Готический стиль
Хронологические рамки: конец XII - XV вв. Периоды: I период – «раннеготический» стиль – 12 -13 в. в. - Тяжеловатость форм, отголоски «романства» (Собор в Амьене. 1220 - 1288 гг. Франция. )
Собор в Амьене. 1220 -1288 гг. Франция
II период – «лучистый» , «декоративный» - 14 в. Стремление в высоту, легкость, благородство. (Кельнский собор. Германия. 1248 -1560 гг. )
Кельнский собор. Германия. 1248 -1560 гг.
III период – «цветистый» , «пламенеющий» стиль – 15 -16 вв. Непосредственный, вычурный, переизбыток обременяющих украшений. (Собор в Милане. Италия. 1386 -1856. )
Собор в Милане. Италия. 1386 -1856
Готический стиль возник в Западной Европе Хотя Готический стиль был распространен по всей Западной Европе, в каждой стране он имел отличительные особенности.
Франция – считается родиной готики Архитектура: Конструкция: - Крестовые своды - стены и свод сливаются - Появление контрфорсов и аркбутанов =› стена теряет конструктивную роль - Каркасная система Схема свода
а – контрфорс (устой) б – аркбутаны Собор в Амьене. 1220 - 1228 гг.
Принцип каркасной конструкции французских кафедральных соборов. ( зарисовка Дэвида Макауэля)
Кафедральный собор в Реймсе. 1211 -1311 гг.
Кафедральный собор в Реймсе. Интерьер. 1211 -1311 гг.
Интерьер: - Большое количество витражей. Витраж заменил в храмах фреску. На них можно было увидеть все общество того времени, т. к. заказчиками их (донаторами) были представители разных социальных групп средневекового общества. (Церковь Сен-Шапель. 13 в. Париж; Паломники. Шартрский собор. 13 в. ) - Необычные фигурные арки
Скульптура: Техника: переход от рельефа к статуе Символика: дидактический характер – изображена вся библейская история. Особенности изображения: Торжественные фигуры, живые выражения лиц, христианский идеал красоты (Собор Нотр Дам в Шартере. Скульптуры южного портала. 13 в. )
Германия Архитектура: Конструкция: - подчеркнутый вертикализм - однобашенный фасад - Ребристый свод (Собор Богоматери в Ульме. 1377 -1890 гг. )
Скульптура: -Богатый орнамент -Множество скульптур Тема: страдание Христа, Изображение человеческих мук Изобразительные особенности: -Реалистичность -Изображение донаторов или «ктиторов» . Чешский мастер. «Оплакивание» . До 1420 г. Прага, Национальная галерея.
Скульптура донатора и его супруги Уты. Собор в Наумбурге. 1250 г.
Архитектура: Англия Невысокие здания Вытянуты в длину Башня над средокрестием Своды – гигантские зонты (Кембриджский университет. 13 в. Ковентри. Церковь Сент- Джон. 14 в. )
Свод в виде зонта, также называли «пальмами» .
Миниатюра: Не только в Библии, но и в песенных сборниках, книгах. ( «Застольное пение» . Инициал «О» из сборника застольных песен. 1430 - 1444 гг. Виндзор. Ныне в Британской библиотеке)
сборника застольных песен. 1430 - 1444 гг.
Италия – стиль не получил достаточного развития Архитектура: Отсутствие стремления к высоте Большое влияние византийского искусства (Собор. Сассари. 15 в. ; Базилика Сант-Антонио. Падуя. 1230 -х гг. )
В интерьере многообразие фресок «Оплакивание Капелла Христа» . Капелла Скровеньи с дель Арена. Падуя. фресками Джотто. 1305 -1308 гг. Джотто Начало 14 в. Падуя. ди Бондоне.