Скачать презентацию Искусственный интеллект Искусственный интеллект Иску сственный интелле Скачать презентацию Искусственный интеллект Искусственный интеллект Иску сственный интелле

Искуственный интеллект.ppt

  • Количество слайдов: 44

Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Искусственный интеллект Иску сственный интелле кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и Искусственный интеллект Иску сственный интелле кт (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами

Искусственный интеллект Участники Российской ассоциации искусственного интеллекта дают следующие определения искусственного интеллекта: Научное направление, Искусственный интеллект Участники Российской ассоциации искусственного интеллекта дают следующие определения искусственного интеллекта: Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными. Свойство интеллектуальных систем выполнять функции (творческие), которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс. Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в комплекс компьютерных наук, а создаваемые на её основе технологии к информационным технологиям. Задачей этой науки является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий.

Философские предпосылки l l На саму возможность мыслить о понятии Философские предпосылки l l На саму возможность мыслить о понятии "Искусственный интеллект" огромное влияние оказало рождение механистического материализма, которое начинается с работы Рене Декарта "Рассуждение о методе" (1637) и сразу в след за этим работы Томаса Гоббса "Человеческая природа" (1640). Рене Декарт предположил, что животное — некий сложный механизм, тем самым сформулировав механистическую теорию. И тут важно понимать, чем отличается именно механистический материализм, от античного материализма, взгляды которого запечатлены в работах Аристотеля, и последующего диалектического материализма (Гегель, Фейербах) и исторического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин). Дело в том, что механистический материализм направлен на механистическое происхождение организмов, в то время как античный материализм направлен на механистическое происхождение природы, а диалектический и исторический материализм относится к проявлениям механизма в обществе. Поэтому понятно, что без понимания механистичности в организмах не могла идти речь о понимании искусственного интеллекта даже в самом примитивном смысле, а наличие механистичности природы и общества выходят за рамки области об искусственном интеллекте, и строго говоря не являются необходимыми предпосылками.

Технологические предпосылки В 1623 г. Вильгельм Шикард (нем. Wilhelm Schickard) построил первую механическую цифровую Технологические предпосылки В 1623 г. Вильгельм Шикард (нем. Wilhelm Schickard) построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые[1][2]. В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой механической вычислительной машиной.

Рождение науки В 1910— 1913 гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу Рождение науки В 1910— 1913 гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики» , которая произвела революцию в формальной логике. В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно-контролируемый компьютер. Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей. [1]

Классические работы l l В 1943 году в своей статье «Логическое исчисление идей, относящихся Классические работы l l В 1943 году в своей статье «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности» У. Мак-Каллок и У. Питтс предложили понятие искусственной нейронной сети. В частности, ими была предложена модель искусственного нейрона. Д. Хебб в работе «Организация поведения» [3] 1949 года описал основные принципы обучения нейронов. Эти идеи несколько лет спустя развил американский нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт. Он предложил схему устройства, моделирующего процесс человеческого восприятия, и назвал его «перцептроном» .

Подходы и направления Подходы и направления

Подходы к пониманию проблемы Можно выделить два основных подхода к разработке ИИ: l нисходящий Подходы к пониманию проблемы Можно выделить два основных подхода к разработке ИИ: l нисходящий (англ. Top-Down AI), семиотический — создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующих высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д. ; l восходящий (англ. Bottom-Up AI), биологический — изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе биологических элементов, а также создание соответствующих вычислительных систем, таких как нейрокомпьютер или биокомпьютер.

Тест Тьюринга — эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные Тест Тьюринга — эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум» (англ. Computing Machinery and Intelligence), опубликованной в 1950 году в философском журнале «Mind» . Тьюринг задался целью определить, может ли машина мыслить. l Стандартная интерпретация этого теста звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор» .

Тест Тьюринга Тест Тьюринга

Символьный подход l l Но широта классов задач, эффективно решаемых человеческим разумом, требует невероятной Символьный подход l l Но широта классов задач, эффективно решаемых человеческим разумом, требует невероятной гибкости в методах абстрагирования. А это недоступно при любом инженерном подходе, в котором исследователь выбирает методы решения, основываясь на способности быстро дать эффективное решение какой-то наиболее близкой этому исследователю задачи. То есть уже за реализованную в виде правил единственную модель абстрагирования и конструирования сущностей. Это выливается в значительные затраты ресурсов для непрофильных задач, то есть система от интеллекта возвращается к грубой силе на большинстве задач, и сама суть интеллекта исчезает из проекта. Основное применение символьной логики — это решение задач по выработке правил. Большинство исследований останавливается как раз на невозможности хотя бы обозначить новые возникшие трудности средствами выбранных на предыдущих этапах символьных систем, тем более решить их и тем более обучить компьютер решать их или хотя бы идентифицировать и выходить из таких ситуаций.

Символьные вычисления — это преобразования и работа с математическими равенствами и формулами, как с Символьные вычисления — это преобразования и работа с математическими равенствами и формулами, как с последовательностью символов. Они отличаются от численных расчётов, которые оперируют приближёнными численными значениями, стоящими за математическими выражениями. Системы символьных вычислений (их так же называют системами компьютерной алгебры) могут быть использованы для символьного интегрирования и дифференцирования, подстановки одних выражений в другие, упрощения формул и т. д.

Логический подход l l Логический подход к созданию систем искусственного интеллекта направлен на создание Логический подход l l Логический подход к созданию систем искусственного интеллекта направлен на создание экспертных систем с логическими моделями баз знаний с использованием языка предикатов. Учебной моделью систем искусственного интеллекта в 1980 -х годах был принят язык и система логического программирования Пролог. Базы знаний, записанные на языке Пролог, представляют наборы фактов и правил логического вывода, записанных на языке логических предикатов. Логическая модель баз знаний позволяет записывать не только конкретные сведения и данные в форме фактов на языке Пролог, но и обобщённые сведения с помощью правил и процедур логического вывода, и в том числе логических правил определения понятий, выражающих определённые знания как конкретные и обобщённые сведения. В целом исследования проблем искусственного интеллекта в рамках логического подхода к проектированию баз знаний и экспертных систем направлены на создание, развитие и эксплуатацию интеллектуальных информационных систем, включая вопросы обучения студентов и школьников, а также подготовки пользователей и разработчиков таких интеллектуальных информационных систем.

Агентно-ориентированный подход l l Последний подход, развиваемый с начала 1990 -х годов, называется агентно-ориентированным Агентно-ориентированный подход l l Последний подход, развиваемый с начала 1990 -х годов, называется агентно-ориентированным подходом, или подходом, основанным на использовании интеллектуальных (рациональных) агентов. Согласно этому подходу, интеллект — это вычислительная часть (грубо говоря, планирование) способности достигать поставленных перед интеллектуальной машиной целей. Сама такая машина будет интеллектуальным агентом, воспринимающим окружающий его мир с помощью датчиков, и способной воздействовать на объекты в окружающей среде с помощью исполнительных механизмов. Этот подход акцентирует внимание на тех методах и алгоритмах, которые помогут интеллектуальному агенту выживать в окружающей среде при выполнении его задачи. Так, здесь значительно тщательнее изучаются алгоритмы поиска пути и принятия решений.

Гибридный подход предполагает, что только синергетическая комбинация нейронных и символьных моделей достигает полного спектра Гибридный подход предполагает, что только синергетическая комбинация нейронных и символьных моделей достигает полного спектра когнитивных и вычислительных возможностей. Например, экспертные правила умозаключений могут генерироваться нейронными сетями, а порождающие правила получают с помощью статистического обучения. Сторонники данного подхода считают, что гибридные информационные системы будут значительно более сильными, чем сумма различных концепций по отдельности.

Модели и методы исследований Модели и методы исследований

Символьное моделирование мыслительных процессов Анализируя историю ИИ, можно выделить такое обширное направление как моделирование Символьное моделирование мыслительных процессов Анализируя историю ИИ, можно выделить такое обширное направление как моделирование рассуждений. Долгие годы развитие этой науки двигалось именно по этому пути, и теперь это одна из самых развитых областей в современном ИИ. Моделирование рассуждений подразумевает создание символьных систем, на входе которых поставлена некая задача, а на выходе требуется её решение. Как правило, предлагаемая задача уже формализована, то есть переведена в математическую форму, но либо не имеет алгоритма решения, либо он слишком сложен, трудоёмок и т. п. В это направление входят: доказательство теорем, принятие решений и теория игр, планирование и диспетчеризация, прогнозирование.

Работа с естественными языками Немаловажным направлением является обработка естественного языка[13], в рамках которого проводится Работа с естественными языками Немаловажным направлением является обработка естественного языка[13], в рамках которого проводится анализ возможностей понимания, обработки и генерации текстов на «человеческом» языке. В рамках этого направления ставится цель такой обработки естественного языка, которая была бы в состоянии приобрести знание самостоятельно, читая существующий текст, доступный по Интернету. Некоторые прямые применения обработки естественного языка включают информационный поиск (в том числе, глубокий анализ текста) и машинный перевод[14].

Представление и использование знаний l l Направление инженерия знаний объединяет задачи получения знаний из Представление и использование знаний l l Направление инженерия знаний объединяет задачи получения знаний из простой информации, их систематизации и использования. Это направление исторически связано с созданием экспертных систем — программ, использующих специализированные базы знаний для получения достоверных заключений по какой-либо проблеме. Производство знаний из данных — одна из базовых проблем интеллектуального анализа данных. Существуют различные подходы к решению этой проблемы, в том числе — на основе нейросетевой технологии[15], использующие процедуры вербализации нейронных сетей.

Машинное обучение l l l Проблематика машинного обучения касается процесса самостоятельного получения знаний интеллектуальной Машинное обучение l l l Проблематика машинного обучения касается процесса самостоятельного получения знаний интеллектуальной системой в процессе её работы. Это направление было центральным с самого начала развития ИИ. В 1956 году, на Дартмундской летней конференции, Рей Соломонофф написал отчёт о вероятностной машине, обучающейся без учителя, назвав её: «Индуктивная машина вывода» [18]. Обучение без учителя — позволяет распознать образы во входном потоке. Обучение с учителем включает также классификацию и регрессионный анализ. Классификация используется, чтобы определить, к какой категории принадлежит образ. Регрессионный анализ используется, чтобы в рядах числовых примеров входа/выхода и обнаружить непрерывную функцию, на основании которой можно было бы прогнозировать выход. При обучении агент вознаграждается за хорошие ответы и наказывается за плохие. Они могут быть проанализированы с точки зрения теории решений, используя такие понятия как полезность. Математический анализ машинных алгоритмов изучения — это раздел теоретической информатики, известный как вычислительная теория обучения (англ. Computational learning theory). К области машинного обучения относится большой класс задач на распознавание образов. Например, это распознавание символов, рукописного текста, речи, анализ текстов. Многие задачи успешно решаются с помощью биологического моделирования (см. след. пункт). Особо стоит упомянуть компьютерное зрение, которое связано ещё и с робототехникой.

Биологическое моделирование искусственного интеллекта l l Отличается от понимания искусственного интеллекта по Джону Маккарти, Биологическое моделирование искусственного интеллекта l l Отличается от понимания искусственного интеллекта по Джону Маккарти, когда исходят из положения о том, что искусственные системы не обязаны повторять в своей структуре и функционировании структуру и протекающие в ней процессы, присущие биологическим системам. Сторонники данного подхода считают, что феномены человеческого поведения, его способность к обучению и адаптации есть следствие именно биологической структуры и особенностей её функционирования. Сюда можно отнести несколько направлений. Нейронные сети используются для решения нечётких и сложных проблем, таких как распознавание геометрических фигур или кластеризация объектов. Генетический подход основан на идее, что некий алгоритм может стать более эффективным, если позаимствует лучшие характеристики у других алгоритмов ( «родителей» ). Относительно новый подход, где ставится задача создания автономной программы — агента, взаимодействующего с внешней средой, называется агентным подходом.

Робототехника Области робототехники и искусственного интеллекта тесно связаны друг с другом. Интегрирование этих двух Робототехника Области робототехники и искусственного интеллекта тесно связаны друг с другом. Интегрирование этих двух наук, создание интеллектуальных роботов составляют ещё одно направление ИИ. Интеллектуальность требуется роботам, чтобы манипулировать объектами, выполнять навигацию с проблемами локализации (определять местонахождение, изучать ближайшие области) и планировать движение (как добраться до цели). Примером интеллектуальной робототехники могут служить игрушки-роботы Pleo, AIBO, QRIO.

Pleo — робот-динозавр. По задумке разработчиков, Pleo имитирует детёныша динозавра (Камаразавр) недельного возраста. Эта Pleo — робот-динозавр. По задумке разработчиков, Pleo имитирует детёныша динозавра (Камаразавр) недельного возраста. Эта разновидность динозавра была выбрана потому, что его форма туловища и большой череп идеально подошли для сокрытия большого количества датчиков и электроники, необходимых для реалистичных движений робота. Разработчиком Pleo является Калеб Чанг (Caleb Chung), один из создателей интерактивной игрушки Furby. Производством Pleo занимается американская компания Ugobe. По заявлениям представителей Ugobe, каждый Pleo будет «учиться» , основываясь на событиях, происходящих в окружающем его мире. Сложный искусственный интеллект дает возможность формировать уникальную индивидуальность каждому отдельно взятому роботу Pleo. l Pleo был представлен широкой общественности 7 февраля 2006 года, на конференции в Скотсдейле, штат Аризона. Официальные продажи Pleo начались 5 декабря 2007 года.

Aibo (яп. 愛慕 айбо означает «любовь» , «привязанность» , а также может значить «товарищ» Aibo (яп. 愛慕 айбо означает «любовь» , «привязанность» , а также может значить «товарищ» ; ещё существует аббревиатура англ. Artificial Intelligence Ro. BOt[1]) — собакаробот, разработанная компанией Sony. Она имеет множество модификаций, первая модель была выпущена в 1999 году[2]. AIBO умеет ходить, «видеть» окружающие его предметы с помощью видеокамеры и инфракрасных датчиков расстояния, распознавать команды и лица. Робот является полностью автономным: он может учиться и развиваться, основываясь на побуждениях своего хозяина, обстановки, или другого AIBO. Несмотря на это, он поддаётся настройкам с помощью специальных программ. Существует программное обеспечение имитирующее «взрослую собаку» , которая сразу использует все свои функции и программное обеспечение имитирующее «щенка» , который раскрывает свои возможности постепенно[1].

QRIO( «Quest for cu. RIOsity» , изначально назывался Sony Dream Robot или SDR) — QRIO( «Quest for cu. RIOsity» , изначально назывался Sony Dream Robot или SDR) — разработанный компанией Sony двуногий робот-андроид. Рост робота составляет 58 сантиметров, вес — 8 килограмм. Встроенные 38 сервомоторов наделяют QRIO достаточной свободой движений и хорошей координацией. Например, робот может быстро передвигаться, брать предметы, подниматься по лестнице, танцевать и держать равновесие, стоя на одной ноге. l Робот знает 60000 слов на разных языках мира, умеет распознавать лица, слушаться команд и, как утверждают разработчики, задавать «умные» вопросы в зависимости от ситуации.

Машинное творчество l l l Природа человеческого творчества ещё менее изучена, чем природа интеллекта. Машинное творчество l l l Природа человеческого творчества ещё менее изучена, чем природа интеллекта. Тем не менее, эта область существует, и здесь поставлены проблемы написания компьютером музыки, литературных произведений (часто — стихов или сказок), художественное творчество. Создание реалистичных образов широко используется в кино и индустрии игр. Отдельно выделяется изучение проблем технического творчества систем искусственного интеллекта. Теория решения изобретательских задач, предложенная в 1946 году Г. С. Альтшуллером, положила начало таким исследованиям. Добавление данной возможности к любой интеллектуальной системе позволяет весьма наглядно продемонстрировать, что именно система воспринимает и как это понимает. Добавлением шума вместо недостающей информации или фильтрация шума имеющимися в системе знаниями производит из абстрактных знаний конкретные образы, легко воспринимаемые человеком, особенно это полезно для интуитивных и малоценных знаний, проверка которых в формальном виде требует значительных умственных усилий.

Другие области исследований l Наконец, существует масса приложений искусственного интеллекта, каждое из которых образует Другие области исследований l Наконец, существует масса приложений искусственного интеллекта, каждое из которых образует почти самостоятельное направление. В качестве примеров можно привести программирование интеллекта в компьютерных играх, нелинейное управление, интеллектуальные системы информационной безопасности. l Можно заметить, что многие области исследований пересекаются. Это свойственно для любой науки. Но в искусственном интеллекте взаимосвязь между, казалось бы, различными направлениями выражена особенно сильно, и это связано с философским спором о сильном и слабом ИИ.

Сильный и слабый искусственный интеллект В философии искусственного интеллекта (ИИ) спор Сильного ИИ против Сильный и слабый искусственный интеллект В философии искусственного интеллекта (ИИ) спор Сильного ИИ против слабого ИИ протекает вокруг гипотезы о том, что некоторые формы искусственного интеллекта могут действительно обосновывать и решать проблемы. Теория сильного ИИ предполагает, что компьютеры могут приобрести способность мыслить и осознавать себя, хотя и не обязательно их мыслительный процесс будет подобен человеческому. Теория слабого ИИ такую возможность отвергает. l Термин Сильный ИИ был введён Джоном Сёрлем, который охарактеризовал его следующим образом: l Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум. l Джон Сёрль, Разум мозга — компьютерная программа?

Требования к созданию Сильного ИИ l l l Принятие решений, использование стратегий, решение головоломок Требования к созданию Сильного ИИ l l l Принятие решений, использование стратегий, решение головоломок и действия в условиях неопределенности; Представление знаний, включая общее представление о реальности; Планирование; Обучение; Общение на естественном языке; И объединение всех этих способностей для достижения общих целей.

Требования к созданию Сильного ИИ l Существуют и другие аспекты интеллекта человека, которые также Требования к созданию Сильного ИИ l Существуют и другие аспекты интеллекта человека, которые также лежат в основе создания Сильного ИИ: § § Сознание: Быть восприимчивым к окружению; Самосознание: Осознавать себя как отдельную личность, в частности, понимать собственные мысли; Сопереживание: Способность «чувствовать» ; Мудрость.

Современный искусственный интеллект Современный искусственный интеллект

Направления развития ИИ 1. 2. решение проблем, связанных с приближением специализированных систем ИИ к Направления развития ИИ 1. 2. решение проблем, связанных с приближением специализированных систем ИИ к возможностям человека, и их интеграции, которая реализована природой человека (см. Усиление интеллекта); создание искусственного разума, представляющего интеграцию уже созданных систем ИИ в единую систему, способную решать проблемы человечества (см. Сильный и слабый искусственный интеллект).

Некоторые из самых известных ИИ-систем l l l l Deep Blue — победил чемпиона Некоторые из самых известных ИИ-систем l l l l Deep Blue — победил чемпиона мира по шахматам. Матч Каспаров против супер. ЭВМ не принёс удовлетворения ни компьютерщикам, ни шахматистам, и система не была признана Каспаровым (подробнее см. Человек против компьютера). Затем линия суперкомпьютеров IBM проявилась в проектах brute force Blu. Gene (молекулярное моделирование) и моделирование системы пирамидальных клеток в швейцарском центре Blue Brain[22]. Watson — перспективная разработка IBM, способная воспринимать человеческую речь и производить вероятностный поиск, с применением большого количества алгоритмов. Для демонстрации работы Watson принял участие в американской игре «Jeopardy!» , аналога «Своей игры» в России, где системе удалось выиграть в обеих играх[23]. MYCIN — одна из ранних экспертных систем, которая могла диагностировать небольшой набор заболеваний, причем часто так же точно, как и доктора. 20 Q — проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классической игры « 20 вопросов» . Стал очень популярен после появления в Интернете на сайте 20 q. net[24]. Распознавание речи. Системы такие как Via. Voice способны обслуживать потребителей. Роботы в ежегодном турнире Robo. Cup соревнуются в упрощённой форме футбола. Банки применяют системы искусственного интеллекта (СИИ) в страховой деятельности (актуарная математика), при игре на бирже и управлении собственностью. Методы распознавания образов (включая, как более сложные и специализированные, так и нейронные сети) широко используют при оптическом и акустическом распознавании (в том числе текста и речи), медицинской диагностике, спам-фильтрах, в системах ПВО (определение целей), а также для обеспечения ряда других задач национальной безопасности. Разработчики компьютерных игр применяют ИИ в той или иной степени проработанности. Это образует понятие «Игровой искусственный интеллект» . Стандартными задачами ИИ в играх являются нахождение пути в двумерном или трёхмерном пространстве, имитация поведения боевой единицы, расчёт верной экономической стратегии и так далее.

Связь с другими науками Связь с другими науками

Связь с другими науками Искусственный интеллект вместе с нейрофизиологией, эпистемологией и когнитивной психологией образует Связь с другими науками Искусственный интеллект вместе с нейрофизиологией, эпистемологией и когнитивной психологией образует более общую науку, называемую когнитология. Важную роль в искусственном интеллекте играет философия. Также с проблемами искусственного интеллекта тесно связана эпистемология — наука о знании в рамках философии. Философы, занимающиеся данной проблематикой, решают вопросы, схожие с теми, которые решаются инженерами ИИ о том, как лучше представлять и использовать знания и информацию.

Компьютерные технологии и кибернетика В компьютерных науках проблемы искусственного интеллекта рассматриваются с позиций проектирования Компьютерные технологии и кибернетика В компьютерных науках проблемы искусственного интеллекта рассматриваются с позиций проектирования экспертных систем и баз знаний. Под базами знаний понимается совокупность данных и правил вывода, допускающих логический вывод и осмысленную обработку информации. В целом исследования проблем искусственного интеллекта в компьютерных науках направлены на создание, развитие и эксплуатацию интеллектуальных информационных систем, а вопросы подготовки пользователей и разработчиков таких систем решаются специалистами информационных технологий.

Психология и когнитология Методология когнитивного моделирования предназначена для анализа и принятия решений в плохо Психология и когнитология Методология когнитивного моделирования предназначена для анализа и принятия решений в плохо определённых ситуациях. Была предложена Аксельродом. Основана на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает: методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F — множество факторов ситуации, W — множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации; методы анализа ситуации. В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации. Здесь предложены модели прогноза развития ситуации; методы решения обратных задач.

Философия Наука «о создании искусственного разума» не могла не привлечь внимание философов. С появлением Философия Наука «о создании искусственного разума» не могла не привлечь внимание философов. С появлением первых интеллектуальных систем были затронуты фундаментальные вопросы о человеке и знании, а отчасти о мироустройстве. Философские проблемы создания искусственного интеллекта можно разделить на две группы, условно говоря, «до и после разработки ИИ» . Первая группа отвечает на вопрос: «Что такое ИИ, возможно ли его создание, и, если возможно, то как это сделать? » Вторая группа (этика искусственного интеллекта) задаётся вопросом: «Каковы последствия создания ИИ для человечества? » Течение трансгуманизма считает создание ИИ одной из важнейших задач человечества.

Этика Елиезер Юдковски исследует в Институте сингулярности (SIAI) в США проблемы глобального риска, которые Этика Елиезер Юдковски исследует в Институте сингулярности (SIAI) в США проблемы глобального риска, которые может создать будущий сверхчеловеческий ИИ, если его не запрограммировать на дружественность к человеку. В 2004 году SIAI был создан сайт Asimov. Laws. com, созданный для обсуждения этики ИИ в контексте проблем, затронутых в фильме «Я, робот» . На этом сайте они хотели показать, что законы робототехники Азимова небезопасны, поскольку, например, могут побудить ИИ захватить власть на Земле, чтобы «защитить» людей от вреда.

Три закона роботехники Азимова Три зако на роботе хники в научной фантастике — обязательные Три закона роботехники Азимова Три зако на роботе хники в научной фантастике — обязательные правила поведения для роботов, впервые сформулированные. Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод» (1942). l Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. l Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. l Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Религия l l По мнению буддистов, ИИ возможен, например духовный лидер далай-лама XIV не Религия l l По мнению буддистов, ИИ возможен, например духовный лидер далай-лама XIV не исключает возможности существования сознания на компьютерной основе. Также раэлиты активно поддерживают разработки в области искусственного интеллекта. Другие традиционные конфессии достаточно редко описывают проблематику ИИ. Но отдельные богословы тем не менее обращают на это внимание. Например, протоиерей Михаил Захаров, рассуждая с точки зрения христианского мировоззрения, ставит следующий вопрос: «Человек есть разумно-свободное существо, сотворённое Богом по Его образу и подобию. Мы привыкли все эти определения относить к биологическому виду Homo Sapiens. Но насколько это обосновано? » [30]. Отвечает он на этот вопрос так:

Религия Если предположить, что исследования в области искусственного интеллекта когда-либо приведут к появлению искусственного Религия Если предположить, что исследования в области искусственного интеллекта когда-либо приведут к появлению искусственного существа, превосходящего человека по интеллекту, обладающего свободой воли, будет ли это означать, что это существо — человек? … человек есть творение Божие. Можем ли мы это существо назвать творением Божиим? На первый взгляд, оно есть творение человека. Но и при сотворении человека вряд ли стоит буквально понимать, что Бог Своими руками из глины вылепил первого человека. Вероятно это иносказание, указывающее на материальность человеческого тела, созданного по воле Божией. Но без воли Божией ничего не происходит в этом мире. Человек, как со-творец этого мира, может, исполняя волю Божию, создавать новые твари. Такие твари, созданные руками человека по Божией воле, вероятно можно назвать творениями Божиими. Ведь человек создает новые виды животных и растений. А мы считаем растения и животных творениями Божиими. Так же можно относиться и к искусственному существу не биологической природы.

Научная фантастика В научно-фантастической литературе ИИ чаще всего изображается как сила, которая пытается свергнуть Научная фантастика В научно-фантастической литературе ИИ чаще всего изображается как сила, которая пытается свергнуть власть человека (Омниус, HAL 9000 в «Космическая одиссея 2001 года» , Скайнет, Colossus, «Матрица» и репликант в «Бегущий по лезвию» ), или обслуживающий гуманоид (C-3 PO, Data, KITT и KARR, «Двухсотлетний человек» ). Неизбежность доминирования над миром ИИ, вышедшего из-под контроля, оспаривается такими его исследователями, как фантаст Айзек Азимов и кибернетик Кевин Уорик, известный множественными экспериментами по интеграции машин и живых существ.