Древний Египет.ppt
- Количество слайдов: 73
Искусство Древнего Египта.
Своеобразие египетской культуры определяется следующими признаками: • Раннее зарождение государственности; • Удачное географическое положение, замкнутость территории, затруднявшие культурные заимствования извне и дававшие возможность древнеегипетской культуре сохранять устойчивость традиций; • Тесная связь искусства, религиозномифологических представлений, заупокойного культа и обожествленной власти фараона; • Низкий уровень индивидуального «Я» и самостоятельного творческого начала.
Этапы развития Египта Древнее царство (XXXII XXIвв. до н. э. ) Среднее царство (XXI XVIвв. до н. э. ) Новое царство (XVI XIвв. до н. э. ) Позднее царство (XIвв. – 332 г. до н. э. )
Основные боги египетского пантеона: PA – верховный бог Солнца, царь и отец богов ирающей ОСИРИС – бог подземного царства ИЗИДА – богиня жизни и здоровья, покровительница плодородия и материнства ТОТ – бог мудрости, счета, письма, луны, покровитель наук СЕХМЕТ – богиня войны ТЕФНУТ – богиня влаги ГОР – бог солнца, покровитель власти фараона АНУБИС – бог-покровитель мертвых СЕТ – бог «чужих стран» (пустыни), покровитель царской власти НУТ – богиня неба ШУ – бог воздуха ГЕБ – бог мертвых НЕФТИДА – богиня дома ХАТХОР – богиня неба и любви
Ра Центральной фигурой древнеегипетской мифологии является Ра, бог солнца. Его имя так и переводится – «солнце» . В Фивах солнечный бог, объединившись с Амоном, предстает как Амон –Ра. Божество представало то в образе быка, то в облике птицы Феникса.
Геб олицетворял собой основное божество земли. Согласно преданиям, родственные отношения связывают его со многими значительными богами египетского пантеона. Так, родителями его были Шу и Тефнут, женой Нут.
Нут – богиня неба или также само Небо. особо почиталась на территории Гелиополя. Она родила Гебу детей: Осириса, Сета, Нефтиду, Исиду. За символикой Нут скрывается объяснение регулярной смены ночи и дня.
Осирис бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, наследовал власть на земле от своего отца. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, готовить вино, строить дома, лечить, почитать богов, добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках держит скипетр и плеть.
Исида богиня-мать, считалась богиней материнства, плодородия, семьи. В ее образе воплотились представления египтян об идеале женской красоты. Мужем Исиды был один из верховных богов –Осирис, а сыном – Гор, который считался первопредком египетских правителей, следовательно, Исида также была родственно связана с династиями фараонов. Её власть распространялась и на богов. Одним из символов Исиды являлся царский трон, напоминанием о нем служит особый знак на голове Исиды.
Гор (Хор) один из древнейших египетских богов. Гор бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением. Его изображали в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
Тот В древнеегипетском пантеоне существовало божество Тот, покровительствующее знаниям и мудрости. Бог луны, письма, счета, магии и чародейства. Его изображался с головой птицы ибиса. Тота называли «писцом богов» . Изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках. Женой Тота была богиня Маат.
Маат была богиня истины, порядка и справедливости. Существовал миф о двух сестрах Маати, в чертог которых вступает умерший. В этом чертоге царили честность, чистота, справедливость, истина.
Бастет (Баст) Одно из центральных женских божеств – Бастет – олицетворяла домашний очаг, женственность, плодородие, радость и веселье. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой, в наиболее ранней традиции – в виде львицы. Нередко в ногах у богини изображались четыре котенка.
Апис - бог плодородия. В некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса. Изображался в образе быка с солнечным диском.
Себек считался одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Изображался часто в образе крокодила. Его женой являлась богиня Себекет.
Сет - бог хаоса и беспорядка, повелитель пустынь, всего враждебного долине Нила. Наделен человеческими отрицательными качествами. Почитался в качестве покровителя далеких стран и чужеземцев. Сет может представать в человеческом обличье или полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом, также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Так же Сет изображался в облике человека с головой загадочного существа.
Анубис считался богом потустороннего мира, покровителем умерших, он был главным богом в царстве мертвых, считал сердца умерших, также его почитали как бога бальзамирования. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире. Анубис считался судьей богов. Изображался в образе шакала или дикой собаки, или человека с головой шакала или собаки. Анубис считался сыном Осириса.
Доминанты художественной культуры Египта Архитектура: Гробницы, дворцы, жилые постройки, пирамиды, храмы, обелиски, городская архитектура Скульптура: Статуи богов, сфинксы, изваяния фараонов, статуи жрецов, вельмож и писцов, статуэтки ушебти Живопись: Рисунки и росписи стен храмов, рисунки и росписи стен дворцов, росписи предметов домашнего обихода
Особенности египетской архитектуры геометризм форм строгая симметрия ритмическое повторение идентичных образов огромные размеры Основной строительный материал камень. Для фараонов сооружали пирамиды Для вельмож – мастабы Для бедных крестьян – насыпь из песка
Мастаба (по-арабски – скамья) МАСТАБА служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. Имеет форму срезанной пирамиды и напоминает «скамью для великанов» с наклонными стенами. Мастаба состояла из наземной и подземной частей. Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 метров. Там находился саркофаг с мумией. В наземной части размещалось помещение для заупокойного 1 – молельня ритуала. Она имела «ложные» 2 – сердаб двери для духа умершего и сердаб 3 – шахта – помещение для статуи 4 – камера с саркофагом
Пирамиды Основная причина строительства пирамид религиозная идея воскрешения после смерти. (Дом для Ка). Фараон выделялся среди всех остальных: его гробница должна отличиться от гробниц поданных. Так возникла первая пирамида фараона Джосера в Саккаре. Она состояла из шести ступеней – лестницы, облегчающей восхождение фараона на небо к богу Ра. Это число совпадает с количеством планет, включая Землю, известных египтянам. Символизирует стадии, которые преодолевает душа в загробном мире. Под основанием высечены в скалистом грунте кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
«Матерью египетских пирамид» называют ступенчатую пирамиду фараона Джосера -пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м - Погребальная камера под землёй на глубине 27, 5 м. - создатель Имхотеп - расположена в Саккаре Я царь царей, я Солнца сын могучий, Гробницу эту выстроил себе, на южной окраине Чтоб прославляли многие народы, Мемфиса Чтоб помнили во всех веках грядущих, Чтоб знали имя…
Великие пирамиды в Гизе Пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) Имеют в основании квадрат, погребальная камера находится внутри пирамиды. Стороны основания ориентированы по сторонам света. Снаружи пирамиды облицованы тщательно отполированными каменными плитами.
Пирамиды называли “дома вечности”. Пирамида Хеопса *самое большое каменное сооружение в мире *высота 146, 6 м * сторона основания 233 м Основные принципы создания подобных сооружений: * гигантский масштаб * обобщенная геометрическая форма * использование камня как строительного материала
Внутреннее устройство пирамиды Пирамида Хеопса построена в 27 в. до н. э. Её создатель – племянник фараона Хемиун. Сложена из блоков золотистого известняка весом от 2, 5 до 30 тонн. 10 лет строили дорогу, по которой таскали камни, 20 лет строили пирамиду, 100 тыс. человек меняли каждые три месяца.
Пирамиды в Гизе являлись композиционным центром погребального комплекса. Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера.
Пирамида Хафра ( Хефрена) 136, 5 м
Пирамида Менкаура (Микерина) имеет трех спутниц
В среднем царстве фараоны возводили себе пирамиды, но более скромные по размерам и из кирпича. В дальнейшем искусство строительства пирамид пришло в упадок (войны, отсутствие денежных средств). Опыт показал, что пирамиды не могут обеспечить покой их владельцам от грабителей. Гробницы стали высекать в ущелье на западном берегу Нила Долине царей.
ХРАМЫ Строительство храмов велось в трех направлениях: • наземные; • полускальные; • скальные храмовые комплексы.
Наземные храмы Представляли в плане вытянутый прямоугольник, окруженный массивной стеной, к воротам которого ведет дорога от Нила, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Фасад оформляли в виде пилона (трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними). Перед пилонами гигантские статуи фараонов и позолоченные обелиски. Храм состоял из трех частей, расположенных по одной оси: большой двор; зал с множеством колон; молельня, в которой находится ладья с статуями бога, его жены и сына.
Пилоны
Храм Амона –Ра в Карнаке
В ногах у фараона изображали его маленькую, но преданную жену.
Храм Амона – Ра в Луксоре.
Египетский храм Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов. Перед входом стояли два обелиска – каменные “иглы фараонов”, на которых начертаны священные письмена. По обе стороны от ворот фигуры фараона, восседающего на троне. Нередко владыку Египта изображали в виде бога. За воротами располагался широкий двор, окруженный колоннами – это центр храма. Египетские храмы украшали двумя видами колонн: папирусовидными или лотосовидными. В глубине храма находилось святилище. Только жрецы (слуги богов) могли войти в святилище Все вокруг поражало воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах, а на потолке – росписи золотых звезд на фоне синего неба. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть. Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, жрецы совершали обряды.
Первоначальная форма каменной колонны бутона Форма колонны бутона, колонны цветка
Полускальные храмы. Сочетали наземные помещения с молельней, вырубленной в скале Храм царицы Хатшепсут (арх. Сенинмут) Обелиск Хатшепсут
Сенинмут (Сенмут) архитектор погребального храма в Дейр эль Бахри на запад от Фив, носивший в древности название Джесер джесеру — «Священнейший из священных» , построенного в течение 9 лет к 1473 до н. э. Храм состоял из трёх террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. В центре террасы разделены пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы были украшены коленопреклонёнными колоссальными статуями и сфинксами Хатшепсут. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр эль Бахри был посвящен Амону Ра, обожествлённому отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей и защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад, вырыты бассейны. Многие египтологи считают, что Сенмут был возлюбленным царицы Хатшепсут. Сенмут умер ещё до смерти Хатшепсут.
Храм бога Гора в Эдфу.
Скальный храмовый комплекс в Абу Симбеле Большой храм посвящен богу Амону Ра, богу Птаху – покровителю города Мемфиса и ремесел, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. В 1965 г. в связи с сооружением на Ниле Асуанской плотины храмовому комплексу в Абу Симбеле грозило затопление. Комиссия ЮНЕСКО начала работы по спасению монументов.
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле . Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289 -1224 гг. до н. э). Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая имеет высоту 20 метров, фасад храма более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту.
Город и жилой дом. 1. Города имели строгую планировку. Улицы пересекались под прямым углом. 2. В центре возводили дома дворец и святилище, казармы и склады, дома вельмож, на окраинах дома ремесленников и бедняков. 3. Строительный материал – обмазанный глиной тростник, кирпич из ила с соломой, камень для монументальных сооружений. 4. Характер жилища – правильной прямоугольной формы с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами. Дома были ориентированы на север и выходили в сад.
СКУЛЬПТУРА 3 т. до н. э. Статуэтка писца Каи. При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.
Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп, вероятно, был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г. до н. э
Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) 14 в. до н. э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты.
НЕФЕРТИТИ
Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей ЭХНАТОН
ХАТШЕПСУТ Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств Осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр эль Бахри. Метрополитен музей, Нью Йорк
УШЕБТИ
Аллея сфинксов с головами баранов Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. Сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам
Большой Сфинкс «отец ужаса»
Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс, охраняя гробницы. В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе царском платке.
Русский писатель И. А. Бунин, посетивший Египет, так описывал свои впечатления от Сфинкса в рассказе «Свет Зодиака» : «Вокруг меня мертвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отде ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. . . Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса. Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно громадный, носит след жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как защитнику «Страны Солнца» , Страны Жизни. . . Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда то на восток, на далекую солнечно мглистую долину Нила! Его женственная голова его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моем сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу. . . »
ЖИВОПИСЬ Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах, изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника.
Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 13 в. до. н. э
Гусь. Фрагмент росписи. Первая половина 3 -го тыс. до н. э. Один из наиболее натуралистических примеров древнеегипетской живописи. Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма. Сверкающие краски остались свежими до сих пор.
Египтяне любили музыку, танцы и песни. До наших дней дошли их песни, записанные на папирусах. Стены гробниц часто украшались изображениями танцоров, музыкантов и певцов. Арфа Сохранилосьо несколько видов древнеегипетских музыкальных инструментов, которые могли бы даже составить небольшой оркестр. Флейта
Древний Египет.ppt