Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова» Основы философии Модуль 2: История философии Тема 4. 3 Философия Нового времени: Декарт и Спиноза Подосенов Олег Викторович 909 -127 -06 -35 sgpc-phil@yandex. ru Сыктывкар, 2012
Рене Декарт (1596 -1650) • Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ Стокгольм (ныне Декарт) • Учится к колеже Ла Флеш (1606 -1615) • Годы путешествий Лейден (1618 -1625) § Ульмское «озарение» Париж (10 ноября 1619 г. ) Ла Флеш • Жизнь в Париже (1625 -1628) Ульм • В эмиграции в Нидерландах Лаэ (1628 -1649) § Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) • Переезд в Швецию (1649) • Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме 2
Рене Декарт (1596 -1650) Основные сочинения • Мир, или Трактат о свете (1633) • Рассуждение о методе (1637) • Размышления о первой философии (1641) • Первоначала философии (1644) Рене Декарт (копия утраченного портрета 3 работы Ф. Хальса)
Рене Декарт Дуалистический рационализм q Гносеология Декарта • Радикальное сомнение • «Я мыслю, следовательно, существую» • Идея Бога • Естественный свет разума • Метод достижения истины q Онтология Декарта • Дуализм духа и материи § Субстанции и их атрибуты § Отрицание пустого пространства и психики животных • Проблема взаимодействия субстанций § Естественный свет разума ( «врождённые идеи» ) § «Шишковидная железа» § Психофизический параллелизм § Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша 4
Гносеология Декарта Радикальное сомнение Слишком многие ложные мнения я принимал за истинные, и слишком сомнительны положения, принятые на основе этих ложных мнений. Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я хочу установить в науках что-то прочное и постоянное. Я допускаю, что всё видимое мною ложно и предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет память; я полностью лишён чувств. Однако, коль скоро я себя в чём-то убедил, значит, я всё же существовал? Всякий раз, как я произношу слова «Я существую» или воспринимаю 1 это высказывание умом, оно по 5 необходимости является истинным.
Гносеология Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь. Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина. Но раз моя уверенность в собственном существовании 2 Cogito ergo sum зиждется на факте мышления, 6 значит я есть мыслящее существо.
Гносеология Декарта Идея Бога Как мыслящее существо, я нахожу в себе множество идей, одни из которых представляются смутными, другие – ясными и отчётливыми. Одна из моих наиболее ясных идей есть идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени разумной и всемогущей субстанции. Идея Бога как бесконечной субстанции не может исходить от меня самого, поскольку сам я конечен. Идея Бога не может быть выведена из каких-то других идей, ибо содержит в себе больше реальности, чем любая другая идея. Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не меньше 3 реальности, чем мыслится в этой 7 идее, т. е. лишь от самого Бога.
Гносеология Декарта Естественный свет разума Что касается других идей, то на идеи смутные я, по-видимому, не могу полагаться как на истинные. И даже идеи ясные и отчётливые не могли разве быть вложены в меня каким-нибудь могущественным, но злокозненным обманщиком? Хотя я ощущаю в себе способность суждения, позволяющую отличать истину от заблуждения, могу ли я полагаться на неё? Однако невозможно, чтобы Бог меня обманывал (ведь во всяком обмане заключено нечто несовершенное) или хотел, чтобы я заблуждался. Поэтому я могу доверять этому естественному свету разума, 4 при условии, конечно, что 8 я правильно им пользуюсь.
Гносеология Декарта Метод достижения истины Вместо большого числа правил, составляющих логику, достаточно четырёх следующих, лишь бы соблюдать их без отступлений. 1) Принимать за истинное только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что не может дать повод к сомнению. 2) Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. 3) Располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и восходя постепенно до наиболее сложных. 4) Делать перечни столь полные и обзоры столь всеохватывающие, 5 чтобы быть уверенным, 9 что ничего не пропущено.
Гносеология Декарта Метод достижения истины 3 2 7 х 4 1 7 = 1 3 6 3 5 9 7 х 7 = 4 9 Истинно то, что 7 х 1 = 7 1 -ое представляется уму правило ясным и отчётливым Деление на части 2 -ое (до достижения 3 2 7 правило полной ясности) Последовательность 4 1 7 3 -е мыслей (от простого 2 2 8 9 правило к сложному) 3 2 7 Перечни и обзоры 1 3 0 8 4 -ое (чтобы ничего правило не упустить) 1 3 6 3 5 9 10
Онтология Декарта Дуализм духа и материи Всё сущее Вещи мыслящие Вещи протяжённые (res cogitans) (res extensa) … я полагаю, что весь род причин, направленных к определённой цели, не может иметь никакого применения в области физики: ведь я допускаю, что только по легкомыслию можно пытаться прослеживать цели Бога. 11
Дуализм духа и материи Субстанции их атрибуты Дух Материя Мышление Протяжённость Субстанция Атрибут (лат. substantia, под-лежащее, (лат. attributum, перевод греч. ύπόστασις) – приданное, приписанное) – то, что существует определяющий признак самостоятельно (само по себе), (качество, предикат) субстанции, нечто устойчивое и постоянное достаточный для её (в отличие от изменчивого идентификации и необходимый и преходящего). для её существования. 12
Дуализм духа и материи Пустое пространство и психика животных Отождествление телесности Отождествление психики с протяжённостью с логическим мышлением ведёт к отрицанию пустого пространства. психики у животных. Заполняющая всё пространство 13 Животные – автоматы. материя движется вихреобразно.
Дуализм духа и материи Проблема взаимодействия субстанций Дух Материя Мыслит Не мыслит Непротяжён Протяжённа Неделим Делима Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах? 14
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи» Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции 1 y = x 2 и знание об основных законах, которым она подчинена. 15
Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа» Лев! Бежим! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа 2 преобразует чувственные (физические) воздействия 16 в мысли и мысли – в физические действия.
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Материальные и духовные процессы согласованны, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик. Пример двух часов Арнольд Гейлинкс 3 (1624 -1669) 17
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Видение всех вещей в Боге Николя Мальбранш 3 (1638 -1715) 18
Проблема взаимодействия субстанций Картезианский окказионализм Окказионализм Движущая сила тел… (лат. occasio, случай, повод) – не находится философская концепция, в движущихся телах, ибо эта движущая сила отрицающая возможность есть не что иное, взаимодействия как воля Божья… материальной (протяжённой) Естественная причина и духовной (мыслящей) не есть реальная субстанций и утверждающая, и истинная причина, что то, что представляется а причина случайная, определяющая решение телесной причиной Творца природы мысли (или акта воли) действовать тем или психической причиной иным образом (идеей или желанием) в том или ином случае. физического движения есть не более чем повод (occasio) для истинной причины, каковой может быть только Бог. Н. Мальбранш. «Разыскание истины» . 19
Бенедикт Спиноза (1632 -1677) • Род. 24 ноября 1632 г. в Амстердаме • «Великое отлучение» (1656) • Ум. 21 февраля 1677 г. Амстердам в Гааге Гаага 20
Бенедикт Спиноза (1632 -1677) Основные сочинения • Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663) • Богословско-политический трактат (1670) • Этика (1663 -1675) Бенедикт Спиноза 21
Спиноза Монистический рационализм q Онтология Спинозы • Критика дуализма § Единственность субстанции § Множественность атрибутов субстанции • Пантеизм § Природа творящая § Природа сотворённая • Детерминизм § Отрицание случайности (необусловленности) § Свобода как обусловленность собственной природой § Несвобода как внешняя обусловленность (принуждение) q Гносеология Спинозы • «Геометрический» метод • Отождествление физической и логической необходимости • Три рода познания q Этика Спинозы 22 • Разум и свобода
Онтология Спинозы Критика дуализма Под субстанцией я разумею то, Определение 3 что существует само в себе и представляется само через себя. части 1 Под атрибутом я разумею то, что Определение 4 ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. части 1 В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и Теорема 5 той же природы, иными словами – части 1 с одним и тем же атрибутом. Бог, или субстанция, состоящая Теорема 11 из бесконечно многих атрибутов, части 1 необходимо существует. Кроме Бога никакая субстанция Теорема 14 1 не может ни существовать, части 1 ни быть представляема. 23
Онтология Спинозы Критика дуализма Отсюда самым ясным образом следует, 1) что Бог един, т. е. что в природе вещей существует только одна субстанция, Королларии 1 и 2 и эта субстанция к теореме 14 абсолютно бесконечна; части 1 2) что вещь протяжённая и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans) составляют или атрибуты Бога или состояния (модусы) атрибутов Бога. Б. Спиноза. «Этика» . – Часть 1 24
Онтология Спинозы Пантеизм Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога Теорема 15 не может ни существовать, части 1 ни быть представляемо. Из необходимости божественной природы должно вытекать Теорема 16 бесконечное множество вещей части 1 бесконечно многими способами. Бог есть производящая причина Королларий 1 всех вещей, какие только могут быть представлены к теореме 16 бесконечным разумом. части 1 Бог действует единственно Теорема 17 по законам своей природы части 1 и без чьего-либо принуждения. Бог есть имманентная причина Теорема 18 2 всех вещей, части 1 а не действующая извне. 25
Онтология Спинозы Пантеизм: природа творящая и сотворённая Пантеизм Под природой порождающей нам должно понимать то, что (греч. παν, всё, θεός, Бог) – существует само по себе и религиозно-философская представляется само через себя, доктрина, согласно которой иными словами, такие атрибуты Бог и мир суть одно субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, (Бог имманентен миру), т. е. Бога, поскольку он букв. : «Бог во всём» и/или рассматривается как свободная «Всё божественно» . причина. А под природой порождённой я понимаю всё то, что вытекает из необходимости природы Бога, т. е. все модусы Схолия атрибутов Бога, поскольку они к теореме 29 рассматриваются как вещи, части 1 которые существуют в Боге. Б. Спиноза. «Этика» . – Часть 1 26
Онтология Спинозы Детерминизм В природе вещей нет ничего случайного, но всё Теорема 29 определено из необходимости части 1 божественной природы. Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо Теорема 26 определена таким образом Богом, части 1 а сама себя определить не может. Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, Теорема 27 не может сама себя сделать части 1 не определённой к нему. Вещи не могли быть произведены Теорема 33 Богом никаким другим образом части 1 и ни в каком другом порядке, чем произведены. Всё, что по нашему представлению Теорема 35 3 находится во власти Бога, части 1 необходимо существует. 27
Онтология Спинозы Детерминизм Различие между свободой Свободной называется и несвободой заключается такая вещь, которая существует по одной только не в отсутствии и наличии необходимости своей детерминации (в природе собственной природы и вообще нет ничего определяется к действию недетерминированного), а только сама собой. лишь в различии характера Необходимой же или, этой детерминации. лучше сказать, принуждённой называется такая, которая чем-либо иным определяется Определение 7 к существованию и действию по известному и части 1 определённому образу. Б. Спиноза. «Этика» . – Часть 1 28
Гносеология Спинозы «Геометрический метод» Определения Аксиомы Постулаты Теоремы Леммы Королларии Схолии 29
Гносеология Спинозы Физическая и логическая необходимость Мышление составляет атрибут Теорема 1 Бога, иными словам Бог есть вещь мыслящая (res cogitans). части 2 Протяжение составляет атрибут Теорема 2 Бога, иными словами Бог есть вещь протяжённая (res extensa). части 2 Субстанция мыслящая и субстанция Схолия протяжённая составляют одну и ту же субстанцию, рассматриваемую к теореме 7 под разными атрибутами. части 2 Королларий Всё, что вытекает из бесконечной природы Бога формально, в том же к теореме 7 порядке и той же связи проистекает части 2 в Боге из его идеи объективно. Теорема 7 Порядок и связь идей те же, части 2 что порядок и связь вещей. 30
Гносеология Спинозы Физическая и логическая необходимость Круг, существующий в природе, и идея этого круга, находящаяся также в Боге, есть одна и та же вещь, выраженная различными атрибутами. Так что, будем ли мы представлять природу под Схолия атрибутом протяжения, или под к теореме 7 атрибутом мышления, или под части 2 каким-либо иным атрибутом, мы во всех случаях найдём один и тот же порядок, иными словами, одну и ту же связь причин, т. е. что те же самые вещи следуют друг за другом. Б. Спиноза. «Этика» . – Часть 2 31
Гносеология Спинозы Три рода познания Познание Мнение или Рассудок Интуиция воображение Познание через Непосредствен- Познание из беспорядочный ное усмотрение опыт из знаков общих понятий сущности вещей 32
Гносеология Спинозы Три рода познания Познание первого рода [мнение или воображение] есть единственная Теорема 41 причина ложности, части 2 познание же второго [рассудок] и третьего [интуиция] рода необходимо истинно. Б. Спиноза. «Этика» . – Часть 2 33
Этика Спинозы Разум и свобода В душе нет никакой абсолютной или свободной воли; к хотению душа Теорема 48 определяется причиной, которая части 2 определена другой причиной и т. д. Аффект может быть ограничен или уничтожен Теорема 7 только противоположным и части 4 более сильным аффектом. Из двух благ мы по руководству Теорема 65 разума будем следовать бóльшему, а из двух зол – меньшему. части 4 Доказательство [Интеллектуальная] любовь к Богу [третий, высший, род познания] теоремы 20 составляет самое высшее благо, части 5 к которому мы можем стремиться. Схолия Это познание если и не уничтожает аффекты, то, по крайней мере, к теореме 20 достигает того, что они составляют 34 части 5 наименьшую часть души.
Вопросы? 35
0 12-13 19 ИсторФил ФилНВ Декарт.ppt
- Количество слайдов: 35