Скачать презентацию ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Природно-духовный тип культуры Принцип Скачать презентацию ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Природно-духовный тип культуры Принцип

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО Египта.pptx

  • Количество слайдов: 66

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Природно-духовный тип культуры ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Природно-духовный тип культуры

Принцип культуры Древнего Египта • • • В Египте субстанция мира понимается как царство Принцип культуры Древнего Египта • • • В Египте субстанция мира понимается как царство вечного бытия, царство вечной жизни. Абстрактная сила в представлении древних египтян становится царством, формирует свое царство, в котором находят место души и тела тех людей, которые заслужили вечное бытие. Это – царство добра, которое уже одержало победу над злом, не зависит от зла и не нуждается в нем как в своем антагонисте. Логически эта идея вытекает из той идеи, которую выдвинули древние персы, но то, что для персов было только возможностью, отдаленной перспективой, а именно – победа добра над злом, то для египтян в их представлении о мироздании стало реальностью и выразилось в их религии, искусстве, научных идеях. Добро уже одержало победу над злом и сформировало собственное царство, на которое человек уповает, к которому человек стремится и в котором он может, приобщаясь к этому вечному добру, получить бессмертие. Это царство у египтян называется словом «Дуат» . Это – царство, куда попадает человек после смерти, после прекращения своего физического существования в царстве земном, в царстве чувственных вещей, в царстве, которое погружено в природу и, как все природные вещи, тленно. Смерть для египтянина – это перерождение человека к более достойному бытию, к более развитому способу жизни. Скорее, наоборот, с точки зрения существования в Дуате, наша земная жизнь – это и есть жизнь полумертвых людей. Египтяне в представлениях, образах своей культуры обнаружили всеобщую закономерность духа, а именно, способность и необходимость духа двигаться через противоположное. Только прошедшее через абсолютное зло и все таки

 • • • Человек как телесное существо – это Са – то, что • • • Человек как телесное существо – это Са – то, что зримо, рождается, растет, живет и умирает. Помимо тела есть еще пять сущностей, своеобразные «души» : Ка, Ба, Рен, Ах и Шуит. Ах – сияние и Шуит – тень (о них известно очень мало). Рен – это прижизненное имя. Но для посмертного бытия первостепенное значение имели Ка и Ба. Ка – это идеальный образ человека, его духовный двойник. Вечный образ Ка дает человеку надежду на бессмертие в Дуате. Ба – эта жизненная сила человека. Земная смерть в представлении египтянина заключается в том, что Ба расстается с Са, т. е. жизненная сила покидает тело. Но поскольку всегда хранится Ка как вечный первообраз человека, то есть гарантия, что Са можно всегда воспроизвести и вновь наполнить его жизненной энергией Ба. Телу нельзя позволять разрушаться и терять свой облик. Чтобы связь между телом и человеческим первообразом не была утеряна, между ними всегда должно сохраняться подобие. Только тогда человек сможет ожить и обрести в Дуате вечное бытие. Отсюда возникает и развивается гипертрофированный погребальный культ, вокруг которого и вращается вся египетская культура. Тело бальзамируется, надежно укрывается от внешних воздействий, природных стихий или людей, в саркофаг, в гробницу и там хранится долгое время. Благодаря сохранению всех компонентов человека возможно их соединение, которое приводит к воссозданию человека, живущего в Дуате. В Дуате вновь появляется человеческое тело, поскольку в него возвращается Ба, по образцу Ка восстанавливается человеческая индивидуальность. Отныне, пребывая в Дуате, в стихии вечного добра, не испытывая никаких негативных влияний ни со стороны людей, ни со стороны природы, такое живое существо становится бессмертным. В Древнем Египте вся культура несет в себе мотив смерти. Искусство – архитектура, скульптура, литература – развивается в связи со строительством усыпальниц, храмов, связанных с заупокойным культом, с самим ритуалом захоронения мертвых. Научная мысль египтян инициируется теми же обстоятельствами: для строительства пирамид необходимы знания математики и механики, трудности сохранения органического тела умершего приводит к развитию практической химии, биологии, медицины и т. д. С точки зрения материальной земной жизни, культура Древнего

Искусство Древнего Египта • • • Древний Египет – один из самых древних и Искусство Древнего Египта • • • Древний Египет – один из самых древних и высокоразвитых очагов культуры, возникший в Северо Восточной Африке, в долине реки Нил. Плодородные почвы, достаточное количество строительного материала (песчаника, известняка, гранита, базальта, диорита и алебастра), богатые месторождения золота и меди способствовали зарождению развитой цивилизации. Уже в 5 4 тысячелетии до н. э. началось сооружение оросительных каналов, что привело к появлению номов – крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н. э. , оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования. Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства со столицей Мемфис. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I династии – Мине. С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий (достоверные сведения об этом периоде очень скудны). Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубочайшей символичности. Основными символами являлись: сфинкс; фараоны; боги Ра, Осирис, анкх; пирамиды. Сфинкс как олицетворение тайной премудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта. Представая в облике фантастического существа с человеческой головой на теле льва, он раскрывает загадку сущности человека, которая представлялась египтянам как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы.

 • Анкх – крест с петелькой вверху вместо верхней «палочки» • Это египетский • Анкх – крест с петелькой вверху вместо верхней «палочки» • Это египетский иероглиф, который со временем стал наиболее значимым для древних египтян символом. • Его называли ключом жизни, ключом Нила, а позже – египетским крестом.

 • • • Фараоны в Древнем Египте считались потомками и наместниками богов, призванными • • • Фараоны в Древнем Египте считались потомками и наместниками богов, призванными устанавливать божественный порядок и вершить справедливость на земле. Правитель обладал беспредельной властью. Символом божественного происхождения и земной власти становятся пирамиды, в которых покоятся тела умерших фараонов: пирамиды Джосера и Снофру (ансамбль в Гизе). Вселенная, по представлениям египтян, была создана богом солнца Ра, родившимся из бутона голубого лотоса – символа жизни. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез появились люди. Обожествление растений и особенно зооморфизм (культ животных) – характерные особенности их религии. Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти – анкх (так называемый египетский крест с петлей, «ключ Нила» ). Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривается как переход к иной, лучшей жизни. Огромное влияние на развитие духовной и материальной культуры Древнего Египта оказал культ мертвых. Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях литературы ( «Тексты саркофагов» , «Книга мертвых» , «Беседа разочарованного со своей душой» ), в скульптуре (золотая маска фараона Тутанхамона, статуи Рамсеса II в Абу Симбеле), в живописи (росписи гробниц в Фивах, Луксоре) и в архитектуре (пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менакура). Искусство у египтян рассматривалось как один из актов деяния богов, а потому божественное и священное. Понятия «познание» , «овладение» , «изображение» выступали у египтян как синонимы. Эволюция понятия «искусство» в Египте происходила в несколько этапов: искусство как подлинное умение красноречия (Древнее Царство); искусство как техника, умение, мастерство, «искусство сделанной вещи» (Среднее Царство); как оценка профессионального мастерства (Новое Царство). В Древнем Египте использовалось понятие «нефер» (nfr) – обозначающее впечатление удовольствия, получаемое от музыки, танца, искусно сделанной вещи. Понятие nfr связано

 • В истории искусства Египта выделяют следующие периоды: • додинастический (5000 – 4000 • В истории искусства Египта выделяют следующие периоды: • додинастический (5000 – 4000 лет до н. э. ); • Древнее царство (3000 – 2300 лет до н. э. ); • первый распад Египта (2300 – 2050 лет до н. э. ); • Среднее царство (2050 – 1700 лет до н. э. ); • второй распад Египта (1700 – 1580 лет до н. э. ); • Новое царство (1580 – 1070 лет до н. э. ); • поздний период (1070 – 332 лет до н. э. ); • греко римский период (332 г. до н. э. – 1395 г. н. э. ).

ЕГИПТА • • Какую действительность отражает искусство? Жизнеподобие или нечто иное? Понятия канона, натуры ЕГИПТА • • Какую действительность отражает искусство? Жизнеподобие или нечто иное? Понятия канона, натуры и свободы художника. Очень строгие правила изображения. Палетка фараона Нармера. Пластина культового на значения, спользовалась для ритуального растирания и красок. IV тыс. л. До н. э. На обеих сторонах имеются рельефные изображения фараона. Исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Очень высокая степень условности изображения фараона – каноническое совмещение фаса и профиля в рельефе (до I в. н. э. ). Другие персонажи (рабы) – профильное изображение. Впервые изображение отделяется от знака: фараон – как человек и как орел, бык. Канон определял персонажей и допустимые формы их представления. Живых людей не изображали (цветные глаза), в исключительных случаях и обязательно с соколом Гором. Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения воплощение торжественности, монументальности и величия. Фараон изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Симметрия объемных масс является совершенной. Статуя фараона Микерина и его жены. III тысячелетие до н. э. Найдена в Гизэ.

Палетка фараона Нармера, изготовлена из сланца, высота 64 см, ширина 42 см, толщина 2, Палетка фараона Нармера, изготовлена из сланца, высота 64 см, ширина 42 см, толщина 2, 5 см.

 • Статуя Хефрена • Статуя Хефрена

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. IV династия. Принцесса носит повязку на голове, Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. IV династия. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом. За фигурами видны иероглифы - символы. Рахотеп (с усами), вероятно был сыном царя Снефру. Он занимал высшие должности и, по древнеегипетскому обычаю, носил только короткий фартук. Фараоны всегда изображались молодыми. Основная идея – сохранить внешность неизменной, чтобы Ба всегда могла узнать Ка.

КАНОН ПРОПОРЦИЙ В Древнем Египте канон человеческих пропорций, представлявший квадратную сетку в 18 единиц, КАНОН ПРОПОРЦИЙ В Древнем Египте канон человеческих пропорций, представлявший квадратную сетку в 18 единиц, относился к стоящей фигуре и позволял воспроизводить её в разных размерах, но всегда анатомически пропорционально. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов от шеи до коленей и шесть квадратов от коленей до подошвы ног. Имелся ещё девятнадцатый квадрат, который применяли для волос, но он не считался с остальными деталями тела. Ступня была высотой в квадрат и три с половиной квадрата длиной. Расстояние между концами ног у неподвижной фигуры равнялось четыре с половиной квадрата, а если она двигалась – десять с половиной квадратов. Сидящая фигура состояла из квадратной сетки в 14 единиц, с пятнадцатой включавшей волосы. Художникам Амарны при восемнадцатой династии пришлось использовать сетку из двадцати квадратов, в которой обычные шесть квадратов сохранялись для расстояния между ступнями и коленями, но два дополнительных квадрата добавили между коленом и шеей, что создало более короткие ноги и более длинную шею. При двадцать шестой династии приняли сетку из 21 квадратов, она использовалась до конца фараоновых времен. Несколько отличались проблемы в скульптуре. Первое, что нужно было сделать решить вопрос с балансом статуи. Опорная основа по сравнению с высотой статуи очень маленькая и египтяне использовали несколько приемов. Фигура всегда находилась в определенном положении, с расставленными ногами. Поставив одну ногу спереди, а другую сзади, обе образовывали треугольник. Помимо расширения опорной базы, это помогало стабильности статуи вертикально. А чтобы гарантировать стабильность и параллельно, фигура представлялась совершенно

До Джосера фараонов хоронили в так называемых «мастабах» — невысоких усеченных пирамидах. Около 4, До Джосера фараонов хоронили в так называемых «мастабах» — невысоких усеченных пирамидах. Около 4, 5 тысяч лет назад фараон Джосер и его зодчий Имхотеп совершили архитектурную революцию. Идея построить несколько «мастаб» поверх друга. Так каждая из них была несколько меньше нижестоящей — вместе они и образовывали ступенчатую пирамиду. Джосер и Имхотеп построили первое в мире монументальное сооружение из камня — комплекс ступенчатых пирамид. За это, впоследствии, Имхотеп был объявлен богом.

Статуя писца Каи. Сер. III тыс. до н. э. Известняк. Выс. 53, 7 см, Статуя писца Каи. Сер. III тыс. до н. э. Известняк. Выс. 53, 7 см, шир. 44 см, глуб. 35 см Лувр, Париж Канон изображения людей науки

 • Статуя сидящего писца из саркофага из Саккары • Статуя сидящего писца из саркофага из Саккары

Деревянна я статуя Каапера, ''первого жреца учите ля '‘ начальника над чтецами. 109 см. Деревянна я статуя Каапера, ''первого жреца учите ля '‘ начальника над чтецами. 109 см. Не идеальное телосложение и лицо. Редкий материал – дерево. В движении.

Карлик Сенеб со своей семьёй (IV династия) Дети – с детской прядью и пальцем Карлик Сенеб со своей семьёй (IV династия) Дети – с детской прядью и пальцем у рта Переданы правда внешности и телосложение, но канон соблюдается В скульптуре поражает композиция. Автор смог скрыть физический недостаток Сенеба с помощью оптического приема. Ноги Сенеба скрещены, но кажется, что они продолжаются в фигурах детей.

ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ КАНОНА Голова статуи Сенусерта 3 , 12 династия. Проявление эмоций. Статуи царей ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ КАНОНА Голова статуи Сенусерта 3 , 12 династия. Проявление эмоций. Статуи царей Древнего царства предназначались для заупокойных храмов. Во времена Среднего царства статуи царя стали устанавливаться и в храмах, посвященным различным богам. Они не были скрыты в замурованных сердабах или в залах, которые посещали лишь избранные. Новые памятники прославляли живого правителя, представляли фараона богом на земле, от которого зависело благополучие его подданных. Тонкость работы и стремление реалистично передать портретные черты оригинала. Сенусерт III провёл внутренние реформы в Египте: ограничил власть номерхов, чрезмерная независимость которых бросала вызов власти фараона; создал новую систему управления (три административных центра с советом старшин, подчинялись визирю царя).

Статуя фараона Эхнатона 1375— 1336 гг. до н. э. знаменитый религиозный реформатор (влияние Иосифа Статуя фараона Эхнатона 1375— 1336 гг. до н. э. знаменитый религиозный реформатор (влияние Иосифа Прекрасного, введение единобожия, культ бога Атона, бога солнца и правды. Видна свобода от канона. Формируется культ искусства, изображения почти шаржевые, отражают несовершенство человеческого тела. Показывают частную жизнь фараона.

скульптурный портрет дочери Эхнатона скульптурный портрет дочери Эхнатона

Тутанхамон с женой Около 1330 до н. э. Деталь спинки трона из гробницы Тутанхамона Тутанхамон с женой Около 1330 до н. э. Деталь спинки трона из гробницы Тутанхамона

Фивы. Музыканты и танцовщицы. Фрагмент сцены пира из гробницы скульптора Небомана. 15 в. до Фивы. Музыканты и танцовщицы. Фрагмент сцены пира из гробницы скульптора Небомана. 15 в. до н. э.

Настенные изображения • Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи Настенные изображения • Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, Росписи гробниц номархов в Бени Хасане (сцены сбора плодов, охоты и рыбной ловли, поясняющие изображаемые сцены. В египетской настенной живописи 20 в. до н. э. , и др. ) изображение делилось на полосы, располагавшиеся одна над другой; каждая представляла собой повествовательный ряд (рельеф гробницы Нефера). Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами (рельеф гробницы Мерерука); на светлом фоне четко выделялись кирпично красные тела мужчин и желтые — женщин (рельеф гробницы Мерерука). В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Стена предварительно зачищалась и покрывалась слоем штукатурки. Затем опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. После этого резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла

 • Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось • Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами. По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость — как во взглядах, так и в жестах и позах. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по

Фрагмент росписи гробницы Джасеркарасенеба Фрагмент росписи гробницы Джасеркарасенеба

 • В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все • В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т. п.

 «Семит с ослом» , около 1920– 1900 годов до н. э. , гробница «Семит с ослом» , около 1920– 1900 годов до н. э. , гробница Хнумхотепа II, Бени Хасан

 «Сбор плодов фигового дерева» , около 1920– 1900 годов до н. э. , «Сбор плодов фигового дерева» , около 1920– 1900 годов до н. э. , гробница Хнумхотепа II, Бени Хасан

Египтяне давали вид пруда сверху, а деревья изображали фронтально. Птиц и плавающих в пруду Египтяне давали вид пруда сверху, а деревья изображали фронтально. Птиц и плавающих в пруду рыб трудно распознать сверху, поэтому они нарисованы в профиль. На этом простом примере легко понять метод египтян. Тем же приемом обычно пользуются дети. Отличие состоит в том, что египтяне применяли свой метод с железной последовательностью. Каждый элемент должен быть

Совмещение изображения человека и животных • • Всегда символ, который надо «читать» . Совмещение Совмещение изображения человека и животных • • Всегда символ, который надо «читать» . Совмещение было механическим, разработаны особые правила – набор модулей.

Подобно тому как, по легендам, Солнце возвращается из мира теней и воскресает в свете Подобно тому как, по легендам, Солнце возвращается из мира теней и воскресает в свете дня, маленький жук, полагали египтяне, повторяет путь Солнца и также воскресает из собственного навоза, собственного мира теней и разрушения. Солнце — это огненная сфера, несущая в себе зародыш всего живого, и с ним отождествляли шарик скарабея, содержащий в себе семена жизни, зародыши его детенышей. Подобно тому как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения и воскресения импульса жизни во всем сущем, шар скарабея катится с востока на запад до тех пор, пока зародыши не созреют и не родятся для новой жизни. Фивы. Бог Хепри, Фресковые росписи гробницы Нефертари. Первая половина 13 в. до н. э. Долина Цариц Хепри уподобляется солнцу, в руках – анкр – символ жизни

СФИНКС Существовало три распространенных варианта сфинксов: Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом СФИНКС Существовало три распространенных варианта сфинксов: Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например. Храмы бога Хора (Гора) украшали сфинксами с головой сокола иеракосфинксы Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы Есть сфинксы с телами крокодила Сфинкс считался древними египтянами охранником могил и храмов Сфинкс Хатшесуп. XV век до н. э.

Ястребоголовый сфинкс грифон, с королевским убором на голове, очевидно представлял силу и мощь фараона Ястребоголовый сфинкс грифон, с королевским убором на голове, очевидно представлял силу и мощь фараона и должен был устрашать врагов Египта. Статуэтка бога крокодила Себека, бронза.

Лев с головой барана является символом возрождения, он показывает, что тот, кого изображает фигура Лев с головой барана является символом возрождения, он показывает, что тот, кого изображает фигура между лап льва, возродится, как возродился Осирис.

 «Древнее искусство двигалось спиной вперед» сначала создавались образцы, нормы, каноны, а потом - «Древнее искусство двигалось спиной вперед» сначала создавались образцы, нормы, каноны, а потом - произведения. http: //www. ivi. ru/watch/drevnie_kultury_i_tsivilizatsii/90179

Искусство Древнего Царства • • Период правления III–VIII династий называется Древним Царством, продолжавшийся на Искусство Древнего Царства • • Период правления III–VIII династий называется Древним Царством, продолжавшийся на протяжении большей части 3 тысячелетия. Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений – пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства. Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру. Архитектором этого комплекса считается зодчий Имхотеп. Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе – пирамиды, возведенные царями 4 династии – Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Возле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц – мастаб (мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука). Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями. Очень интересен храм царицы Хатшепсут, вырубленный в скале, в котловине Дейр эль Бахри (архитектор Сененмут). Зодчий Сененмут. Храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами и обрамленных колоннами и столбами. Въезд на первую террасу охраняли сфинксы. Внутренние стены заупокойного храма покрыты рельефами. При строительстве использовали различные материалы: необожженный

Пирамида фараона Джосера в Саккара. На первом плане — заупокойный храм Джосера. III династия. Пирамида фараона Джосера в Саккара. На первом плане — заупокойный храм Джосера. III династия. Начало 3 тыс. до н.

Самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся Самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе – пирамиды, возведенные царями 4 династии – Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Возле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно Пирамиды в Гизэ. Направо — пирамида Хафра, левее — лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. пирамида Менкаура. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н.

Пирамида фараона Хуфу в Гизэ. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Пирамида фараона Хуфу в Гизэ. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э.

Большой сфинкс фараона Хафра в Гизэ. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. Большой сфинкс фараона Хафра в Гизэ. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э.

 • • Скульптурные и рельефные изображения воплощали в себе то, что хотел видеть • • Скульптурные и рельефные изображения воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти, рассматривались как приют жизненной энергии умершего. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка – «двойника» умершего. Самыми известными являются портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет. Характерными чертами египетской скульптуры были: отсутствие портретного сходства; закон фронтальности; закон осевой симметрии; монументальность; идеализация ( «красота молодости как символ вечности» ); написанное имя как придание индивидуальности портрету. ( «Сельский староста» , «Колоссы Рамзеса II» , «Тутмос I» , «Жрец Каапер» , «Бюст Эхнатона» ). Наиболее употребительными материалами для скульптуры в период Древнего Царства были: мрамор, дерево и покрывающаяся эмалью глина. Среднего и Нового Царства – известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит, обсидиан, порфир, реже древесина или металл. Так же использовали золото, стекло, медь при отделке и инкрустации статуй. Основные типологии скульптурного изображения: персонажи божественного сана (сидячие и стоячие); люди низшей социальной категории; конкретные типы людей (профессии); семейные группы. В этот же период складываются каноны древнеегипетского изобразительного искусства: правила изображения человеческой фигуры; понимание пространства и композиции; техника живописи (темпера); цвет как носитель ценностей, представляющих суть вещей, за рамки своей декоративной функции; «иерархический взгляд» ; максимальный натурализм при изображении животных; большая лёгкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции при изображении низших социальных слоёв. В изобразительном искусстве преобладал высокий рельеф, барельеф и расписной рельеф. «Музыкантши» (роспись гробницы Нахт), роспись саркофага Гет мут, «Охота на гиппопотамов» , «Жертвоприношение» (рельеф в гробнице Саккара). Около 2200 до н. э. Египет распадается на независимые и даже враждующие

Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня Нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня Нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей. Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. V династия. Середина 3 тыс. до н. э.

Гуси. Роспись гробницы в Медуме. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Гуси. Роспись гробницы в Медуме. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Искусство Среднего царства • • • Период Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей Искусство Среднего царства • • • Период Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей – номархов, при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени Хасане, Меире, Асьюте, Эль Кабе, Эль Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения – мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения: каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом; на стенках саркофагов появляются «Тексты саркофагов» – Удод. Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени Гасане.

Дикая кошка. Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени Дикая кошка. Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени

Появляются и типично египетские формы украшений: пектораль нагрудное украшение, носимое на цепи или как Появляются и типично египетские формы украшений: пектораль нагрудное украшение, носимое на цепи или как брошь и изображающее различных божеств и сценки из мифов; и нечто наподобие парика, в котором вместо волос пряди из золотых бусин или самоцветов. Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера.

 • • При фараонах XII династии переживает бурный расцвет египетская скульптура. Лучшими примерами • • При фараонах XII династии переживает бурный расцвет египетская скульптура. Лучшими примерами могут служить портретные скульптуры Сенусерта III и Аменемхета III. Крупных построек фараонов Среднего царства сохранилось немного: храм Ментухотепа I в Дейр эль Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в Карнаке (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы монументального зодчества. Очень ценным сведением является сообщение Геродота о Лабиринте (вероятно, это был заупокойный храм), построенном Аменемхетом III близ Иттауи – резиденции фараонов XII династии. Период Среднего Царства заканчивается нападением гиксосов – воинственные племена кочевников скотоводов, захвативших Египет.

Портретная скульптура Сенусерта III Портретная скульптура Сенусерта III

Пилон — все, что осталось от входной группы храма Погребальный храм Ментухотепа I в Пилон — все, что осталось от входной группы храма Погребальный храм Ментухотепа I в некрополе Фив (Дейр эль Бахри, рисунок реконструкция)

Искусство Нового царства и позднего периода • • С момента освобождения Египта от гиксосов Искусство Нового царства и позднего периода • • С момента освобождения Египта от гиксосов ведется отсчет третьего периода его расцвета – эпохи Нового Царства (1555– 80 гг. до н. э. , время правления XVIII династии). Это была эпоха наивысшего культурного расцвета древнего Египта. Возводятся грандиозные храмовые комплексы, посвященные богу Амону, Хонсу и богине Мут в Карнаке и Луксоре. Складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами; пилоны (превратные башни храма); перед пилонами возвышались огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Для времени Нового царства характерно появление светских мотивов в архитектуре: изощренная проработка деталей; украшенность рельефами и росписями; большое количество скульптур. Наивысший подъем египетского искусства совпал с царствованием Аменхотепа III. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса и колоссы Мемнона, намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства. Высоким мастерством исполнения отличалась мелкая пластика и художественное ремесло. (Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, резные ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды, мебель, украшения и т. п. ). При Аменхотепе IV (Эхнатоне) вслед за религиозной реформой фараона, происходят изменения в изобразительном искусстве. Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и

Колоссы Мемнона у запокойного храма Аменофиса III. Реконструкция из книги Д. Карпичечи Колоссы Мемнона у запокойного храма Аменофиса III. Реконструкция из книги Д. Карпичечи

Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи

Нефертити, Эхнатон Нефертити, Эхнатон

 • • • С приходом второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый • • • С приходом второго фараона XIX династии, Рамсеса II, начинается новый этап в развитии древнеегипетской культуры. В Фивах возводится заупокойный храм Рамессеум. Во многих храмах были проведены масштабные работы, в результате которых храмы приобрели множество гигантских статуй фараона и новые грандиозные дополнения. В 332 г. до н. э. Египет был завоеван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, названный его именем – Александрию, в которой располагалась знаменитая Александрийская библиотека. Вклад Древнего Египта в развитие мировой цивилизации огромен: изобретение папируса, алфавитного письма, солнечного календаря, принцип деления суток на 24 часа, определение площади круга и др. Масштабы сохранившихся сооружений Древнего Египта и сегодня поражают воображение. Заложенные в Египте художественные каноны оказали значительное влияние на всю последующую художественную культуру.

Заупокойный храм Рамзеса II, Рамессеум, гробница Рамзеса II, храм Рамзеса II возле Луксора Заупокойный храм Рамзеса II, Рамессеум, гробница Рамзеса II, храм Рамзеса II возле Луксора