Скачать презентацию Иконопись Автор Лопаткина Екатерина гр 2113 ФТД Скачать презентацию Иконопись Автор Лопаткина Екатерина гр 2113 ФТД

Иконопись Лопаткина Екатерина. гр.2113. ФТД.pptx

  • Количество слайдов: 24

Иконопись Автор Лопаткина Екатерина, гр. 2113, ФТД Иконопись Автор Лопаткина Екатерина, гр. 2113, ФТД

Содержание • • 1. Определение иконописи 2. Определение иконы 3. Особенности иконописи 4. Техника Содержание • • 1. Определение иконописи 2. Определение иконы 3. Особенности иконописи 4. Техника иконописи 5. Классификация икон 6. Заключение 7. Источники

Определение Иконопись (от икона и писать) — иконописание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, Определение Иконопись (от икона и писать) — иконописание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.

 «СВЯТАЯ ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЁВА (1410 ГОД) «СВЯТАЯ ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЁВА (1410 ГОД)

От иконописи принято отделять другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику От иконописи принято отделять другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др. ), книжную миниатюру, декора тивно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье) живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

Икона (от ср. -греч. εἰκόνα «рисунок» , «икона» ; тж. др. -греч. εἰκών «образ» Икона (от ср. -греч. εἰκόνα «рисунок» , «икона» ; тж. др. -греч. εἰκών «образ» , «изображение» ) — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век

 Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.

Владимирская икона Божьей матери (XII век) Владимирская икона Божьей матери (XII век)

Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: используется особая система изображения пространства — так называемая Для иконописи характерны следующие стилистические особенности: используется особая система изображения пространства — так называемая «обратная перспектива» : некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними; это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах, или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.

 нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда, наоборот, укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов. Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст (в семантическом значении этого слова).

Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном же мчугом Тихвинская икона Божьей Матери в окладе, украшенном же мчугом

Техника иконописи На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается Техника иконописи На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока» . Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас» . Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. В качестве краски используется яичная темпера на натуральных пигментах Процесс работы над ликом завершает наложение «движков» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

Императорица Евдокия. Икона из мрамора, инкрустированная драг оценными камнями, X век — чуть ли Императорица Евдокия. Икона из мрамора, инкрустированная драг оценными камнями, X век — чуть ли не единственный уцелевший предмет в подобной технике

Классификация икон По сюжетам иконы можно разделить на Иконы Святой Троицы Иконы праздников и Классификация икон По сюжетам иконы можно разделить на Иконы Святой Троицы Иконы праздников и событий священной истории Богородичные иконы Иконы христологического ряда Символические и алл егорические композиции Иконы святых и сил бесплотных

Четырёхчастная икона (Воскрешение Лазаря, Святая Троица, Сретение, Иоа нн Богослов на острове Патмос), Новг Четырёхчастная икона (Воскрешение Лазаря, Святая Троица, Сретение, Иоа нн Богослов на острове Патмос), Новг ород, XV век

По технике исполнения выделяют живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, По технике исполнения выделяют живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д. вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья литые иконы резные иконы печатные или типографские иконы сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей) Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

По размеру существует несколько характерных наименований листоушка (листо вушка) — малая икона на доске По размеру существует несколько характерных наименований листоушка (листо вушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков. пядница (пятка) — икона размером в пядь. осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков

По месту нахождения иконы делятся на домовые семейная мерная путные (дорожные) храмовые иконостасные заамвонные По месту нахождения иконы делятся на домовые семейная мерная путные (дорожные) храмовые иконостасные заамвонные венчальная выносная именная обетная

ИКОНА «НЕРУКОТВОРНЫЙ СПАС» СИМОНА УШАКОВА ИКОНА «НЕРУКОТВОРНЫЙ СПАС» СИМОНА УШАКОВА

Заключение • Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета Заключение • Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. • Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность

Источники • http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%98%D 0%BA%D 0% BE%D 0%BD%D 0%BE%D 0%BF%D 0%B Источники • http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%98%D 0%BA%D 0% BE%D 0%BD%D 0%BE%D 0%BF%D 0%B 8%D 1%81%D 1% 8 C_(%D 1%82%D 0%B 5%D 1%85%D 0%BD%D 0%B 8%D 0%BA%D 0%B 0) • http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%98%D 0%BA%D 0% BE%D 0%BD%D 0%B 0 • http: //nesusvet. narod. ru/ico/ref/rus_icon. htm

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!