Скачать презентацию Искусство Древнего Египта   «Открытие» культуры Древнего Скачать презентацию Искусство Древнего Египта «Открытие» культуры Древнего

ИСКУССТВО ЕГИПТА.ppt

  • Количество слайдов: 76

Искусство Древнего Египта Искусство Древнего Египта

 «Открытие» культуры Древнего Египта Жан-Франсуа Шампольон (фр. Jean François Champollion; (23 декабря 1790 «Открытие» культуры Древнего Египта Жан-Франсуа Шампольон (фр. Jean François Champollion; (23 декабря 1790 — 4 марта 1832) — французский историк ориенталист и лингвист, основатель египтологии. Был членом Французского Географического общества. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.

 • К 16 летнему возрасту он изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии • К 16 летнему возрасту он изучил 12 языков и представил Гренобльской Академии свой научный труд «Египет при фараонах» • В свои 20 лет он свободно владел французским, латинским, древнегреческим, еврейским, арабским, коптским, зендским, пехлевийским, сирийским, арамейским, фарси, амхарским, санскритом и китайским языками. • В возрасте 19 лет 10 июля 1809 Шампольон становится профессором истории в Гренобле. • В своём труде «Письмо господину Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов» (1822) Шампольон подвёл итог своим первым исследованиям в области расшифровки иероглифов, а появление его следующего труда «Краткий очерк иероглифической системы древних египтян или исследования элементов этого письма» (1824) стало началом существования египтологии. • В 1826 году Шампольону было поручено организовать первый музей, специализирующийся на египетских древностях, а в 1831 году ему была предоставлена первая кафедра египтологии. • В 1828 1829 годах совместно с итальянским лингвистом Ипполито Роселлини он совершил свою первую экспедицию в Египет и Нубию. • Во время командировки в Египет Шампольон окончательно подорвал своё слабое здоровье и умер в Париже в результате инсульта в возрасте всего 41 года (1832).

Говард Картер (9 мая 1874, Бромптон, Кенсингтон и Челси, Лондон — 2 марта 1939, Говард Картер (9 мая 1874, Бромптон, Кенсингтон и Челси, Лондон — 2 марта 1939, Лондон, Великобритания) — знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона, признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии.

 • Ээкспедиция в Египет и Судан немецкого египтолога К. -Ф. Лепсиуса (1840 е • Ээкспедиция в Египет и Судан немецкого египтолога К. -Ф. Лепсиуса (1840 е гг. ), • создание музея Булак (будущего Каирского музея) и Службы древностей Египта О. Мариеттом (1821– 1881), • многообразная деятельность археолога, исследователя политической истории, культуры и религии Египта Г. Масперо (1846– 1916). • На рубеже XIX–XX вв. основы современного научного изучения древнеегипетского языка заложили ученые так называемой берлинской школы – А. Эрман (1854– 1937), К. Зетэ (1869– 1934), X. Грапов (1885– 1967) и Г. Меллер (1876– 1921), создавшие фундаментальный многотомный «Словарь египетского языка» .

Периодизация искусства Древнего Египта • Додинастический период (IV тыс. до н. э. ) • Периодизация искусства Древнего Египта • Додинастический период (IV тыс. до н. э. ) • Раннее и Древнее царство (3200 -2250 гг. до н. э. ) • Среднее царство (2060 -1785 гг. до н. э. ) • Новое царство (1580 -1085 гг. до н. э. ) • Позднее время (ХI в. – 332 г до н. э. )

Фараоны Раннего царства Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Фараоны Раннего царства Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи Фараоны Древнего царства Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II Фараоны Среднего царства Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт III • Аменемхет III Фараоны XVIII династии Нового царства Яхмос I • Тутмос III • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон Фараоны XIX и XX династий Нового царства Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Сетнахт • Рамсес III

 • Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией, с погребальным • Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией, с погребальным культом. • Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. • Синтез всех видов искусств при ведущей роли архитектуры. • Монументальность, неподвижность, незыблемость. • Изысканная декоративность.

КА, БА, АХ, РЕН, ШУИТ Деревянная статуя души Ка фараона Гора Ауибры. Каирский музей. КА, БА, АХ, РЕН, ШУИТ Деревянная статуя души Ка фараона Гора Ауибры. Каирский музей.

 • По представлениям египтян, после смерти продолжали существовать жизненные сущности человека. • Одна • По представлениям египтян, после смерти продолжали существовать жизненные сущности человека. • Одна из них – Ба, жизненная сила – изображалась в виде птицы, вылетающей из уст умершего. • Другая – Ка, невидимый двойник. В гробничных статуях и рельефах изображался не сам человек, а его Ка, который рождался вместе с человеком, однако не имел возраста и не менялся, поэтому покойного представляли в образе цветущего, здорового юноши. • На всех изображениях подписывали имя (Рен), которое также считалось одной из сущностей человека. Статуя без надписи считалась незавершённой. • Особое значение имели инкрустированные или раскрашенные глаза в скульптурах и рельефах. Для египтян зрение было важнейшим условием жизни, а мёртвый мыслился как слепец.

 «Книга Мертвых» Хунефера, глава 125 «Книга Мертвых» Хунефера, глава 125

Саркофаг Нахта крышка и продольные стенки Саркофаг Нахта крышка и продольные стенки

Гробница Хоремхеба. Хоремхеб перед Осирисом Гробница Хоремхеба. Хоремхеб перед Осирисом

скарабей Анкх Глаз Уджат скарабей Анкх Глаз Уджат

Канон древнеегипетский • Эстетизация математического геометрического начала – система пропорций. Симметрия. • Передача фигуры Канон древнеегипетский • Эстетизация математического геометрического начала – система пропорций. Симметрия. • Передача фигуры на плоскости: голова и ноги – профиль, плечи – в повороте и фас. • Принцип фризообразного построения рельефных композиций – пояса изображений. • Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом". • Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. • В скульптуре – фронтальный разворот, выдвинутая левая нога. • Все скульптуры создавались по канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

На одной стороне сверху изображен фараон, за ним носитель сандалий, а перед ним четыре На одной стороне сверху изображен фараон, за ним носитель сандалий, а перед ним четыре носителя знамен и его визирь. Царь Нармер представлен в красной короне Нижнего Египта. В руках у него скипетр и палица. Это были символы власти и воина. Сзади у Нармера бычий хвост. В нижней части Нармер в виде быка врывается в мятежный город и повергает врага. Плита фараона Нармера. Ок. 3100– 2800 гг. до н. э. Египетский музей, Каир

 • На оборотной стороне плиты Нармера изображено, как правитель убивает побежденного врага из • На оборотной стороне плиты Нармера изображено, как правитель убивает побежденного врага из Уаша и в образе ястреба Гора становится властителем Севера. Он несет голову с веревкой во рту. Нижняя часть изображает поверженных врагов. Иероглиф обозначает, что Нармер является соколом Гором, который удерживает пленника из земли папируса (район Дельты).

Плита фараона Нармера. Фрагмент. Ок. 3100– 2800 гг. до н. э. ; Рельеф из Плита фараона Нармера. Фрагмент. Ок. 3100– 2800 гг. до н. э. ; Рельеф из заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль Бахри Фрагмент; . Рельеф на внешней стороне северной стены гипостильного зала храма Амона в Карнаке. Фрагмент. 1300 е гг. до н. э.

Мастаба Имхотеп Мастаба Имхотеп

Имхотеп. Пирамида Джосера с Саккаре. Ок. 2660 г. до н. э. Имхотеп. Пирамида Джосера с Саккаре. Ок. 2660 г. до н. э.

Пирамиды в Гизе. Ок. 2600– 2480 гг. до н. э. Пирамиды в Гизе. Ок. 2600– 2480 гг. до н. э.

 • Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим • Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. • Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. • У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки опущены вдоль тела или же одна опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка, тоже близко сдвинуты или сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях. • Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем.

Триада Микерина. Ок. 2600– 2480 гг. до н. э. Египетский музей, Турин Триада Микерина. Ок. 2600– 2480 гг. до н. э. Египетский музей, Турин

Фараон Хефрен. Ок. 2590 г. Египетский музей, Турин Фараон Хефрен. Ок. 2590 г. Египетский музей, Турин

Скульптура Сенеба с женой и детьми. Каирский музей. Скульптурная группа, которую называют Скульптура Сенеба с женой и детьми. Каирский музей. Скульптурная группа, которую называют "Карлик Сенеб с женой" была найдена в его мастабе в Гизе. Раскопки производил Х. Юнкер в 1926 1927 гг. Изготовлена она из известняка. Высота 43 см, ширина 22, 5 см. Датируется конец Пятой начало Шестой династии. 2563 2423 гг. до н. э.

Статуи Рахотепа и Нофрет. XXVIII в. до н. э. Из гробницы Рахотепа в Медуме. Статуи Рахотепа и Нофрет. XXVIII в. до н. э. Из гробницы Рахотепа в Медуме.

Фрагмент статуи Каапера ( «Сельский староста» ) ок. 2500 г. До н. э. Фрагмент статуи Каапера ( «Сельский староста» ) ок. 2500 г. До н. э.

 • Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны • Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных нюансов, как и в самом пейзаже Египта. • В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. • Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу.

 • Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в • Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. • Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. • Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco» . • Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные. • Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. • Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Гробница Мериба: камера для жертвоприношений, западная и южная стена Гробница Мериба: камера для жертвоприношений, западная и южная стена

Гуси из Мейдума. 2700 2600 до н. э. Каирский музей. Эта изумительная роспись была Гуси из Мейдума. 2700 2600 до н. э. Каирский музей. Эта изумительная роспись была найдена Огюстом Мариетом в 1871 году во время раскопок в мастабе Нефер Маат.

Рельеф из гробницы Ашаит Рельеф из гробницы Ашаит

Среднее царство (21 18 вв до н. э. ) Время правления XI и XII Среднее царство (21 18 вв до н. э. ) Время правления XI и XII династий фараонов. • Происходят изменения в области государственной религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого небесного божества Амона. Он всё же был отождествлён с древним государственным богом Ра под именем Амона Ра. • Большие гробницы пирамиды сменились в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича сырца. • Статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, "каменные иглы", покрытые иероглифами. • Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи. Преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами декорировались стены гробниц

Бюст Аменемхета III Бюст Аменемхета III

Фиванский некрополь. 1750– 1730 гг. до н. э. Долина царей. Фиванский некрополь. 1750– 1730 гг. до н. э. Долина царей.

Гробница Мекетра. Миниатюрные скульптурные композиции Около 1990 года до н. э. 55. 5 х Гробница Мекетра. Миниатюрные скульптурные композиции Около 1990 года до н. э. 55. 5 х 173 х 72 см. Дерево, краска. Каир, Египетский музей

Новое царство (16 11 вв до н. э. ), правление XVIII XX династий. • Новое царство (16 11 вв до н. э. ), правление XVIII XX династий. • После смерти Тутмоса I власть перешла к юному Тутмосу III, но первые 20 лет его царствования престол фактически находился в руках его тётки Хатшепсут, первой в истории Египта женщины фараона. • С целью ослабить всё возрастающую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. • В честь этого бога строится новая столица Ахетатон (Небосклон Атона) в незаселённой прежде долине, где ранее не существовал какой либо культ, а следовательно, не было старых храмов и их жрецов. • Вскоре после смерти Эхнатона в первой четверти XIV века до н. э. при Тутанхамоне наступила реакция, было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Уже почти полностью безлюдный город Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя вероотступника "из Ахетатона". • Правление Рамзеса II стало последним периодом расцвета

 • С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы • С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу. • В монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени. Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила. • Складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам привратым башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. • Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Обелиски Тутмоса I и Хатшепсут в Карнаке. Ок. 1460– 1450 гг. до н. э. Обелиски Тутмоса I и Хатшепсут в Карнаке. Ок. 1460– 1450 гг. до н. э.

Тийя Тийя

Статуя Тутмоса III. Каирский музей. Фараон Тутмос III был шестым правителем Восемнадцатой династии монархов Статуя Тутмоса III. Каирский музей. Фараон Тутмос III был шестым правителем Восемнадцатой династии монархов древнего Египта. В течение долгого времени реальная власть принадлежала Хатшепсут, которая выполняла обязанности регентши при своем племяннике.

Хатшепсут Хатшепсут

Погребальный комплекс в Дейр эль Бахри Завершен ок. 1520– 1500. Погребальный комплекс в Дейр эль Бахри Завершен ок. 1520– 1500.

Эхнатон Эхнатон

Статуя Рамсеса II. Каирский музей. Эта статуя изображает фараона Рамсеса Второго в виде сидящего Статуя Рамсеса II. Каирский музей. Эта статуя изображает фараона Рамсеса Второго в виде сидящего мальчика. Он держит палец во рту и его волосы заплетены в косу. В таком виде традиционно изображались дети в древнем Египте. Статуя была найдена в Танисе французским археологом Монте в 1934 году. Высота ее 231 см. Изготовлена из гранита и известняка.

В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В наши дни они известны по названиям двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.

Карнак Карнак

Луксор Луксор

Храм Амона в Луксоре. Гипостильный зал. Ок. 1500 гг. до н. э. Пилоны Храм Амона в Луксоре. Гипостильный зал. Ок. 1500 гг. до н. э. Пилоны

Гробница Нефертити вестибюль Гробница Нефертити вестибюль

Охота на водных птиц. Фреска из гробницы Небамона. Ок. 1370 г. до н. э. Охота на водных птиц. Фреска из гробницы Небамона. Ок. 1370 г. до н. э. Британский музей, Лондон

Погребальная камера гробницы Сети I. 1306– 1290 гг. до н. э. Луксор Погребальная камера гробницы Сети I. 1306– 1290 гг. до н. э. Луксор

Два раза в год, 22 февраля и 21 октября можно было наблюдать, как первый Два раза в год, 22 февраля и 21 октября можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона Ра и фараона Рамсеса II. Абу Сембел Рамзес II

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД (1368 - около 1351 гг. до н. э. ) • Условное обозначение АМАРНСКИЙ ПЕРИОД (1368 - около 1351 гг. до н. э. ) • Условное обозначение периода, который приходился на 2 ю пол. 14 в. до н. э. , т. е. на правление фараона Эхнатона и его двух преемников. • Аменхотеп IV (Эхнатон – угодный Атону). • Культ АТОНА – солнечного диска. Столица – Ахетатон (Горизонт Атона). Скульптурная мастерская Тутмеса. • Стремление к передаче чувств человека, его характера и возраста. Лирика, задушевность, интимность. • Большая подвижность фигур, живость, динамизм. • Правдивость, реализм. Появление изображений египетского царя в быту. • Изысканное изящество, манерность.

"Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак, посылаешь лучи света. . . Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой. . . всё живёт, когда ты смотришь на нас. . . ".

 «Я люблю сладкое дыхание твоего рта, Я каждый день восторгаюсь твоей красотой, Мое «Я люблю сладкое дыхание твоего рта, Я каждый день восторгаюсь твоей красотой, Мое желание – слышать твой прекрасный голос, Звучащий словно шелест северного ветра…

Ваза и ларец для благовоний Ваза и ларец для благовоний

Жертвенный стол с картушами фараонов Снофру и Джедкара Исеси. Каирский музей. На поверхности жертвенного Жертвенный стол с картушами фараонов Снофру и Джедкара Исеси. Каирский музей. На поверхности жертвенного стола вырезаны картуши фараона Четвертой династии Снофру и правителя Пятой династии Джедкара Исеси. Подголовник Куа. Каирский музей. Поголовник найден в гробнице Куа на территории исторического памятника Саккара.