Искусство Древнего Египта.ppt
- Количество слайдов: 56
Искусство Древнего Египта
Карта Египта. В 8 тысячелетии до н. э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис и другие. Прошло несколько десятков веков, и к 3 тысячелетию до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества.
Название «Египет» пришло в наш язык от греков. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» — «чернозем» , в противоположность «Дешерет» — «красная земля, пустыня» . По климату и природе Египет делится на две части, некогда самостоятельные: Верхний Египет и Нижний Египет, или Дельту.
Палетка царя Нармера. Рельефы и надписи на обеих сторонах палетки повествуют о победе Верхнего Египта над Нижним. Шифер. Высота 64 см. Около 3000 до н. э. Египетский музей. Каир.
Благосостояние и процветание Египта было основано на сельском хозяйстве, а возможности для его успешного ведения создавала великая река Нил, без ежегодных разливов которой плодородные земли превратились бы в пустыни.
Шадуф. Для того, чтобы отводить воды Нила на поля, уже в невообразимой древности (в четвертом тысячелетии до нашей эры, то есть 6 тысяч лет назад) была построена система каналов
Крестьянские работы Пахота, сев, жатва и молотьба пшеницы. Настенная роспись из гробницы писца Ун-Су, управляющего амбарами Амона в Фивах. Новое царство. 2 тыс. до н. э.
Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи. На ногах он держит развернутый свиток папируса и ловит каждое слово своего властелина. Из гробницы в Саккаре. Раскрашенный известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Лувр,
«Розеттский камень» , базальтовая плита с текстами на греческом и древнеегипетском языках, найденная близ Розетта (сейчас Рашид) в Египте в 1799 г. Именно она дала возможность французскому ученому Жаку-Франсуа Шампольону начать расшифровку древнеегипетских иероглифов. И теперь ученые могут читать надписи в гробницах и тексты на древних папирусах.
Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне мало заботились о повседневности, сосредоточив все силы на подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.
Богиня Исида
Периодизация древнеегипетской культуры Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце 4 -3 в. до н. э. в Александрии. период Временной промежуток Додинастический 5 – 4 тыс. до н. э. Раннее царство 30 – 28 вв. до н. э. Древнее царство 28 – 23 вв. до н. э. Среднее царство 20 – 18 вв. до н. э. Новое царство 16 – 11 вв. до н. э. Позднее время 11 в. – 332 г. до н. э.
Египетские верования. Египтяне поклонялись некоторым животным. Они считали священными крокодилов, некоторых птиц, например, сокола, грифа, ибиса, а также кошек, шакалов, некоторых насекомых, например. Навозного жука скарабея. В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов, они во время богослужений пели гимны – отрывки из «Книги мертвых» .
Боги, сопровождающие душу мертвого фараона в царство мертвых ( Анубис и Гор).
В царстве мертвых.
Бараноголовый бог Хнум и принц Амонхор. Хопехев (сын Рамсеса Третьего)
Четыре идущих изящных Анубиса
Солнечная ладья, на которой изображены боги и умерший, стоящий за рулевым веслом
Бог Анубис, прикасающийся к мумии, чтобы разбудить ее.
Солнечная ладья Хнум, ведомая добрыми змеями.
Звездные боги, плывущие по небесному Нилу.
Сцены из «Книги мертвых» .
Скарабей и бог Хнум.
Культ мертвых – так обычно трактуют смысл религиозных верований египтян. Египетские мифы рассказывают о сотворении мира, наказании человека за грехи, о борьбе бога солнца Ра с силами тьмы в образе змея Апопа, о смерти и воскресении бога Осириса – покровителя и судьи умерших душ. «Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла» - такие слова должен был знать каждый египтянин, чтобы произнести их после смерти на суде Осириса. А еще он должен был сохранить в вечности свое тело, чтобы обрести покой и блаженство. Так возник образ мумификации и традиция сохранения мумий в гробнице.
Боги Египта Нут Осирис Амон Ра Сехмет Исида Хепри Гор Анубис Тот Себек Геб Маат Атон Хатор Тефнут Хнум
Нут Богиня неба, от которой, по легенде, ежедневно рождался Ра. Изображается в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног.
Осирис Верховный бог в загробном культе. Изображается с короной на голове, в руках символы высшей власти – цеп и крюк.
Амон Бог – покровитель Фив. Отождествлялся сначала с богом плодородия Мином, а позже с Ра. Изображается в виде человека в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском или в виде человека с головой барана.
Ра Бог солнца, верховный бог египтян. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола, увенчан золотым солнечным диском или двойной короной Верхнего и Нижнего Египта.
Исида (Изида) Богиня плодородия, воды и ветра. Изображалась в виде львицы или женщины с головой львицы.
Хепри Бог восходящего солнца, позже стал отождествляться с Ра. Изображался в виде жука-скарабея.
Хнум Бог воды, создатель вещей. Изображался в виде барана или человека с головой барана.
Погребальная маска Тутанхамона.
Анубис совершает обряд воскрешения мумии, чтобы сопроводить ее в путешествие по загробному миру.
Саркофаг, вид изнутри и снаружи.
Пирамиды Представления египтян о загробном мире выражено и в архитектурных образах. Символом египетской архитектуры стала пирамида – грандиозная усыпальница фараонов. Обожествленные при жизни, фараоны готовили свои усыпальницы долго и тщательно. Форма пирамиды наметилась в глубокой древности: в 28 в. до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута пирамида Джосера, расположенная на южной окраине Мемфиса.
Пирамида Джосера Зодчему удалось найти логичную строгую форму, передать конструкции устремленность ввысь. Пирамида сложена из огромных каменных блоков. В глубине ее покоится гробница фараона, украшенная майоликой
Женщины Египта История донесла до нас имена двух выдающихся женщин Египта. Царица Хатшепсут (ок. 1525 – 1503 гг. до н. э. ) и царица Нефертити (ок. 1365 – 1336 гг. до н. э. ).
Храмы Египта О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют не только пирамиды, но и храмы, развалины которых сохранились по берегам Нила. Самыми знаменитыми являются Карнакский и Луксорский. Именно из Луксорского храма были вывезены в Россию сфинксы, олицетворяющие Аменхотепа Третьего, и поставлены на Университетской набережной в Петербурге.
Руины храма Амона в Карнаке. Середина 16 в. до н. э. Храм в Карнаке, главное святилище Амона в Фивах, стал своеобразной каменной летописью Египта, каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.
Аллея сфинксов между Карнаком и Луксором.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут.
Театральное искусство в Египте было развито еще со времен Древнего царства, тогда возник религиозные мистерии, рассказывающие о богах. Актерами выступали жрецы, а иногда и сам фараон.
тарелки арфа кларнет
§ 1869 – открыт Суэцкий канал Открытие Суэцкого канала 17 ноября 1869 г. В Порт-Саиде.
Джузеппе Верди «Аида» Премьера состоялась в Каире 24 декабря 1871 г. и имела триумфальный успех. Действие происходит в Древнем Египте. Аида – дочь Эфиопского царя, ставшая рабыней в Египте, полюбила египетского военачальника Радамеса. В основе оперы – трагический конфликт - любовь Аиды к Родине оказывается несовместимой с ее любовью к Радамесу. Но честолюбивый солдат отвергает славу ради любви к Аиде. Не в силах расстаться с Аидой, он выбирает смерть. Влюбленные погибают вместе, замурованные в каменном подземелье.
Верди. Марш из 2 -го акта оперы «Аида» .
Хор пленников из оперы Верди «Аида» .
Вывод. Египет – одно из древнейших государств мира, а его культура – один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Древнеегипетская культура оказала сильное влияние на европейскую культуру. Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне заботились о подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.
Домашнее задание. 1) Рассказ по теме урока. 2) Презентация об одном из памятников культуры Древнего Египта. 3) памятники культуры Древнего Египта в Петербурге.