ИММАНУИЛ КАНТ

Скачать презентацию ИММАНУИЛ КАНТ Скачать презентацию ИММАНУИЛ КАНТ

Кант.ppt

  • Количество слайдов: 26

>   ИММАНУИЛ КАНТ       ИОГАНН ГОТЛИБ ИММАНУИЛ КАНТ ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

>КАНТ о Просвещении  В работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение»  КАНТ о Просвещении В работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение» (1784) Кант пишет: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения»

>ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАНТА n «Докритический» период (с 1747 г. по 1770 г. ). 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАНТА n «Докритический» период (с 1747 г. по 1770 г. ). 1. Разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности ( «Всеобщая естественная история и теория неба» , 1755 г. ) 2. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; 3. Выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; 4. Изучал роль приливов и отливов на нашей планете. n «Критический период» (с 1770 г. по 1804 г. ) Три главные работы Канта: - «Критика чистого разума» (1781) – проблемы познания - «Критика практического разума» (1788) – проблемы этики - «Критика способности суждения» (1790) – попытка преодоления разрыва между миром сущего и миром должного. Телеология.

>ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ КАНТА n 1) что я могу знать? (метафизика);  n ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ КАНТА n 1) что я могу знать? (метафизика); n 2) что я должен делать? (мораль); n 3) на что я могу надеяться? (религия); Главный вопрос философии – ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Антропология и Этика (основные философские дисциплины)

>Новоевропейская метафизика и эпистемология Рационалисты Декарт,  Спиноза,  Лейбниц мыслят познание онтологически : Новоевропейская метафизика и эпистемология Рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц мыслят познание онтологически : мышление есть то, о чем оно мыслит : Мышление=Бытие Эмпирики Бэкон, Локк, Гоббс, Беркли: познание возможно только через опыт S O

>АНТИДОГМАТИЗМ КАНТА  Кант критикует догматическое убеждение новоевропейской философии в безграничности  человеческого разума!!! АНТИДОГМАТИЗМ КАНТА Кант критикует догматическое убеждение новоевропейской философии в безграничности человеческого разума!!! «Юм пробудил меня от догматического сна» !!! Юм: «Идеи есть копии впечатлений!»

>Кант: от метафизики к теории субъекта Познание - это деятельность,  протекающая по своим Кант: от метафизики к теории субъекта Познание - это деятельность, протекающая по своим собственным законам. От субстанции - к субъекту, от бытия – к деятельности. S O

> ЦЕЛЬ КАНТОВСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ n Анализ структуры субъекта не для того, чтобы вскрыть источники ЦЕЛЬ КАНТОВСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ n Анализ структуры субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений ( «идолы разума» Бэкона), а чтобы решить вопрос: что такое истинное знание как таковое? n Н еобходимо установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта. Два «уровня» субъекта эмпирический трансцендентальный (индивидуально-психологические (всеобщие определения особенности человека) как homo sapiens) Гипотеза Канта: объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта

> ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ  ФИЛОСОФИЯ? n Главная проблема: обоснование объективности  научного знания ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ? n Главная проблема: обоснование объективности научного знания (прежде всего - механики). ВОПРОС: В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом и процессом? Для того, чтобы обосновать законность применения математических конструктов к природным процессам, нужно доказать, что деятельность конструирования имеет некоторый аналог в самой природе.

>  «Каперниканский переворот»   Канта Кант :  каким должен быть характер «Каперниканский переворот» Канта Кант : каким должен быть характер и способности познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Цит. : "До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразовываться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно предметов. . . Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием. Здесь повторяется то же, что с первоначальной мыслью Коперника : когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя".

>СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И РАССУДКА Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие – это смутное знание, СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И РАССУДКА Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие – это смутное знание, в отличие от знания, полученного рациональным путём. У Канта, напротив, научное знание можно мыслить лишь как синтез чувственности и рассудка. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»

> «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»    Разделы: n Трансцендентальная эстетика  (пространство и «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» Разделы: n Трансцендентальная эстетика (пространство и время) n Трансцендентальная аналитика (категории и основоположения рассудка) n Трансцендентальная диалектика (идеи разума)

> «Трансцендентальная эстетика» Критика Кантом «классического» представления  о человеческой чувственности:  n Чувственность «Трансцендентальная эстетика» Критика Кантом «классического» представления о человеческой чувственности: n Чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений; ощущение - это содержание, материя чувственности. n Чувственное представление всегда несет в себе начало случайности ( «истины факта» Лейбница)! Вопрос : Но как возможно необходимое, объективное знание, основанное на чувственном опыте? Ответ : Для этого необходим синтез чувственности и рассудка!

> «Трансцендентальная аналитика» Вопрос № 1: Каким образом осуществляется синтез чувствен-  ного и «Трансцендентальная аналитика» Вопрос № 1: Каким образом осуществляется синтез чувствен- ного и рационального? Вопрос № 2: Как обосновать необходимость и всеобщность знания как продукта этого синтеза? Как возможны синтетические априорные суждения? СУЖДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ (A=A. Пример: «все тела протяжённые» , (Пример: «Сейчас идет снег» «Все что происходит, имеет причину» ) «Лебедь – белый» , «Все тела имеют вес» , «Все книги имеют страницы»

>Как возможны априорные синтетические суждения? Синтетические суждения могут быть априорными в  том случае, Как возможны априорные синтетические суждения? Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются на форму чувственности, а не на чувственный материал. чувственности Таковы лишь суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на чистое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика). ПРИМЕР : «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками» - это исходное положение геометрии не может быть получено аналитически, ибо из самого понятия прямой нельзя логически вывести признак величины расстояния.

> ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ВМЕСТО МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ Рассудок сам конструирует предмет, сообразно  априорным формам ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ВМЕСТО МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ Рассудок сам конструирует предмет, сообразно априорным формам мышления - категориям категориям Это снимает вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них. ВЫВОД: Мы можем познать только то, что сами создали!

>  12 категорий рассудка n  Кант выделяет следующие   n 12 категорий рассудка n Кант выделяет следующие n Для сравнения: Аристотель категории рассудка (T-AT-S): выделял 10 категорий как * Категории количества наиболее общие «роды» (или 1 Единство «классы» ) бытия: 2 Множество 1. Субстанция 3 Цельность 2. Количество 3. Качество * Категории качества 1 Реальность 4. Отношение 2 Отрицание 5. Пространство 3 Ограничение 6. Время 7. Состояние - — положение частей * Категории отношения предмета друг относительно друга. 1 Субстанция и принадлежность 2 Причина и следствие 8. Обладание 3 Взаимодействия 9. Действие - 10. Претерпевание — принятие * Категории модальности изменения от некоторого другого 1 Возможность и невозможность предмета. 2 Существование и несуществование 3 Предопределённость (необходимость) и случайность

>СТРУКТУРА КАНТОВСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРА КАНТОВСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

>ФЕНОМЕН И НОУМЕН     МИР  ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ    НОУМЕНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И НОУМЕН МИР ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ НОУМЕНАЛЬНЫЙ (Мир, данный нам в опыте. (Мир «вещей в себе» , Феномены – протяженные независящих от человека, тела; в мире опыта все они едины, неделимы, бесконечно делимо, то есть непознаваемы) состоит из частей, что делает возможным познание феноменов с помощью механики)

>КАК МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗНАНА ПРИРОДА? n Если природа – вещь в себе, то о КАК МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗНАНА ПРИРОДА? n Если природа – вещь в себе, то о ней невозможно Если получить всеобщего и необходимого знания; n Но природа - лишь совокупность и связь явлений, а явления - продукт деятельности нашего собственного рассудка. n Следовательно, мы постигаем законы природы, Следовательно которые есть не что иное, как принципы организации трансцендентального субъекта ВЫВОД : Априорные формы чувственности (пространство и время) и априорные формы рассудка (категории) вносят начало организации и единства в многообразие чувственного материала.

>Источник единства, по Канту n Источником высшего единства может быть  только сам человек Источник единства, по Канту n Источником высшего единства может быть только сам человек – субъект, а именно его акт самосознания ( «я мыслю» ). n Этот акт - трансцендентальное единство апперцепции (самосознания). n Этот надындивидуальный акт составляет истинное ядро трансцендентального субъекта.

>ТРИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА n ЧУВСТВЕННОСТЬ – пассивная способность к восприятию  n РАССУДОК ТРИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА n ЧУВСТВЕННОСТЬ – пассивная способность к восприятию n РАССУДОК - спонтанная деятельность, способность осуществлять интеллектуальный синтез с помощью определенных правил синтезирования – категорий. Но этом деятельность рассудка формальна. Категории рассудка применимы только в опыте. У рассудка как такового нет цели. Существует ли такая способность у человека, которая могла бы ставить перед рассудком цель? n РАЗУМ – способность мыслить общезначимые идеи и оперировать такими понятиями как «мир» , «душа» , «бог» и т. п.

>Рассудок и разум.  «Трансцендентальная диалектика» Общее положение: у всего есть своя причина. Рассудок и разум. «Трансцендентальная диалектика» Общее положение: у всего есть своя причина. Деятельность рассудка нацелена на выявление этого причинного ряда в опыте (всякое явление А обусловлено некоторым другим явлением В, а В обусловлено третьим явлением С, С имеет в качестве своего условия явление D и т. д. до бесконечности). Однако рассудок не имеет возможности закончить этот ряд некоторым последним - безусловным.

>Регулятивная функция разума и идей Когда мы ищем последний безусловный источник  всех явлений Регулятивная функция разума и идей Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы получаем идею души (в традиционной метафизике это субстанция , наделенную бессмертием и свободной волей). Стремясь подняться к последнему безусловному оснований всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. Желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога.

>ПАРАДОКС СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И РАССУДКА  Если разум задает цель рассудку, то рассудок должен ПАРАДОКС СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И РАССУДКА Если разум задает цель рассудку, то рассудок должен стремиться к бесконечности. Но категории рассудка применимы только в опыте, а значит, выйти в бесконечное рассудок не может Разрешение парадокса у Канта: признание антиномичности мира

>4 АНТИНОМИИ КАНТА 1. Мир конечен   мир бесконечен.  2.  Каждая 4 АНТИНОМИИ КАНТА 1. Мир конечен мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира ( Бог ) не существует первопричины мира.