Скачать презентацию Гуманистическая психологи. Я  Гуманистическая психология — направление Скачать презентацию Гуманистическая психологи. Я Гуманистическая психология — направление

Гуманистическая психологиЯ.ppt

  • Количество слайдов: 16

Гуманистическая психологи. Я Гуманистическая психологи. Я

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60– х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Начиная с 1957 г. некоторые из основателей гуманистической психологии, включая А. Маслоу, К. Местакеса Начиная с 1957 г. некоторые из основателей гуманистической психологии, включая А. Маслоу, К. Местакеса и К. Роджерса, начали проводить регулярные семинары, на основе которых весной 1961 г. возник «Журнал гуманистической психологии» во главе с А. Свитчем как главным редактором, а затем в том же году возникла Американская ассоциация за гуманистическую психологию. Создание журнала позволило публиковать новые идеи без тех ограничений, которые налагались на публикуемые материалы редакциями консервативных, но авторитетных журналов. К 1970 г. стало ясно, что слово «американская» в названии ассоциации должно быть опущено для того, чтобы более точно отразить интернациональные связи и широкую международную научную деятельность гуманистической психологии.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии: • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. • Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений. • Человек сознает себя. • Человек имеет выбор. • Человек интенциален. (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

l Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, l Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Традиционно к гуманистической психологии относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория Традиционно к гуманистической психологии относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя. Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции

Такими принципами являются: o o o o Принцип развития, который означает, что человек постоянно Такими принципами являются: o o o o Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации. Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т. е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма. Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет. Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям. Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т. к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Теория личностных черт Гордона Уилларда Олпорта Теория личностных черт Гордона Уилларда Олпорта

n n Г. Олпорт рассматривает человека как сложную n n Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в которой он выделяет уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт. Особое место занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня: уровень мотивов нужды и мотивов развития. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее. Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности: • детская стадия; • стадия относительной дифференциации; • стадия интегрированного единства.

На 1 ой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает На 1 ой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На 2 ой стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов На 3 ей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я. Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна.

Теория самоактуализации Абрахама Маслоу Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

n n Теория личности Абрахама Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих n n Теория личности Абрахама Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества. Одно из главных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму. Условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям. Также выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

Теория личности Карла Роджерса Теория личности Карла Роджерса

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

n n n n n Над презентацией работали: Ксения Винницкая Юлия Пихтовникова Яна Равич n n n n n Над презентацией работали: Ксения Винницкая Юлия Пихтовникова Яна Равич Дарья Бравзевман Ольга Десятова Алёна Свиридова Анастасия Богатырёва Екатерина Мордясова