Искусство Древней Руси (часть 3) Искусство Московского

Скачать презентацию Искусство Древней Руси (часть 3)  Искусство Московского Скачать презентацию Искусство Древней Руси (часть 3) Искусство Московского

ii_drevnyaya_rusy_3_chasty.ppt

  • Размер: 8.4 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 42

Описание презентации Искусство Древней Руси (часть 3) Искусство Московского по слайдам

Искусство Древней Руси (часть 3) Искусство Древней Руси (часть 3)

Искусство Московского царства (16 -17 вв. ) Искусство Московского царства (16 -17 вв. )

Хождение за три моря Афанасия Никитина •  Хождение за три моря Афанасия Никитина  (Хожение.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина • » Хождение за три моря» Афанасия Никитина («Хожение. . . «), памятник древнерусской литературы 15 в. , записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466— 1472). Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Автор побывал на Кавказе, в Персии, Индии и на обратном пути — в Крыму. Умер недалеко от Смоленска. В 1475 рукопись оказалась у московского дьяка Василия Мамырёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489, отразившийся в Софийской II и Львовской летописях, сохранился также в сборнике 15 в. Путешественник описывал природу Индии, её политическое устройство, торговлю, сельское хозяйство, обычаи, обряды; автор — горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован. Произведение насыщено лирическими отступлениями и автобиографическими зарисовками; язык его близок к разговорной и деловой московской речи. Памятник переведён на многие языки мира.

Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским • Переписка русского царя Ивана Грозного  и находившегосяПереписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским • Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского , продолжавшаяся в течение 1564 — 1579 гг. , ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века. • Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное» ; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, и переписка прервалась. В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца. • В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством ( «ограниченной монархии» ). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

ПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО С АНДРЕЕМ КУРБСКИМ Первое послание Курбского Ивану Грозному Грамота Курбского царю государю изПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО С АНДРЕЕМ КУРБСКИМ Первое послание Курбского Ивану Грозному Грамота Курбского царю государю из Литвы • Царю, от бога препрославленному, паче же во православии пресветлу явившуся, ныне же грех ради наших сопротивным обретеся. Разумевяй да разумеет, совесть прокаженну имуще, якова же ни в безбожных языцех обретается. И больши сего глаголати о всем по ряду не попустих моему языку, но гонения ради прегорчайшаго от державы твоея и от многие горести сердца потщуся мало изрещи ти, о царю. Первое послание Ивана Грозного Курбскому ( перевод ) Благочестиваго Великого Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея Русии послание во все его Великие Росии государство на крестопреступников, князя Андрея Михаиловича Курбского с товарищи о их измене • Бог наш Троице, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду. Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного сына божия победоносная и вовеки непобедимая хоругвь — крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия.

Церковь воинствующая •  «Благослов нно в инство Неб сного Цар » ее ое ее яеЦерковь воинствующая • «Благослов нно в инство Неб сного Цар » ее ое ее яе (в советском искусствознании — «Ц рковь ее во нствующая» ие [1] ) — икона , написанная в 1550 -х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Икона Страшного суда (16 в. ) • Икона Страшного суда — православная икона,  изображающая грядущийИкона Страшного суда (16 в. ) • Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд , который будет осуществлён Иисусом Христом во время его Второго пришествия [1]. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых , сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. • Видео:

 «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»    Протопоп Аввакум (1621 -1682)  «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» Протопоп Аввакум (1621 -1682) П о благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, — ничто же есмь». Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже 1 иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых, бог простит и благословит. Аминь.

Старообрядческая икона • Старообрядческая икона в целом продолжают традиции древнерусской иконы , поскольку старообрядцы считают, чтоСтарообрядческая икона • Старообрядческая икона в целом продолжают традиции древнерусской иконы , поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия , а как раз официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, защитниками которой они и являются. Однако к строго старообрядческим иконам можно относить только те, которые разошлись в своей традиции с официальным православием. • Невьянская икона. Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720 -х-1730 -х гг. , когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал ] из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца ), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья) новые массы старообрядцев. . Отличительные черты невьянской иконы: удлиненные пропорции и сплошное золочение. В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьяновской иконы.

Невьянская икона Невьянская икона

Московский Кремль Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рис.  А. М. Васнецова Московский Кремль Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рис. А. М. Васнецова

Московский Кремль. Теремной дворец.  • Теремной дворец (1635– 1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторамиМосковский Кремль. Теремной дворец. • Теремной дворец (1635– 1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Л. Ушаковым и Т. Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).

Церковь Вознесения Господня в Коломенском • Возведена в Коломенском в 1528 — 1532 годах (предположительно итальянскимЦерковь Вознесения Господня в Коломенском • Возведена в Коломенском в 1528 — 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русск им летописям Петром Фрязином или Петрок ом Малым ) [2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. • Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV , долгожданного наследника великого князя. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли. По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы. [

Церковь Вознесения Господня в Коломенском Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в Коломенском Церковь Вознесения Господня в Коломенском

В подвале храма 2 марта 1917 года  была обретена,  согласно донесению митрополита Московского ТихонаВ подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду , икона Божией Матери «Державная» , с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме (сама икона 18 в. ). В тот же день, 2 марта 1917 года императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в. Перми в июне 1918 года). Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной» , были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон. В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея. По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, [3] но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву , сохранившийсяЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву , сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Композиционный предшественник собора Покрова на Рву.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву ,  также называемый Собор Василия Блаженного — православныйСобор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм , расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры • По повелению Ивана Грозного и на его же средства вУспенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры • По повелению Ивана Грозного и на его же средства в память о покорении Казани, в Троице-Сергиевой лавре по образцу главного собора московского кремля был возведен Успенский собор. Это величественный шестистолпный храм с пятью тесно посаженными главами. Сегодня он является как бы доминантой всего комплекса, занимая при этом и географически центральное место в лавре. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). • С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в. ).

Трапезная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры • Одна из архитектурных доминант в Троице-Сергиевой лавре — монастырская трапезная сТрапезная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры • Одна из архитектурных доминант в Троице-Сергиевой лавре — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686— 1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест» , что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского

Трапезная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Трапезная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском • Коломенский дворец  (также Дворец царя Алексея Михайловича )Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском • Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича ) — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света» . • Гравюра Гильфердинга, 1780 г. ( XVIII в. ).

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Храм Рождества Богородицы в Путинках • Храм был заложен в 1649 году  после пожара, Храм Рождества Богородицы в Путинках • Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. • После завершения строительства храма, в 1653 году , Патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, Храм Рождества Богородицы в Путинках является последним шатровым каменным храмом в Москве. • Здание построено в стиле « русского узорочья » . Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры. • Расположен по адресу: ул. Малая Дмитровка , 4. • Фотография 1882 г.

Храм Рождества Богородицы в Путинках Храм Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках • Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках ( Церковь ИконыЦерковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках • Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках ( Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке ) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

Церковь Покрова в Филях Церковь Покрова в Филях

Церковь Троицы в Троице-Лыкове Церковь Троицы в Троице-Лыкове

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Новоиерусалимский (Вознесенский) монастырь  Монастырь основан в 1656 году  патриархом Никоном , по замыслу которогоНовоиерусалимский (Вознесенский) монастырь Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном , по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь. На её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

Симон ( Пимен ) Фёдорович Ушаков  (1626— 1686 ) русский московский иконописец и график. Симон ( Пимен ) Фёдорович Ушаков (1626— 1686 ) русский московский иконописец и график. • Симон ( Пимен ) Фёдорович Ушаков (1626— 1686 ) русский московский иконописец и график. • Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси.

Похвала Владимирской иконе Божией Матери.  Древо государства Российского. 1668 Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского.

Икона Симона Ушакова Троица Новозаветная Икона Симона Ушакова Троица Новозаветная

Строгановская школа иконописи • Строгановская школа иконописи  (или «строгановские письма» ) — русская школа иконописи,Строгановская школа иконописи • Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма» ) — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник» , «доличник» , мастер «палатного письма» , и т. п. • Особенности: • виртуозный рисунок • дробная и тонкая проработка деталей • сияющие и чистые краски • многофигурные композиции • пейзажные панорамы

Строгановская школа иконописи Строгановская школа иконописи

Пермская деревянная скульптура • Пермская деревянная скульптура ( «Пермские боги» )  — храмовая скульптура, получившаяПермская деревянная скульптура • Пермская деревянная скульптура ( «Пермские боги» ) — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках. • Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко. • Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. И хотя было несколько постановлений Синода, направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, чем вовсе лишиться паствы. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Видео.

Пермская деревянная скульптура Пермская деревянная скульптура

Лувр. 2010. Москва. 2011. Лувр. 2010. Москва. 2011.

Святая Русь Святая Русь

Московские музеи с коллекциями икон Московские музеи с коллекциями икон