Скачать презентацию Искусство Древнего Египта Типология древнеегипетской архитектуры Древнеегипетский канон Скачать презентацию Искусство Древнего Египта Типология древнеегипетской архитектуры Древнеегипетский канон

Древний Египет.ppt

  • Количество слайдов: 61

Искусство Древнего Египта: Типология древнеегипетской архитектуры. Древнеегипетский канон: скульптура, живопись. Искусство Древнего Египта: Типология древнеегипетской архитектуры. Древнеегипетский канон: скульптура, живопись.

Периодизация искусства Древнего Египта Додинастический период IV тыс. – 3150 -3050 гг. до н. Периодизация искусства Древнего Египта Додинастический период IV тыс. – 3150 -3050 гг. до н. э. (ок. 3050 г произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта) Раннее царство нач. III тыс. до н. э. Древнее царство III тыс. до н. э. Первый переходный период к. III тыс до н. э. Среднее царство XXI- XVIII вв. до н. э. Второй переходный период Новое царство XVI – XII вв. до н. э. Поздний Египет XI – IV вв. Эллинистический Египет 332 -30 гг. до н. э.

Некрополь в Гизе Мастаба – тип гробницы, возникший еще в период Раннего Царства. Представляет Некрополь в Гизе Мастаба – тип гробницы, возникший еще в период Раннего Царства. Представляет собой сооружение в виде невысокой усеченной пирамиды, в плане квадратной или прямоугольной. Под ними были высечены подземные помещения, в том числе склеп с саркофагом усопшего.

Ансамбль пирамиды Джосера в Саккара (2660 -2650 -е гг. ) Архитектор Имхотеп Мемориальный комплекс Ансамбль пирамиды Джосера в Саккара (2660 -2650 -е гг. ) Архитектор Имхотеп Мемориальный комплекс Джосера- это целостный ансамбль, обладающий хорошо продуманной и очень выразительной композицией. Впервые в истории он был сооружен из камня. Центром этого ансамбля является ступенчатая пирамида. Высота пирамиды ок. 62 м. Размеры основания – 109 х125 м. Пирамида состоит из шести ярусов, которые повторяют форму мастабы.

Ансамбль пирамиды Джосера Общие размеры комплекса по периметру стен 545 х278 м. Толщина стен Ансамбль пирамиды Джосера Общие размеры комплекса по периметру стен 545 х278 м. Толщина стен ок. 15 м. , высота 10 -10, 5 м. Наружные фасады были сделаны в виде системы выступов и западов. В стенах было 14 ложных дверей, одна из которых была настоящей.

Ордер (лат. «порядок» , «последовательность» ) – архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих элементов Ордер (лат. «порядок» , «последовательность» ) – архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих элементов – колонн – и горизонтальных несомых частей – антаблементов. С именем Имхотепа связано зарождение протодорического ордера.

Первая пирамида Снофру в Медуме. к. XXVII – н. XXVI в. до н. э. Первая пирамида Снофру в Медуме. к. XXVII – н. XXVI в. до н. э. Погребальная камера выполнена по консольно-балочной системе, по принципу «ложного свода» Вторая пирамида Снофру в Дашуре. н. XXVI в. Первая пирамида, которую начали строить не ступенчатой, а пирамидальной формы.

Третья пирамида Снофру в Дашуре. н. XXVI в. до н. э. «Красная пирамида» Первая Третья пирамида Снофру в Дашуре. н. XXVI в. до н. э. «Красная пирамида» Первая пирамида в истории египетской архитектуры, форма которой в точности соответствует геометрическому смыслу термина. Высота – 104, 4 м. Основание – 215 х220 м. Уклон граней 43 гр. 36 мин.

Ансамбль пирамид в Гизе Пирамиды фараонов Четвертой династии (Хеопса, Хефрена, Микерина) были окружены пирамидами Ансамбль пирамид в Гизе Пирамиды фараонов Четвертой династии (Хеопса, Хефрена, Микерина) были окружены пирамидами жен и многочисленными мастаба родственников и приближенных фараонов, а также заупокойными храмами. «Все на земле боится времени, но время боится пирамид»

Пирамида Хеопса. 2/4 XXVI в. Зодчий Хемиун Одно из семи чудес света Высота – Пирамида Хеопса. 2/4 XXVI в. Зодчий Хемиун Одно из семи чудес света Высота – 146, 7 м. , основание – 233 х233 м. Многие современные исследователи считают, что в основании пирамиды лежит скала-останец, как, например, скала ставшая телом Великого Сфинкса ().

Верхний заупокойный храм Хеопса. Скомпонован в виде монументального портала с двумя колоннами, поддерживающими балки Верхний заупокойный храм Хеопса. Скомпонован в виде монументального портала с двумя колоннами, поддерживающими балки антаблемента. Архитектор Хемиун сделал решительный шаг в развитии архитектурного ордера. Колонны являются и несущей конструкцией, и выразительной архитектурной формой. Идея двухколонного портала будет многократно повторяться зодчими последующего времени.

Нижний заупокойный храм Хефрена. 2/3 XXVI в. до н. э. Состоит из двух залов Нижний заупокойный храм Хефрена. 2/3 XXVI в. до н. э. Состоит из двух залов – поперечного и продольного, образующих в плане перевернутую букву Т. Первый зал имеет посередине ряд из шести столбов. Второй зал, главный, разделен двумя рядами столбов (по пять столбов одном ряду) на три продольных пространства – три нефа.

Погребальная камера пирамиды Микерина 3/3 XXVI в. Перекрыта системой наклонных, упертых в стены и Погребальная камера пирамиды Микерина 3/3 XXVI в. Перекрыта системой наклонных, упертых в стены и друг в друга толстых каменных блоков – по принципу протоарки. Но нижние поверхности блоков «полуарок» были обтесаны и образовывали плавную кривую линию. Новая архитектурная форма предвосхитила форму истинных сводов, которые появятся только много столетий спустя.

 «Солнечный» храм Ниусерра в Абусире сер. XXV в. до н. э. С воцарением «Солнечный» храм Ниусерра в Абусире сер. XXV в. до н. э. С воцарением Пятой династии восторжествовал культ Ра, что привело к возникновению нового типа храмов. Внутри двора, обнесенного стеной, на подиуме стоял массивный обелиск – предшественник стройных обелисков, которые будут устанавливаться в храмах Нового царства. Перед ним располагался алтарь для жертвоприношений.

Ансамбль пирамиды Сахура в Абусире. XXV в. до н. э. Верхний храм Сахура включал Ансамбль пирамиды Сахура в Абусире. XXV в. до н. э. Верхний храм Сахура включал большой двор, окруженный по периметру колоннадой (такие дворы станут непременной частью ансамблей храмов в эпоху Нового царства). Здесь (едва ли не впервые) были применены пальмовидные колонны. В других заупокойных храмах Пятой династии появились и другие «биоморфные» колонны

Ансамбль храма-усыпальницы Ментухотепа I. 2/2 XXIв. до н. э. Храм состоит из сложной системы Ансамбль храма-усыпальницы Ментухотепа I. 2/2 XXIв. до н. э. Храм состоит из сложной системы дворов, поминальных залов, галерей и портиков, расположенных на высокой каменной платформе. Вероятно, в центре поминального зала возвышалась пирамида. В западной части располагалось вырубленное в скале святилище с нишами для статуй. Мемориал Ментухотепа I – это совершенно новое по композиции сооружение. Ордер - главные средство художественной выразительности. Архитектурной новацией стал «зал ста сорока колонн» , прообраз гипостильных залов Нового царства.

Храм Сенусерта I в Фивах. ¾ XX в. до н. э. Храм Сенусерта I Храм Сенусерта I в Фивах. ¾ XX в. до н. э. Храм Сенусерта I (иногда его называют «киоском» ) – справедливо считается жемчужиной архитектуры Среднего царства. Предположительно этот храм был построен для проведения празднества «хеб-сед» - традиционного ритуала «омоложения» фараона.

Гробницы в Бени-Хасан. XX в. до н. э. Один из наиболее известных комплексов скальных Гробницы в Бени-Хасан. XX в. до н. э. Один из наиболее известных комплексов скальных гробниц (высеченных в скале) правления Двенадцатой династии. Входы в гробницы были оформлены монументальными ордерными порталами, композиция которых повторяла фасад заупокойного храма Хеопса. Колонны имели круглые базы и прямоугольные капители, их диаметр уменьшался в направлении снизу вверх. Стволы колонн обрабатывались либо прямыми гранями, либо желобками (каннелюрами)

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Зодчий Сененмут, н. XVв. Храм расположен рядом с храмом Ментухотепа Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Зодчий Сененмут, н. XVв. Храм расположен рядом с храмом Ментухотепа I. Портики – один из главных архитектурных мотивов храма. К храму вела аллея сфинксов. В первом дворе был сад. Длина храма - 280 м. , ширина – ок. 80 м.

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Храм Хатхор В святилище богини Хатхор крыша поддерживалась цилиндрическими колоннами. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Храм Хатхор В святилище богини Хатхор крыша поддерживалась цилиндрическими колоннами. Капители этих колонн по высоте были почти равны высоте ствола колонны. Нижняя часть капители представляла собой изображение лиц богини Хатхор, верхняя – изображение загибающихся в виде волют рога.

Храм Амона-Ра в Карнаке. XVI – XIII вв. до н. э. Карнак – наиболее Храм Амона-Ра в Карнаке. XVI – XIII вв. до н. э. Карнак – наиболее крупный и протяженный архитектурный ансамбль эпохи Нового царства в Египте. Он состоит из трех храмов. Самый большой из них посвящен верховному богу Амону-Ра. Его начал строить в правление фараона Тутмоса I знаменитый архитектор Инени. Строительство продолжалось в течение нескольких поколений.

Храм Хонсу в Карнаке. Ведущим типом архитектуры с рубежа XVI и XV вв. до Храм Хонсу в Карнаке. Ведущим типом архитектуры с рубежа XVI и XV вв. до н. э. становятся храмы посвященные богам и предназначенные для совершения разнообразных молитвенных ритуалов и жертвоприношений. К храму вела дорога процессий, украшенная сфинксами. Вход был обозначен мощными пилонами в виде большой двойной башни с высокой дверью посередине (характерная особенность архитектуры Нового царства). Перед пилонами обычно ставились обелиски. По мере продвижения в глубь храма происходит сжатие пространства и нарастание архитектурной массы.

Храм Амона-Ра в Луксоре. XV – XIII вв. до н. э. Состоит из двух Храм Амона-Ра в Луксоре. XV – XIII вв. до н. э. Состоит из двух частей, построенных в разное время. Но они образуют целостную композицию, воплотившую принципы и художественные закономерности египетской храмовой архитектуры эпохи Нового царства.

Рамессеум, XIII в. до н. э. Специфической особенностью Рамессеума было то, что в его Рамессеум, XIII в. до н. э. Специфической особенностью Рамессеума было то, что в его ансамбле соединились два храма и дворец. Ансамбль был окружен оградой из сырцового кирпича. Особого внимания заслуживают кладовые, которые принадлежат к числу древнейших сооружений с настоящими распорными сводами.

Комплекс храмов эпохи Рамзеса II в Абу-Симбеле, XIIIв. дон. э Комплекс включает два храма: Комплекс храмов эпохи Рамзеса II в Абу-Симбеле, XIIIв. дон. э Комплекс включает два храма: Рамзеса II и его любимой жены Нефертари, умершие намного раньше мужа. Они были высечены в массивах прибрежных скал, которые поднимались над западным берегом Нила. Планировка повторяла традиционные приемы компоновки египетских «наземных» храмов.

Основные композиционные и стилевые особенности храмовой архитектуры Древнего Египта: Почти абсолютное господство принципа симметрии Основные композиционные и стилевые особенности храмовой архитектуры Древнего Египта: Почти абсолютное господство принципа симметрии Четко выраженная главная ось ансамбля Одним из важнейших средств художественной выразительности является четкий ритм Использование «биоморфных колонн» Монументальность

Фараон Хасехем. н. 3 тыс до н. э. Каир, Египетский музей фараон Второй династии. Фараон Хасехем. н. 3 тыс до н. э. Каир, Египетский музей фараон Второй династии. Это едва ли не самый древний пример монументальной портретной статуи.

Джосер. 27 в. до н. э. Каир, Египетский музей Джосер был сильным, решительным и Джосер. 27 в. до н. э. Каир, Египетский музей Джосер был сильным, решительным и жестоким человеком. Фараон изображен с традиционным атрибутом власти: голова покрыта полосатым платком – немесом, а к подбородку подвязана традиционная ритуальная накладная бородка.

Хефрен. 26 в. Каир, Египетский музей Статуя из заупокойного храма. Статуя сделана из диорита, Хефрен. 26 в. Каир, Египетский музей Статуя из заупокойного храма. Статуя сделана из диорита, который очень трудно обрабатывается, зато хорошо сохраняет полировку. Хефрен одет в короткий набедренник – схенти. За затылком изображен сокол – символ бога Гора (покровителя фараонов).

Микерин, Хатхор и богиня заячьего нома, 25 в. Каир, Египетский музей «Он был самым Микерин, Хатхор и богиня заячьего нома, 25 в. Каир, Египетский музей «Он был самым праведным судьей из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших царей. Ведь он был не только судьей праведным, но даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы» Геродот

Рахотеп и Нофрет. н. 26 в. Каир, Египетский музей Нофрет одета в белый калазирис, Рахотеп и Нофрет. н. 26 в. Каир, Египетский музей Нофрет одета в белый калазирис, на голове – простой парик, дополненный венцом.

Хемиун. 27 в. Хильдесхейм, музей Пелицейса Архитектор, построивший пирамиду Хеопса, очевидно, был верховным жрецом. Хемиун. 27 в. Хильдесхейм, музей Пелицейса Архитектор, построивший пирамиду Хеопса, очевидно, был верховным жрецом. Талант зодчего, его мудрость и широкая образованность, великолепное знание законов геометрии и свойств строительных материалов, умение рационально организовать труд десятков тысяч рабочих позволили ему осуществить грандиознейший замысел и возвести величайшее сооружение древности.

жрец Каапер или сельский староста. сер. 3 тыс. Каир, Египетский музей. выс 1, 1 жрец Каапер или сельский староста. сер. 3 тыс. Каир, Египетский музей. выс 1, 1 м. Каапер жил в период Пятой династии, был царевичем и занимал высокий пост.

Писец Каи. с. 3 тыс. Париж, Лувр Каи, мать которого носила почетный титул «царской Писец Каи. с. 3 тыс. Париж, Лувр Каи, мать которого носила почетный титул «царской родственницы» , принадлежал к придворной знати и был правителем одного из номов.

Ментухотеп I. 21 в. Каир, Египетский музей. выс 1, 83 м известняк. Такая поза Ментухотеп I. 21 в. Каир, Египетский музей. выс 1, 83 м известняк. Такая поза и темный цвет лица ассоциировали образ фараона с богом подземного царства Осирисом: фараон должен был, как Осирис, воскреснуть после погребения и вознестись к вечной жизни в сонме богов. Ментухотеп объединил Египет после политической раздробленности Первого переходного периода.

Сенусерт III. 19 в. Каир, Египетский музей Портреты Сенусерта III – это один из Сенусерт III. 19 в. Каир, Египетский музей Портреты Сенусерта III – это один из наивысших моментов в развитии древней египетской скульптуры. Скульптура теперь стала правдивее раскрывать суть личности фараона-человека, с его грузом земных проблем и забот, оставлявших след на лице. Сенусерт был активным и победоносным воителем.

Аменемхет III. 19 в. Спб, Эрмитаж. высота ок. 1 м. Сын Сенусерта III оказался Аменемхет III. 19 в. Спб, Эрмитаж. высота ок. 1 м. Сын Сенусерта III оказался достойным приемником и продолжателем внешней и внутренней политики отца. Аменемхет – волевой и сильный человек

Жрец Аменхотеп и Ранная. сер. 2 тыс. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Эбеновое Жрец Аменхотеп и Ранная. сер. 2 тыс. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Эбеновое дерево.

Сфинкс Хатшепсут. н. 15 в. Каир, Египетский музей Умная и волевая Хатшепсут стала первой Сфинкс Хатшепсут. н. 15 в. Каир, Египетский музей Умная и волевая Хатшепсут стала первой женщинойфараоном. Подчеркивая легитимность власти, она изображалась в мужском облике.

Аменхотеп III. СПб, Набережная Невы При Аменхотепе III развернулось масштабное строительство храма Амона-Ра в Аменхотеп III. СПб, Набережная Невы При Аменхотепе III развернулось масштабное строительство храма Амона-Ра в Луксоре

Эхнатон из храма Атона в Карнаке. Каир, Египетский музей Фараон Эхнатон – одна из Эхнатон из храма Атона в Карнаке. Каир, Египетский музей Фараон Эхнатон – одна из самых ярких и самых трагических личностей в истории Древнего Египта. От сделал попытку отказать от традиционного многобожия и ввести новую религию, основанную на поклонения одному богу – солнечному диску Атону.

Рамзес 2. Один из самых популярных персонажей истории Древнего Египта, благодаря не только его Рамзес 2. Один из самых популярных персонажей истории Древнего Египта, благодаря не только его военным успехам, но и активной строительной деятельности.

Художественные каноны искусства Древнего Египта В искусстве Древнего Египта сложился специфический художественный стиль, удивляющий Художественные каноны искусства Древнего Египта В искусстве Древнего Египта сложился специфический художественный стиль, удивляющий своей цельностью, гармонией и высоким совершенством. Этот стиль в значительной мере сформирован системой религиозных воззрений египтян, ориентированных на возможность вечной потусторонней жизни.

Монументальность Она достигалась, в первую очередь, масштабностью и колоссальностью произведений архитектуры и скульптуры. Монументальность, Монументальность Она достигалась, в первую очередь, масштабностью и колоссальностью произведений архитектуры и скульптуры. Монументальность, ориентированная на вечность, достигалась и приемами пластической обработки, системой пропорций, лаконизмом и обобщенностью форм. Интерьер Большого зала храма Рамзеса II в Абу-Симбеле Зодчий Хемиун. Из гробницы

Традиционализм Явился отражением идеи Вечности. Одним из наиболее характерных воплощений традиционализма была система художественных Традиционализм Явился отражением идеи Вечности. Одним из наиболее характерных воплощений традиционализма была система художественных канонов. Так тело человека изображалось на плоскости таким образом, чтобы его части воспринимались зрителем в оптимальном ракурсе. Плита фараона Нармера. Сер XXXI. Каир, Египетский музей Дочери Эхнатона. Роспись дворца Эхнатона. н. 2/2 XIV

Иерархичность Фараон всегда изображался выше своих приближенных и равным по размерам с богами. «Канон Иерархичность Фараон всегда изображался выше своих приближенных и равным по размерам с богами. «Канон разномасштабности» распространялся и на изображения вельмож, помещенные в их гробницах. Фрагмент фасада храма Рамзеса II в Абу-Симбеле

Устойчивая система художественных канонов привела к формированию жестко нормированных типов скульптурных изображений. Сененмут был Устойчивая система художественных канонов привела к формированию жестко нормированных типов скульптурных изображений. Сененмут был фаворитом Хатшепсут. Официальный титул «воспитатель царской дочки»

В трактовке поз стоящих статуй также сложились определенные каноны. В трактовке поз стоящих статуй также сложились определенные каноны.

карлик Сенеб, его супруга Сенеттефес и их дети. карлик Сенеб, его супруга Сенеттефес и их дети.

Вельможа Птаххотеп за пиршественным столом. Тонированный рельеф. гробница в Саккара, XXV- 1 п. XXIVвв Вельможа Птаххотеп за пиршественным столом. Тонированный рельеф. гробница в Саккара, XXV- 1 п. XXIVвв

Охота на Ниле. Гробница вельможи Ти в Саккара, Охота на Ниле. Гробница вельможи Ти в Саккара,

гробница номарха Хнумхутепа II в Бени-Хасан гробница номарха Хнумхутепа II в Бени-Хасан

Путешествие в страну Пунт. храм Хатшепсут. Путешествие в страну Пунт. храм Хатшепсут.

Книга мертвых Книга мертвых

гробница царского писца Менны. ¼ XIV в. до н. э. гробница царского писца Менны. ¼ XIV в. до н. э.

Гробница визиря Рехмиры. сер. XV в. до н. э. Гробница визиря Рехмиры. сер. XV в. до н. э.

Роспись фиванской гробницы. 18 династия Роспись фиванской гробницы. 18 династия

Росписи дворца Эхнатона. н. 2 п XIV в. до н. э. Росписи дворца Эхнатона. н. 2 п XIV в. до н. э.

Рамессеум. Рамзес II, поклоняющийся богу Амону и богине Мут. Гипостильный зал Рамессеум. Рамзес II, поклоняющийся богу Амону и богине Мут. Гипостильный зал

Росписи гробницы Нефертари. Росписи гробницы Нефертари.