Искусство Голландии 17 -19 веков Малые

Скачать презентацию Искусство Голландии  17 -19 веков  Малые Скачать презентацию Искусство Голландии 17 -19 веков Малые

Искусство Голландии.pptx

  • Количество слайдов: 59

>Искусство Голландии  17 -19 веков Искусство Голландии 17 -19 веков

>Малые голландцы ( голландское барроко) -  - группа голландских художников XVII века, в Малые голландцы ( голландское барроко) - - группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзаж- ной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а так же конъектурой рынка. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.

>    Франс Хальс  Франс Халс родился около 1581 г. в Франс Хальс Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В юношеском возрасте он приехал в Харлем, где и жил почти безвыездно до самой смерти (в 1616 г. он посетил Антверпен, а в середине 1630 -х гг. — Амстердам). О жизни Халса известно немногое. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. Его вельможи держат себя так же раскованно, как и представители низших слоев общества, которые на картинах Халса изображены жизнерадостными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства.

>     Франс Хальс     «Встреча офицеров роты Франс Хальс «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» . 1633. Музей Франса Халса. Харлем «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» , 1639; Музей Ф. Халса, Харлем)

>Портрет Малле Баббе (1630)  «Цыганка» (1630,      Париж, Лувр) Портрет Малле Баббе (1630) «Цыганка» (1630, Париж, Лувр)

>Хейтхейсен (1637) Хейтхейсен (1637)

>Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме 1641 Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме 1641

>Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме. Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме.

> Рембрандт  В 1640– 1660 -е гг. живопись  Голландии переживала расцвет. Самым Рембрандт В 1640– 1660 -е гг. живопись Голландии переживала расцвет. Самым значительным художником этого времени был Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в Лейдене. Его отцом был зажиточный мельник. Родители мечтали о хорошем образовании для сына и определили его в латинскую школу, после окончания которой Рембрандт поступил в лейденский университет. Но юношу привлекало искусство. Он оставил университет и начал учиться у живописца Якова Сванненбурха. Через три года молодой художник отправился в Амстердам, где стал брать уроки у Питера Ластмана.

>   Рэмбрандт Урок анатомии доктора Тульпа,  1632 Холст, масло. 169, 5× Рэмбрандт Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 Холст, масло. 169, 5× 216, 5 см.

>     «Христос во время шторма на    «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске. "Жертвоприношение Авраама 1635, Эрмитаж

>Портрет Саскии в образе Флоры,  1634. Холст, масло, 125 х101.  Эрмитаж, Санкт-Петербург Портрет Саскии в образе Флоры, 1634. Холст, масло, 125 х101. Эрмитаж, Санкт-Петербург Портрет Саскии в пышном платье 1642. Холст, масло, 100 х79. Кассель, Стаатлих Музей

>       «Аллегория музыки» 1626 года — Автопортрет с «Аллегория музыки» 1626 года — Автопортрет с Саскией на коленях, пример ластмановского влияния на 1635. Холст, масло, 161 х131. юного Рембрандта. Дрезденская Галерея

> «Даная» 1636 -1647 масло, холст 85 × 203 см «Даная» 1636 -1647 масло, холст 85 × 203 см

> «Ночной дозор» (1642) масло, холст 363 × 437 см «Ночной дозор» (1642) масло, холст 363 × 437 см

>       Пожилой мужчина в меховой шапке,  Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630. Дерево, масло, 22 х18. «Святое семейство» (1645, Эрмитаж). Национальный Тирольский Музей Фердинандеум, Инсбрук

>Христос, исцеляющий больных Христос, исцеляющий больных

>Хендрикье Стоффельс у  Хендрикье Стоффелс (1655) масло, холст окна, 1656. Холст, масло, 60 Хендрикье Стоффельс у Хендрикье Стоффелс (1655) масло, холст окна, 1656. Холст, масло, 60 × 72 86 х65. Стаатлих Музей, Берлин

>       Читающий Титус, сын    художника, Читающий Титус, сын художника, 1657. Холст, масло, 71 х64. Историческая Кунсткамера, Вена Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657. Холст, масло, 69 х57. Лондон, Коллекция Уоллоса

>      «Возвращение блудного      «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262 х206. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

>Остаде, Адриан ван (1610 -1685 гг. ) - голландский художник эпохи  Барокко, представитель Остаде, Адриан ван (1610 -1685 гг. ) - голландский художник эпохи Барокко, представитель бытового жанра. Учился в Харлеме у Франса Хальса. В 1634 г. вступил в Гильдию св. Луки. В раннем периоде сильно влияние его старшего товарища Адриана Брауэра. Подобно Брауэру, Ван Остаде писал сцены из жизни простолюдин: веселящихся, музицирующих или ведущих задушевную беседу, дерущихся в кабаках крестьян, торговок, предлагающих свой товар ("Драка", 1637). Характерная особенность стиля художника - откровенная ирония и карикатурность в трактовке персонажей. В 1650 -е и последующие годы Ван Остаде остался верен своей главной теме, хотя его художественная манера несколько изменилась: живопись стала более гармоничной и умиротворённой, цветовая гамма - яркой и тёплой, а крестьянские типы - менее гротескными. Повседневная, незамысловатая жизнь людей изображалась художником с нескрываемой симпатией и мягким юмором. Помимо этого Ван Остаде писал картины на религиозные сюжеты и портреты, обращался к пейзажу и офорту.

>В деревенском кабачке 1660 В деревенском кабачке 1660

>Живописец в своей мастерской. 1663. Флейтист - 1660 *29 х 23 холст, масло. Живописец в своей мастерской. 1663. Флейтист - 1660 *29 х 23 холст, масло. см. Дерево, масло Дрезден, Картинная галерея Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

>    Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене.  Стен Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью сцены он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

>    Кошкины танцы 1679 Больная и врач 1660 -е Кошкины танцы 1679 Больная и врач 1660 -е

>Веселье в доме художника 1663 -1665 Веселье в доме художника 1663 -1665

>Герард Терборх (1617— 1681)  Голландский живописец. Учился в 1633 -1635 у П. Молейна Герард Терборх (1617— 1681) Голландский живописец. Учился в 1633 -1635 у П. Молейна в Харлеме, где познакомился также с творчеством Франса Халса; работал в Харлеме, Амстердаме и других городах Голландии, побывал в Англии, Испании, Италии, Германии, Франции. В 1630 -е - начало 1650 -х годов, Терборх писал отмеченные мягкими светотеневыми эффектами сцены народного и солдатского быта (“Солдаты, играющие в карты”, около 1640, “Семья точильщика”, начало 1650 -х годов, - обе в Картинной галерее, Берлин- Далем), позже обратился к сценам из жизни богатых бюргеров, изображая немногочисленные фигуры в нарядных интерьерах. Лучшие картины Терборха этого периода отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд (“Отеческое внушение”, около 1655, Картинная галерея, Берлин- Далем; “Женщина, пишущая письмо”, около 1655, Маурицхёйс, Гаага; “Урок музыки”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Терборху принадлежат также небольшие, изысканные по живописной манере и образному строю портреты в рост (“Портрет дамы”, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).

>       «Точильщик» (начало 1650 -х гг. ; «Точильщик» (начало 1650 -х гг. ; Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов сложившимся в Голландии принципам жанровой живописи. Взгляд зрителя с изумлением останавливается на закоулке возле дома точильщика. Обвалившаяся штукатурка, выщербленные кирпичи стен, темные провалы двери и лишенных стекол оконных проемов, валяющийся сломанный стул — на всем печать нищеты и запустения. Под стать своему окружению и обитатели этой трущобы — сам точильщик, его клиент — бедный ремесленник, сидящая у входа в дом жена точильщика — изможденная женщина с выбившимися в беспорядке из-под чепца прядями волос; она занята поиском насекомых у своей маленькой дочки. По контрасту с великим множеством произведений, изображающих повседневную жизнь Голландии в идиллическом свете, терборховская картина воспринимается как подлинный образ той Голландии, где бедные были беднее, чем где-либо. Герард Терборх. Точильщик. Начало 1650 -х гг. Берлин.

>     Картина Герарда Терборха      “Танцующая Картина Герарда Терборха “Танцующая пара”. Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берет ее за руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень. Терборх, голландский портретист и живописец изящных жанровых картин, добился признания своими интерьерными сценами из жизни состоятельных семей и мастерством передачи дорогах тканей, таких как шелк и атлас. Тонкость и детализированность его картин, а также забавное очарование его немного кукольных персонажей были притягательными для вкусов среднего класа Харлема и Амстердама. Терборх много путешествовал по Европе и из первых рук знал творчество почти всех великих художников XVII века, включая Рембрандта и Диего Веласкеса, Танцующая пара, 1630 -е однако их влияние никак не Частное собрание сказалось на его стиле живописи.

>Метсю Габриель (Metsu Gabriel) (1629 -1667) Голландский живописец. Учился у Герарда Дау; работал в Метсю Габриель (Metsu Gabriel) (1629 -1667) Голландский живописец. Учился у Герарда Дау; работал в Лейдене, с 1654 или 1655 - в Амстердаме. Жанровые картины художника Габриеля Метсю, в которых заметно влияние Рембрандта ван Рейна, Герарда Терборха, Яна Вермеера Делфтского, отмечены естественностью композиции, живой непосредственностью и интимной человечностью образов. Повседневная жизнь голландских бюргеров любовно воссоздается в них с помощью тёплой тональной гаммы с изысканными контрастами световых пятен, тонко разработанных светотеневых эффектов, виртуозной передачи фактуры предметов и тканей (“Больной ребенок”, около 1660, Рейксмузеум, Амстердам; “Торговец птицей”, 1662, Картинная галерея, Дрезден).

>Эмануэль де Витте ( nl. Emanuel de Witte или Мануэль  де Витт, nl. Эмануэль де Витте ( nl. Emanuel de Witte или Мануэль де Витт, nl. Manuel de Witt, ок. 1617, Алкмар — 1692, Амстердам) — нидерландский художник. Писал портреты, мифологические и религиозные сцены. После переезда в Амстердам все больше специализировался на изображении храмовых интерьеров, соревнуясь в этом с Питером Санредамом. В ряду случаев он комбинировал детали разных церквей, изображая некий обобщённый храм. Но особенно его занимали посетители церкви, нередко — в сопровождении собак, игра света и тени в церковном интерьере.

>      Неуловимая атмосфера тайны     витает Неуловимая атмосфера тайны витает в изящной комнате, в которой дама и кавалер сидят за спинетом. Картина, возможно, представляет сцену ухаживания, где музыкальный урок служит предлогом, а музыка выступает как аккомпанемент любви. Спокойное, ровное настроение картины достигается спокойным освещением, в виде тусклых бликов на стене. Тщательно выстроенная композиция основана на устойчивых горизонталях и вертикалях. Метсю был учеником Герарда Дау, который специализировался на сценах в интерьере. Его картины полны тонких лирических намеков, дающих возможность проникнуть в жизнь голландского среднего класса Урок музыки, 1660 -е XVII века. Картинная галерея, Берлин

>     Девушка, читающая письмо, 1665     Национальная Девушка, читающая письмо, 1665 Национальная галерея, Дублин Торговец птицей, 1662 Картинная галерея, Дрезден

>      Хор Новой церкви в Амстердаме, 1683.  Интерьер Хор Новой церкви в Амстердаме, 1683. Интерьер церкви, ок. 1660. Эрмитаж Амстердам, Королевский музей

>Эмануэль де Витте. Рынок в порту. Ок. 1668 г.  Москва, Музей изобразительных искусств Эмануэль де Витте. Рынок в порту. Ок. 1668 г. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

>Питер де Хоох  (1629 - после 1684) Хоох (Хох, Гох), голландский живописец. Около Питер де Хоох (1629 - после 1684) Хоох (Хох, Гох), голландский живописец. Около 1646– 1649 учился у К. Берхема в Харлеме; работал в Делфте и Амстердаме, испытал влияние Яна Вермера Делфтского и Карела Фабрициуса. Изображая сцены бюргерского быта, Хоох с любовной тщательностью передавал поэтическую одухотворенность наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков. В картинах Питера де Хооха сюжетное повествование сведено к минимуму и господствуют общее лирическое настроение, очарование спокойного, неторопливого течения жизни; в колорите преобладают воздушные золотистые тона, оттененные пятнами чистого цвета.

>Хозяйка и служанка, 1657  Карточные игроки, 1674 Эрмитаж, Петербург   Частное собрание Хозяйка и служанка, 1657 Карточные игроки, 1674 Эрмитаж, Петербург Частное собрание

>Поттер Паулюс (1625 -1654)  Голландский живописец и офортист. Учился в  Амстердаме у Поттер Паулюс (1625 -1654) Голландский живописец и офортист. Учился в Амстердаме у своего отца, Питера Поттера; работал в Делфте (с 1645), Гааге (1649 -1652), Амстердаме. Создатель голландского анималистического жанра, Поттер писал пасущиеся стада, фермы, крупные планы животных на фоне пейзажа. Светлая серебристая гамма выявляет в картинах художника Поттера прозрачность воздуха и яркость солнечного света

>       «Отдыхающее стадо»     «Отдыхающее стадо» 1652 35, 5 x 46, 5 см Дубовая доска Барокко Нидерланды (Голландия) Дрезден. Картинная галерея Коровы на пастбище, 1644 Картинная галерея, Кассель «Кони на лугу» (1649)23, 5 x 30 см, Дерево Нидерланды (Голландия). Амстердам. Рейксмузеум

>Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629 -1682), голландский живописец и график. Учился, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629 -1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб. Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1650 -1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт). В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.

>Пейзаж с водопадом 1665    Замок Бентхайм 1680 -е   Пейзаж с водопадом 1665 Замок Бентхайм 1680 -е Площадь в Амстердаме 1670

>Мельница в Вейке 1670, Рейксмузеум, Амстердам Мельница в Вейке 1670, Рейксмузеум, Амстердам

>      Лесное болото  Еврейское кладбище, 1657 Институт искусств, Лесное болото Еврейское кладбище, 1657 Институт искусств, Детройт Зимний вечер 1670

>   Гойен Ян ван Гойен ( 1596 -1656)-  голландский художник рисовальщик Гойен Ян ван Гойен ( 1596 -1656)- голландский художник рисовальщик и офортист родился в Лейдене. Учился у Эсайаса ван дер Вельде в Харлеме, работал в Лейдене и в Гааге. В своих картинах Ян ван Гойен изображал пейзажи, окутанные влажным воздухом с медленно текущими реками и каналами, с городскими и сельскими селениями на низких берегах под бескрайнем небом, используя коричневато - серые тона с одинокими фигурами лодочников и рыбаков

>     Вид на реку. 1655. Масло по дереву  Вид на реку. 1655. Масло по дереву Зима на реке. 1627 г Речной пейзаж. 1625 г. Замок Монтфорт. 1645. Масло по дереву

> Зима.  1625 г.    Лето.  1625 г. Зима. 1625 г. Лето. 1625 г.

>Ян Вермер Делфтский (1632 -1675) Родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в Ян Вермер Делфтский (1632 -1675) Родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производством шёлка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами. Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для художников его времени, когда мастерство кисти было доведено до совершенства. Композиции вермеровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, а главное-знаменитый вермеровский невесомый воздух-аналогов не имеет. Классическая ясность сюжета в его работах, естественная и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми.

>Одна из лучших его работ –  «Девушка, читающая письмо» . В центре скромной Одна из лучших его работ – «Девушка, читающая письмо» . В центре скромной комнаты у раскрытого окна стоит юная девушка и, чуть склонив голову, внимательно читает письмо. Простой, жизненный образ девушки полон задумчивого поэтического обаяния. Голубой узор фаянсовой тарелки, золотистые краски сочных плодов, мягкие красные оттенки ковра составляют яркий и красочный аккорд. Художник, вглядываясь в предметы быта, открывает для зрителя в повседневной жизни мир возвышенный и удивительный.

>Аллегория веры  К числу лучших произведений Вермера принадлежит    знаменитая «Девушка Аллегория веры К числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой» (ок. 1665, Гаага, Маурицхейс). Это не столько портрет, сколько собирательный образ хрупкой юности, расцветающей женственности, наделенный, как всегда у мастера, скрытой эмоциональностью.

>     Астроном 1668. Холст, 51 х 45 см Географ Картины Астроном 1668. Холст, 51 х 45 см Географ Картины «Астроном» (1668) и «Географ» (1669) тоже причисляют к лучшим образцам зрелого творчества Вермера, но отличает их иная тематика. В них отразилась выдающаяся роль Голландии в развитии науки о Земле, они позволяют ощутить дух эпохи Великих географических открытий того времени – уроженцы Нидерландов

>Виллем Клаас Хеда( 1594 - 1680 )  Родился в Голландии в Харлеме и Виллем Клаас Хеда( 1594 - 1680 ) Родился в Голландии в Харлеме и живописи учился у своего отца Геррита Виллема Хеда. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он начал с картин на религиозные сюжеты и портреты, но затем полностью перешёл на написание натюрмортов. Жанр натюрморта в Голландии XVII века получил большое распространение. Виллем Клаас Хеда стал одним из самых значительных представителей этого жанра. Он как и Питер Клаас создавал скромные "завтраки" с простым набором незамысловатых предметов.

>    Натюрморт.  1634 г.  Стол для завтрака с ежевичным Натюрморт. 1634 г. Стол для завтрака с ежевичным пирогом. 1631 Натюрморт. 1657 г. Натюрморт. 1651 г.

>Завтрак с крабами. 1648 г.  Завтрак с крабами. 1648 г.

>Питер Клаас ( 1597 - 1661 )  Натюрмонист, родился в Германии, работал в Питер Клаас ( 1597 - 1661 ) Натюрмонист, родился в Германии, работал в Харлеме, где жил с 1617 г. Картины Питера Клааса, с изображением накрытых столов, отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубки ) и простотой композиции. Питер Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды.

>Натюрморт с музыкальным инструментом.  1623 г.    Натюрморт с  Натюрморт с музыкальным инструментом. 1623 г. Натюрморт с турецким пирогом. 1627 г.

>Архитектура и скульптура Голландии 17 века  Пути развития голландской архитектуры определялись новым Архитектура и скульптура Голландии 17 века Пути развития голландской архитектуры определялись новым общественным укладом и специфическими природными условиями. Необходимость вести постоянную борьбу с океаном, грозящим затопить большую часть страны, вызвала появление могучих гидротехнических сооружений: плотин и дамб, шлюзов и каналов. Большим городам, и прежде всего Амстердаму и Гарлему, обилие воды, зелень, своеобразный вид зданий, подчас спускавшихся к самой воде, придавали необычайно живописный облик. Городские общественные постройки — ратуши, биржи, торговые ряды, бюргерские дома с высокими крутыми кровлями и прихотливыми многоярусными фронтонами на фасадах — в начале 17 века по большей части строились из кирпича и отделывались белым камнем. Во второй половине 17 века в архитектуре получил распространение классицизм. Однако голландский вариант этого архитектурного стиля отличался чертами упрощенности и суховатости. Еще менее значительны были результаты, достигнутые в области декоративной и мемориальной пластики. Зато европейскую известность приобрели мастера прикладного искусства, в частности создатели дельфтского фаянса, разнообразные формы которого тонко гармонировали с насыщенно- синими кобальтовыми тонами декора.

>Патрицианские жилые дома в Амстердаме. 17 в. Патрицианские жилые дома в Амстердаме. 17 в.

>Ратуша в Больсварде. 1613 г.  Центральная часть фасада.  Фасады на Гран-плас Ратуша в Больсварде. 1613 г. Центральная часть фасада. Фасады на Гран-плас

>     Арент ван      Гравенсанде Арент ван Гравенсанде дворец Маурицхейс Якоб ван Кампен ратуша в Амстердаме Виллем Хесиус церковь св. Михаила