01 Искусство Фландрии Рубенс.ppt
- Количество слайдов: 21
Искусство Фландрии ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС (1577 -1640)
Автопортрет с женой Изабеллой Брандт. 1609. Старая пинакотека, Мюнхен. n Молодожёны изображены сидящими в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам художник придал оттенок философского спокойствия с лёгким налётом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.
Водружение креста. 1610 -1611. Собор, Антверпен. В 1610 -1611 гг. он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть – «Водружение креста» - посвящена распятию Христа. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино.
Статуя Цереры. Ок. 1615. Дерево, масло. 90, 3 х65, 5. Эрмитаж. n Гирлянды фруктов, с которыми возятся амуры, способные возбудить лакомые мысли в самом воздержанном человеке, написаны Яном Брейгелем. Но все же в изумительной гармонии этой картины, в ее общем благородном, скромном и в то же время богатейшем тоне сказался подлинный гений, воспитанный к тому же в эпоху барокко, т. е. в дни, когда искусство достигло своей полной “осенней” зрелости, небывалой роскоши и праздничности.
Охота на гиппопотамо ви крокодилов. 1615 -1616. Старая пинакотека, Мюнхен. n Рубенс создал серию картин на охотничьи сюжеты. Для героев этого произведения охота не праздное развлечение, а отчаянная борьба за жизнь.
Союз Земли и Воды. Ок. 1618. Холст, масло. 222, 5 х180, 5. Эрмитаж. n Смысл картины заключается в ее чувственной прелести, в сочных линиях и пленительном тоне голой женщины, в аппетитных фруктах, которые вываливаются из рога изобилия в ее руке, в полном, дразнящем жажду, потоке воды, вытекающем из урны. Все остальное — только аксессуары, имеющие чисто декоративное значение.
Похищение дочерей Левкиппа. 1619 -1620. Старая пинакотека, Мюнхен n В картине привлекает необыкновенно искусная композиция. Все фигуры – похитители, отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони – объединены по принципу симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую.
Возчики камней. Ок. 1620. Холст, масло, переведена с дерева. 86 х126, 5. Эрмитаж. n В “Возчиках камней”, гениальной картине, принадлежащей к позднему периоду творчества (часть ее дописана Уденом), передана печальная, почти трагическая природа. Кажется, что два крестьянина, занятые переправлением воза по тяжелому пути, должны спешить, ибо беду сулят тонущие в сгущенном мраке скалы и полна щемящего уныния луна, всплывающая над болотом.
Персей и Андромеда. Начало 1620 -х годов. Холст, масло, переведена с дерева. 99, 5 х139. Эрмитаж. n Большее значение, чем фигуры, имеет в картине дивный орнамент сочных форм и мощно вьющихся линий, а еще большее — тон, его золотистость, сочетания черного панциря Персея со “сливочно-белой” Андромедой, желтых пятен на Пегасе с пурпуром плаща победителя. Все это написано с невероятной легкостью, точно в час времени.
Коронация Марии Медичи. Эскиз. Дерево, масло. 49 х63. Эрмитаж n Несколько эскизов к знаменитой серии историко-аллегорических картин исполнены Рубенсом и его учениками для Люксембургского дворца в Париже по заказу королевы Марии Медичи (с 1621 по 1625).
Портрет Изабеллы Брандт. Около 1625. Галерея Уффици, Флоренция. n Портрет первой жены Рубенса выдержан в восхитительных пылающих красках. Это Изабелла — официальная хозяйка роскошного дома, это тактичная, внимательная, умеренно веселая, приветливая собеседница. Рубенс нуждался именно в такой “помощнице”, которая окружала его неустанными заботами, заведовала сложным хозяйством.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы. 1623/27. Дерево, масло. 64 х48. Эрмитаж. n Портрет этот принадлежит к тончайшим произведениям мастера и не имеет по непосредственности характеристики ничего подобного во всей европейской живописи вплоть до мечтательных романтических портретов XIX века.
Пейзаж с радугой. Начало 1630 -х. Холст, масло, переведена с дерева. 86 х130. Эрмитаж. n Картина “Радуга”, принадлежащая к среднему периоду, полна тихого ликования. Она дает впечатление подлинного счастья жизни в природе, среди простора полей, в здоровых ароматах, в окружении сочного, неисчерпаемого плодородия, в тиши отдыха после трудового дня, после благословенных дождей и ветров.
Портрет Елены Фурмен. Дерево, масло. 186 х85. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон n Рубенс был без ума от нее и не уставал изображать ее во всех видах и поворотах, во всевозможных костюмах. Но в этом чувстве не было уже ничего духовного. Елена была не подругой мастера, а его любовницей. И все портреты Елены носят в себе отражение этого отношения. Всюду она кажется каким-то лукавым, лакомым, красивым зверьком, и нигде не видишь ее души.
Портрет Елены Фурмен. Старая пинакотека, Мюнхен n Годы не укротили его страстности, и Елена сделалась настоящей его музой на последние 10 лет жизни.
Портрет супругов Рубенс. Фрагмент. 1631. Старая пинакотека, Мюнхен. n Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. Сам художник смотрит на зрителя сдержанно-приветливо, строгая Елена за что-то выговаривает своему пасынку Николасу.
n Храм Януса. 1634. Дерево, масло. 70 х65, 5. Эрмитаж.
Кермесса. 1635 -1636. Лувр, Париж. n По спокойной равнине с высохшей речкой, уснувшими от полуденного зноя деревьями, пологими холмами на горизонте, словно вихрь, проносится толпа разгорячённых, опьяневших крестьян. Отчаянно отплясывают они бешеный танец, спешат насладиться радостям праздника. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца.
n Шубка. 1638 -1640. Художественноисторический музей, Вена. На полотне молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы напоминает античные статуи.
Автопортрет. 1639. Художественноисторический музей, Вена. n Взгляд художника внимателен и суров. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всем облике чувствуется приближение старости.
Вакх (Бахус). 1638 — 1640. Холст, масло, переведена с дерева. 191 х161, 3. Эрмитаж. “Бахус” Рубенса — жирный антверпенский бюргер, раздевшийся под пьяную руку и пирующий с друзьями и подругами. Золотистость, сочность выходят за пределы обыденности. Здесь апофеоз самого пьянства. В глазах Бахуса светится что-то царственное. Он себя чувствует повелителем, пределом могущества и счастья.
01 Искусство Фландрии Рубенс.ppt