Скачать презентацию Искусство ХIХ века Романтизм Реализм Цель преподавания Скачать презентацию Искусство ХIХ века Романтизм Реализм Цель преподавания

Практика 4.2 Искусство Романтизм.Реализм.ppt

  • Количество слайдов: 71

Искусство ХIХ века. Романтизм. Реализм. Искусство ХIХ века. Романтизм. Реализм.

Цель преподавания дисциплины l l l Изучить исторические и мировоззренческие корни искусства I - Цель преподавания дисциплины l l l Изучить исторические и мировоззренческие корни искусства I - ой половины и середины ХIХ века. Выделить быструю смену направлений, распад стилевой целостности, конфликт между академическим, официальным и передовым искусством. Сформировать у студентов навыки анализа формы и содержания произведений.

План работы l l Зарубежное искусство I - ой половины и середины ХIХ века. План работы l l Зарубежное искусство I - ой половины и середины ХIХ века. Завершение художественного процесса Нового времени. Романтизм - наследник идей Просвещения и Великой Французской революции. Расцвет реализма, обращение искусства к объективной реальности.

Этапы эволюции искусства XIX века l l l l 1789 -1815 - великая французская Этапы эволюции искусства XIX века l l l l 1789 -1815 - великая французская революция Наполеоновская империя. Обращение к революционному классицизму в европейских странах мотивируется этическими и эстетическими соображениями. Отвлеченно-героизированная форма историзма в искусстве Франции переходит в парадное искусство наполеоновской империи. 1815 -1848 - период национально-освободительных и народно-объединительных демократических движений. Подготавливает революции 1830 и 1848 гг. Для искусства романтизма характерен историзм с эмоционально-личностной интонацией и тяготением к экстраординарному и экзотическому решениям; 1848 -1871 - период до Парижской Коммуны связан с расцветом реализма, обращением искусства к объективной реальности. Конкретный историзм усилен с утверждением проблемы народности.

Черты искусства XIX века: l l Внутренние противоречия в содержании и форме искусства; в Черты искусства XIX века: l l Внутренние противоречия в содержании и форме искусства; в вопросе о правде искусства, в конфликте между личностью и обществом; напряженный характер художественного процесса, быстрая смена направления, распад стиля; Прямое отображение жизни общества, а не мифологизированное сознание с чертами героизации и идеализации господствующего образа жизни; Упадок монументального искусства, развитие станкового искусства, постепенное усиление субъективизма к рубежу ХIХ-ХХ веков; Многообразие художественных школ и активизация взаимосвязей между ними.

l l l Сложение историзма как принципа художественного подхода к действительности, познание судьбы народов l l l Сложение историзма как принципа художественного подхода к действительности, познание судьбы народов в их историческом развитии, разговор об эволюции и прогрессе общества и искусства находим в трудах историков Гизо, Тьери, в диалектическом методе Гегеля. Способность анализировать социальный и психологический характер художественного образа в ведущих произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства сопровождается появлением социального романа Стендаля, Бальзака, Золя, чувственно возрастающей сложности диалектики мира героев Флобера, Мопасана, Байрона, Диккенса, универсализма Гете, основанный на расцвете немецкой философской мысли эпохи Канта, Фихте, Гегеля. Творчество Бетховена, Шопена, Вагнера, Верди, Бизе, определяет высочайший подъем музыкальной культуры.

Искусство Франции эпохи Наполеона. Ампир означает стиль империи (ориентация на императорский Рим). Признаки стилизаторства Искусство Франции эпохи Наполеона. Ампир означает стиль империи (ориентация на императорский Рим). Признаки стилизаторства и эклектики в «Ампире» : Жан-Франсуа Шальгрен (1739 -1811) проектирует площадь и арку Звезды (1806 -1836).

Шарль Персье (1764 -1838) и Пьер-Франсуа Фонтен (1762 -1853) создают интерьеры дворцов Фонтенбло и Шарль Персье (1764 -1838) и Пьер-Франсуа Фонтен (1762 -1853) создают интерьеры дворцов Фонтенбло и Мальмезон.

Скульптура «ампира» : Канова. Шадов. Торвальдсен. Антонио Канова (1757 1822) – поборник поэтики «возвышанного» Скульптура «ампира» : Канова. Шадов. Торвальдсен. Антонио Канова (1757 1822) – поборник поэтики «возвышанного» , принципа порядка и симметрии. Амур и Психея (1800).

Официально апологетическая живопись Гро (восхваление, защита, оправдание). Антуан Гро (1771 1835) – предтеча романтизма, Официально апологетическая живопись Гро (восхваление, защита, оправдание). Антуан Гро (1771 1835) – предтеча романтизма, новатор в области исторического жанра, умеет сказать жестокую правду о войне. Битва при Прейсши Эйлау (1808).

 «Программная» живопись и портреты Энгра, эстетизм его концепции. Жан Огюст Доминик Энгр (1780 «Программная» живопись и портреты Энгра, эстетизм его концепции. Жан Огюст Доминик Энгр (1780 1867) совершает эволюцию в эпизодах жизни исторических персонажей. Жанна д’Арк (1854).

Академический натурализм исторической живописи Франции и понятие «школы золотой середины» . Поль Деларош (1797 Академический натурализм исторической живописи Франции и понятие «школы золотой середины» . Поль Деларош (1797 1856) изображает известные факты прошедшей жизни. Переход Бонапарта через Альпы (1848).

Романтизм наследник идей Просвещения и Великой Французской революции. l l l Сам термин происходит Романтизм наследник идей Просвещения и Великой Французской революции. l l l Сам термин происходит от слова «роман» . В XVII веке так называли всё непонятное, таинственное в литературе, написанной не на латыни. Появление романтизма объясняется разочарованием в результатах революции, ослаблением просветительских идеалов как общедоступных путей, недовольством современностью и образованием единой атмосферы между европейскими странами, которые провоцировали зарождение новых тенденций. Усиление личностного начала в искусстве, интерес к национальному прошлому.

l l l Образование духовного братства «Сенакли» , которое символизировало взаимодействие разных видов искусств: l l l Образование духовного братства «Сенакли» , которое символизировало взаимодействие разных видов искусств: упоение литературой, драматургией (Беранже, Стендаль, В. Гюго, Бальзак), музыкальным строем произведений. Тяготение к Востоку, не затронутому современной буржуазной цивилизацией, имеет огромное значение для развития воображения. Стендаль выпускает обзоры салонов (1822, 1824, 1827). Он пишет очерки об итальянском искусстве. «История живописи в Италии» (1817), «Прогулки по Риму» , трактат «Расин и Шекспир» (1820 -х гг. ).

Ведение летописи эпохи, трансформация понятия «современная история» , постепенное утверждение проблемы народности в искусстве. Ведение летописи эпохи, трансформация понятия «современная история» , постепенное утверждение проблемы народности в искусстве. Творчество Франсиско Гойи (17461828)посвящено раскрытию современного миропорядка. Исабель де Лобо и Порсель (1805).

Выводит европейскую живопись на авангардные позиции романтизма ( «двуликий Янус. . . на границе Выводит европейскую живопись на авангардные позиции романтизма ( «двуликий Янус. . . на границе двух столетий» Р. Мутер). «Восстание» , «Расстрел» (1814).

Английский предромантизм (с 1760 -х гг. ) выступает против «правил» , сковывающих «воображение» . Английский предромантизм (с 1760 -х гг. ) выступает против «правил» , сковывающих «воображение» . l l l Его интерес обращен к национальным авторитетам прошлого: литераторам Шекспиру, Мильтону, Спенсеру, средневековым легендам, сказаниям, песням, к готическому искусству. Он способствует развитию романтической поэзии от Э. Юнга ( «Ночные думы» 1742 -1745 «Размышления об оригинальном творчестве» ) к Байрону, Шелли. Эдмунт Берк изложил основы предромантической поэтики (1756): о Возвышанном и Прекрасном как противовес тёмным и иррациональным началам (сравнить с просветительской триадой «истина-доброкрасота» ).

Эклектичное направление в архитектуре представляет здание Парламента в Лондоне (1836 1868), осуществлённое классицистом Чарлс Эклектичное направление в архитектуре представляет здание Парламента в Лондоне (1836 1868), осуществлённое классицистом Чарлс Бэрри (1795 1860) и энтузиастом псевдоготики Огюстес Пьюджин (1812 1852).

Уильям Блейк (1757 1825) выбирает вселенские сюжеты, вечные темы из поэзии Данте и Милтона, Уильям Блейк (1757 1825) выбирает вселенские сюжеты, вечные темы из поэзии Данте и Милтона, из Ветхого и Нового завета. «Беатриче на колеснице» (1825 1827).

Генрих Фюсели (1741 1825) работает в Англии в историко мифологическом жанре, пристрастен к изображению Генрих Фюсели (1741 1825) работает в Англии в историко мифологическом жанре, пристрастен к изображению потрясающих, устрашающих эффектов, бредовых кошмаров. «Ночной кошмар» (1782).

Романтический портрет в искусстве Англии. В образах шотландца Генри Реберна (1756 1823) и Томаса Романтический портрет в искусстве Англии. В образах шотландца Генри Реберна (1756 1823) и Томаса Лоуренса (1769 1830) много естественности и выразительности, благодаря крепкой моделировке форм, разнообразию колористических и композиционных решений. Супруги Кларк, 1792

Английский пейзаж эпохи роман тизма. Уильям. Тернер (17751851) пишет пожар, лавину, бурю, увлекает фееричностью Английский пейзаж эпохи роман тизма. Уильям. Тернер (17751851) пишет пожар, лавину, бурю, увлекает фееричностью красочных зрелищ (фантасмагориями), ищет сильных впечатлений. Пожар в лондонском парламенте (1834).

Поэтика чрезвычайного в пейзажах Тернера. «Дождь, пар, скорость» (1844). Поэтика чрезвычайного в пейзажах Тернера. «Дождь, пар, скорость» (1844).

Родоначальник пленэрной живописи Джон Констебл (17761837) увлекается процессом создания оптической иллюзии, используя свет и Родоначальник пленэрной живописи Джон Констебл (17761837) увлекается процессом создания оптической иллюзии, используя свет и цвет как первоэлементы, символические стихии, передающие эмоции и чувства. Собор в Солсбери (1823).

Постижение вечного движения в природе: натурный этюд и картина «Прыгающая лошадь» (1825). Постижение вечного движения в природе: натурный этюд и картина «Прыгающая лошадь» (1825).

Телега для сена, 1821 Телега для сена, 1821

Романтизм в Германии. l l l Писатели П. Тик, Новалис, философытеоретики романтического движения братья Романтизм в Германии. l l l Писатели П. Тик, Новалис, философытеоретики романтического движения братья А - В и Ф. Шлегели - члены Йенского литературного кружка (1793). Л. Тик и В. - Г. Ваккенродер ( «Сердечные излияния отшельника» ), с которыми сблизились К. Д. Фридрих и Ф. О. Рунге. Два других направления представлены творчеством северных художников (Д. Ходовецкий, Г. Шадов, Ф. Крюгер) и «Веймарским классицизмом» Гете.

Карл Фридрих Шинкель (1781 1841) обращается к наследию греческой классики. Здание Новой караульни (1816 Карл Фридрих Шинкель (1781 1841) обращается к наследию греческой классики. Здание Новой караульни (1816 1818). Старый музей в Берлине (1824 1828).

Кристиан Даниэль Раух (1777 1857) занят конной статуей Фридриха Великого (1839 1851). Кристиан Даниэль Раух (1777 1857) занят конной статуей Фридриха Великого (1839 1851).

Кристиан Даниэль Раух. Дух Парижа. Крейцберг монумент. 1824— 1825. Берлин Кристиан Даниэль Раух. Дух Парижа. Крейцберг монумент. 1824— 1825. Берлин

Пантеизм Филиппа Отто Рунге (1777 1810) передаёт в живописи философскую программу Ф. Шлейермахера. Ф. Пантеизм Филиппа Отто Рунге (1777 1810) передаёт в живописи философскую программу Ф. Шлейермахера. Ф. О. Рунге. «Дети семьи Хюльзенбек» . 1805— 06 гг. Кунстхалле. Гамбург

Гаспар Давид Фридрих (1774 1840) последовательно реализует романтическую программу (свет и цвет, восходы и Гаспар Давид Фридрих (1774 1840) последовательно реализует романтическую программу (свет и цвет, восходы и закаты, море и корабли, гробницы и руины церквей).

Назарейцы берут из философии Шеллинга идеи о выделении особой сферы для деятельности гения в Назарейцы берут из философии Шеллинга идеи о выделении особой сферы для деятельности гения в искусстве. «Союз святого Луки» основан в Вене (1809), затем в Риме Францем Пфорром (1788 1812) и Иоганном Фридрихом Овербеком (1789 1869). Назарейцы переносят эстетическое начало в этическую сферу.

Бидермайер явление немецко австрийское. Сила поэзии частного, идея домашнего очага в творчестве Георга Фридриха Бидермайер явление немецко австрийское. Сила поэзии частного, идея домашнего очага в творчестве Георга Фридриха Керстинга (1785 1847), Крюгера, Вальдмюллера, Фогель фон Фогельштейна и других.

Героический характер творчества Теодор Жерико (1791 -1824) синтезирует предшествующее художественное развитие и намечает тенденции Героический характер творчества Теодор Жерико (1791 -1824) синтезирует предшествующее художественное развитие и намечает тенденции дальнейшей эволюции. Найден синтез исторической композиции и портрета, типичности и индивидуальности в картине «Офицер конных егерей» (1812).

 «Плот Медузы» (1817), в которой раскрывается эпическое величие человеческой натуры, утверждается идея солидарности. «Плот Медузы» (1817), в которой раскрывается эпическое величие человеческой натуры, утверждается идея солидарности.

Значительна серия портретов душевнобольных, не ищет в них исключительное, подчеркивает обычное нездоровье, обусловленное социальным Значительна серия портретов душевнобольных, не ищет в них исключительное, подчеркивает обычное нездоровье, обусловленное социальным бытием.

Эжен Делакруа (17981863) художник, исто рик, теоретик искусства периода расцвета романтизма. Он ставит превыше Эжен Делакруа (17981863) художник, исто рик, теоретик искусства периода расцвета романтизма. Он ставит превыше всего воображение, фантазию. Через иносказания История вовлекает людей в трагический круговорот, в ее действии он ощущает ее энергичный характер, отчего звучащий, колорит его картин заключает в себе драму и радость, чувство сопричастности этой исторической силе. Резня на Хиосе (1824).

Свобода на баррикадах (1831). Переосмысливается роль цвета, ведущая к обновлению живописной системы классической школы. Свобода на баррикадах (1831). Переосмысливается роль цвета, ведущая к обновлению живописной системы классической школы.

В портретах есть внутреннее сходство в тревожности и одухотворенности. Творческое новаторство, масштабность мышления в В портретах есть внутреннее сходство в тревожности и одухотворенности. Творческое новаторство, масштабность мышления в вопросах истории и теории искусства.

Французская скульптура эпохи романтизма. Франсуа Рюд (1784 -1855) решает тему народа в отвлечённо героизированной Французская скульптура эпохи романтизма. Франсуа Рюд (1784 -1855) решает тему народа в отвлечённо героизированной форме. «Марсельеза» (1833 1836).

Заметный след в монументально декоративной скульптуре оставляет Жан Батист Карпо (18271875), ученик Рюда связан Заметный след в монументально декоративной скульптуре оставляет Жан Батист Карпо (18271875), ученик Рюда связан с романтической традицией. «Танец» (1869).

Социально политическая направ ленность искусства Оноре Домье (1808 -1879). Оноре Домье. Улица Трансонен. 1834. Социально политическая направ ленность искусства Оноре Домье (1808 -1879). Оноре Домье. Улица Трансонен. 1834. Литография

Черты патриархальности в крестьянских жанрах Жан Франсуа Милле (1814 -1875). Возрождает крестьянский жанр во Черты патриархальности в крестьянских жанрах Жан Франсуа Милле (1814 -1875). Возрождает крестьянский жанр во французском искусстве. Он считается одним из крупных мастеров тонального рисунка XIX века.

 «Пейзаж настроения» Камиль Коро (1796 -1875). Он разрабатывает национальный реалистический пейзаж, в котором «Пейзаж настроения» Камиль Коро (1796 -1875). Он разрабатывает национальный реалистический пейзаж, в котором чувствуется и классическая строгость и романтическое переживание и валёрность живописи, предвосхищает живописные открытия импрессионистов.

Демократические позиции пейзажистов «барбизонской школы» : Руссо, Диаз, Дюпре, Добиньи. Крупные пейзажисты и анималисты: Демократические позиции пейзажистов «барбизонской школы» : Руссо, Диаз, Дюпре, Добиньи. Крупные пейзажисты и анималисты: Руссо, Дюпре, Добиньи, Тройон тяготеют к объединению, к писанию родной природы, в лесах Фонтенбло у деревни Барбизон, воскрешают мечту Руссо о естественном человеке, живущем одной жизнью с природой.

Густав Курбе (1819 1877) борец за реализм в живописи. Они приравнивают всякое явление повседневности Густав Курбе (1819 1877) борец за реализм в живописи. Они приравнивают всякое явление повседневности к истории, возвеличивая ее как предмет искусства (метод объективного анализа). В этой тенденции есть закономерный процесс разрушения старых традиций. «Вечный герой» преображен, стал реальный персонаж современного сюжета, представленный как исторически значимый с чертами монументальности образа.

Дробильщики камней, 1849 Дробильщики камней, 1849

Аналитический реализм Эдуарда Мане (1832 -1883). l l Поиски поэтического в реальности, попытки соединить Аналитический реализм Эдуарда Мане (1832 -1883). l l Поиски поэтического в реальности, попытки соединить классическое искусство и современность осуществляет в своем творчестве Мане. Золя как главная опора Мане, справедливо отводит ему роль учителя нового поколения реалистов, будущих импрессионистов. Эволюция его творчества, работа в близкой импрессионистам манере. Создание галереи женских образов, неповторимо индивидуальных, утонченных и изящных парижанок.

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер. 1881. Лондон, Институт Курто Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер. 1881. Лондон, Институт Курто

Завтрак на траве, 1863 Завтрак на траве, 1863

Музыка в Тюильри, 1862 Музыка в Тюильри, 1862

Архитектура середины и второй половины XIX века развивается в двух направлениях. l l Пример Архитектура середины и второй половины XIX века развивается в двух направлениях. l l Пример первого направления указывает на наличие стилизаторства и эклектики, соединение деталей разных архитектурных стилей и принципов декорирования, пресыщенность скульптурой и живописью. Другая тенденция в архитектуре связана с исканием новой строительной техники, с введением новых материалов для зданий, рассчитанных на большое количество посетителей.

 «Хрустальный дворец» . 1851. Архитектор и инженер Дж. Пакстон. Интерьер. «Хрустальный дворец» . 1851. Архитектор и инженер Дж. Пакстон. Интерьер.

Эйфелева башня, 1889 Эйфелева башня, 1889

Шарль Гарнье, Гранд Опера, 1860 1875 Шарль Гарнье, Гранд Опера, 1860 1875

В творчестве Адольф Менцеля (1815 1905) реализм в Германии вступает в новое качество. l В творчестве Адольф Менцеля (1815 1905) реализм в Германии вступает в новое качество. l l Он часто обращается к интерьерным сценам, в них преобладает реально-оптический оттенок, красота увиденного мира, непосредственно реализованного вне программы. Для него важно прозаическое как таковое, познает его и в общей форме анализирует. Он пришел в реализм из бидермаера, воспринимает и реализует многие романтические черты. В картинах есть качество: проза поэтизируется живописными средствами, светоцветовым единством, который тяготеет к импрессионистическому видению.

Железо прокатный завод, 1872 1875 Железо прокатный завод, 1872 1875

Адольф Менцель. Концерт в Сан Суси. 1852. Берлин, Государственные музеи Адольф Менцель. Концерт в Сан Суси. 1852. Берлин, Государственные музеи

Макс Либерман (1847 1935) находит красоту в неприкрашенной правде прозаического быта ( «Апостол безобразия» Макс Либерман (1847 1935) находит красоту в неприкрашенной правде прозаического быта ( «Апостол безобразия» ). Постепенно переходит к светлой живописи, работе на пленэре, но отказывается от импрессионистического метода, становится одним из основателей Берлинского Сецессиона. Трепальщицы льна в Ларене. Коллективный труд являлся постоянным сюжетом у Макса Либермана

Женщины, ощипывающие гусей. 1872. Первая картина Либермана, выполненная маслом, появилась под влиянием Михая Мункачи Женщины, ощипывающие гусей. 1872. Первая картина Либермана, выполненная маслом, появилась под влиянием Михая Мункачи и Рембрандта

Творчество бельгийского художника Константин Менье (1831 1905) высшее достижение реализма. Основная тема творчества – Творчество бельгийского художника Константин Менье (1831 1905) высшее достижение реализма. Основная тема творчества – изображение рабочих, их трудовых будней (поездки в промышленные районы Бельгии и Испании). "Грузчик". Бронза. Около 1905. Музей К. Менье. Брюссель.

Константен Менье. Антверпен. Бронза. 1900 г. Брюссель, музей Менье. Константен Менье. Антверпен. Бронза. 1900 г. Брюссель, музей Менье.

Основная Литература l l l l Большая история искусств: Т. 10 -11: ХIХ век. Основная Литература l l l l Большая история искусств: Т. 10 -11: ХIХ век. - М. , 2009. Ильина, Т. История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. пособие. - М. , 2008. История античного искусства. История искусства зарубежных стран до ХVIII века. История зарубежного искусства ХVIII- ХХ веков: учеб. пособие. - Изд. 2 -е , испр. и доп. - Красноярск: КГХИ, 2006. История искусства стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство ХIХ века: Живопись, скульптура, графика, архитектура, музыка, театр: Кн. 1 -3. - СПб. , 2004. Маклакова, Т. История архитектуры и строительной техники: учеб. пособие. - М. , 2006. Покровская, Н. История зарубежного искусства и культуры ХVIII – ХIХ веков: учеб. пособие. - Красноярск: КГХИ, 2008. Сокольникова, Н. История изобразительного искусства: учебник для вузов в 2 -х т. - М. , 2006. Уоткин, Д. История западноевропейской архитектуры. Koln, 2001