отцы и дети, худ. своеобразиеt.pptx
- Количество слайдов: 28
И. С. Тургенев. Обзор жизни и творчества. Роман «Отцы и дети» . Сопоставление портретных характеристик героев. Проверка в. с. р. № 1.
Спасское - Лутовиново
Парк. Спасское – Лутовиново
Дом-музей. Спасское – Лутовиново
План занятия: 1. 2. 3. 4. 5. «Отцы и дети» . Временной и всечеловеческий смысл названия. Основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Сопоставление портретных характеристик Павла Петровича и Базарова. Работа с иллюстрациями художников П. М. Боклевского и К. И. Рудакова.
Ответьте на вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Что такое социально - психологический роман? Какие произведения можно отнести к этому жанру? Что такое «обломовщина» ? Какова идея романа «Обломов» ? Что такое конфликт? Что такое сюжет? Что такое идея? Какое значение имеет название художественного произведения? Может ли оно имеет несколько значений? Знакомы ли вы с творчеством И. С. Тургенева? Какие произведения вы изучили?
И. С. Тургенев и П. Виардо
И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? . . Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность»
История создания романа: По признанию Тургенева, "первая мысль" нового романа пришла к нему в Англии, где писатель лечился "в маленьком городке на острове Уайте". За границей писателя продолжали одолевать раздумья о России. Он "напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что <…> окружало". Предметом размышлений незаметно сделались воспоминания о встрече с "провинциальным молодым врачом". Казалось, этому знакомству не стоило придавать значения, поскольку такого рода человек был "один, и уже скончался" к моменту творческих раздумий. Писатель с обычной прозорливостью понял, что перед ним оказался представитель нового поколения: "В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было сильное…" На этот раз дар предвидения поразил самого писателя: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду. . . " Все же Тургенев с увлечением принимается за работу: "Фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России…" В дневник от 30 июля 1861 года писатель заносит: "Часа полтора тому назад я закончил, наконец, свой роман. . . Не знаю, каков будет успех". Роман опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник» , в этом же году вышел отдельным изданием.
«Ну и досталось же ему за Базарова. . . » Ф. М. Достоевский Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник» Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга
Кто и что писал о романе М. А. Антонович: Базаров – «карикатура» на молодое поколение, «чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом» роман скучный, художественно несовершенный Д. И. Писарев: Базаров – художественно воплощенная мечта о могучем деятелереформаторе
И ещё… Ø Хлестали без стеснения. “Иуда, дурак, осёл, гадина, плевательница — это самое меньшее, что обо мне говорилось”, — писал Тургенев. Это он говорит о том самом письме, где сказано, что Базаров был задуман “героически идеализированным”. Ø На студенческих собраниях по поводу «Отцов и детей» Тургенева обвиняли, что он в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова. Ø Споров было много, полемика была бурная, роман ругали и демократы и аристократы. Ø В чем причина этого?
Писатель - провидец Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами
«Воздух эпохи» Время написания романа – 1861 год Время действия – 1855 -1861 – время, сложное для России Правление Александра. II -стремление к образованию различных слоёв населения Разночинцы выбирают естественные науки Меняются вековые устои России
Смысл названия романа «Я попытался представить конфликт двух поколений» (И. С. Тургенев) Отцы Социальный (конфликт аристократов и разночинцев) дети Психологический конфликт (конфликт поколений)
Композиция романа Марьино Деревенька Базаровых Никольское Самостоятельно поставьте проблемный вопрос по данной схеме и дайте на него ответ
Мастерство Тургенева в создании образов романа Портретная характеристика Базаров Павел Петрович Лицо «длинное и худое, с широким «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, лбом, кверху плоским, книзу как новое серебро; лицо его, заостренным носом, с большими желчное, но без морщин, зеленоватыми глазами и с необыкновенно правильное и чистое, висячими бакенбардами словно выведенное тонким и легким песочного цвету. . . оживлялось резцом, являло следы красоты спокойной улыбкой и выражало замечательной; особенно хороши самоуверенность и ум. . . Его были светлые, черные темно-белокурые волосы, продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил длинные и густые, не скрывали юношескую стройность и крупных выпуклостей просторного черепа» . стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов» .
Павел Петрович Кирсанов. Художник Е. Рудаков. 1946– 1947 Павел Петрович Кирсанов. Художник П. Боклевский. 1870 -е
Базаров. Художник К. Рудаков. 1948 -1949 Базаров. Художник П. Боклевский. 1870 -е
Прототипы Базарова В письме к К. К. Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей» , лидеров демократического движения. Ø В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ. Ø «В основе главной фигуры , Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом молодом человеке воплотилось то, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма» (И. С. Тургенев). Ø
«Отрицатели, или нигилисты» Добролюбов Н. А. (1836 -61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник» .
«Отрицатели, или нигилисты» Чернышевский Николай Гаврилович (1828 -89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник» . Идейны й вдохновитель революционного движения 1860 -х гг.
«Отрицатели» , или нигилисты Белинский Виссарион Григорьевич (181148), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп» , «Отечественные записки» и «Современник»
И все же: роман или повесть? РОМАН- литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. ПРОБЛЕМА РОМАНА. Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души» ).
1. ПОВЕСТЬ — род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Однако применение этих трех наименований у отдельных писателей настолько разнообразно и даже случайно, что приурочить каждое из них, как точные терминологические обозначения, к определенным эпическим жанрам крайне затруднительно. Пушкин называет повестями как «Дубровского» и «Капитанскую Дочку» , которые легко могут быть, отнесены к романам, так и коротенького «Гробовщика» , входящего в цикл «Повестей Белкина» . 2. ПОВЕСТЬ — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Вывод: Ø Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60 -х годов XIX века. ØВ романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50 -х – 60 -х годов Xl. X столетия.
отцы и дети, худ. своеобразиеt.pptx