскую живопись. Сопоставление выразительных возможностей стилей и творческих манер мастеров барокко в Испании. x. де Рибера, Ф. Сурбаран. Д. Веласкес: исторические картина и бодэгонес.
Французский классицизм n В живописи классицизма преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись тяготеет к монохромности, а графика — к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (например, коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), световоздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластическими объёмами, действие разворачивается, как на сценической площадке. n Величайшим художником и теоретиком французского К. x. Vii в. был Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге) воплощающий мечту о золотом веке.
Никола Пуссен n Никола Пуссен (poussin), (1594 -1665). Французский живописец и рисовальщик. Учился у К. Варена и др. французских художников; с 1624 жил в Риме (в 1640 -1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и А. Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. НИКОЛА ПУССЕН. Автопортрет. 1650. Холст. Масло. , 78 x 94 см Музей Лувр. Париж. НИКОЛА ПУССЕН Пейзаж с Полифемом. 1649. Холст, масло 149 х197, 5 см Государственный Эрмитаж, С. -Петербург.
n Уравновешенная застывшая композиция. n Мифологическая страна Аркадия, Золотой век, где смерть неизвестна. n Аллегорические персонажи - пастухи и муза истории. n Фигуры замерли в момент осознания, что время мимолетно, а НИКОЛА ПУССЕН смерть Аркадские пастухи ( «…и Я в неизбежна. Аркадии…» ). n Крупные фигуры. 1637 -1639 г. Холст. Масло. Лувр, Париж.
n Сюжет взят из классической литературы: похороны генерала несправедливо обвиненного афинянами в измене. n Соединение исторического сюжета с пейзажем. n Геометрическое построение. n Равномерный свет и НИКОЛА ПУССЕН спокойствие. Похороны Фокиона, 1648 г. n Логика и порядок. Холст. Масло. Национальный Музей n Искусство Уэльса, Кардифф (взаймы). обращается к разуму, а не к чувствам.
Н. ПУССЕН. Зима (Потоп). 1660— 1664 Холст, масло. 118 x 160 Лувр, Париж
Клод Лоррен n Клод Желле, прозванный Лоррен (фр. claude lorrain, ок. 1604 -1605, Шамань (Лотарингия) - 1682, Рим) - прославленный французский живописец, гравер и рисовальщик x. Vii века, работавший в Италии. Выдающийся пейзажист, один из родоначальников европейского классицизма. КЛОД ЛОРРЕН. Пейзаж с отдыхом на пути в Египет. 1647. Холст. Масло, 102 x 134 см. Художественная галерея, Дрезден
n Идеальный пейзаж, в качестве основы использован римский ландшафт. n Пастораль, место — Аркадия, время — Золотой Век, а не реальный период истории. n Неземное КЛОД ЛОРРЕН. Пейзаж с торговцами, 1630. Холст. Масло. свечение. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Формула ситуаций идеального пейзажа: n Именно по отношению к картинам Лоррена и работам некоторых других пейзажистов x. Vii в. был применен термин «идеальный пейзаж» : q Деревья обрамляют скалы или постройки с обеих сторон; q Плановость изображения; четко выделены первый, средний и дальний планы; q Чередование светлого и темного; q Запечатлено идеальное, а не реальное, существующее в природе место; q Взгляд всегда возвращается в центр изображения. q В мире идеального пейзажа нет места разбушевавшейся стихии: бурям, грозам, молниям и наводнениям, ничто не нарушает гармонии и покоя, воцарившихся в уголке природы, созданным воображением и кистью мастера.
КЛОД ЛОРРЕН. Итальянский пейзаж. 1648. Холст, масло. Эрмитаж. С. - Петербург.
Излюбленный мотив Лоррена — отправление в путь КЛОД ЛОРРЕН. Отплытие Одиссея из страны феаков. 1646 Холст, масло. 119 x 150 Лувр, Париж КЛОД ЛОРРЕН. Гавань при восходе солнца. 1674 Холст, масло. 72 x 96 Старая пинакотека, Мюнхен
Характеристики искусства барокко: n Непосредственный контакт и вовлечение зрителя; разрушение барьера между искусством и жизнью. n Новый натурализм. n Неестественность и драма. n Психология крайних состояний человеческих чувств. n Актуальность мгновения, скоротечность, чувство мимолетности жизни. n Сфокусировано на обыденном. В изображениях святых и мифологических фигурах прочитываются обычные люди. n Единое пространство, отсутствует изображение развития сюжета во времени. n Движение. n Диагональная организация пространства. n Асимметричное пространство, недостаточное построение линейной перспективы.
Итальянское барокко Лоренцо Бернини n (bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. 1598, Неаполь, - 12. 11. 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. n Учился у отца - скульптора Пьетро Бернини Дж. Л. БЕРНИНИ. Автопортрет. 1623. Холст. Масло. Галерея Боргезе, Рим. ДЖ. Л. БЕРНИНИ. Аполлон и Дафна, 1622 -1625. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим ПЬЕТРО БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ. Сатир с пантерой. Мрамор. Музей
Дж. Л. БЕРНИНИ. Давид, 1623 г. Мрамор. Галерея l Запечатлен момент высвобождения силы. Боргезе. Рим l Ощущение мощи энергии броска. l Психологическое и формальное расширение пространства за границами скульптуры.
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Давид, 1623 г. Мрамор Галерея Боргезе, Рим. МИКЕЛАНДЖЕЛО Давид, 1504. Мрамор, Галерея Академия, Флоренция.
Бернини выступает как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении. Дж. Л. БЕРНИНИ. Бюст Констанцы Дж. Л. БЕРНИНИ. Буонарелли. Бюст Шипионе Боргезе. Мрамор, около Мрамор, 1632, Музей и 1635, галерея Боргезе, Рим. Национальный музей, Флоренция
n Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа барочного парадного портрета. Дж. Л. БЕРНИНИ. Портрет Людовика XIV, 1665. Мрамор, Национальный музей Версаля
Дж. Л. БЕРНИНИ. Надгробие папы Урбана VIII. 1639 -1646. Александра VII. 1672 -1678. Бронза и цветной мрамор. Собор св. Петра, Рим
Лоренцо Бернини. Экстаз св. Терезы Аквильской, Мрамор. 1645 -1650. Часовня семьи Коронаро. Церковь Санта Мария делла Витториа,
n Соединение живописи, скульптуры и архитектуры в одном произведении. n Театральное пространство, где смешаны реальность, скульптура и фреска. n Эротическая форма мистики. n Совмещение эффектов: божественный свет заливает святую — скульптурная группа освещена через скрытое окно. n Придание нового значения святым в период контрреформации. ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ. Экстаз св. Терезы Аквильской, Мрамор. 1645— 1650 гг. Часовня семьи Коронаро. ц. Санта Мария делла Витториа,
ФЛАМАНДСКОЕ БАРОККО n Смешение итальянского барокко с северным интересом к повседневной жизни и деталям. n Область остается ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС католической. n Рубенс (rubens) Питер Пауль (1577 -1640) фламандский живописец. n Обладал высоким общественным и политическим статусом, был признан всеми европейскими дворами. n Влияние итальянских школ живописи. n Важность системы студий. n Пишет небольшие эскизы маслом, а ассистенты закрашивают по ним крупные части полотна. n Придает значение цвету (в отличие от линии Пуссена). П. П. РУБЕНС. Автопортрет в шляпе. 1623 -1625. Масло, дерево. 85 x 61 см Галерея Уффици, Флоренция
n Насыщенные, теплые цвета, богатые текстуры. n Влияние тенеброзо Караваджо. n Энергия. n Драматизм и острые эмоции. n Виртуозная техника. n Динамичное диагональное движение. n Детальное внимание к различным текстурам. n Особо важно — реальное физическое присутствие тела Христа в Причастии — главной католической догме. ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС Снятие с Креста, 1610 г. Масло на панно. Алтарь, в церкви св. Валбургиса. Антверпен.
П. П. П. РУБЕНС Портрет Марии Автопортре Медичи, около т с 1622 -1625, Холст, Изабеллой масло. Прадо, Брант. 1609. Мадрид Холст, масло. Старая пинакотека, Мюнхен П. П. РУБЕНС Портрет Прибытие камеристки Марии инфанты Медичи, 1623 - Изабеллы. 1625. Из цикла Около 1625. "История Масло на Марии панно. Государственн Медичи". ый Эрмитаж, Холст, масло. С. -Петербург Лувр, Париж
П. П. РУБЕНС. Похищение дочерей Левкиппа. Холст, масло, около 1619 - 1620, 224 x 211 см Старая пинакотека, Мюнхен П. П. РУБЕНС. Союз Земли и Воды. Холст, масло, около 1618, 223 x 181 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Собственный дом Рубенса. 1610 -1615. Антверпен.
П. П. РУБЕНС. Пейзаж с возчиками камней. Холст, масло. , 86 x 127 см около 1620, Государственный Эрмитаж, С. -Петербург П. П. РУБЕНС. Пейзаж с радугой. Холст, масло, 86 x 130 см около 1632 -1635, Государственный Эрмитаж, С. -Петербург П. П. РУБЕНС. Деревенский праздник (Кермесса), около 1635 - 1636, Масло. Дерево. 149 x 261 см Лувр, Париж
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Аллегория начала войны, (также известная как «Ужасы войны» или «Последствия войны» ), 1635 г. Холст. Масло. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.
П. П. РУБЕНС. П. П. РУБЕНС. Три Елена Фаурмент с грации 1638 -1640, детьми, около Масло. Дерево. 221 x 1636. Масло. 181 см Прадо, Мадрид Дерево. 115 x 85 см Лувр, Париж П. П. РУБЕНС. Шубка, около 1638 -1640, Масло. Дерево. 176 x 83 см Музей истории искусств, Вена
n Широко известен тем, что изображал пышное n Выразительный обнаженное тело. мазок, видимый и очевидный. n Женская полнота, отождествляется с плодородием, богатством и хорошим здоровьем. ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Суд Париса, 1639 г. Масло на панно. Прадо, Мадрид.
ФРАНС СНЕЙДЕРС n Крупнейший фламандский художник. "Рубенс натюрморта" Громкую славу художнику принесли монументальные полотна с изображением мясных, рыбных, овощных и фруктовых лавок. В этих больших декоративных работах, созданных для украшения парадных дворцовых интерьеров, воплотился дух фламандского барокко. Франс Снейдерс. Повар у стола с дичью. Холст. Масло. Между 1634 - 1637 гг.
СНЕЙДЕРС. Овощная лавка. Холст. СНЕЙДЕРС. Лавка дичи Холст. Масло. Между 1618 – 1621. Государственный Эрмитаж, С. -Пет Государственный Эрмитаж, С. - ербург. Пет ербург. СНЕЙДЕРС. Фруктовая лавка. СНЕЙДЕРС. Рыбная лавка. Холст. Масло. Между 1618 – 1621. Государственный Эрмитаж, С. -Пет Государственный Эрмитаж, С. -
ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (Van АНТОНИ ВАН ДЕЙК n dyck, anthonis) (1599– 1641). n Обучался в мастерской Хендрика ван Балена, в 19 лет был принят в качестве мастера в гильдию живописцев. n С 1617 по 1620 работал вместе с Питером Паулем Рубенсом. n 1620– 1621 поездки в Англию и Италию. n В 1627 вернулся в Антверпен, а в 1632 переехал в Лондон, где был назначен главным живописцем Их Величеств и возведен в рыцарское достоинство. n В 1634 провел около года во Фландрии и после смерти Рубенса в 1640 снова вернулся на континент. Автопортрет Ван Дейк, Антонис n В последний год своей жизни Около 1622 – 1623 Холст, Масло, курсировал между Антверпеном, Государственный Эрмитаж, С. - Парижем и Лондоном. Петербург
n Первые произведения (ок. 1616 -1618) отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура, широкие мазки, коричневые или красные тела блики света. А. ВАН ДЕЙК. Св. Мартин и нищий, 1618 Масло. А. ВАН ДЕЙК. Апостол со Панель, 171, 6 сложенными руками. 1618 x 158 см -1620, Бумага на дубовой, церковь св. 57 x 45 см Городской Мартина в музей, Берлин Завентеме n В тоже время его картины"Св. Мартин и нищий" (ц. в Завентеме) и "Мученичество св. Себастьяна" (Париж Лувр) своей тщательностью и идеализацией форм противостоят экзальтированности и мощи Рубенса.
n Среди его портретов наиболее привлекательны изображения женщин и детей. n Портреты, сделанные в Генуе, являются образцами аристократической элегантности. n Антверпенские патриции и друзья-художники, выглядят в его интерпретации изысканными и праздными людьми. А. ВАН ДЕЙК. Семейный портрет Ван Дейк, Антонис 1621. Холст. Масло, 114 x 94 см, Государственный Эрмитаж, С. -Петербург
А. ВАН ДЕЙК. Портрет Вирджинио Чезарини (? ). Холст, масло. 104 x 86 см Государственный Эрмитаж, С. -Петербург А. ВАН ДЕЙК. Портрет Николаса Рококса Холст, масло. 128 x 117. 3 см Фландрия. Конец 1621 г. Государственный Эрмитаж, С. - Петербург
n Персонажи религиозных и мифологических картин Ван Дейка наделены прекрасными чувственными и гибкими телами. Его цветовая палитра, более приглушенная и сложная, чем у Рубенса, оказала влияние на художников разных национальных школ, таких, как Мурильо, Ватто и Гейнсборо. А. ВАН ДЕЙК. Сошествие Святого Духа на апостолов Бумага, перо коричневым тоном, кисть коричневым, серым и зеленоватым тоном, белила. 25. 8 x 21. 7 см Фландрия. Около 1620 г. А. ВАН ДЕЙК. Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками) Холст, масло. 215 x 285. 5 см Фландрия.
n В портретах английского двора Карла i передан образ общества, в котором трагически переплелись неразрешимые противоречия: высокие нравственные и эстетические стандарты и безответственность, ставшая причиной катастрофы. А. ВАН ДЕЙК. Портрет придворных дам: миссис Джордж Керк и неизвестной дамы. Холст, масло. 131. 5 x 150. 6 см Фландрия. А. ВАН ДЕЙК. Портрет Генри Конец 1630 -х гг. Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки Холст, масло. 223 x 130. 6 см Фландрия. Конец 1630 -х гг. А. ВАН ДЕЙК. Портрет сэра Томаса Уортона
А. ВАН ДЕЙК. Портрет короля Карла I. Холст, масло. 219 x 130 см Фландрия. Около 1638 г. Государственный Эрмитаж, С. - Петербург А. ВАН ДЕЙК. Портрет королевы Генриетты-Марии. Холст, масло. 220 x 131. 5 см Фландрия. Около 1638 г. Государственный Эрмитаж, С. -Петербург А. ВАН ДЕЙК. Автопортрет с подсолнухом, 1632. Холст. Масло. Частная коллекция. n Верный сторонник короля, следующего за ним подобно тому, как подсолнух следует за солнцем. n Изображает себя с должностной цепью, пожалованной Карлом i. n Прославление короля и его собственного статуса.
n Олицетворяет веру в «Божественное право» королей. n Фон изображает английский сельский пейзаж, который символизирует Англию. n Элегантность и превосходство представителей правящей элиты. n Направление взгляда зрителя снизу вверх. n Высокие стройные тела, пропорции вытянуты, соотношение 1: 7, а не 1: 6. АНТОНИ ВАН ДЕЙК Король Карл I на охоте, 1635 г. Холст. Масло. Лувр, Париж.
ИСПАНСКОЕ БАРОККО n Испания, ведущая политическая сила в x. Vi и x. Vii столетиях. n Корона — величайший источник покровительства. ХОСЕ РИБЕРА n РИБЕРА, ХОСЕ (ribera, Jos) (1591– 1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. ХОСЕ РИБЕРА. Мученичество Св. Варфоломея. 1630 Холст, масло, 234 x 234 см Музей Прадо, Мадрид
n В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти жил в Неаполе. n Работал по заказам местного духовенства и мадридского двора. n Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. n Низкая точка зрения делает картину величественной, облагораживая обыденную фигуру нищего. n Мальчик держит в руках записку как напоминание о важности милосердия для спасения души. ХОСЕ РИБЕЙРА. Хромоножка, 1642 г. Холст. Масло. Лувр, Париж.
ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН n zurbarn, francisco de (1598– 1664), испанский живописец. n Учился в и работал Севилье n В 1634 во время пребывания в Мадриде получил должность придворного художника и написал ряд композиций для королевского дворца, в том числе несколько батальных сцен. В этих работах заметно влияние живописи Хусепе Риберы. n Его лучшие произведения были выполнены в 1630– 1640 -е годы: это три цикла работ, Ф. ДЕ СУРБАРАН созданные для церкви в Отрочество Богоматери. Хересе, монастыря Гуадалупе и Между 1658 -1660. собора в Севилье. Государственный Эрмитаж, С. - n Главный вклад в искусство – Петербург необыкновенный сплав мистического и реального.
n Серафион — шотландский монах, принимавший участие в третьем крестовом походе в 1196 г. , ставший мучеником за проповедование Евангелия мусульманам. n Холодное освещение и светотеневые эффекты Караваджо. n Изображение приближено к зрителю. ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАН Святой Серафион, 1628 г. Холст. Масло. Wadsworth Atheneum, Хартфорд, Коннектикут.
n Строгий монументализм в сочетании с тщательной передачей фактуры. n Теплая цветовая гамма, моделировка с помощью светотени. n Святой одет в роскошную архидиаконскую далматику, в правой руке легко держит решетку – орудие своего мученичества. n Барочная патетика. ФРАНСИСКО СУРБАРАН. Св. Лаврентий, 1642 г. Холст. Масло. Государственный Эрмитаж, С. -Петербург, Россия.
Излюбленным светским жанром художника был натюрморт. Как естественная Натюрморт с лимонами, составная часть апельсинами и розой. картины 1633 Холст, масло. 60 x натюрморт 107 Музей Симона, появляется уже Пасадена в раннем творчестве Сурбарана Мадонна с младенцем. ( «Дом в 1658 Холст, масло. Назарете» ); а в 101 x 78 1630 -е гг. он Государственный выделяется в Натюрморт с четырьмя музей отдельный сосудами. Холст, масло. изобразительных жанр. 46 x 84 Музей Прадо, искусств им. А. С. Мадрид Пушкина, Москва
ХУАН САНЧЕС КОТАН n Пространство, в котором находятся объекты, заключено в раму, которая задает резкий контраст света и тени. n Тщательная аранжировка придает овощам и фруктам статус произведения искусства. n Лаконизм и простота композиции. ХУАН САНЧЕС КОТАН Натюрморт, 1600 г. Холст. Масло. Галерея изящных искусств, Сан-Диего.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС n Доминирующий художник эпохи. n Путешествовал в Италию, где познакомился с живописью Тициана. n Королевский художник n Сочувствие обычным людям, наделение их достоинством. n Иллюзия присутствия. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Водонос в Севилье, 1619 г. Холст. Масло. Музей Веллингтона, Лондон.
Д. ВЕЛАСКЕС. Вакх (Пьяницы). 1629. Холст, масло. 165 x 225 Музей Прадо, Мадрид
Д. ВЕЛАСКЕС. Конный портрет принца Балтазара Карлоса 1635 -36. Холст. Масло, 209 x 173 см Музей Прадо, Мадрид. Д. ВЕЛАСКЕС. Филипп IV в коричневом с серебром. 1631 -32 Холст. Масло, 231 x 131 см Национальная галерея, Лондон Кардинал Инфант Фердинанд Австрийский с собакой 1632 -36 Холст. Масло, 191 x 107 см Музей Прадо, Мадрид.
n Новый предмет изображения: событие из современной истории. n Празднование Филиппом i. V Испанским, победы над голландским городом Бреды, ставшим частью Испанской империи. n Триумф Испании, хотя героического сражения под Бредами не было. n Художник показывает благородство встречи двух военачальников, где победитель не торжествует, а утешет побежденного. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Сдача Бреды ( «Копья» ), Фрагмент. 1635 г. Холст.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды ( «Копья» ), 1635 г. Холст. Масло. Прадо, М
Д. ВЕЛАСКЕС. Инфанта Маргарита. 1654 Холст. Масло, 128, 5 x 100 см Музей Истории искусства, Вена Д. ВЕЛАСКЕС. Шут Себастьян де Морра. 1645. Холст. Масло, 106, 5 x 81, 5 см Музей Прадо, Мадрид Д. ВЕЛАСКЕС. Портрет Иннокентия X. 1650. Холст. Масло, 141 x 119 см Галерея Дориа Памфли, Рим
n Художник знаком с «Венерой» Тициана. n Картина написана под влиянием «живописи плоти» Рубенса. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. Венера с зеркалом, 1650 г. Холст. Масло. Национальная галерея, Лондон. ТИЦИАН. Венера, органист и Купидон, 1538 г.
n Поиски себя в живописи. n Декларация статуса художника. n Одновременно представлены монарх и художник за работой. n Нарочитая загадочность. n Характерный свободный и небрежный мазок, деликатная палитра. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Менины (Придворные дамы), 1656 г. Холст. Масло. Прадо, Мадрид.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. Менины (Придворные дамы), Фрагмент. 1656 г. Холст. Масло.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. Менины (Придворные дамы), Фрагмент. 1656 г. Холст. Масло.
Общая литература 1. Всеобщая история архитектуры. Т. 7 -11. М. , 1969 -1973. 2. Всеобщая история искусств. Т. 4 -6. М. , 1963 -1965. 3. Западноевропейская художественная культура x. Viii в. М. , 1980. 4. Лазарев В. Н. Старинные европейские мастера. М. , 1974. 5. Прус Е. И. Западноевропейское искусство x. Vii в. / Малая история искусств. -- М. , 1974. 6. Ротенберг, Е. И. Западноевропейская живопись 17 века : Темат. принципы / Е. И. Ротенберг; [ВНИИ искусствознания] -- М. : Искусство, 1989 7. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи x. V-x. Vii вв. Реальности и символика. М. , 1994. 8. Якимович А. К. Теория синтеза искусства в период зрелого барокко. / Проблемы всеобщей истории. М. , 1973. 9. Якимович А. Новое время. Искусство и культура x. Vii и x. Viii вв, Спб. , 2004.
Дополнительная литература: Искусство Италии n Арган Дж. К. История итальянского искусства. М. , 2000. n Дажина В. Д. Радикальные религиозные движения x. Vi в. и маньеризм. / Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М. , 1997. n Ротенберг Е. И. Искусство Италии 16 -17 вв. М. , 1989. n Свидерская М. И. Искусство Италии x. Vii в. Основные направления и ведущие мастера. М. , 1999. Искусство Испании. n Знамеровская Т. П. Хусепе Рибера. М. , 1981. n Малицкая К. М. Франсиско Сурбаран. М. , 1963. n Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М. , 1997. n Такач М. Х. Испанская живопись от примитивистов до Риберы. Будапешт, 1986.
Искусство Фландрии. 1. Авермант Р. Петер Пауль Рубенс. М. , 1977. 2. Браун К. Ван Дейк. М. , 1989. 3. Гётц Э. Петер Пауль Рубенс. Берлин. , 1977. 4. Варшавская М. Картины Рубенса в Эрмитаже. М. , 1975. 5. Смольская Н. Ф. Якоб Иорданс. М. , 1959. 6. Якимович А. К. Человек и природа в образах Рубенса. // Искусство, 1977, № 5. Искусство Голландии. 1. Голландский натюрморт x. Vii в. в собрании Эрмитажа. М. , 1981. 2. Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М. , 1970. 3. Левитин Е. С. Офорты Рембрандта. М. , 1963. 4. Ротенберг Е. И. Голландское искусство x. Vii в. М. , 1972. 5. Фихнер Е. Ю. Голландская жанровая живопись x. Vii в. М. : Эрмитаж, 1979. Искусство Франции. 1. Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн: Альбом. М. , 1972. 2. Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. М. , 1979. 3. Золотов Ю. К. Пуссен. М. , 1988. 4. Каптерева Т. П. , Быков В. Е. Искусство Франции x. Vii в. М. , 1969. 5. Якимович А. К. Классицизм эпохи Пуссена. Основы и принципы. // Советстое искусствознание, 1978. Вып. 1. М. , 1979.
Иллюстрации: n web gallery of art: n http: //gallery. euroweb. hu n http: //www. wga. hu/index. html n web. Veseum, paris: n http: //mexplaza. udg. mx/wm/paint/ n the state hermitage museum: n http: //www. hermitagemuseum. org/html_ru/03/ hm 3_0. html n the national gallery, london: n http: //www. nationalgallery. org. uk/collectio n/default. htm
n Б. В архитектуре и скульптуре Б. , крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657 -66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистических эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.
n Художник знаком с «Венерой» Тициана. n Картина написана под влиянием «живописи плоти» Рубенса. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС Венера с зеркалом, 1650 г. Холст, Масло. 122, 5 x 177 см Национальная галерея, Лондон Тициан. Венера Урбино, 1538 г.
Ренессанс: Барокко: n Горизонтальные и n Диагональные членения вертикальные членения n Асимметрия, динамизм. n Баланс n Драматическая n Заливающий свет светотень n Тихий n Чувственный
02 Искусство классицизма и барокко.ppt
- Количество слайдов: 64